Духовно нравственное воспитание дошкольников это: Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Дошкольный возраст – период интенсивной социализации детей, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность – основное требование с целью формирования созидательной активной персоны. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно по это причине на сегодняшний день весьма важно сформировать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных организациях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую нуждам формирования развития личности ребенка и нацеленную на формирование телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Проблема духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него: нравственных чувств; нравственного облика; нравственной позиции; нравственного поведения. В формировании духовно-нравственного воспитания и развития детей особую роль играет хоровая музыка, как искусство, которое непосредственно воздействует на эмоциональные и нравственные стороны личности и становится в наши дни всё более необходимой в духовной жизни общества.
Формирование духовно — нравственных ценностей дошкольника – одна с основных краев формирования персоны детей. При взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками в совместных мероприятиях дети включаются в активную деятельность и приобретают социальный опыт доброжелательного общения, следуют социальным нормам поведения, проявлять свои чувства и нравственные качества, дают оценку собственным действиям и действиям других, чувствуют собственную целостность с находящимся вокруг обществом.
Воспитательная система, сложившаяся в детском саду по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Духовно-нравственное воспитание детей закладывается в семье. Основы, которые закладывают мать с отцом, бабушки и дедушки, закладывают основу поведения ребенка. В тех семьях, где отсутствует лицемерие, грубость, но есть взаимное уважение, где бережно сохраняется память о роде, где гордятся своими достижениями, вкладом в историю страны, национальной принадлежностью, дети вырастают духовными личностями [4].
Издавна семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нравственных устоев. «В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи».
Недаром говорят: «Дети – наше будущее». И именно каким оно будет, зависит от нас взрослых: а именно родителей, педагогов, общественности. На данный момент нужно создавать те условия, в которых формировалось и закреплялось первоначальное стремление ребенка к святому и доброму.
Нам необходимо также помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать обладателями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры [1].
Духовно-нравственное воспитание в классической российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада. Следует выделить, что в традиционной российской семье, отношения строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.
Важнейшей нравственной основой семьи служило уважительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в семьях с малолетства и укреплялось в течение всей жизни каждого человека.
Именно дошкольные учреждения должны способствовать восстановлению семейного порядка, традиций и ценностей. Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего формирование личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.
В сегодняшнем обществе утрачены многочисленные традиции православного семейного воспитания. Отец с матерью, по причине занятости на работе или из-за бытовых проблем, не уделяют времени на совместное чтение с ребенком и беседы с ним. Сейчас проще дать в руки ребенку какой-либо гаджет и спокойно заниматься своими делами, чем поговорить с ребенком по душам. Именно поэтому моральный маятник внутри ребенка раскачивается куда хочет. При наличии такого объема негативной информации, которая нас окружает, дети стали проще относится к насилию и жестокости и воспринимать их как нормы современной жизни. Духовно – нравственное воспитание неистощимая, многогранная область: это архитектура, литература и история, театр и естественные науки – все может и должно стать помощью развития и роста души человека.
Практика показывает, что проводимая работа значительно расширяет знания воспитанников о нравственных качествах личности и способствует становлению духовного мира человека, формированию нравственно – эстетических идеалов. Нужно только постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на нас, педагогов, если мы отстаиваем необходимость и берем на себя инициирование духовно-нравственного воспитания детей и родителей.
Список использованных источников:
1. Данилюк А. Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников. Методические рекомендации. Ч. 1. М. Просвещение. 2001.
2. Духовно-нравственные основы отечественного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010.
4.Соколова Л. В. Воспитание ребёнка в русских традициях. М. Айрис-пресс, 2003.
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Путинцева Екатерина Васильевна
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Путинцева Екатерина Васильевна, воспитатель высшей категории БДОУ г. Омска «Детский сад №216 общеразвивающего вида», г. Омск
Аннотация: Статья раскрывает роль народной сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников. Показывает зависимость эмоционального отношения к персонажам сказки, являющегося условием усвоения детьми этических норм. Особое внимание обращено на то, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.
Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание дошкольника, средство воспитания дошкольника, сказка, дошкольный возраст, детство
«Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств,
без которыхнемыслимо благородство души,
сердечная чуткость к человеческому несчастью,
горю, страданию. Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»
В. А. Сухомлинский
Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно его развитие и существование. Духовно – нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни – важнейшее условие развития России. Наиболее ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [1, с. 431]. В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [2, с. 170].
Перед педагогами стоит задача сделать жизнь малышей в дошкольном учреждении более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Духовно – нравственные чувства у дошкольников помогают воспитывать сказки, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир. Главная ценность дошкольного возраста — высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с дошкольного возраста[3].
Сказка – это часть культуры народа, которая отражает его позицию жизни. Сказка — средство эмоционально — волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.Особенности русской народной сказки, такие как поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них переданы черты русского народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера, как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
А.Н. Сидорова рекомендует проводить непосредственно образовательную деятельность с детьмипо сказкам для осуществления поведенческого компонента, содержание которого заключается в том, что в «… процессе практической реализации ребенок дошкольник закрепляет все полученные ранее представления о духовно-нравственных ценностях, нормах, качествах, необходимых для жизненной организации во взаимоотношениях с взрослыми, сверстниками» [4, с. 18]. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» — сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель следит за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Например: сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых. Сказка позволяет малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки, следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка; скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой» и другие). После рассказывания сказки необходимо провести беседу по её содержанию. Следует учить детей оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – Хваста», «Финист – Ясный Сокол», «Сивка – бурка». Дети учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняя специфику.
В подготовительной группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку, как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую роль несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». Например, в сказке «Вершки и корешки» мужик обманул медведя, деля с ним урожай. Каждый раз медведь проигрывал мужику, получая вершки пшеницы, репы. Медведь выступает как комический персонаж, простоты и глупости. Он ведь не знает, что есть съедобного у растений, которые выращивает мужик. А в жизни медведь — хозяин леса, которого бояться не только звери, но и люди. С помощью вопросов можно выяснить, какие средства выразительности используется в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Если сказка удачно выбрана, естественно и выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной.
Эффективным средством духовно – нравственного становления личности является сказка.Сказказнакомит детей с окружающим миром, с взаимоотношениями людей.Сказка — развивает в ребенке моральные и волевые качества,погружает малыша в уютный светлый мир, учит ребенка думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути, помогает детям заглянуть в «потайные уголки» личности.Развивает у ребенка такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие другие. Мудрость сказки позволяет вырастить душевно здорового ребенка. Таким образом, можно отметить, что сказка — ставит и помогает решить нравственные проблемы, прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.
Литература
1. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. — Т. 2. — М.:Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1985. — 655 с.
2. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-хтт Т. 2. /В.А. Сухомлинский, сост. В.З. Смаль, М.П. Кашин.- Москва: Педагогика, 1979. – 560с.
3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, И.И. Иванов. – М.: Педагогическое общество России. 2004. – 512 с. – URL:www (дата обращения…)
4. Сидорова, А. Н.Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / А. Н. Сидорова; науч. рук. В. И. Прокопенко ; Амурский гуманитар.-пед. гос. ун-т [и др.]. — Челябинск: [б. и.], 2009. – С.18. – URL:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-07/dissertaciya-formirovanie-duhovno-nravstvennyh-osnov-lichnosti-rebenka-starshego-doshkolnogo-vozrasta#ixzz3QnAulTi9
5. Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от её композиции // Вопросы психологии. – 2006. — № 6. – С. 39 – 47.
6. Пазухина, И. А. Ступеньки самопознанию. // Дошкольная педагогика – 2002. — № 3 – С. 35.
7. Славина, Л. С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2002. — № 7 – С. 3-7.
8. Шорыгина, Т. А. Родные сказки. // Нравственно – патриотическое воспитание. – М. Прометей. 2005 – С 10-17.
comments powered by HyperCommentsВсероссийские конкурсы для детей и педагогов Мир Талантов
Добавить статьюВсе темыСтатьи на тему: Кружковая работаСтатьи на тему: Мероприятия по ОБЖСтатьи на тему: Методические разработкиСтатьи на тему: Нравственно-патриотическое воспитаниеСтатьи на тему: Открытое занятиеСтатьи на тему: Предметно-развивающая средаСтатьи на тему: Работа с родителямиСтатьи на тему: Развивающие игры для детейСтатьи на тему: Сценарии мероприятийСтатьи на тему: Физическое развитиеСтатьи на тему: Экспериментально-образовательная работа
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 172» г. Чебоксары
Петрова Марина Геннадьевна
Дошкольный возраст — это время для воспитания души ребёнка. Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это прежде всего воспитание уважительного отношения к самым родным близким людям.
Что же такое духовность? Что же такое нравственность? Давайте разберемся. Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества где живет человек, его морали. традиций.
Нравственность – это моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачи
В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:
Сформировать в детях способность сопереживать.
Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.
Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества в них ещё слабы и нуждаются в постоянном развитии. По мере этого, как ребёнок растёт, надо укреплять в ребёнке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые поступки. К счастью, в человеке есть заложенная Богом способность оценивать свои поступки — это совесть, нужно развивать в ребёнке чуткую совесть и приучать его прислушиваться к его голосу.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т. д. Духовно-нравственное воспитание — на сегодняшний день актуальная тема. Духовно-нравственное воспитание с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Дошкольник не рождается плохим или хорошим, нравственным или безнравственным. Ведь его нравственность зависит и от семьи, где он родился.
Отчёт на тему «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой»
«Чтение, – говорил В.А. Сухомлинский, – это окошко,
через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры: представления о семейном укладе и родном крае, уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, воспитание ответственности, понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, требующий использовать разнообразные формы работы с детьми. Одной из таких форм работы, делающей общий результат наиболее эффективным, является ознакомление дошкольников с художественной литературой и народным творчеством. Поэтому именно так мы сформулировали вторую годовую задачу нашего ДОУ: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой и народным творчеством». Посредством чтения художественной литературы дети узнают о добре и справедливости, о дружбе и честности, о Родине. Таким образом произведения художественной литературы, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. А настоящего патриота невозможно вырастить без знания истории. Поэтому мной был разработан проект на тему «Я – часть России». Проект долгосрочный, срок реализации – 6 месяцев. Целью данного проекта является воспитание духовно – нравственных и нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России, воспитание чувства гордости за свою страну, расширение представлений о национальной культуре русского народа, в том числе и через знакомство с русской народной сказкой и народно-прикладным искусством; расширение знаний о малой Родине, развитие познавательного интереса к истории своего города.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап — подготовительный, включает в себя:
1. анкетирование родителей, знаний и представлений о родном крае и городе, его истории, достопримечательностей;
2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, города и страны.
II этап — основной, включает в себя формы работы с детьми (непосредственно образовательная деятельность; тематические беседы; презентация; календарные праздники; пополнение развивающей среды, выставки детских работ, семейных коллекций).
III этап — итоговый, включает в себя:
1. итоговое диагностирование детей,
2. повторное анкетирование родителей.
Самое первое, что было проведено — анкетирование родителей, которое дало нам ответы на некоторые вопросы: каково желание самих родителей вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином страны, в которой мы живем, что лично они делают для воспитания у своего ребенка любви к родному городу, стране, какие качества стараются воспитать в своём ребёнке.
Чтобы выявить у детей уровень сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, города и страны, с ребятами были проведены предварительные беседы.
Работу я решила начать с формирования у детей знаний о своём ближайшем окружении: интерес к своей семье, сохранение семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи, поэтому были проведены беседы: «Я люблю свою семью», «Семья и родной дом», «Моя родня», «Кто я?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Я — гражданин», «Правила, по которым мы живём», «Мои родители», «Почему нужно уметь уступать», «За что бы я сегодня похвалил себя», «Кто я такой», анализ ситуаций «Знаешь ли ты свой адрес?». Целью этих бесед и разговоров с детьми стало формирование представлений о семье, гендерной, семейной, гражданской принадлежности, воспитание желания заботиться о близких. Также была проведена дидактическая игра «Почтальон», целью которой стало закрепление знаний и умений называть Ф.И., свой адрес. Большую роль на этом этапе сыграло чтение и обсуждение русских народных сказок: «Волк и лиса», «Мальчик с пальчик», «Семь Симеонов – семь работников», «Белая уточка», которые учат проявлению заботы и внимания к своим близким, а пример сказки «Гуси – лебеди» подводит детей к мысли о том, что всегда и во всём надо слушаться родителей, т.к. они старше, умнее и мудрее. Русские сказки учат детей культуре поведения во всём, особенно, если это касается отношений между старшими и младшими, а также ответственности перед другим человеком. В основу утренника, посвящённого Дню Матери, также легла сказка «О глупом мышонке», участвуя в инсценировке которой дети сделали для себя определённые выводы: необходимо поддерживать дружеские взаимоотношения, уметь вовремя прийти на помощь, слушать советы взрослых родных людей.
Следующей ступенькой реализации проекта стало ознакомление с родным городом Ейском, для чего были проведены следующие мероприятия: беседы «История моего города», «Малая Родина», рассказ воспитателя «Символика города», рассматривание открыток на тему «Мой город», рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе, тематическая беседа «Освобождение города Ейска от немецко-фашистских захватчиков». Ребятам были прочитаны серия стихотворений Ейской писательницы Анастасии Фишевой «Любимый город»: «Любимый город», «Берегите мать», «Родина», «Родное село», «Летние каникулы», «Наказ внукам»; стихи, песни, загадки детям Ейской писательницы Нины Цвирёвой.
Далее — ознакомление детей с историей Кубани, возникновения края, быта и традиций казаков, ознакомление с кубанскими народными подвижными играми: беседы из личного опыта «Рождество на Кубани» с целью закрепить знание народных традиций: вождение козы, колядка, щедрование; рассказ воспитателя «Народные праздники на Руси. Рождество», развлечение «Колядки», спортивное развлечение «Казак без службы не казак», в результате проведения которого сформировано представление о жилище казаков, его особенностях, о традиционном казачьем костюме, семейном укладе казаков, связанным с воспитанием детей в казачьей семье; разучивание пословиц и поговорок о традициях казаков; беседа «Краснодар в историческом прошлом и в наши дни» с целью познакомить с историей возникновения Краснодара (Екатеринодара), закреплять знания о настоящем столицы Краснодарского края; познавательный рассказ воспитателя «Ремесло на Кубани», целью которого стало знакомство детей с кубанскими народными ремёслами: ковань, лозоплетение; проведение кубанских подвижных игр: «Поймай шапку», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Достань платок», «Кубанка – шапка казака», «Брыль», «Малечена-Калечена», «Плетень». В решении этих задач помогло чтение и рассматривание книги «Родная Кубань. Страницы истории» под редакцией В.Н.Ратушняка.
Также детям было рассказано о родной стране, о том, что Земля — наш общий дом, о государственных праздниках: рассказ воспитателя «Государственный герб России», рассматривание российской символики, слушание гимна РФ. В настоящее время дети продолжают получать элементарные сведения об истории России, поощряется интерес детей к событиям, происходящим в стране, тем самым воспитывается чувство гордости за ее достижения.
Поставленные задачи достигаются, используя разнообразные формы работы с детьми, среди которых немаловажную роль играет ознакомление с художественной литературой. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Для детей художественная литература — это человекознание и одновременно — самопознание. Познание себя через героев книг. Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания, нужны рассказы и сказки, в которой говорится, как нужно поступать. Всем этим качествам учат произведения, которые мы прочитали и обсудили с детьми: Т. А. Шорыгина «Вежливые бельчата», «Как попугай Таню вежливости научил», «Вредная ворона», «Голубка», «Старший брат», «Если бабушка болеет», С.Михалков «А что у вас», «Песенка друзей», С.Маршак «Мальчики и девочки», русские народные сказки «Волк и лиса», «Мальчик с пальчик», «Семь Симеонов – семь работников», «Добрая Ивушка», И. Мазнин «Давайте дружить», В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», а также былины: «Илья Муромец и Соловей — разбойник» (отрывок), «Садко» (отрывок), И. Б. Кочанская «Панкрат, который умел складывать вещи», «Волшебные слова», Е. Карганова «Хорошо, что я родился», М.Пляцковский «Настоящий друг», Н Найдёнова «Хотим под мирным небом жить!». Духовно – нравственное воспитание детей осуществляет и старая добрая сказка по произведению В. Катаева «Цветик — семицветик», которая учит быть сдержанными и доброжелательными, учит доброте и справедливости, которую инсценировали дети в основе утренника, посвященного 8 Марта.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, которую дети систематически слушают вместе с музыкальным руководителем: «В пещере горного короля» Грига, «У камелька» Чайковского, «Флейта и контрабас» Фрида, «Бабочки» Чайковского, «Марш Черномора» Глинки. В течение года велась активная работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Пасха.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Развитие творческих способностей у детей, сплочение детского коллектива, укрепление детско-родительских отношений были достигнуты в процессе оформления приёмной группы к праздникам, а также активное участие родителей в утренниках и развлечениях. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Надеюсь, что в нашем детском саду дети и взрослые живут в мире тепла и доброты, в мире духовности. Ведь всё лучшее, что формируется в дошкольном возрасте, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни.
Семейный фокус. Одомашненный. Дети. Рецепты. Психология. Отношения
Кочечинина Галина
Краткое изложение опыта работы ДОУ «Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования в условиях ГЭФ»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и правде, к все человечество «Д.С. Лихачев
Дошкольное образование Детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей о мире, обществе и культуре.
«Дети — наше будущее» . И каким будет наше будущее, зависит от нас. взрослых : родители, учителя, общественность. Необходимо создать такие условия, в которых было бы закреплено изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброте.
Мы должны помнить, что дети — это наше отражение. Прежде всего, мы сами должны стать носителями духовно — нравственной культуры, которую вы стремитесь привить детям.
Слайд 5. (Стандарт)
В настоящее время основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно, — нравственного развития и воспитания Личности и гражданина России.
С 1 января 2014 года Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ( ФГУСО закрепляет приоритетность.
Одной из задач стандарта является : Объединение обучения и обучения в целостном образовательном процессе, основанном на духовных — моральных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семья, общество.
Слайд 6. (Площадь)
Задачи реализуются на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ посредством различных видов деятельности, специфичных для детей дошкольного возраста : игра, общение, познавательная деятельность и исследования в пяти образовательных областях , в которых это направление :
социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение принятых в обществе норм и ценностей, в том числе моральных и нравственных ценностей; … формирование правильного отношения и чувства принадлежности к своей семье …
познавательное развитие … Формирование первичных представлений о себе, других людях … о малой Родине и домашнем, представления о социокультурных ценностях нашего народа, о бытовых традициях и праздниках …
эстетическое развитие художника предполагает развитие предпосылок к ценностно-смысловому восприятию и пониманию … Природный мир, фольклор, сопереживание
физическое развитие. .. Установление ценностей здорового образа жизни , усвоение его элементарных норм и правил …
На данном слайде представлены направления работы по духовно-нравственному воспитанию в нашем ДОУ : «Я и моя Родина» , «Я и мои ценности» , «Я и мое здоровье»
Слайд 8. (Программы)
В нашем детском саду реализуется основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Петерсон Г., Лыкова И. А., одна из частичных программ, в которой программа социально — коммуникативного развития «Доро добра » Л. В. Коломийченко, а также серия книг И. А. Лыкова В. И. Шипунова «Народный календарь»
Дополнительно использовать программы духовно -Относительно-патриотическое воспитание :
Региональная программа «Родников Дон» Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмед, Н.А. Платохина, цель которой авторы ставят : Развитие у детей целостного отношения к культуре и истории Подонья, рождение личностных смыслов.
Шевченко Л.Л. «Добрый мир». — Православная культура для детей, рекомендованная Министерством образования Московская область и реализуемая на практике Работа по духовно-нравственному воспитанию
Основные положения ПО духовно-нравственного воспитания детей , содержащиеся в данных программах, успешно интегрируются с образовательными направлениями образовательных программ ДОУ. : обеспечение развития детей по всем пяти дополнительным образовательным направлениям .
В соответствии с целевыми ориентирами духовно — нравственная культура Дети дошкольного возраста возраст развивается от установки позитивного отношения к миру; умение оценивать действия людей и соблюдать социальные стандарты и правила; Адекватное проявление своих чувств в отношениях со взрослыми и сверстниками.
GEF Раньше дает нам возможность делать более глубокие и целенаправленные. духовно-нравственного воспитания дошкольников .
Стандарт дошкольное образование называется «Стандартные условия»
Главное условие я считаю кадровым потенциалом.
Руководитель нашего Доу Валентина Григорьевна — человек глубоко верующий, представляет свой коллектив.
В каждой группе нашлось место для иконы, у каждой своя история. Один из них ребятишек «Спас» Как говорили в речке, когда мы ехали на экскурсию. Другие привезли нам в подарок батюшку, настоятеля храма нашего села Св.Николая Чудо, он часто бывает в детском саду, оказывает духовную поддержку и наставляет работу с детьми и родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников .
Также частыми гостями нашего Доу являются — ученика Воскресная школа с постановками.
Сотрудничество с самым придворным Багаевского района, протоиерей Александр Маштанов дарит детям наш детский сад для участия в организованных ими творческих конкурсах
В первую очередь, духовно — нравственное воспитание И развитие человека начинается в семье. Важным направлением в Б. работы по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями. Чувства Родины начинаются в ребенке с отношения к семье к самым близким людям — отцу, маме, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с его домом и ближайшим окружением. Разнообразные формы сотрудничества помогают в решении духовно — нравственных задач. Родители участвуют в тематических выставках, конкурсах, совместных развлекательных праздниках.
Это традиционные сборы, и педальсобучи для родителей, сборы Проводятся вместе с детьми.
Родители, счастливые принять участие в традиционных праздниках, провозглашенных Днем матери, Днем защитника Отечества
А также принимаю активное участие в уже завершившихся традиционных Dn. Перспективы
С первых дней нахождения в детском саду родители включаются в сотрудничество, например, при прохождении адаптации проводится. «Знакомьтесь — это я!» Где родители с большой любовью Регистрируйте газеты о своих детях, это помогает учителям ближе познакомиться с их новорожденными детьми и их родителями.
Креативный проект «Как меня зовут?»
Проекты «Я в лучах солнца» Из которой мы узнаем, как в домах ласково называют ребенка, и как он любит, чтобы его называли.
Проект «Я и мое здоровье» , где родители рассказывают, как они ведут себя здоровым образом образ жизни .
Фольклор — богатейший источник познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как и везде, сохраняются особенности русского характера. На слайде представлены «Щедрый вечер». и «Масленица»
Продуктивная деятельность — лучший способ выражения детских эмоций от увиденного. Дети творят, это помогает им снова пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления. Подарок своими руками, детские руки «Тепло» .Дети с большим удовольствием делают подарки своим близким, устраивают творческие выставки , работы . На слайде вы видите выставку портретов матери ко Дню матери, изготовление подарков : Вязание крючком.
На данном слайде представлены : работы Детские куклы для изготовления Матери — встречает день матери и «Без вспышки — вестерны» которые готовились к празднику «Благовещение», , «Расписные писечки на » Пасха «»
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своей деревне.В непосредственно образовательные мероприятия, экскурсии, беседы, дают детям краеведческую информацию о своем селе, о его достопримечательностях.
На этом слайде вы видите Экскурсии
Ежегодное празднование Дня поэта станицы Багаевская
С помощью кукол, в доступной для детей форме — Игры, реализованы региональные компонентные программы. В ноябре у нас прошел районный семинар для воспитателей , где учителя поделились опытом , дети исполнили народные песни.ОТ воспитателей Проведено мастер-класс по пошиву казачьего костюма.
Экскурсии в музей нашего села. Детей очень впечатлила история о том, что детям раньше отдали икону, и ребенок больше не мог лгать.
Малыши с удовольствием попробовали старые инструменты work : Коромысло, пила.
Экскурсии в библиотеку
В духовно-нравственное воспитание большое значение Имеет пример взрослых близких людей.На конкретных примерах Из жизни старших членов семей : бабушек и дедушек, бабушек, участников Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, мы прививаем детям такие понятия, как как : Долг перед Родиной, Любовь к Отечеству, Трудовой подвиг. .
Ежегодно в детском саду праздники, посвященные Дню России, Дню Победы.
Другое направление : «Я и мое здоровье»
На слайдах представлены : «Олимпийское движение»
Спортивные соревнования
Мама, папа, я спортивная семья!
Роды детские Дошкольник мал и легкий .Однако это необходимо для развития его личности.
Знакомство с трудолюбивыми взрослыми, дежурство
Труд на природе
Ребенок родился разумным и добрым человеком.
На завершающем этапе, по окончании детского сада, хотелось бы увидеть такие результаты …
Любите детей! Вот что научит их любить других, творить добро и радоваться жизни! На этом слайде день праздника дошкольника. , учителя дарят детям свою любовь, вкладывают в них душу, для этого дети открывают нам наши сердца
Слайд 40.Спасибо за Ваше внимание!
К сожалению, презентация не загрузилась, извините.
На сегодняшний день проблема морали очень актуальна. Уделяя внимание интеллектуальному развитию своего чада, родители забывают о получении ребенком духовного опыта. Развлечения современного малыша банальны: компьютерные игры, просмотр бессмысленных мультфильмов, прогулки по торговым центрам.
В дошкольном возрасте у детей формируются основы духовно-нравственной системы, на которых сохраняется неизменное отношение ребенка к окружающему и к миру в целом.По этой причине так важно обращать внимание. Моральное развитие крохи. Актуальность этой задачи отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) для дошкольных учреждений.
Цель программы
Современная экономическая и политическая ситуация заставляет родителей уделять первоочередное внимание обучению ребенка. Считая, что интеллектуальное развитие является основой успешного и многообещающего будущего, взрослые забывают о морально-нравственной составляющей. Но духовные ценности закладываются с раннего возраста, и, игнорируя естественное стремление ребенка к доброте и искренности, родитель сам губит основу действительно важных качеств своего малыша.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников формирует человека маленького человека, прививая ребенку ценные нравственные качества, а также способствует накоплению опыта, основанного на культурных традициях. В рамках ГЭФ предусмотрены следующие задачи:
- возрождение обычаев и традиций нации;
- знакомство с православной верой;
- духовное и эмоциональное обогащение;
- поддержание моральных ценностей семьи;
- формирование понимания таких понятий, как справедливость, симпатия, патриотизм и других.
Приобщение детей к культуре, нравственным нормам, традициям государства, общества и семейным принципам дошкольного образования по ФГОС, на которых основываются методы работы педагогов.
Положения образовательного стандарта
С 2013 года ГЭФ включен в каждую образовательную систему. В рамках этих стандартов созданы учебные программы для развития детей, в частности, дошкольников. Положения ГЭФ основаны на следующих условиях:
- различные методы для разнообразия детства подопечных;
- всестороннее развитие ребенка;
- социализация через взаимодействие со взрослыми и детьми;
- уважение к личности дошкольника;
- поддержание эмоционального благополучия и психологического здоровья;
- особая форма подачи информации посредством творческой деятельности, сказки, исследовательской деятельности.
Особенно важно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, формирующее любовь к Родине, гордость за свой народ, стремление к обогащению культуры. В семье закладываются основы патриотизма, методы работы воспитателей — развивать и обогащать полученный опыт. Положения Стандарта также подчеркивают значение и особенности каждого возрастного периода. Занятия проходят в ненавязчивой атмосфере в игровой форме или через сказку, отражающую в главных героях понятия доброты, честности, отваги.
Требования программы
ГЭФ к — это совокупность обязательных положений при формировании детей младшего возраста. Основана на многолетнем опыте работы учителями. В программе представлены определенные приемы, способствующие духовному развитию малыша.
- Социально-нравственное воспитание дошкольников — усвоение общепринятых норм, формирование позитивного отношения и уважения к другим.
- Художественно-эстетическое восприятие — понимание и восприятие искусства, любовь к природе, развитие творческой активности, фантазии.
- Развитие речи — правильное использование Основное средство общения с окружающим, обогащение словарного запаса.
- Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это формирование представлений о Родине, традициях, ценностях и праздниках страны. Развитие познавательной активности любознательности.
Для более продуктивной работы с детьми ГЭФ указывает на их необходимость в следующих условиях:
- установление и контроль правил доброжелательности между детьми разных социальных групп, возрастов, религий, наций;
- уважение чувств, желаний и личности ребенка;
- сотрудничество с семьей, вовлечение родителей в процесс духовного воспитания;
- специальная форма для этой возрастной группы — через увлекательную историю Или сказку, интересную прогулку, веселую игру.
Необходимо формировать положительное отношение к миру, адекватное проявление чувств по отношению к окружающим, умение анализировать любые действия других людей. Один из удачных приемов — ваш собственный пример, ведь подражание взрослым занимает один из важных этапов в развитии ребенка.
Взаимодействие с родителями
Совместное творчество детей с родителями — неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.Для взаимодействия со взрослыми педагоги используют различные методы:
- анкетирование для выявления родительского отношения к программе;
- презентация книг и выставок, посвященных православной культуре;
- совместное празднование государственных праздников;
- презентация семейного творчества.
Методика работы родителей с детьми зависит от возраста и личных особенностей, в зависимости от того, что интересно конкретному ребенку. Сформировать моральный залог можно с помощью пословиц, песен или сказок, придуманных взрослыми на основе собственного духовного опыта, экскурсий, прогулок на природе.
Успех воспитания складывается из родительского дуэта родительского и педагогического опыта. Педагог должен объяснить отцу и матери важность сохранения семейных и народных традиций, старинного эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь за развитие своей крохи отвечают родители.
Для каждого возраста детей характерны свои особенности развития ребенка. Духовно-нравственное воспитание дошкольников предполагает учет индивидуальности ребенка, его характера, способностей, окружения.Такой подход позволяет развить человека маленького человечка, формируя основу социального воспитания и осознания духовных ценностей.
Титова О.В. МКДОУ «Мешовский детский сад»
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения, ее острота не ослабевает. В современном обществе эта проблема приобретает особую актуальность. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране коснулись изменений и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе.В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги отошли на второй план, их место заняли экран телевизора и компьютер. Герои сказок, герои мультфильмов, внешне похожие на современных дошкольников, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности Во многих семьях они возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены идеи гражданственности и патриотизма, справедливости и доброты, милосердия и великодушия. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают необходимость работать над воспитанием души своего ребенка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека.Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. А как следствие — эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
Методологической основой разработки и внедрения ФГОС для дошкольного образования была заложена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает один из основополагающих принципов дошкольного образования «Приобщение детей к социокультурным стандартам, традициям семьи, общества и государства» .
Стандартнаправлен на решение ряда задач, в том числе «Ассоциированная подготовка и воспитание в целостном образовательном процессе, основанном на духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в сообществе правил и норм поведения в интересах». мужчины, семьи, общества » , «Формирование общей культуры личности детей, включая ценности здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка… «
Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период ребенок приходит в мир социальных ценностей. Именно в этом возрасте ребенок попадает в этот огромный, удивительный и красивый мир. Только в дошкольном возрасте закладывается система духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем их многообразии. У дошкольника есть основы отношения к себе, к ближайшему окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и расширяются представления о родных людях в семье, даются навыки доброжелательного общения со сверстниками, идея прямого (Дом, двор, улица, город) И далекий антураж (край, дачный) . Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействие на приобщение ребенка к нравственным нормам поведения в процессе различных видов деятельности.
Особое место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма.Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это и любовь к родным местам, и чувство своей преемственности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но у дошкольников начинает формироваться чувство патриотизма из любви к своему ближайшему окружению, из любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, семейных отношений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «Может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации …» В формировании нравственных представлений, безусловно, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказки, песни, пословицы, поговорки и др.)) Это фольклор, вмещающий все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенности национального характера, присущие нравственным ценностям. В процессе приобщения в детском саду детей к поговоркам, загадкам, пословицам, сказкам идет наблюдение за ними до общечеловеческих нравственных ценностей. Один из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей, — это пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа — все это влияет на морально-эмоциональную сферу дошкольников.Противоречие, глубоко заложенное в значении пословиц и поговорок, многоадресность возможных толкований помогает воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребенка морального выбора, и, конечно же, побуждает ребенка найти выход из этой ситуации. ситуация. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень много оцениваются различные жизненные моменты, хвалят положительные черты, высмеиваются человеческие недостатки. В них содержится целый комплекс рекомендаций, которые выражают представление людей о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом.Все это способствует духовному и нравственному развитию дошкольников.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает восхищение человеческими руками, уважение к труду и труду людей. Благодаря этому народные произведения являются богатейшим источником духовно-нравственного воспитания и развития детей.
Важную роль в приобщении ребенка к народной культуре Играют в народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и своеобразие времени. Это яркая форма досуга учителей, родителей и детей, которых объединяют совместные действия, общий опыт.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, посещающему ребенка, но и семье. Вся воспитательная работа должна основываться на единстве знаний, убеждений и действий воспитателя и родителей. Большое значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребенка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи дошкольников сформировалась концепция «Что хорошо, а что плохо» .Педагог должен помочь родителям осознать, что именно в семье следует сохранять и передавать нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что, прежде всего, родители несут главную ответственность за воспитание детей.
Задача, стоящая перед педагогом, — из огромного количества впечатлений, которые получает ребенок, отнимите самое доступное для него: о природе и мире животных дома (детский сад, родной край) ; О труде людей, традициях, массовых мероприятиях и т. Д.Причем эпизоды, привлекающие внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, повышающими интерес. Поэтому, приступая к работе по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан хорошо знать себя и любить. Педагог должен подумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить то, что наиболее характерно для этой области или этого края.
Каждый возрастной период характеризуется уникальными особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. В этом контексте следует учитывать и развивать индивидуальные свойства личности каждого ребенка.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: UC Perspective, 2014. -32с.
- Духовно-нравственное и гражданское воспитание дошкольников / Сост .: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М .: УТС «Перспектива» , 2012. -248с.
- Дававанова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: традиции и современность. — Сборник лекций и отчетов ВГПУ, 2000.
- Давыдова Н.В. Мастера: чтение книг, книги православной культуры. — М .: Изд-во «Обложка» . , 2004.
- Петрова В.И., Стульчик и др. Нравственное воспитание в детском саду. Программа I. Рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. -72с.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. -2-е изд., Акт. и добавить. — М .: Мозаика-Синтез, 2006. -168с.
- Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М .: «Издательство Священное Писание 2003» , 2010. — 96С.
- Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., Акт. и добавить. -М .: Аркта, 2004. -80 с.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. — 2-е изд., Акт. и добавить. -М .: Аркта, 2005. -72 с.
- Ривина Е.К. Знакомлю дошкольников с семьей и родословной. Пособие для учителей и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М .: Мозаика-Синтез, 2008. -128с.
- Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практический проект / авт. — Сост.Н.Н. Леонова, Н.В. * Неточева. — Волгоград: Учитель, 2013. -103с.
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт. — Сост. В. Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013. -166с.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Задача заботливых родителей — не только воспитать ребенка, но и заложить основы духовно-нравственного воспитания. В современных условиях, когда обрушивается поток различной информации через телевидение, Интернет и улицу, возрастает актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание детей формирует личность, влияет на все стороны отношения человека к миру.
Роль духовно-нравственного воспитания трудно недооценить. Ведь усвоенные с детства основы нравственного воспитания лежат в основе всех дальнейших действий человека, формируют лицо его личности и определяют систему ценностей.
Цель духовно-нравственного воспитания — научить ребенка основам культуры по отношению к людям, обществу, природе и самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно-нравственные ценности.
Какие задачи духовно-нравственного воспитания?
Изложите ребенку основные идеи о добре и зле, воспитывайте уважение к другим и помогайте вырастить достойного члена общества.
Психологи отмечают, что дети, усвоившие такие понятия, как дружба, справедливость, доброта и любовь, имеют более высокий уровень эмоционального развития. Кроме того, они меньше сталкиваются с проблемами в общении с окружающими и более терпимы к различным стрессовым ситуациям.
Поэтому очень важно, чтобы родители начали закладывать фундамент духовно-нравственного воспитания в семье. В дошкольном возрасте ребенок наиболее восприимчив к усвоению простых истин, которые затем будут определять его действия.
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей
На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, влияет семья. Нормы и принципы поведения в ней усваиваются ребенком и воспринимаются как эталон. На примере родителей ребенок добавляет собственное представление о том, что хорошо, а что плохо.
До 6 лет ребенок полностью копирует своих родителей. Бесполезно призывать ребенка придерживаться высоких идеалов, если вы далеки от них. Подайте пример, начните жить так, как хотите, чтобы жили ваши дети.
На пути духовно-нравственного воспитания дошкольников самообразование может стать хорошим подспорьем. Всесторонне развивайте малыша, обсуждайте действия окружающих, поощряйте его на добрые дела.
Один из самых эффективных и проверенных методов духовно-нравственного воспитания дошкольников — сказка.Образность и конкретность помогают малышам понять, какое поведение допустимо, а какое — нет.
Любите своих детей, уделяйте им достаточно внимания. Это поможет ребенку обрести силы, веру в себя. Не стоит недооценивать важность духовно-нравственного воспитания дошкольников. Помогите малышу сформировать его систему ценностей, чтобы он четко понимал, какие действия хороши, а какие недопустимы.
Духовно-нравственное воспитание продолжается в течение всей жизни, но семья определяет важность развития основных нравственных принципов.
Дети младшего возраста и духовность — Образование
Общие обзоры духовности детей младшего возраста часто помещают тему в более широкий контекст, и поэтому ее можно охарактеризовать как социокультурную или социальную конструктивистскую по своей природе. В статьях Adams и др. 2016; Мата-МакМахон 2015; и Champagne 2003 предоставляют редкие обзоры, предназначенные исключительно для маленьких детей. Представлено несколько книг или книжных глав: de Souza, et al. 2016; Hart 2003; Hart 2005; Король и Бояцис 2015; и Скарлетт 2006. Наконец, для дальнейшего обзора включен журнал «Международный журнал детской духовности». Хотя последние источники предназначены не только для маленьких детей, они предлагают читателю информацию, которая полезна для понимания духовного смысла маленьких детей в контексте конкретных мест, мест и времени. Авторы сопротивляются общепринятым определениям духовности, чтобы сохранить разнообразие и избежать подхода с использованием контрольных списков; таким образом, контекстное знание имеет решающее значение для нашего тонкого понимания.Тем не менее, общий язык необходим, если мы хотим обсуждать детскую духовность с любой глубиной понимания; поэтому энциклопедия Dowling and Scarlett 2006 является полезным дополнением.
Адамс, Кейт, Ребекка Булл и Мэри-Луиза Мэйнс. 2016. Духовность детей младшего возраста в образовании: на пути к пониманию отличительных черт духовности детей младшего возраста. Европейский научно-исследовательский журнал дошкольного образования 24.5: 760–774.
DOI: 10.1080 / 1350293X.2014.996425
Здесь исследования духовности в среднем детстве сравниваются с исследованиями, относящимися к раннему детству. Общность, взаимосвязь и творчество — общие темы, но то, как они выражаются, различается в зависимости от возраста. Существующие исследования критикуются как в первую очередь оптимистичные, игнорируя при этом более сложные аспекты духовности, такие как осмысление кошмаров.
Шампанское, Элейн. 2003. Быть ребенком: Духовное дитя. Международный журнал детской духовности 8.1: 43–53.
DOI: 10.1080 / 13644360304639
Шампанское предлагает три образа жизни для детского выражения богословской духовности. Чувствительный образ жизни связан с сенсорным восприятием и самовыражением маленьких детей как с измерением того, как они воспринимают мир. Реляционный способ существования описывает то, как дети чувствуют себя связанными или взаимосвязанными со сверстниками или взрослыми. Третий способ — экзистенциальный, он относится к восприятию детьми настоящего, времени и пространства.
Де Соуза, Мэриан, Джейн Боун и Жаклин Уотсон, ред. 2016. Духовность в разных дисциплинах: исследования и практика . Нью-Йорк: Спрингер.
Коллекция точек зрения из различных дисциплин, посвященных духовности. Несмотря на то, что он включает в себя несколько глав, выходящих за рамки возможностей маленьких детей, это достойное дополнение, потому что оно объединяет контрастирующие темы и понимания, создавая богатый и тщательный обзор.
Доулинг, Элизабет и У.Джордж Скарлетт, ред. 2003. Энциклопедия духовного развития в детстве и юношестве . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.
Энциклопедия — полезный справочник для всех, кто интересуется духовным развитием и религиозным опытом. Даются и обсуждаются краткие объяснения основных концепций, традиций, духовных текстов, артефактов и важных фигур. Авторы обращаются к последствиям духовного развития, таким как развитие нравственности или прощения.Несмотря на то, что здесь учитывается продолжительность жизни, многие из них имеют отношение к маленьким детям.
Харт, Тобин. 2003. Тайный духовный мир детей: революционное открытие, которое коренным образом меняет наш традиционный взгляд на мистические переживания детей . Макавао, Гавайи: Библиотека Нового Мира.
Неукротимый Харт собирает несколько лет интервью, чтобы понять духовность детей. Есть руководство для взрослых о том, как реагировать на сложные аспекты детской духовности, такие как видения, и общие рекомендации по воспитанию детской духовности.Автор подчеркивает, что у детей может быть более богатая духовная жизнь, чем у многих взрослых, поэтому они сами по себе являются достойными учителями.
Харт, Тобин. 2005. Духовные переживания и способности детей и молодежи. В Справочник духовного развития в детстве и юношестве . Под редакцией Юджина К. Рёлькепартана, Памелы Э. Кинг, Линды Вагенер и Питера Л. Бенсона, 163–177. Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.
Хотя это не относится только к маленьким детям, Харт очерчивает четыре области детской духовности: удивление, удивление, мудрость, отношения (между вами и мной).В заключение он устанавливает связи между взаимосвязью и нравственной духовностью детей и утверждает, что дети и подростки обладают врожденными духовными способностями, которые требуют особого внимания.
Международный журнал детской духовности 1996–.
Журнал является ответом на то, что различные страны Соединенного Королевства прямо обязывают образовательные учреждения обеспечивать достижение результатов, касающихся духовности детей. Он уделяет большое внимание работе с мультикультурными различиями в восприятии духовного опыта детей и посвящен помещению духовности детей в более широкий дискурс, касающийся благополучия.Хотя в сферу деятельности журнала входят дети старшего возраста, есть полезные статьи, относящиеся к детям младшего возраста.
Кинг, Памела и Крис Бояцис. 2015. Религиозное и духовное развитие. В Справочник по детской психологии и наукам о развитии . Т. 3 , Социально-эмоциональные процессы . Под редакцией Майкла Э. Лэмба и Ричарда М. Лернера, 975–1021. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли.
Эта глава, посвященная детству и отрочеству, включает прекрасное описание различных теоретических положений о духовности.Обсуждается, какие аспекты духовности могут быть вредными для молодых людей, а также те, которые связаны между собой. Рекомендуется взаимный подход между детьми и взрослыми.
Мата, Дженнифер. 2015. Духовный опыт в дошкольном образовании: четыре детских сада, один класс . Нью-Йорк: Рутледж.
Автор дает исчерпывающий обзор существующих исследований духовности маленьких детей, прежде чем прийти к хорошо отточенному, но неконфликтному определению.В книгу вошли голоса четырех детей и муз о значении для учителей. Особое внимание уделяется подробному описанию исследовательских стратегий.
Мата-МакМахон, Дженнифер. 2015. Обзор исследования детской духовности (2000–2015 гг.): Предложение многокультурного подхода. Международный журнал детской духовности 21.2: 140–152.
DOI: 10.1080 / 1364436X.2016.1186611
Автор отмечает, что в некоторых исследованиях в качестве основных участников используются дети или подростки; вместо этого сообщается о восприятии взрослыми духовности детей.Необходимы дальнейшие исследования культурно-духовного разнообразия. Исследования, проведенные с участием детей в возрасте от трех до восьми лет, показали, что они были внимательны к духовным вопросам, участвовали в создании духовного смысла и что такое поведение способствовало их устойчивости.
Скарлетт, У. Джордж. 2006. К анализу религиозного и духовного развития. В Справочник духовного развития в детстве и юношестве . Под редакцией Юджина К.Рёлькепартейн, Памела Э. Кинг, Линда Вагенер и Питер Л. Бенсон, 21–33. Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.
В первом разделе этой главы дается исчерпывающий набор определений терминов, связанных с духовностью. Затем рассматривается ряд тем — например, обсуждаются различия в вере и убеждениях, а также описывается и анализируется духовное детское движение. Умело использовать теоретические парадигмы.
Моральный и духовный опыт разводимых детей
Элизабет Марквардт | Перепечатано из ежеквартального информационного бюллетеня членов МЧР «Jacob’s Well».
Начиная с конца 1960-х и 1970-х годов, каждый год в этой стране наблюдался рост числа браков, заканчивающихся разводом. Число разводов в год стабилизировалось в начале 1980-х и составило почти один из двух браков в год, а это означает, что сегодня до половины людей в возрасте от двадцати до тридцати лет пережили развод своих родителей. Тем не менее, за исключением новаторской работы Джудит Валлерстайн, очень немногие исследователи проявили интерес к внутренней жизни разводимых детей.В частности, несмотря на преобладание разводов в семейной жизни сегодня, никто не задавал серьезных вопросов о моральном и духовном опыте развода детей, особенно в том, что касается его развития на протяжении всей жизни.
Есть по крайней мере две причины, по которым мы должны задавать вопросы о моральном и духовном опыте разводимых детей. Во-первых, из-за большого количества разводов (и увеличения количества детей, рожденных вне брака) сейчас чаще вырастают без полноценной семьи, чем с одной.Во-вторых, опыт развода детей часто сильно отличается от опыта детей в полных семьях. Существует значительное количество литературы о нравственном и духовном развитии детей и о том, как эти факторы влияют на то, какими взрослыми они становятся. Тем не менее, эта литература почти всегда предполагает неизменный семейный опыт — что ребенок вырос в одном доме с женатыми матерью и отцом, с которыми ребенок ежедневно общался. Однако удаление отца или матери из повседневной жизни ребенка меняет способ взаимодействия ребенка со своими родителями, расширенной семьей и остальным миром.
Что касается их морального опыта, я полагаю, что дети развода, которые растут, видя обоих своих родителей, подобны путешественникам между двумя странами. В каждой стране ребенок является одновременно инсайдером и аутсайдером. Ребенок является инсайдером, потому что он или она разделяют физические и личностные характеристики и опыт с одним из родителей. В то же время ребенок — посторонний, потому что временами он или она выглядит, ведет себя так или делится опытом с родителем в другой стране. В каждой стране у ребенка есть область опыта, о которой другой родитель обычно мало знает.Когда ребенок вырастет, может возникнуть целая нить опыта, о которой другой родитель практически ничего не знает. В каждой стране также есть свои правила и обычаи, и обычно ребенок, а не взрослые, должен ассимилироваться и вести переговоры между ними.
Что касается их духовного опыта, очевидно, что основным опытом развода для детей является потеря. Если ребенок продолжает видеть обоих родителей, значит, они у него по-прежнему «есть», но это не то же самое. Быть с одним родителем автоматически означает не быть с другим, и это постоянный, но постоянно меняющийся опыт в жизни детей развода.Кроме того, развод часто приводит к тому, что дети теряют такие вещи, как дом, район и многое другое — даже друзья семьи и расширенная семья могут исчезнуть.
Одной из теологических метафор, которая позволяет подробно описать этот опыт, является иудео-христианская история изгнания. Дети развода переживают своего рода изгнание с сопутствующими эмоциями потери, горя, гнева и страха. Тем не менее, в библейской традиции история не заканчивается изгнанием. Бог обещает возвращение, избавление от фрагментации к состоянию целостности.Роль церкви заключается в том, чтобы помогать детям развода в их пути к обретению дома и целостности.
Сегодня многие церковные руководители задаются вопросом, как они могут привлечь и принять молодых людей в полноценную жизнь Церкви. Феномен развода напрямую затрагивает почти половину молодых людей в населении и глубоко влияет на всех молодых людей, которые задаются вопросом, смогут ли они создать стабильные, прочные семьи. Если Церковь сможет признать этот опыт и рассказать о нем, эти молодые люди, скорее всего, ответят положительно.Вдобавок, если Церковь сможет адекватно служить маленьким детям из их числа, пострадавшим от развода, у этих детей будет гораздо больше шансов расти в вере и на всю жизнь считать Церковь своим духовным домом.
Духовность ребенка — OpenLearn — Открытый университет
Потребности детей хорошо изучены в психологических и социологических дисциплинах. Те, кто живет и работает с детьми, могут использовать широкий спектр знаний для оценки и удовлетворения потребностей детей в различных областях:
- физические потребности и потребности развития
- когнитивные и обучающие потребности
- социальные и экологические потребности
- эмоциональные и любовные потребности
- поведенческая презентация.
Правительственные руководящие принципы помогают социальным работникам учитывать потребности детей, о которых заботятся местные власти, в целом ряде этих областей (здоровье, образование, идентичность, семейные и социальные отношения, социальная презентация, эмоциональное и поведенческое развитие, навыки самообслуживания). Им также необходимы оценки, чтобы думать о каждом ребенке в контексте его конкретной семьи и сообщества.
Это помогает практикующим специалистам оценить то, что кажется универсальным для детей, понять индивидуальные различия, отношение поведения к контексту, влияние соседства, культурного происхождения, социальных и экономических ситуаций.Целостный подход к потребностям детей уравновешивает генетические факторы и факторы окружающей среды и учитывает взаимосвязь между биологическими и экологическими потребностями.
Духовные потребности детей
Можно утверждать, что всем детям также присуща врожденная духовность, которую следует учитывать для достижения поистине целостной картины потребностей в развитии. Как выразился Джон Брэдфорд:
’Для того чтобы человек, особенно ребенок или молодой человек, имел полноценную жизнь, духовность во всех ее аспектах должна быть взращена и утверждена.Для детей или молодых людей, которые были маргинализованы или которые пострадали от всяческих лишений, потребность в таком воспитании и утверждении в человеческой духовности становится все более очевидной ».
Духовные потребности детей можно рассматривать с точки зрения того, что может быть универсальным (или врожденным), и с точки зрения того, что может быть выражено через религиозные убеждения или принадлежность к религиозному сообществу. У детей, кажется, есть врожденное любопытство к миру, которое выражается в изумлении и трепете; в вопросах о том, откуда они пришли; и смысл смерти.
Кажется, что дети способны пережить моменты сильной радости, но могут также испытать воображаемый ужас и страх. Детская литература и рассказы в различных культурах позволяют детям противостоять, отвергать и примириться со страхом и монстрами как изнутри, так и снаружи.
Безудержный успех книг Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере может также указать на то, как детям нужно заниматься магией, тайнами, ужасом и фантазиями. В книгах есть также послание для родителей о воспитании у детей духовной и творческой жизни, развитии творческих способностей, которые помогают им справляться с жизненными невзгодами и повышать эмоциональную устойчивость.
Успех Гарри Поттера также может указывать на то, как детям нужно заниматься магией, тайнами, ужасом и фантазиями
Hay & Nye, написав с точки зрения педагогических исследований, предполагает, что духовность является врожденной для детей. Признаки, которые они определяют в детской духовности, Маргарет Кромптон представила как:
.- ощущение изменения качества осведомленности;
- восприятие ценностей, представлений о добре и зле или о том, что важно;
- ощущая тайну, удивление и трепет;
- ощущение смысла, понимания или связанности.
Это тесно связано с гуманистическими концепциями духовности, которые включают:
‘стремления, моральная чувствительность, творчество, любовь и дружба, отклик на естественную и человеческую красоту, научные и художественные усилия, признание и удивление в мире природы, интеллектуальные достижения, физическая активность, преодоление страданий и преследований, бескорыстная любовь, поиски смысл и ценности, по которым нужно жить ».
Таким образом, кажется, есть проявление духовности, которое можно ценить и развивать в каждом ребенке.
Духовные и религиозные права детей
Права детей на обращение как с гражданами закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка. Духовные и религиозные права прямо упоминаются и включают право на свободу от дискриминации в отношении статуса или убеждений; право на свободу мысли, совести и религии.
Дети могут ожидать, что взрослые выполнят перед ними обязанности по содействию их физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию, включая их духовные потребности, в соответствии с их возрастом развития и пониманием, а также соответствующим культурным выражением лиц в их религиозных общинах.
Духовность и нравственность
Все дети обладают способностью формировать моральные суждения. Карл Роджерс считал, что дети и взрослые могут полностью раскрыть свой потенциал как людей, если соблюдаются основные условия теплоты, сочувствия и позитивного отношения. Возможно, это говорит о том, что дети нуждаются в духовном и нравственном развитии, взращиваемом сочувствующими взрослыми.
Духовность, мораль, религия и этика тесно связаны. Большинство систем религиозных убеждений озабочены святостью жизни, уважением и заботой о семье, сообществе и других людях.Это может быть закреплено в моральном кодексе или обычаях, связанных с едой, одеждой или праздниками. Большая часть этой практики будет положительной для ребенка, придавая значение рождению, достижению совершеннолетия, браку или смерти в семье.
Многие люди обращаются к религиозным верованиям и ритуалам, чтобы помочь им пережить стресс или отпраздновать переходный период. Детям, принадлежащим к религиозным общинам, необходимо, чтобы такая практика продолжалась и вдали от дома. Хотя злоупотребления религией и раздоры, вызванные сектантством, нельзя отрицать, религиозная вера или принадлежность могут обеспечить поддержку и / или внутреннюю устойчивость в трудные времена.
Пренебрежение детским чувством истины, справедливости или тайны может заставить их выражать свои страхи и боль способами, которые общество может найти неприемлемыми. Гнев и отчаяние могут быть выражены вовне, как насилие по отношению к другим, или могут быть обращены внутрь себя, что может привести к депрессии или членовредительству. Поэтому важно уважать и развивать общие духовные качества детей и молодых людей, а не оставлять вакуум, который может иметь нежелательные, печальные и в некоторых обстоятельствах трагические последствия.
Духовное измерение развития детей является частью целостного понимания потребностей и прав детей, молодежи, семей и сообществ.
Дальнейшее развитие
Здесь упоминаются книги и статьи:
Забота о ребенке в целом
Джон Брэдфорд, Детское общество.
Дети, духовность и религия
Маргарет Кромптон, CCETSW
Дети и Бог
Дэвид Хэй, в Табличка , 74 страницы 1270-1
Духовное развитие из Дети Религия и духовность
Ребекка Най Р., страницы 2-6
Оксфордская книга девятнадцатого века, английский стих
Под редакцией Джона Хейворда, Clarendon Press
Как стать человеком
Карл Рэнсом Роджерс, Houghton Mifflin
Где обитают дикие существа
Морис Сендак, Хармондсворт / Пингвин.