Родительство это – Родительство — это… Что такое Родительство?

Содержание

от теории к практике – Развитие ребенка

Рейтинг
30

Осознанность родителей является залогом физического, психического и духовного здоровья детей

Как воспитать детей так, чтобы у них были здоровы тело, разум и дух? Как сохранять спокойствие в ситуациях, когда ребенок выводит вас из себя? Как принимать ребенка таким, какой он есть, и находить с ним общий язык? Если вы ищете ответы на эти вопросы, вам может помочь осознанное родительство. Понять, что такое осознанность, несложно, гораздо сложнее применять ее на практике. Рассмотрим, что такое осознанное родительство и как его применять в воспитании детей.


Что такое осознанное родительство?


Осознанное родительство означает осознанность во всех видах взаимодействия с ребенком. Оно также подразумевает глубокую связь с ребенком и развитие его личности.


Чтобы стать осознанным в воспитании ребенка, необходимо по-новому посмотреть на его поведение и начать осознанно относиться к его потребностям. Проще говоря, необходимо увидеть ребенка таким, какой он есть, осознать его внутреннюю сущность.


При этом осознанное родительство не означает, что необходимо придерживаться каких-либо строгих правил или ни в чем не ограничивать ребенка.


Родители во всем мире утверждают, что их главная задача – правильно воспитать ребенка. Однако эксперты в области осознанного родительства говорят, что родителям еще более важно самим стать более осознанными и развить свои личностные качества. Это – путь к эффективному воспитанию детей.


Чтобы лучше понять, что представляет собой осознанное родительство, следует ознакомиться с основными принципами этого подхода.


Принципы осознанного родительства


На протяжении многих лет родители воспитывают детей по принципу: «Я – мама, а ты – ребенок, поэтому ты должен слушать меня, потому что так меня воспитывали». Осознанное родительство переходит к новым принципам воспитания. Чтобы стать осознанным родителем, придерживайтесь следующих правил:


1. Концентрируйтесь на долгосрочных целях. Недисциплинированность и непослушание ребенка способны вызывать у вас отрицательные эмоции. Если вы не можете с ними справляться, вы не можете быть осознанными. Секрет в том, чтобы сосредоточиться на долгосрочных целях и строить взаимоотношения с ребенком, основываясь на любви, доверии и сопереживании.


2. Больше слушайте, меньше говорите. Будьте внимательны к тому, что вам хочет сказать ребенок. Задавайте ему вопросы, чтобы понять его точку зрения. Так ребенок поймет, что его слышат и ценят.


3. Прощайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям. Вместо того чтобы наказывать ребенка помогите ему понять, в чем он неправ. Прощайте его – и он будет стараться не повторять своих ошибок.


4. Воспринимайте ребенка на более глубоком уровне. Научитесь видеть и принимать не только внешность и поведение ребенка, но и его внутреннюю сущность. Привносите такое восприятие во все виды вашего взаимодействия с ребенком.


5. Разберитесь с собственными проблемами. Время от времени поступки ребенка могут вызывать у вас болезненные воспоминания. Важно разобраться с ними до того, как они начнут приносить вред вам и вашему ребенку. Вы можете разобраться в себе самостоятельно или поговорив с супругом. Ваша неуверенность не должна влиять на воспитание ребенка.


6. Общайтесь вежливо. Говорите с ребенком как со взрослым – проявляйте к нему уважение и любезность. Родители – первые учителя в жизни ребенка, поэтому вам следует научить ребенка разговаривать с окружающими и отвечать им. Ребенок обязательно усвоит ваши уроки и будет применять их в будущем.


7. Создайте любящую и мирную обстановку. Ребенок одинаково воспринимает как хорошее, так и плохое. Поэтому вам нужно создать позитивную обстановку, в которой ребенок будет чувствовать себя безопасно. Такая обстановка хороша для того, чтобы он получал новые знания и исследовал окружающий мир. Любые отрицательные факторы могут навредить ребенку, вызвав у него фобии или задержки развития.


8. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы вел себя ребенок. Дети делают так, как вы делаете, а не так, как вы ему говорите. Поэтому, прежде чем учить его чему-либо, покажите хороший пример. Будьте последовательны в своих словах и действиях. Если ваши слова не будут совпадать с действиями, это собьет ребенка с толку. Например, если вы не хотите, чтобы ребенок кричал, вам не нужно говорить ему на повышенных тонах: «Не кричи». Ребенок может возразить: «Тогда почему же ты сама на меня кричишь?»


9. Создайте повседневный распорядок дел. Когда в доме установлен распорядок, ребенок знает, что и когда нужно делать. Если ребенок сталкивается с распорядком с ранних лет, он воспринимает его как естественную часть жизни. Когда в жизни ребенка есть порядок и предсказуемость, он чувствует себя в безопасности.


10. Будьте чуткими. Прежде чем как-то реагировать на поведение ребенка, сделайте паузу и подумайте, как бы вы поступили на его месте. Так вы сможете понять его точку зрения и правильно отреагировать. Когда вы проявляете чуткость, ребенок начинает доверять вам и советоваться с вами.


11. Проявляйте к ребенку безусловную любовь. Нам всем нравится, когда нас любят, и дети – не исключение. Родительская безусловная любовь помогает им чувствовать себя уверенно и безопасно. Дети восприимчивы к эмоциям родителей, поэтому любые отрицательные эмоции могут их пугать или сбивать с толку.


12. Разделяйте домашние обязанности. Назначьте ребенку простые домашние обязанности – это позволит ему не только сформировать ответственность, но и почувствовать себя частью семьи. Не забывайте благодарить ребенка за выполненную работу и говорить, как вы цените то, что он делает.


13. Развивайте способности ребенка. У каждого ребенка есть потенциал и определенные таланты. Помогите ребенку реализовать свой потенциал. Определите его способности и помогите ему развить их. Поощряйте ребенка интересоваться различными вещами. Общайтесь с ребенком о том, что ему интересно, занимайтесь совместными делами и предлагайте свою помощь.


14. Развивайте отношения. Укрепляйте и развивайте отношения с супругом, родственниками и друзьями. Объясните ребенку необходимость иметь здоровые отношения.


15. Оставайтесь здоровыми и счастливыми. Разумеется, все родители хотят, чтобы их дети росли счастливыми и здоровыми. Для этого вам нужно самим быть счастливыми и поддерживать здоровый образ жизни. Объясните ребенку важность здоровых привычек. Вы – главные люди в жизни своих детей, поэтому вам следует заботиться о собственном физическом и психическом здоровье.


Для осознанного родительства важно не только придерживаться данных принципов, но и избегать определенных ошибок.


Ошибки, которые допускают родители


1. Не относитесь к ребенку как к своей собственности. Вы просто помогаете ему расти и раскрывать свой потенциал. Вам необходимо помочь в этом ребенку и понять его потребности, которые с возрастом меняются.


2. Не торопитесь. Воспитание детей требует от родителей терпения. Не принимайте поспешных решений. Вам необходимо время, чтобы понять точку зрения ребенка, и только после этого следует делать выводы. Ваше терпение помогает детям доверять вам и полагаться на вас.


3. Не проецируйте свои личные цели на ребенка. Ребенок не обязан достигать того, чего вы сами когда-то не достигли. У ребенка будут свои цели и стремления. Позвольте ребенку установить их и помогите ему в этом.


4. Не устанавливайте для ребенка слишком много ограничений: если на все его просьбы вы отвечаете «нет», он перестанет спрашивать вас, потому что наперед будет знать все ответы.


5. Не проявляйте эмоциональных реакций на поведение ребенка. Чаще всего родители эмоционально реагируют на плохое поведение ребенка. Более зрелой реакцией является разговор с ребенком. Прежде чем резко отреагировать на поведение ребенка, остановитесь и найдите более эффективный способ. Разговор поможет вам понять причины поведения ребенка и придумать способ более эффективного поведения.


6. Не будьте слишком строгими и жесткими с ребенком. Устанавливайте правила, но предусмотрите условия, при которых они могут быть смягчены.


Советы по осознанному воспитанию


Кричать на ребенка или навязывать ему свою точку зрения легко. Гораздо сложнее проявлять зрелость в воспитании ребенка: ценить его мнение и уважать его взгляды. Метод осознанного родительства предлагает несколько практических советов, как его применять.


1. Будьте разумны в своих ожиданиях. Когда ваши ожидания от ребенка завышены, вы оказываете на него давление, чтобы он им соответствовал. Позвольте ребенку развиваться естественным образом и ставьте перед ним цели, соответствующие его возрасту.


2. Относитесь к ребенку серьезно. Не критикуйте его и не насмехайтесь над его действиями или мнениями. Это плохо влияет на его уверенность в себе. Ребенок может перестать делиться с вами своими мыслями. Вместо этого внимательно слушайте, что говорит ребенок, и высказывайте свое мнение по этому поводу.


3. Не вмешивайтесь. Родители часто испытывают соблазн вмешаться в жизнь своего ребенка. Но это отталкивает ребенка от вас. Вмешиваться в жизнь ребенка нужно только в случае крайней необходимости, в остальных случаях следует давать ему достаточно пространства в соответствии с его возрастом. Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и подсказывайте ему в случае необходимости.


4. Регулируйте свои эмоции. Когда ребенок не слушается вас, легко рассердиться или расстроиться. Но лучше сохранять спокойствие и оставаться добрым в любой ситуации.


5. Практикуйте медитацию и релаксацию. Медитация поможет вам наладить связь со своим внутренним «я» и со своими чувствами. Когда ваше сознание свободно, вы становитесь терпеливыми и доброжелательными, и это помогает вам находить общий язык с ребенком.


Осознанное родительство меняет ваши представления о воспитании ребенка. И это хорошо, ведь благодаря детям мы и сами становимся лучше. Осознанное родительство помогает вам создать идеальную среду для физического, умственного и духовного развития.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5
на основе 6 оценок.

Ссылки по теме:

Facebook

Twitter

Вконтакт

Развитие ребенка
14.05.2018

childdevelop.ru

Почему родительство — это так сложно?

Потому что это правда, знаете. Родительство — это опыт, который состоит преимущественно из нервяка. Даже если вы отлично справляетесь, понимаете, что воспитание и взаимодействие с детьми — это талант, дарованный вам свыше, а дети вам вообще достались подарочные.

Все равно, даже при таких раскладах, это вечная нервотрепка. Потому что за детей страшно. Потому что ты их так любишь, что кажется, будто твоя голова и сердце лопнут от переизбытка чувств. Потому что тебе кажется, что ты делаешь недостаточно. Потому что ты, будь ты хоть президентом родительства, все равно оглядываешься на других.

Родительство постоянно ест тебя изнутри, сразу же заполняя получившиеся бреши питательной смесью из ужаса и восторга, страха и любви. Родительство — это дракон, кусающий себя за хвост. В этом вся его суть, весь его блеск и кошмар.

Когда родители разрешили себе говорить правду о том, что они чувствуют, о том, как устают, и о том, какой тяжелый груз ответственности они ежедневно на себя взваливают, у них появилась естественная потребность искать какое-то утешение. Просить помощи. Понимания. Поддержки.

И когда каждый из нас стал ее получать (понемногу, из тех источников, которые нам доступны), отогреваться, когда мы дали себе право на плохие дни, когда мы поняли, что наши дети растут совсем не такими, какими росли мы, мы вдруг вышли из этой темной комнаты замалчивания в бесконечное, сияющее поле рефлексии. И осознали: на самом деле мы никогда не отдохнем, мы никогда не напитаемся теплом чужого, похожего на наш опыт. Нам никто никогда не отпустит наши родительские грехи. Кажется, это называется инсайт.

В какой-то момент просто приходится признать: моя усталость — это только моя проблема. Мне надо продолжать мамствовать, несмотря ни на что. Даже если я не хочу ничего решать, идти в поликлинику или объяснять, что отбирать чужие игрушки и вопить потом на всю площадку — это не комильфо. Даже если я просто хочу на ручки. Нет таких ручек, на которых мое родительское бдение расслабится и замурлычет. Все это — буквально! — в моих собственных руках.

Ты постоянно учишься, постоянно узнаешь новое, постоянно ищешь, постоянно ошибаешься и постоянно отбиваешься. И иногда кажется, что все бесполезно: проговаривание чувств почему-то не дает волшебных результатов, педиатр в поликлинике отмахивается от твоих
«Но ведь противовирусными не вылечить простуду» внушительным списком бесполезных «лекарств», всезнающее общественное мнение советует тебе дать ребенку по заднице, чтобы знал свое место, и не выходить с ним на улицу, пока он не научится себя вести и не перестанет вызывать всеобщее раздражение своим существованием.

И именно это, по моим ощущениям, самое сложное в родительстве: тот факт, что на самом деле тебя ничто не вернет в состояние полного покоя. Ни внимательные и чуткие к твоим потребностям родные, ни ресурсовосстанавливающие практики, ни любящий, понимающий и эмпатичный партнер (тут вы просто оба можете обняться — что еще остается делать), ни винишко в пятницу вечером, ни возможность встретиться с друзьями, ни самый волшебный бебиситтер в голубом вертолете — ничто не снимет с тебя печати родительства.

Ты родитель, даже тогда, когда чувствуешь себя абсолютно спокойно и наполненно. Когда у тебя все получается и дается с радостью. Когда скачок роста, возрастной кризис или бессонные ночи позади. Когда кажется, что можешь выдохнуть, перевести дух, сделать паузу. Это все иллюзия. Родительский опыт трансформирует тебя навсегда, даже если так сразу и не скажешь. Даже если ты сидишь и говоришь себе: «Да я все та же, просто немного устала». Нет, не та же.

И это совсем не плохо. Себя-родителя, как и себя-ребенка, нужно научиться принимать. Дети не отнимают нас у самих себя, они нас дополняют, просто новые «детали» своей личности довольно сложно пристроить так, чтобы они нигде не давили и не натирали. Порой это правда больно, но, наверное, в этом есть какой-то смысл — пережить эти душевные схватки и родиться. Вслед за своим ребенком.

n-e-n.ru

Естественное родительство. История старательной мамы

13 Ноя251773

Катя Хломова, детский и семейный психотерапевт: Идеи естественного родительства «вскружили» мамам голову относительно недавно. Этот стиль воспитания критикует традиционный подход к детству и предлагает в качестве альтернативы домашние роды, грудное вскармливание, ношение в слинге, высаживание, отказ от традиционных лекарств и прививок, прикорм с общего стола вместо детских пюрешек, и домашнее обучение как альтернативу саду и школе.

То есть, схема склоняет к тому, чтобы возвращаться к своим корням и отвергать многие дары цивилизации, как нечто, встающее между мамой и малышом. Новая схема, по большому счету, разделила мам на два лагеря – почитателей и противников натурального родительства.

Когда дочка была совсем маленькой, я, как и многие другие мамы, искала в Интернете ответы на разные вопросы. И я поняла, что ответов нет. Есть два противоборствующих племени, каждое из которых ревностно отстаивает свою правду: традиционные родители и «естественные».

На самом деле эти два лагеря – не только способ обращения с детьми. Это мировоззрение, образ жизни.

Я больше тяготела к «естественникам». Оглядываясь назад, я думаю, что этот подход много дал мне в плане возможности понять дочку и быть чуткой к ее потребностям. Но теперь мне кажется, что естественное родительство скорее бы подошло маме, у которой есть хотя бы минимальная помощь извне. В противном случае, вся жизнь начинает крутиться вокруг малыша. Я не могла позволить себе утешить дочку соской или посадить в манеж. Потому что … считала это почти преступлением! И это сильно выматывает физически и эмоционально. То есть, своего рода, роскошь быть с ребенком на все 100% каждую секунду.

Естественное родительство – это идея, оставляющая маме очень мало своего личного пространства – своей кровати, своей тарелки, своей минутки. И здесь должны быть очень хорошо продуманы ресурсы. Откуда пополняется энергия?

Еще важным мне кажется то, что у сторонников сознательного родительства больше шансов «скатиться» в чувство вины, столь губительное для ребенка. Потому что в этой концепции мама должна ребенку очень много, если не сказать «все». Есть там, как будто бы, претензия на то, чтобы быть идеальной. Но как детский психолог, я знаю, что для благополучного развития ребенку нужна обыкновенная мама. Желательно, спокойная. Пусть со своими недостатками.

В этом тоже есть загвоздка. Потому что сама  теория естествнного родительства, скорее всего, не требует от мамы быть совершенной. Но первоначальная идея «близости» к ребенку стирается за внешними атрибутами: ГВ, слингами и совместным сном. Ведь можно без этого выполнять задачу близости, а можно при всем этом не выполнять.

Первое, что я, неопытная мама, вынесла для себя — это именно действия, которые я должна делать. Так было у меня. И тут я нисколько не претендую на то, что так было у всех.

Для меня в этой концепции оказалось много долженствования и мало выбора. В своем безмерном доверии ко всему прочитанному, я в какой-то момент подменила мысль «Я знаю, как лучше» на «Естественное родительство знает, как лучше».

Получается, стиль, который изначально предполагает следование своим инстинктам в итоге встал между мной и моими инстинктами. «Какая же я любящая мама, раз я не высаживаю ребенка?» — но так любая философия рано или поздно станет  тюрьмой.

Основной подводный камень оказался для меня таким:

пропагандируется то, что «Никто не знает лучше, чем мама». А на деле тексты не о поддержке маминой интуиции, а о том, как следует поступать хорошей маме.

Сейчас я думаю, что суть этого стиля воспитания, на самом деле, была не в презрении к ходункам, а в умении слушать себя и малыша, чувствовать друг друга и делать так, как подсказывает интуиция.
Некоторые мои знакомые, ярые «естественники» только к третьим родам позволили себе дать ребенку соску и одеть ему подгузник. Потому что это экономит силы. Но этот третий ребенок ничуть не менее любимый.

Здесь может быть и другая крайность. Легко перекинуть на «несовершенную теорию» свою собственную ответственность. Поэтому, мне хочется сказать, что, конечно, все было построено мной самой. Теория — лишь инструмент в руках каждого из нас. Так было и в моем случае.

В этом месте нужно подвести какие-то итоги. Но мне не очень хочется. Потому что любой итог чужого опыта – это ловушка для нового человека. Идеальная теория воспитания, пожалуй, заключается в том, чтобы при максимальной информированности оставлять последнее слово за собой. Никто не знает лучше, чем мы сами.

ФОТО — Юлии Зальновой

soznatelno.ru

Что такое осознанное родительство и почему оно важно?


Год назад я стал счастливым отцом. Мы с моей женой очень осознанно шли к родительству, и теперь, когда прошло некоторое время, я могу оглянуться назад и сделать первые выводы об этом поистине невероятном опыте.


Мне очень хочется поделиться им с другими людьми. И я рад, что благодаря моей профессии психолога мне легко это сделать. Ведь многим людям не хватает в этой сфере вдохновения, поддержки и помощи со стороны.


Слишком многие сейчас не готовы к тому, чтобы стать родителями. В этом нет ничьей вины. Что делать, если общество у нас не очень-то ориентировано на семейные ценности, а из-за отсутствия информации кажется, что дети – это нечто безумно сложное и пугающее. Но в наших силах изменить ситуацию – по крайне мере, для себя.


Почему важно учиться быть родителями?


В жизни большинства людей очень много значат отношения. А естественный этап отношений – появление детей. Если прожить его правильно, удачно, он может потрясающе сблизить мужчину и женщину, развить их отношения, вывести на новый уровень.


Что такое – правильно? Для меня это в первую очередь значит – осознанно.


Несмотря на то, что быть родителями – естественно, успешное родительство – не то, что возникает само собой. Конечно, дети получаются и как бы «случайно», даже у тех, кто ничего специально для этого не делает, даже не хочет их. И тем более не работает над собой. Но будут ли здоровы, счастливы и успешны эти дети, будут ли счастливы их родители – большой вопрос. Скорее всего, как повезет.


Поэтому если мы говорим о родительстве как об осознанном этапе жизни, хотим, чтобы оно стало ступенью к росту и развитию, если мы ожидаем, что наши дети будут счастливы и здоровы – во всех этих случаях родительство должно стать продуманным шагом.


Что такое осознанность и зачем она нужна?


Осознанность в психологии – это способность смотреть на себя и свои действия со стороны, наблюдать за собой. А также способность анализировать свое поведение, учиться на ошибках и извлекать из них уроки.


Развитие и рост происходят только благодаря этому. Без осознанности большинство из нас не способно достичь успеха. Мало кто изначально знает, как принимать решения, как обретать равновесие, преодолевать трудности и быть самостоятельным, мало кто имеет с собой и другими хороший контакт от рождения. Честно сказать, я даже не уверен, что такие люди существуют. По крайней мере, все истории успеха и счастья, которые я знаю, свидетельствуют: их герои немало потрудились, чтобы достичь целей, в том числе над собственным характером.


Как это касается родительства?


Практически каждая пара может завести и вырастить детей, не предпринимая ничего специально, не заморачиваясь работой над собой, саморазвитием и тому подобным. За исключением каких-то особенных случаев, конечно, вроде наркомании, алкоголизма
или психических болезней. Большинство так и поступает.


Но важно помнить вот о чем. У каждого из нас есть внутренние проблемы. Комплексы, семейные сценарии, негативные представления о жизни, претензии к миру, страхи, невыраженные зажатые эмоции и так далее. Все эти вещи отравляют нам жизнь и мешают достигать целей в любой сфере жизни. Но в случае с детьми они выполняют еще более важную и неприятную роль. Они становятся своего рода наследством, которое дети заимствуют от вас, хотите вы этого или нет.


Воспитание – это ведь вовсе не объяснение детям, как надо жить, а как не надо, что хорошо и что плохо. Большую часть представлений о жизни дети получают, наблюдая за родителями, тем, как они живут, решают проблемы, зарабатывают деньги, общаются между собой и с другими людьми.


Если вы не умеете постоять за себя – у ребенка будут такие же проблемы. Если вы не проработали отношения с родителями – это отразится на детях. Если вы несамостоятельны, безответственны или у вас много страхов, или вы все время чувствуете себя жертвой обстоятельств, если вы подвержены перепадам настроения и тревожности – все это ощутят на себе, а потом повторят дети. А тем более, если в ваших отношениях с мужем или женой много претензий, не хватает искренности и любви.


Способ избавить детей от такого наследства только один – проработать свои проблемы, хотя бы частично, еще до рождения ребенка. Иначе вы не только ему, но и себе испортите жизнь.


А как же раньше рожали и растили?


Когда я рассказываю о психологии родительства, мне порой возражают примерно следующее: раньше никто специально не готовился к рождению детей и ведь жили как-то.


Конечно, жили, отвечу я. Но посмотрите, сколько сложностей и проблем у нас и у наших родителей, сколько приходится разгребать, менять, прорабатывать. И еще. Не хочется о грустном, но что делать. Посмотрите, как мало вокруг счастливых семей и успешных людей. Это и есть те дети, которых рожали и растили без всякой подготовки, чье воспитание было пущено на самотек.


Спасибо огромное нашим родителям за то, что у нас есть, потому что в их условиях, с их возможностями они сделали максимум возможного. Но в том-то и дело, что мы сейчас можем намного больше. У нас есть психология, коучинг, терапия, знания. У нас есть возможность решать внутренние проблемы, заниматься саморазвитием. И не просто давать детям намного больше, а их самих делать умнее, здоровее и счастливее.


Вадим Куркин

vadimkurkin.com

Статья на тему: Осознанное родительство.

Слайд 1

ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО тренинг для родителей

Слайд 2

Цель : способствовать формированию осознанного родительства. Задачи: доказать важность ответственного отношения к рождению ребенка; определить основные принципы осознанного родительства ; проанализировать стили родительского поведения в отношении детей и их влияние на процесс формирования личности ребенка ; рассмотреть роль родительства в жизни человека.

Слайд 3

Ход занятия 1. Эмоциональный настрой. Упражнение «Ласковое имя» ( 10 мин ) 2. Определение ожиданий участников тренинга. Упражнение «Журавлиный клин» ( 10 мин) 3. Анкета для родителей ( 10 мин ) 4. Упражнение «Ассоциативная цепочка» ( 25 мин)

Слайд 4

5. Упражнение «Домик» (35 мин)

Слайд 5

6. Упражнение «Образ счастливого ребенка» ( 20 мин) 7 . Перерыв ( 10 мин) 8. Упражнение «Условия, обеспечивающие счастливое родительство » ( 25 мин) 9. Управляемая дискуссия ( 15 мин) 10. Работа в группах «Стили родительского поведения в отношении детей» ( 20 мин)

Слайд 6

11. Упражнение «Испытание машинки» ( 5 мин) 12. Упражнение «Незаконченное предложение» ( 10 мин) 13. Упражнение «Меморандум» ( 15 мин) 14. Определение осуществления ожиданий участников ( 10 мин) 15. Сказка для вдохновения «Легенда о Нарциссе» (5 мин)

Слайд 7

РОДИТЕЛЬСТВО — процесс обеспечения родителями (родными или приемными) необходимых условий для полноценного развития, воспитания и обучения детей

Слайд 8

РЕБЕНОК Лицо возрастом до 18 лет, если согласно закона, применительно к нему, оно не получает прав совершеннолетнего ранее. РОДИТЕЛИ Лица (родные или приемные), которые обеспечивают развитие, обучение и воспитание ребенка. СЕМЬЯ Динамичная малая группа людей, которые проживают вместе и связаны родственными отношениями (брак, кровное родство, усыновление, опека), общностью формирования и удовлетворения социально- экономических и других потребностей, взаимной моральной от ответственностью.

Слайд 9

Авторитарный стиль родительского поведения Родители, склонные к авторитарному стилю: слишком строги; применяют физические наказания; чрезмерно контролируют все поступки ребенка; требуют от ребенка постоянной покорности; ограничивают право выбора ребенка; не желают идти на компромисс с ребенком; нетерпимы к детским недостаткам и проявлениям «ребячества».

Слайд 10

Либеральный стиль родительского поведения Родители , склонные к либеральному стилю: практикуют вседозволенность, выполняют все капризы ребенка; неоправданно идеализируют своего ребенка; осуществляют незначительный контроль за поведением ребенка или контроль вообще отсутствует вследствие равнодушного отношения к выполнению родительских обязанностей.

Слайд 11

Опекунский стиль родительского поведения Родители , склонные к опекунскому стилю: стремятся постоянно быть рядом с ребенком; решают за ребенка все проблемы; делают за ребенка то, что может делать он сам; окружают ребенка чрезмерным вниманием; ограничивают самоутверждение ребенка ; контролируют каждый шаг ребенка.

Слайд 12

Демократичный стиль родительского поведения Родители, склонные к демократичному стилю: уважают личность ребенка; принимают ребенка таким, какой он есть; дают понять ребенку, что его дела являются важными и для них; доверяют своему ребенку; разрешают своему ребенку делать собственный выбор; стимулируют самостоятельность ребенка; осуждают не ребенка, а его поступок; прислушиваются к мыслям ребенка; проводят вместе с ребенком свободное время; помогают ребенку развивать его способности .

Слайд 13

Осознанное родительство – это взаимодействие родителей (или лиц их заменяющих) между собой и другими членами семьи, включая детей, результатом которого является создание наиболее благоприятных условий для полноценного развития ребенка на всех этапах его жизни.

Слайд 14

Принципы осознанного родительства Любите своего ребенка. Принимайте ребенка таким, каким он есть. Верьте своему ребенку. Доверяйте ребенку. Верьте в то, что ребенок может самостоятельно преодолеть жизненные преграды. Доказывайте ребенку, что он является для Вас важным. Разрешайте ребенку делать свой выбор, принимать собственные решения. Помогайте ребенку выполнить то, что он не умеет. Осуждайте не самого ребенка, а его поступок.

Слайд 15

Прислушивайтесь к мыслям ребенка. Активно выслушивайте о переживаниях и потребностях ребенка. Сотрудничайте с ребенком, а не руководит им. Приказы и запреты могут спровоцировать взрыв агрессии. Будьте вежливы с ребенком. Будьте терпимы. Проводите вместе с ребенком свободное время. Помогайте ребенку развивать свои способности. Обеспечивайте основные жизненные потребности ребенка

Слайд 16

Памятка для родителей Любите своего ребенка таким, каким он есть, а не за его достижения и успехи. Не сравнивайте его с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (таким, каким он был вчера и , возможно, будет завтра). Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии чужих людей. Уважайте чувства и мысли ребенка. На жалобы со стороны окружающих отвечайте : «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Осуждайте не ребенка, а его поступок. Научите ребенка рассказывать о своих проблемах. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, которые возникают с ровесниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь их мнением, только так вы сможете сформировать у ребенка правильную жизненную позицию .

Слайд 17

Постоянно общайтесь с ребенком. Пусть он рассказывает вам, как провел день. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что это вам в самом деле интересно. Приобщайте ребенка к обсуждению семейных проблем, выслушивайте и обсуждайте его мысли. Не формируйте отношения на запретах. Всегда объясняйте причины ваших требований, если возможно, предложите альтернативу. Внимание к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам и дальше.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

nsportal.ru

формирование осознанного родительства на портале Ya-roditel.ru.


Ответственное родительство

Мамы и папы стремятся думать и заботиться о своем ребенке. Но каждый ли является ответственным родителем? Ведь доброта и забота – совсем не то же самое, что ответственность. Что же важно, когда ты – родитель? Легко ли быть ответственным родителем и что это такое, рассказывает портал Я-родитель.

Наверняка каждый родитель в какой-то момент жизни задается вопросом, насколько хорошо он исполняет свои родительские функции, сможет ли он сделать своих детей счастливыми. Этот вопрос порождает большое количество тревог и сомнений. Зачастую остается непонятным, что же должны делать мамы и папы, чтобы быть «хорошими».

Легко ли быть ответственным родителем и что это такое, рассказывает портал Я-родитель.

Что такое ответственное родительство

В обществе существует мнение о том, что с ребенком обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты родительства, но недостаточные.

По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.

Итак, ответственное родительство это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания:

  1. Коммуникативная сторона – это регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.
  2. Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.

  1. Экономическая сторона – сейчас даже обучение в государственных образовательных структурах становится все более затратным. Поэтому родитель должен иметь возможность оплачивать обучение ребенка, обеспечить его необходимой одеждой, желательно, карманными деньгами.
  2. Охранительная сторона – сохранение и укрепление здоровья ребенка, что в условиях современного российского общества становится очень актуальным и полностью ложится на плечи родителей;

  1. Нормативная сторона – родителю необходимо выступать в роли эксперта, обладающего опытом общения с социальными институтами. Это означает, что ребенка надо учить следовать правилам, установленным обществом, в котором он живет.
  2. Духовная сторона – способность привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура. Родители должны научить ребенка ценить свои жизнь и здоровье. Дети, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов и окружающих взрослых, будь то положительный или негативный опыт. Поэтому в детском возрасте особенно важно наличие рядом взрослых, которые хранят духовное наследие и в состоянии передавать его своим потомкам. Ведь, не имея собственного мнения и понятия о том, что есть зло, а что добро, не умея самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения, ребенок легко может стать объектом манипуляции.

Задачи ответственного родительства

Специалистами был проведен опрос, в ходе которого было выявлено, что сами родители важными задачами ответственного родителя считают:

  • сохранение здоровья и жизни ребенка;
  • материальное обеспечение – обеспечить ребенка одеждой, питанием, дать ему достойное образование;
  • находить время для ребенка, уделять ему внимание, проводить досуг вместе.

Последнюю задачу родители обычно называют в последнюю очередь и не уделяют ей достаточного внимания, считая, что обеспечивая ребенка материально, они уже полноценно выполняют свою родительскую функцию. В ход идут объяснения, подкрепленные тем, что взрослые большую часть времени проводят на работе, стараясь обеспечить достойную жизнь своим детям, и на общение у них просто не остается ни сил, ни времени. Но необходимо помнить, что это крайне важная составляющая ответственного родительства, и часто для ребенка семейный поход в кино в разы ценнее покупки новой игрушки. Позже, в подростковом возрасте, отдаляясь от семьи, погружаясь в свои субкультуры, в объяснениях ребят проскальзывает обида на маму с папой, нередко они говорят о том, что «родители только и делали, что работали, рядом их не было, а сейчас они мне уже не нужны».

Кроме этого немаловажными задачами являются:

  • Предупреждение родителями развития пагубных привычек у детей, путем развития духовного и нравственного компонентов, создавая доверительную обстановку в семье. Разговаривая про курение и алкоголь, очень важно не создавать «искусственный ажиотаж» вокруг этой темы, поощрять стремление ребенка делиться своими размышлениями на эту тему, знать, в какой компании он проводит свое свободное время.
  • Умение оказать поддержку и защитить в сложных ситуациях. Дети очень уязвимы, они обладают подвижной нервной системой, впечатлительны и часто все воспринимают очень остро. Поэтому сложной в детском возрасте может быть любая ситуация, которая ребенка заставит переживать более интенсивные эмоции, чем обычно, даже если родителям кажется, что это сущий пустяк. Родители должны постараться избегать фразы «не стоит расстраиваться из-за такой мелочи», вместо этого стоит признать право ребенка на его чувства – будь то разочарование, злость, обида, и помочь ему справиться.

  • Собственным примером учить ребенка стойкости и упорству, прививать трудолюбие и любовь к учебе.

Факторы, определяющие ответственного родителя

  1. Прочная, дружная семья, воспитывающая детей на основе преемственности поколений. Важным моментом являются супружеские отношения в семье, если в семье оба родителя, удовлетворенность браком и отношениями в нем. Родителям стоит выделять время на совместный досуг, ведь счастливые, любящие, понимающие родители – залог спокойствия любого ребенка.
  2. Духовно-нравственное благополучие. Оно предполагает умение родителей донести до ребенка духовно-нравственные и национальные ценности, которые должны быть основаны на понимании различия добра и зла, лжи и истины. Именно они должны впоследствии стать основополагающими в отношениях между людьми, в семье и обществе.
  3. Внимательное отношение к состоянию здоровья членов семьи. Ответственный родитель должен внимательно следить и за своим здоровьем, проходить ежегодно медицинский осмотр с целью ранней диагностики заболеваний, поддерживать свое здоровье на должном уровне. Ведь воспитание ребенка требует большого количества сил, а при отсутствии здоровья их взять просто неоткуда.
  4. Социально-бытовое благополучие, материальное благополучие. Для гармоничного развития ребенку необходимо создать развивающую среду, что в отсутствии данного фактора невозможно. Это обусловлено тем, что в условиях современного общества большинство услуг, связанных с образованием и развитием, оказывается на платной основе.
  5. Отсутствие хронических семейных конфликтов – между родителями и ребенком, в супружеской подсистеме, между поколениями – с бабушками и дедушками. Ребенок, как правило, в семейной ситуации выступает в роли «хранителя спокойствия», очень болезненно переносит любые конфликты и старается всячески их разрешить. При этом основные задачи развития, свойственные данному возрасту, отходят на второй план. Ребенок полностью погружается в семью, в качестве симптома могут выступать такие проявления как неуспеваемость, уходы из дома, непослушание и протестное поведение и т. д.
  6. Единый подход к воспитанию ребенка со стороны обоих родителей. Дети очень тонко чувствуют любое несоответствие. И в случае, если папа строгий, а мама все разрешает, он быстро научится лавировать и проблемы с поведением неизбежно появятся. Для ребенка очень важно, чтобы в вопросах воспитания все члены семьи были крайне последовательны и постоянны. Установленные правила должны быть приняты родителями совместно и соблюдаться всей семьей – это закладывает фундамент семейной иерархии. В случае несогласия мамы и папы в каком-то вопросе, это стоит обсуждать в отсутствии ребенка, иначе есть риск зародить в ребенке сомнения и тревогу.

  1. Здоровый образ жизни семьи – только своим примером родители могут привить ребенку любовь к спорту и хорошие привычки.

Легко ли в наше время быть ответственным родителем? В условиях современного мира, когда зачастую каждый день расписан по минутам, приходят домой лишенными сил. И все же необходимо найти время для общения с ребенком.

Ведь для того, чтобы быть ответственным родителем нужно уделять ребенку не так много времени. Посвящайте общению с любимым чадом хотя бы полчаса ежедневно.

Для младшего школьника важно чувствовать, что с началом нового этапа он стал не просто учеником с кучей домашних заданий, а остался любимым ребенком. Полезно в выходные устраивать семейные прогулки в парк или культурные походы в театр, цирк, зоопарк и т.д., продолжать играть с ребенком и слушать его.

Подросткам в этот непростой период их жизни необходимо ощутить участие и понимание взрослых. В этом возрасте очень опасно упускать ребенка из-под своего влияния, есть риск попасть в зону отчуждения и потерять авторитет. Поэтому неплохо с момента появления у ребенка осознанности завести ежедневные семейные ритуалы, например, вечерние чаепития, когда вся семья собирается за одним столом и каждый может поделиться впечатлениями о прожитом дне и своими размышлениями. Это поможет быть в курсе событий, происходящих в жизни подростка, а также передать в ненавязчивой форме опыт старших поколений.

Прежде чем подарить этому миру новую жизнь, ответьте себе на вопрос:

«Готов ли я с момента рождения ребенка нести за него ответственность и разделять все его печали и радости?». Только осознанно подходя к вопросу семьи и родительства, мы сможем вырастить своих детей счастливыми.

Мария Меролаева

Пройдите тест и определите, насколько вы ответственный родитель. Психологи портала Я-родитель подготовили небольшие рекомендации мамам и папам, как следует себя вести с ребенком, чтобы он рос счастливым.

НАСКОЛЬКО ВЫ ОТВЕТСТВЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ?

www.ya-roditel.ru

ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА










ТОП 10:







Островская Ю.Н.,студентка 5 курса

(г. Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины»)

Научный руководитель – Горленко В.П., кандидат педагогических наук, доцент

 

Феномен родительства представляет собой самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и социально-психологическое здоровье личности последующих поколений. На ранних стадиях развития человеческого общества индивидуальное родительство отсутствовало, уходом за детьми и их воспитанием занималась вся община. Позже в среде раннефеодальной знати широко распространился институт «воспитательства» – обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи.

В XV–XVI вв. внимание к детям заметно меняется, возрастая в сторону требовательности и строгости. Документы того времени говорят исключительно об обязанностях детей по отношению к родителям и не упоминают о родительских обязанностях [1]. Вплоть до середины XVIII в. родительские чувства занимают незначительный объем в личной переписке и дневниках. Лишь к концу XVIII – началу XIX в. детоцентрическая ориентация прочно утвердилась в общественном сознании, сделав любовь родителей одной из главных нравственных ценностей [2]. Сегодня позитивное родительство рассматривается как постоянное доброжелательное отношение родителей к детям, которое основано на ответственности за их содержание, воспитание, полноценное развитие и которое предполагает заботу, защищенность, любовь, уважение, понимание и принятие каждого ребенка таким, каков он есть.

Родительство – многогранный феномен, который обычно рассматривается на двух уровнях: во-первых, как сложное интегральное субъективно-личностное образование; во-вторых, как надындивидуальное целое, которое, как правило, совокупно, то есть включает двух человек – отца и мать. Эти уровни и формируют родительство. Качественной границей, их разделяющей, является рождение ребенка.



Первый уровень складывания родительства относится к добрачному периоду, когда под влиянием факторов макросистемы, мезосистемы и особенностей личности начинают формироваться когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие родительства. С этой точки зрения родительство – это интегральное социально-психологическое образование личности (отца и/или матери), которое включает совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания [3].

Второй уровень родительства рассматривается как надындивидуальное образование. Иногда говорят, что родительство является суммой двух слагаемых: материнства и отцовства. Однако, если бы в действительности это было так, то в речи закрепились бы дублирующие друг друга понятия. Чтобы развести значение понятий «родительство», «материнство» и «отцовство», надо отметить следующее: «родительство» представляет надындивидуальное целое, выходящее за рамки индивида, в то время как «материнство» и «отцовство» касаются, прежде всего, отдельной личности. Рассматривая соотношение понятий, следует отметить их относительную самостоятельность. Понятия «материнство» и «отцовство» могут использоваться независимо от контекста понятия родительства, то есть не подразумевая стоящего за ними надындивидуального понятия. В то же время «родительство» как надындивидуальное понятие подразумевает пересечение с понятиями «материнство» и «отцовство», касающимися индивида.

Существует целый ряд тенденций развития института родительства в условиях трансформации семьи в современном обществе. Одна из таких тенденций – нарастание вариативности родительских практик, усложнение взаимоотношений между социальным родительством и биологическим [4]. Так, в настоящее время многие отцы (реже матери) не проживают вместе с детьми, причем некоторые из них являются «эпизодическими» родителями (когда, например, детей воспитывает бабушка), а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком (отказываясь от родительских прав), так и остаются только биологическими родителями. Одновременно растет число родителей, не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами, но реализующими в отношении него функцию родительства в полной мере, в этом случае мы имеем дело с феноменом социального родительства. Основные виды (типы) современного родительства можно объединить в три группы.




Первый тип родительства сочетает признаки биологического и социального родительства. Среди полных семей – это нормативные, нормальные, биологические первобрачные семьи, в которых ребенок (дети) воспитываются обоими супругами, состоящими в первом браке и являющимися для ребенка биологическими родителями. У супругов нет помимо данного ребенка других родительских обязательств. В такой семье оба родителя одновременно исполняют как биологические, так и социальные роли.

К подгруппе полных семей также относятся такие, которые западные ученые обозначают понятием бинуклеарная семья – это семьи разведенных родителей. В данном случае подчеркивается тот факт, что развод обрывает брак, но не семью. Расторгаются отношения между женой и мужем, но необязательно между матерью и отцом, матерью и детьми или отцом и детьми. Бывшие мужья и жены могут продолжать общаться друг с другом и с детьми, хотя уже по-другому. Согласно семейному законодательству, матери и отцы, если они не отказываются от своих родительских прав, после развода имеют одинаковые права и обязанности в отношении детей. Однако в реальности подавляющее большинство детей остается жить с матерью. Фактически это «одиночная» опека, предполагающая ответственность одного родителя. Развод супругов в Беларуси означал и до сих пор предполагает развод детей с отцом. Культура родительства после развода практически отсутствует.

Еще одним видом полных семей являются сводные, т.е. такие, в которых жена или муж уже имели ребенка до заключения брака. Ребенок от предыдущего брака (включая нерегистрируемые сожительства) не обязательно проживает в новой семье, но имеются в виду юридические обязательства и практика их реализации, которые сохраняются за мужем или женой по его воспитанию. Если же ребенок живет в новой семье, то один из супругов приходится ему отчимом или мачехой.

Анализируя семьи с одним родителем, важно различать источник их формирования. Семьи внебрачных или незамужних, разведенных и вдовых матерей (материнские семьи) существенно отличаются, в частности, в отношении возможностей и реального участия отца в материальной поддержке и контактов с детьми. Следует проводить такие же различия при изучении «отцовских» семей, которые могут образоваться в результате развода или овдовения. При этом реализация социальных родительских ролей супругами, видимо, будет качественно различаться при отказе или лишении родительских прав одного из родителей, проживающего отдельно от ребенка, или при их сохранении.

В современных условиях возможен еще один вариант сочетания биологического и социального родительства, когда зачатие осуществляется путем искусственного (экстракорпорального) оплодотворения (ЭКО) с использованием отца-донора, а вынашивание ребенка суррогатной биологической матерью. Точных сведений о распространении подобной практики нет, однако в сети Интернет имеются сайты, целью которых является просвещение будущих родителей относительно юридической стороны суррогатного материнства, а также помощь в поиске женщин, желающих и способных стать суррогатной матерью.

Второй тип родительства – это социальное родительство. Он реализуется в семьях с усыновленными (удочеренными) детьми, без обоих биологических родителей. Обычно в таких семьях у супругов есть и собственные, кровнородственные дети. Согласно ст. 118 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству на воспитание в семью (на усыновление, в детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), опекунскую семью, приемную семью), а при отсутствии такой возможности в детские интернатные учреждения, в том числе на патронатное воспитание, в государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, и др.

Усыновлениеявляется одной из оптимальных семейных форм устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. В 2008 г. в Беларуси был усыновлен 561 ребенок. При этом гражданами Республики Беларусь усыновлены 539 детей, иностранными гражданами – 22. Большая часть усыновителей – отчимы и мачехи: ими усыновлено 493 ребенка. По статистическим данным по состоянию на 1.01.2008 г. в семьях усыновителей на территории Беларуси проживало 6192 ребенка [5].

Приемные семьи без родных детей, согласно ст. 169–171 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, образуются на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание. Подбор родителей осуществляется органами опеки и попечительства и приемными родителями. Оплата труда и льготы приемным родителям регулируются законами субъектов Республики Беларусь. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). В данном типе семьи социальное родительство реализуется в «чистом виде». В 2008 г. в приемные семьи было устроено 968 детей. Всего по состоянию на 1.01.2008 г. в приемных семьях проживало 5845 детей.

К социальному родительству относятся и опекунские семьи. Опекунами чаще всего являются бабушки или другие родственники, фактически возложившие на себя функции родителей. В этом случае дети и праро­дители (выполняющие роль социальных родителей) только опосредованно (через поколение) являются биологическими родственниками. Согласно ст. 145 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; над детьми в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство. В 2007 г. в Беларуси в опекунские семьи было устроено 1979 детей. Всего по состоянию на 1.01.2008 г. в опекунских семьях проживало 11038 детей.

Патронатное (лат. patronatus – покровительство) воспитание также одна из форм социального родительства. Это форма устройства детей – воспитанников детских интернатных учреждений – в семью патронатного воспитания. В такую семью ребенок помещается на основании трудового договора. Эта форма социального родительства основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между биологическими родителями (если они живы и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем. Патронатное воспитание – это самая «гибкая» форма устройства ребенка на любой срок (от 1 дня до достижения им 18 лет). В 2007 г. в Беларуси в детские дома семейного типа было устроено 63 ребенка.

Выделяется еще один вид социального родительства – «квази-родительство». Имеется в виду ситуация, когда в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в роли «квази-родителя» выступает государство, в лице работников детских домов, интернатов, социальных приютов. В ХХ в. эта форма социального сиротства имела широкое распространение. К настоящему времени в Беларуси в этих учреждениях воспитывается незначительное количество детей. По состоянию на 5.09.2007 г. в Беларуси в 28 детских домах воспитывалось 2023 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 117 школах-интернатах – 6129, в 137 детских социальных приютах – 641, в профессионально-технических учебных заведениях – 4872 ребенка.

Третий тип родительства – биологическое родительство. О чисто биологическом родительстве, которое впоследствии не приобрело социальных проявлений, можно говорить в том случае, когда женщина, выносившая и родившая ребенка, отказывается от него, передавая его либо под опеку государства, либо, в случае суррогатного материнства, его биологическим родителям, поскольку, согласно Кодексу о браке и семье Республики Беларусь, материнство устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае вне медицинского учреждения на основании документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Как видим, родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Социальные, психологические и особенно педагогические проявления феномена родительства имеют непреходящее значение, поскольку характер родительства отражается на качестве подрастающих поколений. Следовательно, состояние родительства сегодня – это будущее общества.

 

Список цитированных источников:

1. Новик, О. Брачно-семейные отношения в процессе исторического развития / О. Новик // Юстиция Беларуси. – 2009. – № 1. – С. 70–72.

2. Девятых, С.Ю. Феномен родительства: социально-психоло­ги­че­ский аспект: монография / С.Ю. Девятых. – Витебск: ВГУ, 2005. – 104 с.

3. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для вузов / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

4. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства: социология семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2000. – № 11. – С. 90–97.

5. Статистический ежегодник Республики Беларусь / редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. – Минск: Информстат М-ва стат. и ан. Респ. Беларусь, 2008. – 73 с.

 











infopedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о