Родительство это – Родительство — это… Что такое Родительство?

Содержание

Естественное родительство — Википедия

Естественное родительство (англ. Natural Parenting) — метод заботы о детях, основная идея которого состоит в том, чтобы наблюдать за коммуникативными знаками новорождённых и стараться удовлетворить их эмоциональные и физические потребности[1].

У этого подхода к воспитанию есть несколько названий: в восьмидесятые и девяностые годы XX века в России называли «сознательным родительством»[2][нет в источнике][3], на Западе — англ. empathic parenting (сопереживающее воспитание)[1][4]англ. instinctive care (инстинктивная забота)[1][5], англ. attachment parenting (стиль сближения)[1][6], англ. natural parenting и англ. parenting from the heart (естественное или добросердечное воспитание)[1][4], органическое родительство англ. organic parenting[7]), а сегодня часто обозначают термином «естественное родительство»[8].

Основной идеей методов воспитания в конце XX—начале XXI века является удовлетворение врождённых потребностей в ласке, тепле, пище и безопасности. Естественное воспитание, по мнению его сторонников, основывается на эволюционной теории развития человека как вида в природе, опирается на традиции воспитания в той или иной культуре или на современные научные данные из областей психологии, педагогики, биологии, медицины, антропологии, биохимии, стоматологии. Методы естественного воспитания в жизни варьируются от полного следования сигналам ребёнка до авторитарного воспитания. Часто естественный подход к выращиванию детей тождественен современным представлениям о гуманном отношении к детям, хотя исторически естественные методы воспитания детей могли быть жестокими, вплоть до убийства детей

[9]. Отличительной чертой всех направлений естественного родительства является апелляция к природным, животным или биологическим истокам человека в противовес к техническому подходу современности ко всем областям жизни, связанным с человеком. В той или иной мере подчеркивается гармония с природой, а не её завоевание, характерное для развитых индустриализированных обществ XX — начала XXI века
[10]
. Чёткого мнения что есть «природное» и «естественное» не существует. Интерпретация естественности может производиться через призму традиционного опыта и знаний, передаваемые в определённой культуре, антропологические исследования о древних людях и сравнения этих данных с наблюдениями за современными народами и племенами, которые живут первобытным строем, или покоиться на знаниях из области биологии человека и млекопитающих.

Сторонники естественного родительства считают, что у родителей есть всё нужное для того, чтобы нормально заботиться о ребёнке (в отличие от научного подхода, где считается, что только специально обученные специалисты разбираются в уходе за детьми и воспитании детей)[11]. Родители, которые проводят много времени со своими детьми, естественно, учатся понимать их насущные потребности. Так, например, мама даёт ребёнку грудь, не тогда, когда он заплакал, а когда он начинает выказывать неудобство, его сон становится беспокойным, а если его рука оказывается рядом с лицом, он поворачивается в сторону руки, открывает рот или даже пытается сосать руку или любой предмет рядом со ртом (поисковое поведение). Такой подход полностью совпадает не только с исторически-культурными традициями воспитания детей у многиx народов, но и с рекомендациями ряда специалистов

[12]. Такое воспитание воспринимается ими как проверенное временем и наиболее гуманное и приемлемое для развития человека.

Сторонники естественного родительства частично или полностью отказываются от приспособлений, которые с их точки зрения, неестественны, для ребёнка (бутылки, искусственные заменители молока, пустышки, одноразовые подгузники, а также детские кровати, люльки, ходунки, прыгунки, манежи, коляски).

Некоторые из специалистов считают, что некоторые из этих предметов могут представлять опасность для здоровья ребёнка, например, использование искусственных сосков может привести к патологиям развития лице-челюстного аппарата, что впоследствии может вызвать различные заболевания, такие как отиты, апноэ сна, патологии речи[13]. Использование бутылок для кормления детей связано с перекармливанием и нарушением саморегуляции аппетита у ребёнка[14] Перекармливание в младенчестве коррелирует с ожирением во взрослом возрасте[15]. Применение искусственных заменителей молока может привести к ряду негативных отдалённых последствий[16][неавторитетный источник?][17]. Использование искусственных заменителей грудного молока связано с повышением детской смертности как в развивающихся, так и развитых странах

[18][19].

Одноразовые подгузники, зачастую, редко меняют, что может привести к повышению риска развития инфекций мочеполовых путей[20]. Использование одноразовых подгузников связано с тенденцией задержки развития навыков хождения в туалет у детей и более продолжительного периода недержание мочи, по сравнению с детьми, которые носят бельё[21]. Кроме того, у родителей могут быть опасения, связанные с потенциальной токсичностью одноразовых подгузников[22]. Детская мебель и товары, как кроватки, складные кроватки, люльки, ходунки, прыгунки и коляски часто замещают уход живых людей, что само по себе опасно[источник не указан 3066 дней]. Преобладающая причина смертности среди младенцев в США и других западных странах — синдром внезапной детской смерти или несчастные случаи. В обоих случаях дети находятся без взрослого присмотра и спят в одиночестве

[23]. Кроме того, известен ряд случаев когда подобные предметы подлежали отзыву производителю, вызванным с травматизмом или смертью от использования этих товаров. В США за этим следит комиссия «US Consumer Product Safety Commission». Например, недавний отзыв детских кроваток был связан со смертью нескольких детей[24]. Ходунки — источник высокого травматизма. Особую опасность представляют черепные травмы при использовании ходунков[25]. Опасность от ходунков настолько большая, что Американская академия педиатрии уже много лет призывает запретить ходунки[26]. В Канаде ходунки запрещены с 2004 года[27]. Среди детей младше трёх лет наблюдается высокий травматизм, связанный с использованием колясок[28][неавторитетный источник?][29]. Использование детских переносных устройств, люлек, сидений для младенцев, автомобильных сидений, младенческих качелей может привести к деформациям формы черепа (плагиоцефалии)
[30]
.

Сторонники метода могут отвергать медицинскую помощь роженицам, роды с помощью кесарева сечения[31], УЗИ плода, вакцинирование и приём лекарств. Отдельные сторонники могут выбирать элементы метода (ношение в слинге, кормление грудью до самоотлучения) для следования им.

Идеологии естественного родительства соответствует идеализированное представление о том, как заботились о детях в первобытные времена. Некоторые племена, до сих пор сохранившие первобытную культуру и жизненный уклад, растят детей так, как предлагается естественным родительством. Жан Ледлофф описала такое воспитание в книге «Как вырастить ребёнка счастливым. Принцип преемственности». Ледлофф провела два с половиной года в племенах южноамериканских индейцев екуана, где, по её словам, в отношениях между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой (по её мнению) так не хватает в цивилизованном обществе, и пришла к выводу, что если обращаться с детьми «так, как это делали наши предки на протяжении тысячелетий», малыши будут спокойными и счастливыми. Вернувшись в США, она написала книгу о том, что важно, воспитывая ребёнка, прислушиваться к собственной интуиции, а не только лишь к советам специалистов в области ухода за детьми

[32]:

С рождения дети екуана постоянно присутствуют при любой деятельности своих родителей. С того момента, как пуповина отделена от ребёнка, его жизнь уже полна событий. Пока ребёнок в основном спит, но и во сне он привыкает к голосам людей своего племени, звукам их деятельности, толчкам, резким и неожиданным движениям и остановкам, к давлению на различные участки его тела, когда родитель меняет положение ребёнка, совмещая текущую деятельность или отдых с уходом за своим чадом. Младенец также познает ритмы дня и ночи, изменения температуры своего тела и приятное ощущение безопасности и тепла от прикосновения к живой плоти родителя. Ребёнок осознает эту настоятельную потребность лишь тогда, когда его вдруг отнимают от уютного тела. Его безоговорочное ожидание именно таких событий и уверенность в том, что ему нужен именно такой опыт, поддерживают континуум человека. Малыш ощущает эту «правильность» и поэтому лишь изредка извещает родителей о своих потребностях плачем. Деятельность ребёнка в основном ограничивается сосанием груди матери и опорожнением кишечника. Когда возникает такое желание, его реализация доставляет ребёнку глубокое удовлетворение. Если он не занят этим, то просто изучает мир и привыкает к ощущению, что значит быть на этом свете.

Важным элементом системы естественного воспитания считается совместное пребывание матери и новорождённого ребёнка сразу после родов, что рекомендуется как Всемирной организацией здравоохранения

[источник не указан 3068 дней], так и принципами роддомов нового типа, которым присваивается статус БДР (больницы, доброжелательной к ребёнку), которых с недавних пор появляется в России всё больше и больше. Этот статус больниц присваивается лечебным учреждениям, соответствующим требованиям Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ[33].

Однако так благополучно отношения родителей и детей складывались далеко не везде. Изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей на протяжении истории, психоисторик Л. Демоз выделил шесть трансформаций в отношении к детству[34]:

  • Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.), характеризуется массовыми детоубийствами, насилием. (Инфантицид— детоубийство — стал считаться человекоубийством лишь в 374 году)
  • Бросающий стиль (IV—XIII вв.), ребёнок остается объектом агрессии, его часто сбывают с рук в монастырь, кормилице, в чужую семью.
  • Амбивалентный стиль (XIV—XVII вв.), ребёнок ещё не стал отдельной духовной личностью и полноправным членом семьи; ему отказывают в самостоятельности и индивидуальности, в воспитании преобладает «лепка» характера, при сопротивлении неподдающийся такой «лепке» подвергается избиениям.
  • Навязчивый стиль (XVIII в.), ребёнок становится ближе родителям, но поведение и внутренний мир ребёнка контролируются.
  • Социализирующий стиль (XIX — первая половина XX вв.), ребёнок — объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребёнка к самостоятельной жизни.
  • Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время), родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребёнка, преобладает эмоциональный контакт и сочувствие. Последний стиль тесно связан с именем доктора Бенджамина Спока.

Свои размышления, предназначенные родителям, Бенджамин Спок обобщил в первой книге «Психологические аспекты педиатрической практики». Фактически книга явилась приложением теории Фрейда к практике ухода за ребёнком: кормлению, отнятию от груди, приучению к горшку, дисциплине и многим другим поведенческим и эмоциональным проблемам. Избегая теоретических рассуждений, Спок попытался вложить основы психоанализа в умы американского среднего класса. Опираясь на положение Фрейда, что подавление детских поведенческих реакций может в будущем вызвать серьёзные невротические нарушения, Спок предлагал родителям быть терпеливыми, терпимыми и спокойно пережить определённые стадии детского развития.

Сразу после войны, когда тревоги были позади и Америка, вырвавшись из тисков депрессии и значительно окрепнув, уверенно вступила на путь экономического процветания, в ней начался «бэби-бум» — невиданный всплеск рождаемости. Потребность в умных и доходчивых советах о том, как воспитывать ребёнка, была велика как никогда в тогдашнем американском обществе. К тому же новое поколение родителей было готово к новому уровню семейных отношений, безотчётно стремилось уйти от строгости и сдержанности в отношениях с детьми. Книга Спока оказалась созвучной их ожиданиям, ведь женщины стали чаще и раньше выходить на работу, и надо было пусть и искусственно, но сделать ребёнка «удобным» как для самих занятых мам, так и для казённых воспитателей.

В «Книге здравого смысла о ребёнке и уходе за ним» Спок утверждал, что именно здравый смысл должен стать основой воспитания. Американские педиатры до 50-х годов считали, что кормить ребёнка следует исключительно по строгому графику, Спок отрицал необходимость жёсткого следования расписанию. «Если дитя плачет, утешьте и накормите его, пусть даже будет нарушен график кормления — ничего страшного не случится. Но и не надо бросаться к младенцу стремглав, едва он захнычет. Если ребёнок не может или не хочет что-то делать, не заставляйте его насильно — успеется…» По убеждению автора, «растить ребёнка — не такое уж трудное дело, если вы подходите к нему непринуждённо, доверяете собственным инстинктам и следуете разумным советам врача».[35] К началу пятидесятых уже несколько миллионов американских семей воспитывали детей по Споку, а с середины и до конца двадцатого века идеи и методы Спока проникли в Европу и в СССР.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует кормить детей по требованию[36] и считает метод кормления «по графику», ненормальным и неприемлемым. В 1956 году появилась Ла Лече Лига, организация, помогающая матерям кормить грудью. Со временем постепенно этой организации стали помогать врачи. Одними из первых данный метод начали пропагандировать Марта и Уильям Сирс, американские педиатр и консультант по грудному вскармливанию, вырастившие 8 детей.

К естественным методам можно также отнести принцип невмешательства или минимального медицинского вмешательства в процесс беременности и родов (несмотря на утроенный, по сравнению с родами в роддоме риск потерять ребёнка[37]), минимальное использование лекарственных средств, отказ от вакцинации и тому подобные меры.

Элементы естественного родительства[править | править код]

  • Естественные роды. Сторонники метода естественного родительства предпочитают рожать в роддомах или дома без медицинских вмешательств, которые сопряжены с возможным риском негативного исхода родов для матерей и детей.[38] Им близок акушерский подход к родовспоможению, который поддерживается Всемирной организацией здравоохранения.[39] Понятие естественные роды в контексте идеологии естественного родительства варьируются от вагинальных родов в роддоме с медицинскими вмешательствами до соло-родов дома. Чаще всего сторонники естественных родов рожают в роддомах, по возможности, без вмешательств в роды, или же практикуют домашние роды с акушеркой. Иногда роды в системе естественного родительства рассматриваются как социально-семейное, а не медицинское событие.
  • Уважительное отношение к связи, которая формируется между матерью и ребёнком после рождения. Это проявляется в неразлучении пары мать-дитя после родов. Внутри естественного родительства существует широкий спектр представлений насколько надо или не надо вмешиваться в отношения матери и ребёнка. Например, домашние роды с акушеркой не означают, что ребёнка не будут социализировать путём каких-то действий, присущих социуму, а не естественному течению событий в природе млекопитающих. Главная отличительная черта инициации детей при естественном родительстве — отсутствие насилия и боли.
  • Грудное вскармливание. Сторонники метода часто практикуют грудное вскармливание минимум до двух лет, что, при наличии адекватного прикорма, допускается в рекомендациях «Всемирной организации здравоохранения».[40] Детей могут кормить как до самоотлучения, так и отлучать традиционными способами. Сторонники естественного родительства считают, что кормить грудью может любая женщина, поэтому склонны обращаться за помощью к другим опытными кормящим или консультантам по грудному вскармливанию для преодоления проблем.
  • Тактильный контакт родителей и детей.
  • Осознание родителями, что дети видят, слышат и чувствуют. Это позволяет родителю разделять ощущения и чувства ребёнка.
  • Ношение детей на руках и в слинге.
  • Совместный сон с матерью или с родителями. Практика совместного сна — преобладающее обустройство сна в семье с маленькими детьми во всём мире. Эволюция сна ребёнка происходит в присутствии матери, а раздельный сон матери и ребёнка повышает риск синдрома внезапной детской смерти.[41]
  • Педагогический прикорм или перевод ребёнка с грудного вскармливания на семейный стол;
  • Естественная гигиена новорождённого, то есть высаживание, отказ от одноразовых подгузников («памперсов»).
  • Консервативный[обтекаемое выражение] подход к медицинской помощи, лечению фармакологическими препаратами.
  • Консервативный[обтекаемое выражение] подход к вакцинации.
  • Закаливание.
  • Здоровое питание всей семьи.
  • Положительное поощрение кооперативного поведения у детей. Это может проявляться в избегании насильственных методов дисциплины, таких как битьё, шлепки, словесные оскорбления и упрёки.
  • Естественное планирование семьи.

Приверженцы идеи естественного родительства отличаются разными мнениями о том, что есть естественные методы выращивания, а также насколько рационально полное отрицание социального влияния на детей, материнство и семью. Существует огромный разброс течений в естественном родительстве и личных предпочтениях каждой семьи. Так например, ношение в слинге не отрицает использование колясок. Консервативный подход к лечению детей не означает полный отказ от медицинской помощи[обтекаемое выражение]. Природность грудного вскармливания не отрицает насаждение поведения, удобного родителям.

Неразрывный подход к родительству, «стиль сближения» (англ. Attachment parenting)[править | править код]

Название «неразрывный подход» создано доктором Уильямом Серзом (англ. William Sears). Оно означает подход к родительству, основанный на психологической теории привязанности. По этой теории, сильная эмоциональная связь с родителями в раннем детстве является предпосылкой к уверенным и чутким отношениям во взрослом возрасте.

Этот подход приобрел популярность в мире благодаря написанным книгам доктора Уильяма Серза и медсестры Марты Серз.[42] В этом подходе используется только часть принципов естественного родительства: длительное грудное вскармливание, ношение и совместный сон. Сам доктор Серз и его жена Марта Серз говорят, что никаких особых правил такого вида родительства нет.[43]

На основании подхода др. Серза международная организация Аttachment Parenting International (API) пропагандирует восемь принципов естественного родительства на основе теории привязанности, к которым должны стремиться родители. Эти принципы включают:

  1. подготовку к беременности, родам и родительству;
  2. кормить детей с любовью и уважением;
  3. отвечать с учётом чувств ребёнка;
  4. использовать заботливое прикосновение как часть воспитания;
  5. обеспечиваться физически и эмоционально безопасный сон;
  6. предсказуемо и с любовью заботиться о ребёнке;
  7. использовать положительные методы дисциплины;
  8. стараться балансировать личную и семейную жизнь.

Вышеуказанные принципы воспитания детей возникли из-за того, что в педиатрии 1950-х годов было не принято поддерживать тактильные контакты между родителями и детьми, имелось пренебрежительное отношение к нуждам детей по сравнению с потребностями взрослых.

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Семейные центры и школы родительской культуры[править | править код]

В России работает множество центров и школ естественного воспитания, чей подход не совпадает с «рожановским»:

  • Возрождение (Москва, Санкт-Петербург)[44],
  • Берегиня (Санкт-Петербург)[45],
  • Волшебный ребёнок (Москва),
  • Драгоценность (Москва),
  • Рождество (Москва),
  • Клуб осознанного материнства (Санкт-Петербург)[46],
  • Колыбелька (Санкт-Петербург),
  • Новая жизнь,
  • Семейный центр Юлии Гусаковской-Старовойтовой (Белоруссия, Минск)[47],
  • Учреждение «Национальная школа традиций повивального дела» (Санкт-Петербург)[48],
  • Центр традиционного акушерства (бывш. Центр Тамары Садовой) (Москва).

СМИ о естественном родительстве[править | править код]

С 2009 года в России выходит глянцевый журнал «Домашний ребёнок», посвящённый естественному родительству[49][50], среди авторов которого — Боб Сирс, который как и его отец Уильям Сирс является ведущим пропагандистом философии естественного родительства[51][52].

Однако, авторы журнала Домашний ребёнок не призывают к фанатичному следованию идеям «естественного родительства», что подтвердила главный редактор журнала Катерина Перхова в своём интервью на радио «Моя семья» в программе, посвящённой «естественному родительству»[53]

«Естественное родительство — не религия, это просто стиль жизни, которым мы живем. Но, если уж говорить о частностях, то да, мы переехали из Москвы в деревню, настоящую деревню, в старый столетний дом. Мы родили детей дома, мы выращиваем свои продукты на грядках, не используем химические удобрения. Если медицина, то мы стараемся использовать естественную медицину, то есть гомеопатию, натуропатию. Ну, конечное же, при этом мы не исключаем оперативного вмешательства, естественно, если зуб или травма, какая-то, то мы поедем в больницу. Но мы стараемся минимизировать вмешательство в жизнь ребёнка. Ну и опять же, если говорить о вакцинации, мы не ставим прививки. Но это не некая мода, а это совершенно осознанный шаг. И все что мы делаем, за этим стоят очень долгие часы и дни обдумывания, изучения литературы, общения с экспертами. Это не некая мода, это просто наш выбор».

«Рожана»[править | править код]

Основанный в 1989 году супругами Жанной и Андреем Цареградскими Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» проводил семинары и психологические тренинги, на которых беременных склоняли к отказу постановки на учёт беременных и новорождённых и от их медицинского обследования, к родам на дому с помощью представителей центра.

Руководитель некоммерческой организации «Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания „Рожана“» Жанна Цареградская находилась в федеральном розыске. В октябре 2013 года она была задержана в рамках уголовного дела, возбуждённого по ст.282 Уголовного кодекса РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и ст.239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан).[54][55] По информации правоохранительных органов, роженицы доставлялись в деревню Николаевка Малоярославецкого района Калужской области, где подвергались психологическому воздействию с обращением в адепты указанной организации.[56] В 2012 году другой руководитель — Андрей Цареградский был осуждён за применение травматического оружия против бывших клиентов центра.[56]

Преимущества естественного подхода[править | править код]

Подход, который описывается как естественный, существует много лет и исследует отличные от него практики (кормление смесью и его опасность, опасность раздельного сна, опасность неродительского ухода). Последователями естественного родительства утверждается:[57]

  • естественный подход помогает установить очень крепкую эмоциональную связь с ребёнком на долгие годы;
  • использование слинга помогает занятой маме (и другим членам семьи) справляться по хозяйству, а также оставаться вовлечённой в жизнь общества, вести активную и разнообразную деятельность;
  • некоторые приёмы, практикующиеся сторонниками естественного родительства (частое ношение ребёнка в слинге или на руках, совместный сон) помогают минимизировать или вообще избежать младенческой колики[58];
  • грудное вскармливание экономит время и материальные средства родителей, а также позволяет сохранить здоровье ребёнку (грудное вскармливание помогает более всех других средств защитить от аллергий, астмы, и прочих болезней[59]).
  • роды в приятной и спокойной для женщины обстановке, где она чувствует себя в безопасности, заканчиваются благоприятно. Вмешательства в роды, характерные для медицинского ведения родов, приводят к осложнениям в родах, и как следствие, исход родов ухудшается и для матери, и для ребёнка.[60][61] Известно, что у младенцев рождённых в больницах больше вероятность пострадать от родовой травмы, аспирации меконием, а также им чаще требуется неонатальная реанимация и кислородная терапия более 24 часов после рождения.[61] Исследования смертности в родах и после родов в период 1800—1950 года указывают на факт, что «В контексте общего числа родов, материнские смерти были редкостью.»[62][неавторитетный источник?] Имеется вероятность смерти женщины при родах, при этом повышение материнской смертности связывают с методом ведения родов в стационарах[источник не указан 3030 дней]. В последние годы появились данные, что материнская смертность возрастает.[63] Повышение материнской смертности в родах связывают с возрастающим числом хирургических родов.[64][65][66]

Некоторые из исследователей совместного сна отмечают следующее:

  • Люди, которые спали со своими родителями, когда были детьми, имеют более высокую самооценку, чем те, кто не спали.[67][68]
  • Согласно одной из теорий, некоторые дети не способны выйти из фазы глубокого сна при понижении температуры тела или кратковременной остановке дыхания. Но когда они спят в одной постели с родителями, то под влиянием движений и звуков, производимых родителями, меньше времени проводят в фазе глубокого сна и больше — в фазе быстрого. Кроме того, с родителями дети чаще спят на боку (это естественное положение для грудного вскармливания) или на спине, что облегчает им дыхание. Уменьшается вероятность положения на животе, представляющего собой известный фактор риска при СВДС[69]. Однако имеются сведения о том, что положение на боку может быть опасным для ребёнка[70].

Критика естественного подхода[править | править код]

Утверждения Г. Червонской, А. Котока и других российских и зарубежных авторов об избыточности и опасности вакцинации не поддерживаются официальной медициной. Согласно приказу Минздрава РФ от 27 июня 2001 года № 229 существует календарь профилактических прививок[71]. О целесообразности прививок свидетельствует эпидемиология ряда крайне тяжёлых и опасных инфекционных заболеваний. Так, благодаря вакцинации побеждена натуральная оспа — заболевание, от эпидемий которого погибали десятки миллионов человек, в том числе и детей. При этом, действительно при вакцинации у ряда людей отмечались прививочные реакции[72]. Плановые вакцинации в детском возрасте позволили резко снизить заболеваемость многими заболеваниями. К примеру, в 20-х — начале 50-х годов XX столетия регистрировалась высокая заболеваемость полиомиелитом. В Дании она достигала 137 на 100 тысяч населения. После широкого внедрения вакцинации по сообщениям ВОЗ в 1995 году единичные случаи полиомиелита регистрировались в 9 странах Европы (на Украине за 5 лет с 1991 по 1995 годы выявлено 35 случаев, почти половина из них дети)[73].

Критика естественного подхода представлена, например, в статье «Индейское воспитание: плюсы и минусы. Взгляд врача»[74].

Ряд женщин в силу физиологических особенностей не может без вреда для себя и ребёнка перенести роды через естественные родовые пути. Решение о естественных родах должно приниматься только после консультации с акушером-гинекологом. Известны случаи, когда дети с патологиями, рождённые сторонниками «естественного родительства», умирали от отсутствия медицинского вмешательства, или же от «лечения» нетрадиционной медициной[75][76].Естественные роды могут быть опасными для матерей из-за кровотечения и осложнений[31]. Самые свежие исследования показывают, что по сравнению с родами дома с акушеркой риск кровотечений в современных больницах возрастает[почему?] и с акушеркой, и ещё больше с акушером-гинекологом.[61] Однако даже присутствие квалифицированной акушерки оставляет в три раза бо́льший риск для младенца из-за отсутствия дома аппаратуры для экстренной помощи[37].

Сравнение материнской и младенческой смертностей в экономически развитых странах, где подавляющее количество родов происходит в условиях медицинских учреждений, и в развивающихся странах, где зачастую роды проходят в естественных условиях, свидетельствует о необходимости квалифицированной врачебной помощи. В экономически развитых странах смертность новорождённых составляет 8—10 на 1000 родившихся живыми. В африканском регионе она колеблется в пределах 76—130, в Индии и Непале — 100—110[77]. Материнская смертность, с развитием системы оказания медицинской помощи населению, также снижается. Так, с 1920 по 1980 годы в СССР она снизилась более чем в 10 раз[78].

Критика естественного родительства включает в себя обвинения в псевдонаучном подходе, на основании культурных убеждений о «научном материнстве», зародившемся на Западе в конце XIX—начале XX века. Вера в «научное материнство» предполагает, что женщины должны следовать научным, и особенно медицинским, рекомендациям по выращиванию детей.[79] Основные положение естественного родительства имеют под собой общепризнанные мейнстримной наукой основания.[80][нужна атрибуция мнения]

  1. 1 2 3 4 5 Regine A. Schön, Maarit Silvén. Natural Parenting ― Back to Basics in Infant Care (англ.) // Evolutionary Psychology : ISSN 1474-7049. — 2007. — № 5(1). — С. 102—183.
  2. Трунов, М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. — М.: Центр Экология Семьи фирмы Социнновация, 1993. — 208 с. — ISBN 5-87390-001-9.
  3. ↑ Абрамова А. А. Несознательное родительство?, 10.10.2012. Приводятся определения и история понятий «осознанное родительство» и «естественное родительство» со ссылками на источники
  4. 1 2 Hunt, J. The Natural Child: Parenting from the Heart. — New Society Publishers, 2001. — С. 224. — ISBN 0865714401. (недоступная ссылка)
  5. Frissell-Deppe, T. Every Parent’s Guide to Attachment Parenting: Getting Back to Basic Instincts! — J.E.D. Publishing, 1998. — С. 192. — ISBN 0966634144.
  6. Granju K., Sears W. Attachment Parenting: Instinctive Care for Your Baby and Young Child. — Atria, 1999. — С. 336. — ISBN 067102762X.
  7. Lyn-Piluso G, Lyn-Piluso G. Organic Parenting (англ.). — 2007. — № 5(1). — С. 102—183.
  8. ↑ Журнал «Домашний Ребёнок»>первый в России журнал о естественном подходе к беременности, родам, воспитанию детей и семейной жизни
  9. Hrdy, S. Mother Nature: Maternal Instincts and How They Shape the Human Species  (неопр.). — Ballantine Books. — 2000.
  10. Walker, M.

ru.wikipedia.org

Почему родительство — это так сложно?

Потому что это правда, знаете. Родительство — это опыт, который состоит преимущественно из нервяка. Даже если вы отлично справляетесь, понимаете, что воспитание и взаимодействие с детьми — это талант, дарованный вам свыше, а дети вам вообще достались подарочные.

Все равно, даже при таких раскладах, это вечная нервотрепка. Потому что за детей страшно. Потому что ты их так любишь, что кажется, будто твоя голова и сердце лопнут от переизбытка чувств. Потому что тебе кажется, что ты делаешь недостаточно. Потому что ты, будь ты хоть президентом родительства, все равно оглядываешься на других.

Родительство постоянно ест тебя изнутри, сразу же заполняя получившиеся бреши питательной смесью из ужаса и восторга, страха и любви. Родительство — это дракон, кусающий себя за хвост. В этом вся его суть, весь его блеск и кошмар.


Когда родители разрешили себе говорить правду о том, что они чувствуют, о том, как устают, и о том, какой тяжелый груз ответственности они ежедневно на себя взваливают, у них появилась естественная потребность искать какое-то утешение. Просить помощи. Понимания. Поддержки.

И когда каждый из нас стал ее получать (понемногу, из тех источников, которые нам доступны), отогреваться, когда мы дали себе право на плохие дни, когда мы поняли, что наши дети растут совсем не такими, какими росли мы, мы вдруг вышли из этой темной комнаты замалчивания в бесконечное, сияющее поле рефлексии. И осознали: на самом деле мы никогда не отдохнем, мы никогда не напитаемся теплом чужого, похожего на наш опыт. Нам никто никогда не отпустит наши родительские грехи. Кажется, это называется инсайт.

В какой-то момент просто приходится признать: моя усталость — это только моя проблема. Мне надо продолжать мамствовать, несмотря ни на что. Даже если я не хочу ничего решать, идти в поликлинику или объяснять, что отбирать чужие игрушки и вопить потом на всю площадку — это не комильфо. Даже если я просто хочу на ручки. Нет таких ручек, на которых мое родительское бдение расслабится и замурлычет. Все это — буквально! — в моих собственных руках.

Ты постоянно учишься, постоянно узнаешь новое, постоянно ищешь, постоянно ошибаешься и постоянно отбиваешься. И иногда кажется, что все бесполезно: проговаривание чувств почему-то не дает волшебных результатов, педиатр в поликлинике отмахивается от твоих «Но ведь противовирусными не вылечить простуду» внушительным списком бесполезных «лекарств», всезнающее общественное мнение советует тебе дать ребенку по заднице, чтобы знал свое место, и не выходить с ним на улицу, пока он не научится себя вести и не перестанет вызывать всеобщее раздражение своим существованием.


И именно это, по моим ощущениям, самое сложное в родительстве: тот факт, что на самом деле тебя ничто не вернет в состояние полного покоя. Ни внимательные и чуткие к твоим потребностям родные, ни ресурсовосстанавливающие практики, ни любящий, понимающий и эмпатичный партнер (тут вы просто оба можете обняться — что еще остается делать), ни винишко в пятницу вечером, ни возможность встретиться с друзьями, ни самый волшебный бебиситтер в голубом вертолете — ничто не снимет с тебя печати родительства.

Ты родитель, даже тогда, когда чувствуешь себя абсолютно спокойно и наполненно. Когда у тебя все получается и дается с радостью. Когда скачок роста, возрастной кризис или бессонные ночи позади. Когда кажется, что можешь выдохнуть, перевести дух, сделать паузу. Это все иллюзия. Родительский опыт трансформирует тебя навсегда, даже если так сразу и не скажешь. Даже если ты сидишь и говоришь себе: «Да я все та же, просто немного устала». Нет, не та же.

И это совсем не плохо. Себя-родителя, как и себя-ребенка, нужно научиться принимать. Дети не отнимают нас у самих себя, они нас дополняют, просто новые «детали» своей личности довольно сложно пристроить так, чтобы они нигде не давили и не натирали. Порой это правда больно, но, наверное, в этом есть какой-то смысл — пережить эти душевные схватки и родиться. Вслед за своим ребенком.


n-e-n.ru

Ответственное родительство: определение, особенности и принципы

В чем разница между ответственными и безответственными родителями? Варианты ответов на этот вопрос могут быть самыми разными. Для одних ответственность не выходит за рамки «накормлен, обут и сыт». Для других просто немыслимо не водить свое чадо практически во все самые полезные кружки, которые находятся в городе. Именно поэтому существует немало споров о том, что такое ответственное родительство и какие подходы к воспитанию своего чада должны применять взрослые.

Ответ находится, как всегда, где-то посередине. Каждый ребенок является отдельной личностью, и его путь заключается в постепенном отдалении от мамы и папы. А основной задачей взрослых является обучение детей жить самостоятельно.

Кто такой ответственный родитель?

Существует множество определений и характеристик, указывающих на то, какие они, хорошие отцы и матери. В частности они должны быть ответственными. Знают об этом, разумеется, все. Однако понимание того, что же такое ответственное родительство, у большинства людей существует довольно размытое.

Каждый, кто воспитывает свое чадо, выстраивает собственную линию поведения. Основывается она, как правило, на личном опыте, а также на воспоминаниях о собственном детстве. Однако существуют и общие рекомендации психологов, предназначенные для пап и мам, которые стремятся к формированию ответственного родительства.

Что же означает данное понятие? Под ответственным родительством понимают высокую степень доверия, которую взрослые проявляют в отношениях с ребенком, и сбалансированность различных сторон воспитания. Это и их желание, а также способность поддерживать своего сына или дочь материально, что не должно наносить ущерба образованности подрастающего человека и формированию личностных качеств.

Стоит также понимать, что ответственное родительство не является тем или иным состоянием. Оно представляет собой процесс, а вернее совокупность процессов, которые протекают в разных направлениях.

Стоит понимать, что родитель ответственный – это вовсе не тот, кого можно назвать добрым. Последнее понятие характеризуют лишь эмоциональную сторону отношений с ребенком. Так, добрый родитель всегда расположен к своему сыну или дочери, в связи с чем может предоставлять ему большую самостоятельность. Но в некоторых случаях это расценивается как забвение многих, причем особенно важных сторон жизни ребенка.

Также невозможно провести параллели между ответственными и заботливыми родителями. Ведь если к ребенку проявляется повышенное внимание, при котором главное, чтобы он был здоров и не являлся «хуже других», мамы и папы зачастую недостаточно занимаются развитием духовной жизни своего чада и его характера.

Основные качества ответственных родителей

В ежедневном воспитании детей папы и мамы должны использовать следующие ключевые компоненты:

  1. Коммуникативный. Родителям необходимо регулярно общаться со своим чадом, находясь в курсе его предпочтений и интересов. Ответственные папы и мамы всегда готовы делить с ребенком его увлечения, влияя на них и корректируя при необходимости в разумных пределах.
  2. Эмоциональный. При контакте с ребенком родители должны сопереживать ему. Выслушивая важные для сына или дочери темы, мамам и папам необходимо выступать в роли помощников или советчиков. При эмоциональном взаимодействии должна наступить ответная реакция ребенка. Он непременно откроется родителю, поведав о своих переживаниях и обсудив с ним имеющиеся проблемы.
  3. Нормативный. Это элемент социально-ответственного родительства. Для чего он нужен? Для полноценной социализации растущего человека с одновременным усвоением им правил и норм, принятых в обществе. В данном направлении родитель должен стать для ребенка экспертом, ведь взрослый человек обладает необходимым опытом взаимодействия с различными социальными институтами, которого нет у его сына или дочери. Папы и мамы в этом случае должны стать примером для подражания.
  4. Охранительный. Одна из важнейших задач любого родителя состоит в сохранении и дальнейшем укреплении здоровья ребенка и его жизни. Это ответственная задача, учитывая тот момент, что забота о детях в стране, в частности, здравоохранение все в большей степени становятся платными.
  5. Экономический. Для родителей, принадлежащих к бедным и околобедным слоям, материальное обеспечение детей нередко становится проблемой, заслоняющей собой все остальные, ведь ребенок должен быть достойно одет и располагать карманными деньгами. В некоторых случаях мамы и папы стремятся оплатить обучение, которое в нашей стране все чаще организуется на платной основе.
  6. Духовный. В существующих условиях постоянной смены в обществе ценностных ориентиров важно привить ребенку умение осваивать базовые жизненные ценности, которые приоритетны для любого социума. Сюда входят семья и здоровье, жизнь и культура народа. Порой передача базовых ценностей становится самой сложной проблемой. Ведь на ребенка, даже еще находящегося в семье, оказывают влияние мощные информационно-ценностные потоки, которые далеко не всегда согласуются с наставлениями родителей. Сюда можно отнести воздействие телевизионной рекламы, Интернета, групп сверстников и прочих агентов социализации. Исходя из мирового опыта становится понятным, что воспроизводство всех базовых ценностей в любой стране можно сделать процессом управляемым. Однако произойдет это только в том случае, когда само общество будет заинтересовано в сохранении духовного наследия своего народа.

Достижение зрелости

Психологи подразумевают под ответственным родительством понятие, обладающее двумя измерениями. Первое из них предполагает достижение человеком зрелости, в том числе гражданской, духовной, психологической, эмоциональной и социальной.

Все это позволяет ему успешно адаптироваться в обществе и достичь определенного статуса. Только зрелый человек способен нести ответственность. Только в этом случае он способен в полной мере воспитывать свое чадо. А если зрелости человек пока не достиг? В таком случае он вряд ли станет ответственным в отношении своих детей. Только после того как о человеке можно будет сказать, что он созрел как личность, нет сомнений, что он обязательно найдет себе работу, обзаведется жильем, правильно выстроит отношение в семье и т.д. Под зрелостью мы понимаем и получение образования, ведь оно позволяет зарабатывать деньги и быть материально обеспеченным. В социальном плане зрелость помогает родителям создать все условия для рождения ребенка и его воспитания.

Основные функции

Существует и второе измерение ответственного родительства. Под ним психологи понимают выполнение мамами и папами определенных функций. Среди них есть базовые, связанные с удовлетворением материальных и физиологических потребностей детей. Это жилищные условия, одежда и питание.

Тем не менее, по мнению психологов, создание хороших материальных условий, необходимых для рождения и воспитания сына или дочери, для ответственных родителей является условием необходимым, но не единственным. Дитя недостаточно просто кормить и одеть, предоставлять ему различные социально значимые блага. Мамам и папам необходимо находиться в психической реальности своего чада. А это возможно, только если проводить со своим ребенком время, разговаривать с ним и стараться разобраться в его проблемах. Другими словами, между психологическим, педагогическим и материальным воздействием на детей взрослые должны найти некую золотую середину.

Основные умения

Как стать ответственным родителем?

Для этого понадобится усвоение трех основных умений. Взрослым необходимо:

  • активно слушать своего малыша, понимая, что он хочет рассказать;
  • уметь выражать свои слова и чувства таким образом, чтобы они были доступны для понимания ребенка;
  • при разрешении конфликтных ситуаций пользоваться принципом «оба правы», то есть делать все возможное, чтобы результатом разговора остались довольны все его участники.

Основные принципы

Ответственное родительство базируется на следующих позициях:

  1. Позволять ребенку быть не таким как все. Подобный принцип предоставит ему шанс отрыть свой собственный потенциал и развить его, найдя жизненную цель.
  2. Разрешать детям совершать ошибки. Собственные промахи помогут им самосовершенствоваться и добиваться новых успехов.
  3. Не препятствовать ребенку в проявлении негативных чувств. Только таким образом он начнет управлять своими эмоциями, что позволит ему обрести уверенность и способность работать в команде.
  4. Позволять детям хотеть большего. Только в этом случае они начнут осознавать, что заслуживают этого, и одновременно научатся откладывать свои желания на потом. Ребенок должен уметь мечтать о большем, радуясь при этом тому, что у него есть.
  5. Разрешать сыну или дочери говорить «нет». В таком случае они будут развивать свою волю, определяя подлинное и позитивное чувство собственного «Я». Ребенок, получивший право говорить «нет», начинает глубже осознавать собственные мысли, чувства и желания. При этом у него появляется возможность проявить свой внутренний стержень, который в дальнейшем позволит смело идти по жизни.

Проблемы современной семьи

На сегодняшний день в обществе наблюдается довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, оно начинает поворачивать свой взор на нужды и проблемы семьи, а с другой — наблюдается довольно низкий уровень компетентности взрослых в воспитании своих детей.

Многие мамы и папы отмечают, что никто и никогда не учил их формированию культуры семейной жизни и ответственного родительства. Воспитанием своих детей они занимаются на основе своего жизненного опыта. Порой мамы и папы используют путь проб и ошибок. Многие из них берут за образец свое собственное воспитание, которое не всегда было конструктивным и грамотным.

Педагогическое просвещение родителей

Учреждения образования не стоят в стороне от семейных проблем. При планировании работы с мамами и папами учеников они непременно намечают организацию Школы ответственного родительства. Педагогическое просвещение в этом случае необходимо по целому ряду причин. Среди них:

  • потребности современного общества, нуждающегося во взаимодействии социальных институтов и семьи, что позволит сформировать у подрастающего поколения ценностные ориентиры;
  • полученный инновационный отечественный и зарубежный опыт в вопросах воспитания поколения, которому предстоит жить в постоянно меняющемся мире;
  • открытость педагогического сообщества социуму, инновациям и прошлому опыту.

Принципы педагогического просвещения родителей

Рассматривая вопросы ответственного родительства на родительском собрании, учителю необходимо принимать во внимание следующее:

  1. Мамы и папы обладают первоочередными правами на воспитание своих детей. Именно они прежде всего должны заботиться об их благополучии, здоровье и развитии.
  2. Во время проведения мероприятий по ответственному родительству педагогу необходимо давать только достоверную информацию. При подготовке доклада учитель должен использовать специализированную медицинскую, психологическую, юридическую и другую литературу.
  3. При подготовке мероприятия по вопросам ответственного родительства информация, собранная учителем, должна иметь практикоориентированный характер. Это позволит родителям без проблем использовать ее в жизни.
  4. При проведении классного или общешкольного родительского собрания по ответственному родительству необходимо добиваться взаимного уважения и сотрудничества. Только при доверительных отношениях специалистов с мамами и папами учеников, а также при конструктивных поисках решения наболевших вопросов можно добиться устранения проблем в воспитании детей.

Основные задачи педагогического просвещения родителей

Для чего учреждению образования необходимо разрабатывать программу по ответственному родительству? Такая система позволит предоставить мамам и папам ориентационное поле, где они смогут получить оптимальные знания и условия, необходимые для нормального воспитания детей в условиях семьи. Помимо этого, проводимые по заранее разработанному плану мероприятия по ответственному родительству позволят оказывать консультативную помощь. Для многих мам и пап это станет важным подспорьем в преодолении психолого-педагогических и социокультурных проблем, которые непосредственно связаны с воспитанием детей. Мероприятия, входящие в план по ответственному родительству, позволят также наладить процесс определения взрослыми их целей. Это необходимо для достижения максимально эффективных результатов воспитания детей.

Помимо этого, среди основных задач программы ответственного родительства находятся вопросы:

  • повышения уровня психологического комфорта в каждой семье;
  • усиления мотивации родителей к воспитанию здоровых детей;
  • привития семейных ценностей;
  • обучения школьников навыкам и знаниям в области этики и психологии, которые в дальнейшем потребуются им для выполнения родительских функций.

Насколько эффективно будет внедрение программы, можно судить по отзывам родителей. Кроме того, критериями получения положительных результатов станут:

  1. Рост активности родителей в учебном процессе ребенка. Это должно выразиться в увеличении посещаемости школьных собраний. Также все большее число родителей должно выказать желание пройти обучение по рассматриваемой программе и участвовать в мероприятиях класса и образовательного учреждения.
  2. Рост общественной активности взрослых.
  3. Организация родителями свободного времени детей в форме планирования каникулярного времени ребенка и получения им дополнительного образования.

Стоит отметить, что в РФ принят «Закон об ответственном родительстве». Данный документ разработан республикой Саха (Якутия) и действует на ее территории.

fb.ru

формирование осознанного родительства на портале Ya-roditel.ru.

Ответственное родительство

Мамы и папы стремятся думать и заботиться о своем ребенке. Но каждый ли является ответственным родителем? Ведь доброта и забота – совсем не то же самое, что ответственность. Что же важно, когда ты – родитель? Легко ли быть ответственным родителем и что это такое, рассказывает портал Я-родитель.

Наверняка каждый родитель в какой-то момент жизни задается вопросом, насколько хорошо он исполняет свои родительские функции, сможет ли он сделать своих детей счастливыми. Этот вопрос порождает большое количество тревог и сомнений. Зачастую остается непонятным, что же должны делать мамы и папы, чтобы быть «хорошими».

Легко ли быть ответственным родителем и что это такое, рассказывает портал Я-родитель.

Что такое ответственное родительство

В обществе существует мнение о том, что с ребенком обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты родительства, но недостаточные.

По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.

Итак, ответственное родительство это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания:

  1. Коммуникативная сторона – это регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.
  2. Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.


  1. Экономическая сторона – сейчас даже обучение в государственных образовательных структурах становится все более затратным. Поэтому родитель должен иметь возможность оплачивать обучение ребенка, обеспечить его необходимой одеждой, желательно, карманными деньгами.
  2. Охранительная сторона – сохранение и укрепление здоровья ребенка, что в условиях современного российского общества становится очень актуальным и полностью ложится на плечи родителей;


  1. Нормативная сторона – родителю необходимо выступать в роли эксперта, обладающего опытом общения с социальными институтами. Это означает, что ребенка надо учить следовать правилам, установленным обществом, в котором он живет.
  2. Духовная сторона – способность привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура. Родители должны научить ребенка ценить свои жизнь и здоровье. Дети, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов и окружающих взрослых, будь то положительный или негативный опыт. Поэтому в детском возрасте особенно важно наличие рядом взрослых, которые хранят духовное наследие и в состоянии передавать его своим потомкам. Ведь, не имея собственного мнения и понятия о том, что есть зло, а что добро, не умея самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения, ребенок легко может стать объектом манипуляции.

Задачи ответственного родительства

Специалистами был проведен опрос, в ходе которого было выявлено, что сами родители важными задачами ответственного родителя считают:

  • сохранение здоровья и жизни ребенка;
  • материальное обеспечение – обеспечить ребенка одеждой, питанием, дать ему достойное образование;
  • находить время для ребенка, уделять ему внимание, проводить досуг вместе.

Последнюю задачу родители обычно называют в последнюю очередь и не уделяют ей достаточного внимания, считая, что обеспечивая ребенка материально, они уже полноценно выполняют свою родительскую функцию. В ход идут объяснения, подкрепленные тем, что взрослые большую часть времени проводят на работе, стараясь обеспечить достойную жизнь своим детям, и на общение у них просто не остается ни сил, ни времени. Но необходимо помнить, что это крайне важная составляющая ответственного родительства, и часто для ребенка семейный поход в кино в разы ценнее покупки новой игрушки. Позже, в подростковом возрасте, отдаляясь от семьи, погружаясь в свои субкультуры, в объяснениях ребят проскальзывает обида на маму с папой, нередко они говорят о том, что «родители только и делали, что работали, рядом их не было, а сейчас они мне уже не нужны».

Кроме этого немаловажными задачами являются:

  • Предупреждение родителями развития пагубных привычек у детей, путем развития духовного и нравственного компонентов, создавая доверительную обстановку в семье. Разговаривая про курение и алкоголь, очень важно не создавать «искусственный ажиотаж» вокруг этой темы, поощрять стремление ребенка делиться своими размышлениями на эту тему, знать, в какой компании он проводит свое свободное время.
  • Умение оказать поддержку и защитить в сложных ситуациях. Дети очень уязвимы, они обладают подвижной нервной системой, впечатлительны и часто все воспринимают очень остро. Поэтому сложной в детском возрасте может быть любая ситуация, которая ребенка заставит переживать более интенсивные эмоции, чем обычно, даже если родителям кажется, что это сущий пустяк. Родители должны постараться избегать фразы «не стоит расстраиваться из-за такой мелочи», вместо этого стоит признать право ребенка на его чувства – будь то разочарование, злость, обида, и помочь ему справиться.


  • Собственным примером учить ребенка стойкости и упорству, прививать трудолюбие и любовь к учебе.

Факторы, определяющие ответственного родителя

  1. Прочная, дружная семья, воспитывающая детей на основе преемственности поколений. Важным моментом являются супружеские отношения в семье, если в семье оба родителя, удовлетворенность браком и отношениями в нем. Родителям стоит выделять время на совместный досуг, ведь счастливые, любящие, понимающие родители – залог спокойствия любого ребенка.
  2. Духовно-нравственное благополучие. Оно предполагает умение родителей донести до ребенка духовно-нравственные и национальные ценности, которые должны быть основаны на понимании различия добра и зла, лжи и истины. Именно они должны впоследствии стать основополагающими в отношениях между людьми, в семье и обществе.
  3. Внимательное отношение к состоянию здоровья членов семьи. Ответственный родитель должен внимательно следить и за своим здоровьем, проходить ежегодно медицинский осмотр с целью ранней диагностики заболеваний, поддерживать свое здоровье на должном уровне. Ведь воспитание ребенка требует большого количества сил, а при отсутствии здоровья их взять просто неоткуда.
  4. Социально-бытовое благополучие, материальное благополучие. Для гармоничного развития ребенку необходимо создать развивающую среду, что в отсутствии данного фактора невозможно. Это обусловлено тем, что в условиях современного общества большинство услуг, связанных с образованием и развитием, оказывается на платной основе.
  5. Отсутствие хронических семейных конфликтов – между родителями и ребенком, в супружеской подсистеме, между поколениями – с бабушками и дедушками. Ребенок, как правило, в семейной ситуации выступает в роли «хранителя спокойствия», очень болезненно переносит любые конфликты и старается всячески их разрешить. При этом основные задачи развития, свойственные данному возрасту, отходят на второй план. Ребенок полностью погружается в семью, в качестве симптома могут выступать такие проявления как неуспеваемость, уходы из дома, непослушание и протестное поведение и т. д.
  6. Единый подход к воспитанию ребенка со стороны обоих родителей. Дети очень тонко чувствуют любое несоответствие. И в случае, если папа строгий, а мама все разрешает, он быстро научится лавировать и проблемы с поведением неизбежно появятся. Для ребенка очень важно, чтобы в вопросах воспитания все члены семьи были крайне последовательны и постоянны. Установленные правила должны быть приняты родителями совместно и соблюдаться всей семьей – это закладывает фундамент семейной иерархии. В случае несогласия мамы и папы в каком-то вопросе, это стоит обсуждать в отсутствии ребенка, иначе есть риск зародить в ребенке сомнения и тревогу.


  1. Здоровый образ жизни семьи – только своим примером родители могут привить ребенку любовь к спорту и хорошие привычки.

Легко ли в наше время быть ответственным родителем? В условиях современного мира, когда зачастую каждый день расписан по минутам, приходят домой лишенными сил. И все же необходимо найти время для общения с ребенком.

Ведь для того, чтобы быть ответственным родителем нужно уделять ребенку не так много времени. Посвящайте общению с любимым чадом хотя бы полчаса ежедневно.

Для младшего школьника важно чувствовать, что с началом нового этапа он стал не просто учеником с кучей домашних заданий, а остался любимым ребенком. Полезно в выходные устраивать семейные прогулки в парк или культурные походы в театр, цирк, зоопарк и т.д., продолжать играть с ребенком и слушать его.

Подросткам в этот непростой период их жизни необходимо ощутить участие и понимание взрослых. В этом возрасте очень опасно упускать ребенка из-под своего влияния, есть риск попасть в зону отчуждения и потерять авторитет. Поэтому неплохо с момента появления у ребенка осознанности завести ежедневные семейные ритуалы, например, вечерние чаепития, когда вся семья собирается за одним столом и каждый может поделиться впечатлениями о прожитом дне и своими размышлениями. Это поможет быть в курсе событий, происходящих в жизни подростка, а также передать в ненавязчивой форме опыт старших поколений.

Прежде чем подарить этому миру новую жизнь, ответьте себе на вопрос:

«Готов ли я с момента рождения ребенка нести за него ответственность и разделять все его печали и радости?». Только осознанно подходя к вопросу семьи и родительства, мы сможем вырастить своих детей счастливыми.

Мария Меролаева

Пройдите тест и определите, насколько вы ответственный родитель. Психологи портала Я-родитель подготовили небольшие рекомендации мамам и папам, как следует себя вести с ребенком, чтобы он рос счастливым.

НАСКОЛЬКО ВЫ ОТВЕТСТВЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ?

www.ya-roditel.ru

родительство — это… Что такое родительство?

  • Родительство —         биологические и социальные связи между супругами и детьми, включающие рождение и воспитание ребёнка, обеспечивающие приобщение его к культурным и духовно нравственным ценностям общества. Биологически мужчины становятся отцами, а женщины… …   Сексологическая энциклопедия

  • родительство — род ительство, а …   Русский орфографический словарь

  • Естественное родительство — Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было ясно как из её первых предложений, так и из последующего текста. Подробности в статье и на странице обсуждения …   Википедия

  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО — См. запланированное родительство …   Толковый словарь по психологии

  • ПЛАНИРУЕМОЕ РОДИТЕЛЬСТВО — Произвольная регуляция размера семьи посредством планирования времени рождения и числа детей. Она включает в себя ряд процедур, проводимых для того, чтобы предотвратить нежелательные рождения детей. Также называется произвольным родительством …   Толковый словарь по психологии

  • Психология родительства — область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности …   Википедия

  • СЕМЬЯ — одна из первых исторических форм социальной общности людей и социальных отношений, элемент структуры общества, его ячейка . / Современное социологическое определение С. ниже. С.Б./ Сложность научного определения С. как социального образования… …   Социология: Энциклопедия

  • Детство (общественная программа) — «Детство»  общественная программа, инициированная Благотворительным фондом поддержки молодежных инициатив «Мое поколение» при поддержке Международной методологической ассоциации с целью пересмотреть отношение в обществе к теме детства. В… …   Википедия

  • Семья — Межличностные отношения Типы отношений Агамия · Брачный союз · Броманс · Вдовство · Гражданское партнёрство · Дружба · Жена (супруга)  …   Википедия

  • Вальдорфское образование — Урок в классе вальдорфской школы «Ступени», Одесса, Украина Вальдóрфское образовáние  альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно сверхчувственном познании, на образном… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Статья на тему: Осознанное родительство.

    Слайд 1

    ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО тренинг для родителей

    Слайд 2

    Цель : способствовать формированию осознанного родительства. Задачи: доказать важность ответственного отношения к рождению ребенка; определить основные принципы осознанного родительства ; проанализировать стили родительского поведения в отношении детей и их влияние на процесс формирования личности ребенка ; рассмотреть роль родительства в жизни человека.

    Слайд 3

    Ход занятия 1. Эмоциональный настрой. Упражнение «Ласковое имя» ( 10 мин ) 2. Определение ожиданий участников тренинга. Упражнение «Журавлиный клин» ( 10 мин) 3. Анкета для родителей ( 10 мин ) 4. Упражнение «Ассоциативная цепочка» ( 25 мин)

    Слайд 4

    5. Упражнение «Домик» (35 мин)

    Слайд 5

    6. Упражнение «Образ счастливого ребенка» ( 20 мин) 7 . Перерыв ( 10 мин) 8. Упражнение «Условия, обеспечивающие счастливое родительство » ( 25 мин) 9. Управляемая дискуссия ( 15 мин) 10. Работа в группах «Стили родительского поведения в отношении детей» ( 20 мин)

    Слайд 6

    11. Упражнение «Испытание машинки» ( 5 мин) 12. Упражнение «Незаконченное предложение» ( 10 мин) 13. Упражнение «Меморандум» ( 15 мин) 14. Определение осуществления ожиданий участников ( 10 мин) 15. Сказка для вдохновения «Легенда о Нарциссе» (5 мин)

    Слайд 7

    РОДИТЕЛЬСТВО — процесс обеспечения родителями (родными или приемными) необходимых условий для полноценного развития, воспитания и обучения детей

    Слайд 8

    РЕБЕНОК Лицо возрастом до 18 лет, если согласно закона, применительно к нему, оно не получает прав совершеннолетнего ранее. РОДИТЕЛИ Лица (родные или приемные), которые обеспечивают развитие, обучение и воспитание ребенка. СЕМЬЯ Динамичная малая группа людей, которые проживают вместе и связаны родственными отношениями (брак, кровное родство, усыновление, опека), общностью формирования и удовлетворения социально- экономических и других потребностей, взаимной моральной от ответственностью.

    Слайд 9

    Авторитарный стиль родительского поведения Родители, склонные к авторитарному стилю: слишком строги; применяют физические наказания; чрезмерно контролируют все поступки ребенка; требуют от ребенка постоянной покорности; ограничивают право выбора ребенка; не желают идти на компромисс с ребенком; нетерпимы к детским недостаткам и проявлениям «ребячества».

    Слайд 10

    Либеральный стиль родительского поведения Родители , склонные к либеральному стилю: практикуют вседозволенность, выполняют все капризы ребенка; неоправданно идеализируют своего ребенка; осуществляют незначительный контроль за поведением ребенка или контроль вообще отсутствует вследствие равнодушного отношения к выполнению родительских обязанностей.

    Слайд 11

    Опекунский стиль родительского поведения Родители , склонные к опекунскому стилю: стремятся постоянно быть рядом с ребенком; решают за ребенка все проблемы; делают за ребенка то, что может делать он сам; окружают ребенка чрезмерным вниманием; ограничивают самоутверждение ребенка ; контролируют каждый шаг ребенка.

    Слайд 12

    Демократичный стиль родительского поведения Родители, склонные к демократичному стилю: уважают личность ребенка; принимают ребенка таким, какой он есть; дают понять ребенку, что его дела являются важными и для них; доверяют своему ребенку; разрешают своему ребенку делать собственный выбор; стимулируют самостоятельность ребенка; осуждают не ребенка, а его поступок; прислушиваются к мыслям ребенка; проводят вместе с ребенком свободное время; помогают ребенку развивать его способности .

    Слайд 13

    Осознанное родительство – это взаимодействие родителей (или лиц их заменяющих) между собой и другими членами семьи, включая детей, результатом которого является создание наиболее благоприятных условий для полноценного развития ребенка на всех этапах его жизни.

    Слайд 14

    Принципы осознанного родительства Любите своего ребенка. Принимайте ребенка таким, каким он есть. Верьте своему ребенку. Доверяйте ребенку. Верьте в то, что ребенок может самостоятельно преодолеть жизненные преграды. Доказывайте ребенку, что он является для Вас важным. Разрешайте ребенку делать свой выбор, принимать собственные решения. Помогайте ребенку выполнить то, что он не умеет. Осуждайте не самого ребенка, а его поступок.

    Слайд 15

    Прислушивайтесь к мыслям ребенка. Активно выслушивайте о переживаниях и потребностях ребенка. Сотрудничайте с ребенком, а не руководит им. Приказы и запреты могут спровоцировать взрыв агрессии. Будьте вежливы с ребенком. Будьте терпимы. Проводите вместе с ребенком свободное время. Помогайте ребенку развивать свои способности. Обеспечивайте основные жизненные потребности ребенка

    Слайд 16

    Памятка для родителей Любите своего ребенка таким, каким он есть, а не за его достижения и успехи. Не сравнивайте его с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (таким, каким он был вчера и , возможно, будет завтра). Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии чужих людей. Уважайте чувства и мысли ребенка. На жалобы со стороны окружающих отвечайте : «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Осуждайте не ребенка, а его поступок. Научите ребенка рассказывать о своих проблемах. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, которые возникают с ровесниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь их мнением, только так вы сможете сформировать у ребенка правильную жизненную позицию .

    Слайд 17

    Постоянно общайтесь с ребенком. Пусть он рассказывает вам, как провел день. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что это вам в самом деле интересно. Приобщайте ребенка к обсуждению семейных проблем, выслушивайте и обсуждайте его мысли. Не формируйте отношения на запретах. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Внимание к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам и дальше.

    Слайд 18

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    nsportal.ru

    Что такое осознанное родительство?

    Осознание роли родителя подразумевает понимание своей ответственности и влияния, которое вы оказываете на ребенка в процессе взаимодействия с ним. Осознающим свое родительство маме и папе важно, что у ребенка на душе, что он чувствует и переживает. Они готовы работать со своими реакциями, чтобы укрепить самооценку ребенка. Исходя из этого, мы будем говорить о трех областях, в которых нам необходимо добиться осознанности:

    • то, что на душе у ребенка , – чувства и потребности;
    • то, что у вас на душе , – какие эмоции и чувства пробуждает в вас ребенок;
    • взаимодействие  в семье.

    Чувства и потребности ребенка. У ребенка формируется здоровая самооценка, когда его чувства и потребности признаются и принимаются. Другими словами, наше желание и способность увидеть и принять то, что происходит в душе ребенка, очень важны для становления и укрепления его самооценки. Это очень важно, и мы часто будем к этому возвращаться: мы должны стремиться быть с ребенком на эмоциональном уровне, а не просто реагировать на внешние поведенческие проявления. Нас должны заботить чувства ребенка, его восприятие мира, то, как он ощущает в нем себя. Если двухлетнему малышу страшно, надо попытаться представить себе, как ситуация выглядит с его точки зрения, и продемонстрировать ему желание понять и помочь, но это не значит, что малышу надо все время потакать. То же касается и детей постарше: самооценка укрепляется, когда родители пытаются их понять. Так и формируется самооценка: взрослые принимают чувства и переживания своих детей. Признавая право ребенка на самые различные эмоции и чувства, взрослые помогают ему развить систему элементов, укрепляющих самооценку.

    Какие эмоции и чувства пробуждает в вас ребенок?
    Важнейшие учителя в области родительства для каждого из нас – собственные родители или другие взрослые, на попечении которых мы находились в детстве. Полученный опыт и переживания остаются в нас как бессознательное руководство к действию. Разумеется, хорошо, если это руководство грамотное и поддерживает нашу самооценку. Однако процесс роста и взросления весьма непрост, а быть родителем – трудная и ответственная задача, поэтому большинство из нас, если разобраться как следует, получили в детстве раны и травмы, от которых хотели бы уберечь своих детей.

    Однако мы делаем ровно противоположное: передаем все, что сами пережили в детстве – как хорошее, так и плохое, – следующему поколению. Родителей, которые часто ругают детей, как правило, самих в детстве часто ругали. Мамы и папы, требующие от своих сыновей и дочерей отличных оценок, вполне вероятно, и сами воспитывались в семьях, где их ценность определялась через достижения. Родители, которые много шутят и смеются со своими детьми, скорее всего, сами росли в атмосфере улыбок и смеха. Такое хорошее наследство можно с радостью передавать. А вот от дурного родителям, осознающим свою роль, следует избавляться.

    Осознанность не делает родителя идеальным.  Он вовсе не делает все и всегда правильно, но осознает свою ответственность, готов взглянуть со стороны на себя и свою манеру общения с ребенком. Осознанность дает родителям возможность развиваться. Мы не можем требовать от себя совершенства во всем, но мы способны принять решение идти по пути осознанного развития вместе с ребенком. На мой взгляд, такое решение необходимо, если вы хотите укрепить самооценку своего ребенка. Ребенок зависим, он может только вверить нам свою жизнь – и жизнь детей находится в руках взрослых. Ответственность за создание такого взаимодействия, при котором ребенок чувствует себя принятым и имеет возможность выразить себя, лежит на нас, взрослых. По этой причине мы должны иметь смелость обратить взгляд на самих себя в те моменты, когда что-то не складывается, чтобы не оказаться заложником деструктивной тенденции обвинять во всем ребенка.

    Чем опасно неосознанное родительство? При возникновении конфликта мы часто перекладываем ответственность на детей. Порой мы начинаем говорить о них как о причине неудовлетворительной ситуации. Например: «Тина так агрессивна! Она просто невозможна! Мы выбились из сил. Чего мы только не предпринимали, но все бесполезно», «На Петтера порой накатит, так с ним невозможно сладить! Из-за этого у нас в семье все кувырком», «Мы перепробовали все, но Катрина безнадежна. Она с рождения такая – где сядешь, там и слезешь». Все эти высказывания – примеры того, как родители отказываются от ответственности, перекладывая ее на ребенка («С ней что-то не так», «Он всегда все портит»). Процесс роста и взросления сложен, и всем детям порой бывает нелегко. И именно в эти тяжелые периоды проверяется наша ответственность, наша взрослость. В такие моменты надо задать себе вопрос: что нужно сделать, чтобы Тина почувствовала себя принятой? Может быть, Петтер чего-то хочет от нас, от родителей? В чем он нуждается? Что сказать Катрине? Кроме того, необходимо запастись терпением и выдержкой, чтобы понять потребности ребенка. И для этого понадобится время и нелегкая работа – сознательная и целенаправленная. Неосознанное родительство таит в себе опасность: мы можем реагировать на слова и поступки ребенка, не пытаясь понять, что он чувствует в то время, когда  поступает определенным образом. Это грозит тем, что ребенок останется наедине со своими переживаниями и, следовательно, не получит помощь, в которой нуждается, не успокоится, не разберется со своими чувствами, не выразит их.

    Мама забирает четырехлетнего Петтера из детского сада. Когда мальчик видит маму, он ложится на пол, начинает плакать и дрыгать ногами. Мама поднимает Петтера, при этом говоря ему очень строго: «Это что, благодарность за то, что я пришла пораньше? Так вести себя нельзя!» Петтер ревет, а мама тащит его в раздевалку и цыкает на него, одевает спешными резкими движениями. Они уходят из детского сада – Петтер все еще плачет, но уже не так громко…

    Мама негативно отреагировала на поведение Петтера. Может быть, она устала или расстроилась потому, что сын не выказал радости, когда она за ним пришла. Может быть, подобные сцены повторяются часто, когда она его приводит или уводит из детского сада. Может быть, мама хотела продемонстрировать присутствовавшим при этой сцене взрослым, что она – сильный и умеющий устанавливать границы родитель. Но она совершенно забыла о том, в чем ее сын нуждается больше всего: в том, чтобы мама попыталась понять, что происходит у него внутри. Может быть, ему тяжело или его что-то беспокоит? «Тебя что-то огорчает, мальчик мой? Иди на ручки к маме, ты ведь так расстроен!» Получив подобную обратную связь, Петтер приобрел бы опыт того, что его чувства имеют право на существование, что мама была рядом, когда он расстроился («Я не одинок!»). Скорее всего, он быстро бы успокоился, сидя на коленях у мамы, а с помощью воспитателей удалось бы разобраться, в чем дело. Если мама фокусируется на чувствах Петтера, а не только на его поведении, то его самооценка укрепляется.

    Неосознанное родительство порой проявляется и совсем иначе, – родители слепо защищают своего ребенка и не замечают, что ему нелегко, что он нуждается в помощи.

    Мама и папа восьмилетней Стине узнали от родителей ее лучшей подруги Кайи, что та начала сторониться Стине, немного ее бояться. Стине верховодит во всех играх, и если что-то не по ней, то дерется. Родители Кайи предлагают подумать, как им решить эту проблему. Мама и папа Стине лишь усмехаются в ответ: «Если другие дети не справляются со Стине, то это не наша проблема. Стине – крутая девчонка, а то, что Кайя робкая и неуверенная, так это – ответственность ее родителей».

    Родители Стине не хотят слышать о том, что надо как-то отреагировать на поведение дочери. Они крепко держатся за идеальный образ Стине и таким образом отказываются помочь ей в момент, когда она сталкивается с трудностями в общении с другими детьми. Можно сказать, что они тем самым лишают ее права работать над собственным развитием, права, которое должны получать все дети, встречая дружескую поддержку в этом нелегком процессе.

    Если мы больше заняты собой, а не ребенком, то упускаем важные для формирования самоощущения и самооценки моменты. Ребенок предоставляется самому себе в ситуациях, где ему требуется помощь. Петтер остается наедине со своими переживаниями, к тому же его еще и ругают в ответ на их проявление. Стине остается наедине с проблемами в отношениях с Кайей, а ее потребность в помощи игнорируется из лучших побуждений.

    В таких непростых ситуациях родители рискуют переносить опыт собственного детства в отношения с ребенком. Разумеется, этот опыт может быть полезным, но бывает, что такой перенос нецелесообразен и вреден для ребенка. Однако, решившись на осознанную работу, мы способны отделить хорошее от плохого и не переносить из прошлого то, что переносить не следует.

    Это не означает, что родители всегда должны знать ответы на все вопросы.  За двадцать лет, в течение которых происходит рост и взросление ребенка, возникнет не одна ситуация, когда мы можем потерять почву под ногами, будем сомневаться и думать: что же нам делать? Как нам справиться с этим? Воспитание детей проверяет нас на прочность, раз за разом испытывает нашу самооценку и целостность. Благодаря детям у нас появляются ресурсы, о существовании которых мы и не подозревали, благодаря детям мы осознаем пределы своих возможностей. Поэтому роль родителя предполагает массу возможностей для самопознания и дальнейшего развития самих взрослых. И помните: вы имеете право на ошибки. Все родители допускают ошибки, делают это сплошь и рядом, и детям не помешает знать, что и взрослые способны натворить глупостей.

    Взаимодействие в семье

    Детям необходимо быть услышанными. Они должны иметь возможность активно участвовать в жизни семьи, однако на них нельзя возлагать за это ответственность. Жизнь семьи – это ответственность взрослых. Именно у взрослых есть опыт, умение взвешивать за и против, видеть взаимосвязь вещей, поэтому именно они должны руководить и направлять. Это не значит отдавать распоряжения и команды, чтобы добиться желаемого, ведь такое руководство есть не что иное, как диктатура. Руководство в большей степени заключается в принятии на себя ответственности за то, «как мы живем».

    Всякое взаимодействие между людьми включает в себя содержание  и процесс . Содержание характеризуется тем, что  мы делаем, процесс – тем, как  мы это делаем. Представьте себе, насколько по-разному можно ужинать всей семьей. За столом повисает напряженное молчание, а звук, издаваемый приборами при соприкосновении с тарелками, лишь подчеркивает гнетущую атмосферу. Другой вариант – за столом раздается смех, оживленная беседа проходит в атмосфере радости и заинтересованности. Настроение, царящее за столом, – это процесс, то, как мы ужинаем. А то, что мы фактически делаем – ужинаем, – это содержание.

    У детей есть естественное желание влиять на содержание жизни семьи, и им следует предоставлять такую возможность с самого раннего возраста. Когда малыша спрашивают о его пожеланиях, о том, чего бы ему хотелось, это способствует формированию у него здоровой самооценки. К примеру, когда его спрашивают, как бы ему хотелось провести воскресный день или какой фильм посмотреть субботним вечером. В таких случаях у малыша появится опыт, развивающий умение прислушиваться к самому себе («Чего бы мне хотелось?»), а также способность выразить себя в общении с другими.

    Однако ответственность за процесс, за то, как происходит общение в семье, как принимаются решения, лежит на взрослых. Дети не могут нести такую ответственность – для этого у них не хватит ни опыта, ни знаний. Тем не менее, уже в раннем возрасте дети проявляют свою индивидуальность, которая весьма существенно влияет на их взаимодействие со взрослыми. С некоторыми детьми довольно легко найти общий язык, с другими – значительно сложнее. С этой точки зрения можно сказать, что дети влияют на то, каким будет развитие взаимодействия, какое настроение будет ему сопутствовать. Однако, как было сказано выше, ответственность за процесс, за семейные приоритеты целиком и полностью лежит на взрослых. Влиять и быть ответственным – это совсем разные вещи.

    Разделение чувства вины и ответственности. Ответственность лежит на нас, даже если направление развития ребенка создает проблемы – как ему самому, так и окружающим. Примеры проблемного развития – болезненная застенчивость, агрессивное поведение, сильная тревожность. На практике взять ответственность на себя – это вовсе не значит терзаться чувством вины. Чувство вины парализует, в то время как осознание ответственности придает решимости. Поэтому так важно разделять чувство вины и ответственность. Или же можно использовать чувство вины: оттолкнуться от него, чтобы взять ответственность на себя. Мы изводим себя, терзаясь виной: она давит на нас, приводит в отчаяние, и мы становимся беспомощными. Понятие «вина» заставляет нас думать о злонамеренности, в каком-то смысле указывает на то, что мы не сделали всего, что могли, или даже желали зла собственному ребенку. Однако ни один родитель не желает зла своему ребенку. И все же большинству детей время от времени живется нелегко. Взросление – трудная задача, и сталкиваться на этом пути с проблемами – совершенно нормально. Многим родителям также порой нелегко быть тем заботливым родителем, в котором нуждается их ребенок, и это тоже нормально. Взять ответственность – это значит осознавать и контролировать себя как родителя, развиваться вместе с ребенком, беспокоиться о выполнении обязательств, которые есть у каждого взрослого перед своим ребенком. Мы принимаем на себя ответственность, с этого начинается наш личностный рост.

    Зачастую взять ответственность – это значит обратиться за помощью . Многие благополучные и ответственные мамы и папы ищут помощи у родственников и друзей и таким образом находят эффективные пути решения проблемы. Попросить помощи других в тот момент, когда мы не справляемся сами, – это ответственнейший шаг, который может быть предпринят в подобной ситуации. Как видим, ответственность не подразумевает самодостаточности.

    Некоторым детям требуется особая забота. У ребенка могут быть трудности в обучении, тревожность, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или другие проблемы, которые требуют специальной помощи. Кому-то необходима терапия или создание особых условий пребывания в детском саду, школе, семье. Обращаться за помощью, если ребенок нуждается в особом уходе, – это ответственность родителей. Ответственность тех, кто работает с детьми, – оказать помощь, получить необходимые рекомендации у других специалистов или дать направление. Повторю еще раз: взять ответственность на себя зачастую означает обратиться за помощью.

    Ответственное родительское руководство несколько напоминает руководство в сфере бизнеса: там часто говорится, что руководить нужно осознанно. То есть хороший руководитель осознает, понимает и анализирует собственную позицию, свои задачи, а также способы взаимодействия с коллегами. Осознающий руководитель не боится обратить взгляд на самого себя и свою линию поведения вместо того, чтобы взваливать ответственность на других, особенно если что-то идет не так. Руководитель делает осознанный выбор, сосредотачиваясь на собственном вкладе и ответственности за атмосферу в коллективе и взаимодействие с ним. Это очень напоминает ответственность взрослого в семье. Осознающие родители работают над тем, чтобы понимать себя и верно оценивать поведение детей; понимать, что происходит во взаимодействии с ребенком. Осознающие родители не закрывают глаза на собственные слабости, они готовы к развитию.

    psyera.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о