Нравственное воспитание детей раннего возраста: Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста в процессе знакомства со стихами Агнии Барто Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Содержание

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста в процессе знакомства со стихами Агнии Барто Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Ширяева Р. И. Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста в процессе знакомства со стихами Агнии Барто // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C.56-58.

8Ыгуаеуа R. I. Spiritual and moral education infants in the dating with verses Agniya Bartho. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 2 (74). Pp. 56-58. (In Russ.)

УДК 373.2

Р. И. Ширяева

Детский сад № 4, ЗАТО Звёздный, Пермский край, Россия

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА СО СТИХАМИ

АГНИИ БАРТО

Ширяева Римма Ивановна — воспитатель первой квалификационной категории.

E-mail: [email protected]

В статье раскрываются возможности использования стихов в духовно-нравственном воспитании детей раннего возраста.

Ключевые слова: духовные ценности, языковое содержание, любовь к окружающему миру, микроклимат в группе.

R. I. Shiryaevа

Kindergarten № 4, Closed Administrative-Territorial Formation Zvyozdny,

Perm Krai, Russia

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION INFANTS IN THE DATING WITH VERSES AGNIYA BARTHO

Shiryaevа Rimma Ivanovna — kindergarten teacher of the firstest qualification category.

The article describes the possibilities of using poetry in the spiritual and moral education of young children.

Key words: spiritual values, language content, the love to the world, the microclimate in the group.

Формирование личности ребенка не возможно без воспитания с ранних лет уважения к духовным ценностям. Ведь именно ранний возраст — важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда всё впервые: начинает развиваться речь, начинаются игры, общение со сверстниками.

По мнению В. А. Сухомлинского, «детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [2, с. 270].

Понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, о любви к малой родине и Отечеству рождается с раннего детства: с маминой колыбельной, природы за окном, с первых книжек и стихотворений. Тем не менее в последние годы бытует мнение, что у многих современ-

© Ширяева Р. И., 2016

Р. И. Ширяева

57

ных подростков, у молодежи наблюдается дефицит нравственных ценностей, порой искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, духовных ценностях. Поэтому нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени.

Выдающийся педагог Е. И. Тихеева в своих исследованиях отмечала, что ребенок в начале своей жизни способен быстро и легко познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений, первые представления о себе, о других, о мире [3, с. 17].

В этом возрасте дети быстро и активно начинают перенимать нормы поведения окружающих, овладевают средством человеческого общения — речью, звучными рифмами, интонациями, а также выразительными эмоциями. Ребенок черпает свое языковое содержание из конкретной действительности и развивается путем подражания. Дети испыты -вают удовольствие, когда им читают стихи, с легкостью запоминают и способны повторять их.

В первые три года жизни формируются фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество и многое другое. Эти способности не возникают сами по себе, а требуют участия взрослого и соответствующих возрасту ребенка форм деятельности. Вот почему основной принцип нравственного воспитания детей — воспитание с помощью стихов. Как считает О. С. Ушакова, они легко читаются, а по интонации очень близки к детской речи, легко проговариваются и запоминаются [4, с. 240]. Многие художественные произведения отражают поведение героя, и это оказывает влияние на личность и поведение ребенка.

Целью нашего проекта, исходя из изложенного выше, стало нравственное развитие детей раннего возраста путем приобщения их к художественной литературе, конкретно -в процессе ознакомления с произведениями Агнии Львовны Барто. Ее стихи способствуют воспитанию любви к окружающему миру, помогают формировать такие качества, как честность, вежливость, любовь к природе, бережное отношение к игрушкам. Короткие стихи про мишку, которого уронили на пол, или бычка, боящегося, что он упадет с доски, кажутся банальными, но для детей лучших стихов еще не придумал никто. Интересные стихотворения Агнии Львовны понятны маленьким детям, ведь в них рассказывается о таких же мальчиках и девочках, их проблемах, переживаниях.

В проекте участвовали дети группы раннего возраста (два-три года).

На начальном этапе мы оформили книжный уголок с произведениями Агнии Барто. Рассказали детям о поэтессе, показали ее портрет. Воспитатель читал ребятам стихи, после чего вместе с ним дети проговаривали стихи вслух. Потом ребята сами читали стихи и изображали героев прочитанных произведений (мишку, зайчика, Таню, кораблик и др.). Стихи дети рассказывали с опорой на иллюстрации. Произведения А. Барто мы использовали при работе над дикцией (проговаривали стихи громко, тихо, быстро, медленно, высоким или низким голосом).

Разгадывали также загадки, рассматривали предметные картинки с игрушками; развивали мелкую моторику рук, играя в пальчиковые игры («Зайка серенький сидит», «Курочка», «Рыбка» и т. д.).

Примечательно, что после чтения стихов А. Барто поменялся микроклимат в группе: дети стали внимательнее относиться друг к другу, бережнее — к игрушкам. Этот процесс способствовал развитию инициативной речи. Ребята с удовольствием возвращались к прочитанному, сами просили взрослого почитать стихи, охотно обсуждали стихотворения, отвечали на вопросы по содержанию.

58

Психология и педагогика

Дети познакомились также с различными видами конструктивной деятельности: с лепкой из пластилина, рисованием красками и карандашами. Активно и с желанием воспитанники детского сада участвовали в разных видах творческой деятельности, в словесных играх. В этой работе нам помогали родители, которые стали равноправными участниками этого процесса. Совместно с ними была оформлена выставка работ «Моя любимая игрушка».

Таким образом, дети познакомились с произведениями А. Барто, научились выражать образы мимикой, интонациями, всё это способствовало развитию связной речи.

В будущем мы планируем продолжить ознакомление дошкольников с произведениями А. Барто в соответствии с возрастом.

Воспитать высоконравственного человека — сложная и ответственная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Систематическая работа, общие усилия работников детского сада и родителей могут дать положительные результаты и стать основой дальнейшего духовно-нравственного воспитания.

Библиографический список

1. Белая Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание. М.: Школьная пресса, 2007.

2. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политическая литература, 1982.

3. Тихеева Е. И. Игры и занятия малых детей. М.: Просвещение, 1965.

4. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. М.: ТЦ Сфера,

2011.

Методическая разработка на тему «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста»

Духовно — нравственное воспитание детей раннего возраста

     Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.       

На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ,  бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Первые шаги и первые слова, первый поход в гости и первая стрижка, первый утренник и первый выученный стишок — это памятные моменты в жизни каждого малыша, которые становятся возможными благодаря своевременному развитию движений и действий, речи, восприятия, памяти и мышления. В возрасте 2-3 лет ребенок уже может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается в «смягчении» активных проявлений малыша. У ребенка необходимо сформировать  самые первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет, объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?

Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит  путь к сердцу ребенка».

  Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству. Сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей.

  Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

—  С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.

  —  Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю.       

—  Знакомить детей с основами труда.

   В  работе по духовно — нравственному развитию можно выделить несколько направлений:

  1. Духовно — образовательное направление: занятия, беседы.

  2. Оздоровительно – воспитательное направление: праздники, народные игры, прогулки, физкультминутки.

  3. Культурно – познавательное направление: кукольный и пальчиковый театры, музыкальные минутки.

  4. Нравственно – трудовое направление: организация продуктивной и трудовой деятельности детей.

В группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления  распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками,  включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряет трудолюбие, смелость, верность.

  Посредством событий в сказке можно помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро–зло, послушание–непослушание, трудолюбие–лень), содействовать обогащению словаря, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

  Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; «Теремок» учит дружить; «Колобок» послушанию (Колобок не послушал дедушку с бабушкой, ушел от них. Лиса его и съела.), а еще учит не доверять незнакомым; в сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, я предлагаю детям выполнить имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использую разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование  сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа, обыгрывание их с мягкими игрушками и многое другое.

Так же духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений. Поэтому после рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к ребенку, можно понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится. Любые детские вопросы не должны оставаться без ответа. Если ребенок с детства будет видеть причинно-следственные связи различных явлений, то и в течение всей жизни мир будет для него целостным, полным смысла.

Для педагогов сказки – своеобразный мостик, соединяющий их с ребенком. Начиная с раннего возраста, сказки просто необходимы детям. Сначала они их просто слушают, вникают в суть, запоминают основные моменты, обыгрывают, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по их мнению, должна развиваться та или иная сказка. Стать так сказать ее соавтором. Ребенок будет горд, что придумал, как спасти своего героя или помочь сбежать от злодеев.

Можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным  и воспитательный  характер.  Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства,  воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.

 Беседа побуждает детей думать и говорить. Вопросы позволяют ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают. В эстетических беседах с детьми, закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. В детском саду — с помощью воспитателя — ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжается развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие, речь, наглядно-действенное мышление. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять просьбы взрослых, появляются действия с предметами-заменителями. Во время  занятий и  игр, таких как «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела», «Домик для медвежонка», «Угощение для кукол», «Оденем куклу на прогулку» в малышах развиваются позитивные эмоции и воспитываются гуманные чувства. Ведь забота об игрушках, как о носителях человеческих качеств учит детей быть добрыми, чуткими, вежливыми.

Поэтому, и на таких занятиях, и в играх обязательно нужно  употреблять важные вежливые слова приветствия и благодарности. Хотя эти слова и не могут иметь в раннем возрасте большого значения при общении с другими детьми, позже они сыграют важную роль в общении со взрослыми, а со временем станут необходимы малышам для игр с другими детьми, чтобы попросить о чем-то или договориться об очередности в игре. Если вежливые слова являются привычными для взрослых, скоро и малыши научатся их употреблять, ведь дети легко обучаются хорошим манерам, если видят их дома и в детском саду.

Важнейшим фактором в духовно-нравственном воспитании детей является познание окружающей среды, знакомство с природой и животным миром, с которыми малыши знакомятся не только на занятиях, но и во время прогулок и игровой деятельности. Николай Иванович Пирогов писал: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания окружающего мира». Но чтобы нам прийти к конечному результату, необходимо дать ребенку первые азы: показать малышу как прекрасен и интересен окружающий мир, научить его заботиться о нём.

Ведь развитые в детстве желания не обижать собак и кошек, бережно относиться к растениям, убирать за собой игрушки, заботиться о своих близких, уважать труд других людей смогут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Использование русских народных игр в работе  позволяет решать сразу несколько познавательных и духовно-нравственных задач: развивает память, внимание, смекалку, речь ребенка, заставляет его прикоснуться к народным истокам и ценностям. Именно в русских народных играх собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, растений, а также эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём её многообразии. Назову несколько из них: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Салки», «Прятки», «Ручеек», «Кошки-мышки» . Ну и, конечно, всеми любимый — «Каравай». Русские народные игры не должны быть забыты, ведь они выполняют своё самое главное предназначение – дарят детям радость и веселье, учат играть вместе, а значит впоследствии и дружить.

Русские народные праздники способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Такие праздники, как: Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и другие, которые можно отметить всем детским садом, способствуют расширению знаний о традициях русского народа, развивают интерес к ним.

Любой ребенок, независимо от его способностей, любит рисовать, лепить, наклеивать и строить, таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравится, чем он интересуется. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач духовно-нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ. Во время таких занятий как «Построим дорожки для зверей», « Домик для куклы», «Нарисуем цветок для мамочки», «Вот какие у нас цыплята», «Колобок покатился по лесной дорожке», «Праздничная ёлочка», «Вкусное угощение для бабушки» у детей проявляется и закрепляется определенное отношение к окружающей действительности.

Творческий процесс — это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности, открывают при этом свою душу, испытывая ту радость, которую доставляет им созидание.

Способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, понять чувство справедливости, сострадания, доброты, не являются пустым звуком для ребенка, получившего духовно-нравственное воспитание. Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

  Воспитание и развитие у дошкольника духовно-нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры я использую следующие методы:

-групповые родительские собрания;

-консультации;

-дни открытых дверей;

-папки-передвижки.

                                                                                                                                       Но нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, поэтому невозможно недооценить важность семьи в нравственном воспитании. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком. Задача родителей помочь своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.

 

Социально-нравственное воспитание дошкольников

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» достаточно разнообразна по своим задачам и охватывает широкий спектр развития предполагаемых личностных качеств дошкольника.
В частности, одной из задач этого направления является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Таким образом, нравственное воспитание является частью социально-коммуникативного развития ребенка.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Можно сказать, что социально-нравственное воспитание у малышей начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников:
1. Формирование основ нравственных качеств личности ребенка, его начальных представлений и эмоций, поведенческих позиций.
2. Формирование бережного отношения к морально-этическим, общечеловеческим ценностям.
3. Развитие самоконтроля и самосознания ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам и стандартам, принятым в обществе.

Отсюда следуют основные формы взаимодействия с детьми:
— знакомство с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы;
— нравственно-этические беседы;
— сочинение историй, сказок;
— игровое проектирование проблемных ситуаций.

Возможности обучения значительно возрастут, если применять интегрированные занятия или использовать примеры из жизни самих ребят. Необходимо включать малышей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.

Основные формы взаимодействия с дошкольниками:

Знакомство детей с произведениями литературы, сюжеты которых отражают нравственные проблемы. Основы нравственности можно преподнести через сюжет хорошо известной сказки или другого литературного произведения.
Например, после прочтения сказки «Три поросенка», можно обсудить ситуацию, в которую попали главные герои, и спросить: «Что плохого сделал волк? Почему нельзя так поступать?».
Прекрасной художественной базой для изучения и обсуждения нравственных понятий могут служить сказки «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Золушка», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Гадкий утенок» и многие другие. В дальнейшем дети сами смогут находить в литературных текстах примеры нарушений нравственных норм и ценностей.

Нравственно-этические беседы. Беседы с детьми нужно строить так, чтобы нравственно-этическое представление приобрело для них яркое, живое содержание. Тогда и моральные чувства развиваются более интенсивно. Поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений или героев реальных ситуаций, о правомочности их поступков.

Сочинение историй, сказок. Процесс обучения станет творческим как для педагога, так и для ребенка, если он будет организован как исследовательская, поисковая деятельность. Например, на основе сюжетов из сказок или собственных сочиненных историй педагог может предложить детям творчески преобразовать ход повествования, придумать различные концовки, ввести непредвиденные ситуации, соединить несколько сюжетов в один и так далее. Эти творческие задания сформируют у ребенка умение думать, рассуждать, подвигнут к самостоятельному поиску решений, к моделированию собственного поведения. Дошкольник сможет на конкретных примерах установить несоответствие нормам поведения и решить, как его исправить. Затем дети сами смогут придумывать небольшие рассказы, включая в них усвоенные знания.

Игровое проектирование проблемных ситуаций. В этом случае желательно организовать практическую деятельность, включая игровые ситуации, ролевые игры, игры-драматизации на нравственные темы, так как моральная этика формируется в единстве слова и дела. Наличие нравственных элементов в игре позволит педагогу легче познакомить дошкольников с духовными ценностями окружающего их мира. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, с их социальным опытом и возрастными особенностями.

Осуществляя взаимодействие с детьми, необходимо придерживатьсяпринципов гуманистической педагогики, а именно:
— создавать атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей, вселяющую уверенность в себе и желание высказываться;
— использовать ошибки детей для формирования нового, позитивного взгляда, а не для осуждения.

воспитание детей раннего возраста | ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

         Ранний возраст – это период от 1 года до трёх лет. После года ребёнок существенно отличается от младенцев. В этот период ребёнок становится значительно самостоятельнее, он может занять себя какой-нибудь деятельностью, проявляет активный интерес к окружающему миру (ведь у него открылись новые возможности для познания, он начал ходить и поэтому ему стали доступнее многие вещи). Значит и воспитание детей раннего возраста существенно отличается от воспитания младенцев. Развитие детей от года до трёх лет идёт по разным направлениям и это тоже необходимо учитывать при воспитании детей раннего возраста. Будем разбираться по порядку…

         Раннее детство – это самый благоприятный период для развития детской речи. Ведь именно в этом возрасте формируется самая большая часть нашего пассивного словаря (т.е. тех слов, которые ребёнок понимает). Интенсивно растёт и активный словарь малыша (т.е. слова, которые ребёнок произносит). Подумать только! За какие-то полтора года ребёнок усваивает около 1500 слов, понимает почти все слова, которые Вы произносите, а к трём годам он уже способен произносить 3000 – 3500 слов и строить предложения. В каком-нибудь ещё возрастном периоде такое бывает?! Сколько новых слов за последние полтора года усвоили Вы? Поэтому очень важно обратить внимание на развитие речи детей раннего возраста.

         К двум годам ребёнок способен понимать объяснения взрослого, т.е. с детьми этого возраста можно применять элементарные инструкции. Также в 2 года ребёнок уже воспринимает речь-рассказ. Поэтому в это время вводятся новые методы воспитания (в частности рассказ, беседа и разъяснение ). Средства воспитания детей раннего возраста тоже пополняются новинками. В частности к ним подойдут мини рассказы из детской литературы, произведения устного народного творчества, сказки, загадки. Детям очень нравятся небылицы, очень хорошее средство – колыбельные песни и т.д. Для развития речи детей раннего возраста можно уже применять различные дидактические игры , например, детское лото (с предметами, животными, растениями и т.д.), домино с тем же содержанием, театрализованные игры, режиссерские игры. С двух лет вполне можно играть в сюжетно-ролевые игры, они обогащают активный и пассивный словарный запас детей и развивают связную речь. Для этого возраста подойдут такие игры как «Семья», «Больница», «Магазин». Главное, чтобы игрой руководили Вы, иначе ребёнку будет неинтересно, он быстро устанет, а его действия будут довольно бедные. Если Вы научите играть ребёнка в раннем детстве, то в дальнейшем его игра будет настолько богата сюжетами и разнообразна, что он сам будет придумывать новые игры и играть в них.

         Ещё очень важная особенность развития речи детей раннего возраста – появление автономной речи. Автономная речь – это необычные по звучанию и по смыслу слова, которые ребёнок придумывает сам и заменяет ими обычные слова. Например, моя дочь слова конфетка произносит как «кесенька», Снегурочка – «Жучка», мороз – «моз», собака – «авава», хрюша – «чуха» и т.д. Этот язык ребёнка очень интересен и вызывает у взрослых улыбку, а главное – так и хочется повторить это интересное и необычное слово, чего категорически делать нельзя! Если взрослые будут общаться с ребёнком на его выдуманном языке, то произойдёт задержка речевого развития, что спровоцирует другие серьёзные проблемы. Исправить это будет крайне трудно. Поэтому, чтобы автономная речь трансформировалась и исчезла необходимо общаться с ребёнком на «взрослом» языке.

         К трём годам произнесение слов становится более правильным, дети усваивают все основные звуки родного языка. Но не паникуйте, если ребёнок ещё картавит или плохо связывает слова в предложения. Все звуки должны сформироваться только в пять лет, поэтому, если Вы будете уделять внимание развитию речи вашего малыша, всё будет хорошо и Вам не за чем будет обращаться к специалисту.

         Кроме речи в этом возрасте активно развиваются и другие психические функции. Доминирует среди этих функций восприятие, с ним взаимосвязаны и другие психические функции (внимание, память, речь, мышление). Восприятие детей раннего возраста отличается тем, что поведение детей этого периода является импульсивным и заданным наличной ситуацией. Окружающие предметы как бы притягивают малыша к себе. Отсюда возникают первые запреты. Много опасностей таит в себе окружающая обстановка: и розетки, в которые так и хочется засунуть пальчик или карандаш, и различные мелкие предметы, которые обязательно необходимо засунуть в рот или нос, и всевозможные острые предметы, жидкие химические средства, которые очень нужно попробовать на вкус и т.д. Раньше, в младенческом возрасте, всё это было недоступно, но теперь, ребёнок сам может достать всё, что ему надо. Поэтому что мы произносим?! Правильно: «Нельзя!»  «не лезь!» «отойди!» «не бери!» и т.д. Из этого можно сделать вывод, что ребёнок впервые в своей жизни сталкивается с первыми нормами, запретами, ограничениями. Важной задачей для ребёнка этого возраста становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование дисциплины, опрятности. Можно сказать, что с этого начинается полноценное нравственное воспитание детей. Главными методами воспитания будут поощрение и наказание. Дети нуждаются в обратной связи со стороны взрослых, которая выражается в похвале («Какой ты у меня молодец!», «Я так рада, что ты мне помог!») или лёгком порицании («Я так огорчена твоим поведением!», «Я думала, что ты не умеешь себя вести так плохо!» и т.д.). Главное в проявлении обратной связи то, что обсуждается не личность ребёнка (ты плохой, или ты хороший), а его действия и поступки (как некрасиво ты поступил, или как здорово ты мне помог).

         Для детей двух – трёх лет важен ещё такой метод воспитания как личный пример. Дети в этом возрасте легко усваивают образцы поведения. Они отзеркаливают поведение родителей за пределами семьи, например, в детском саду. Не забывайте об этом, когда что-либо делаете. Вы и Ваше поведение всегда в поле зрения ребёнка, Вы образец для подражания хотите Вы того или нет. Никогда не выясняйте отношения и не ссорьтесь в присутствии ребёнка. Отойдите в другое место, может быть за это время Вы и передумаете ссориться. Никогда не упрекайте в присутствии ребёнка своего партнёра в том, что он действует неправильно, ребёнок всё улавливает, а потом будет проверять нравственные нормы (что можно делать, а чего нельзя, что хорошо, а что плохо).

В раннем детстве у детей начинают формироваться такие эмоциональные новообразования как сотрудничество, отзывчивость и эмпатия. Фундаментом их формирования будет то, как общаются с ребёнком когда он обижен или нуждается в помощи, как общаются окружающие между собой. В частности, ребёнок должен наблюдать проявление сочувствия членов семьи друг к другу. Кроме этого важно обращать внимание ребёнка на некоторые состояния окружающих. Например, обратить внимание, что папа пришёл с работы и он устал, ему нужно отдохнуть, или мама устала, нужно помочь ей собрать игрушки и т.д. Больше обращать внимание детей на правильные, хорошие поступки, комментируя их. Плохие, неправильные поступки дети видят сами и очень быстро их перенимают.

Развитие внимания у детей раннего возраста непосредственно связано с развитием восприятия. Внимание у детей в этом периоде непроизвольное, т.е. зависит от наличной ситуации, в которой находится ребёнок. Наблюдаются индивидуальные различия в развитии внимания детей раннего возраста. Это означает, что некоторые дети проявляют излишнюю внимательность к определённым предметам, например к смене обстановки, к изменениям внешнего вида взрослых, перестановке предметов и т.д., другие дети этого не замечают. Что касается сосредоточенности и устойчивости внимания детей раннего возраста, то, как я уже говорила, внимание непроизвольное, следовательно, будет зависеть от того, на сколько интересна ребёнку деятельность, которой он занимается.

В раннем детстве в процесс активного восприятия включается память. Развитие памяти у детей раннего возраста происходит не на столько активно как развитие речи. Память в этом возрасте непроизвольная, т.е. ребёнок не ставит перед собой задачу что-то запомнить и воспроизвести. Он просто непроизвольно воспроизводит ранее увиденное или услышанное, особенно то, сто вызвало у ребёнка сильные эмоции. Поэтому, я в очередной раз я делаю акцент, что в этом возрасте очень важен личный пример поведения.

Развитие мышления у детей раннего возраста тоже непосредственно связано с восприятием. Мышление в этом возрасте называется наглядно-дейтвенным, оно основывается на восприятии и действиях осуществляемых ребёнком. Поэтому для развития мышления детей раннего возраста очень важно организовывать предметную деятельность. Вы должны научить малыша действовать с предметами, показать ему, как правильно держать ложку, чашку,  карандаш и т.д. Эта организованная деятельность помогает не только развитию мышления, но и для воспитания аккуратности, опрятности, усвоения норм поведения.

Консультация для родителей:

 «Нравственное воспитание детей».

Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно совести и свободной воле, внутренние требования индивида к самому себе.

Также под нравственностью понимают совокупность норм поведения каждого человека в обществе, внутренние качества человека и их выражение, определяющие его поведение в обществе.

Нравственное воспитание – процесс формирования гармоничной личности, развития целостной ценностно-смысловой доминанты у детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание – один из важнейших этапов воспитания ребенка, необходимый для его личностного становления в обществе.

Данный процесс передает ребенку систему общепринятых основополагающих ценностей, определяющих взаимоотношения людей в обществе, в семье, а также принципы и нормы, основанные на концептах добра и зла, истины и лжи, положительного и отрицательного в глобальном смысле.

   Каковы основные средства и методы нравственного воспитания дошкольников? Какова роль нравственного воспитания дошкольников в семье?

Основные аспекты нравственного воспитания дошкольного возраста актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста.

Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Кризису нравственности общества способствуют современные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным обществом средств (к примеру, компьютерные игры, развивающие эгоизм и жестокость).

Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья.

Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников являются детские сады, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье.

Нравственное воспитание дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, реализуемый посредством определенных методов, к которым относятся:

-Убеждение и беседа;

-Побуждение к действию;

-Взывание к сочувствию и сопереживанию;

-Поощрение;

-Наказание.

В дошкольном возрасте ребенок еще не осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, однако он максимально открыт для эмоционального восприятия ситуации. Поэтому в ранний период нравственного воспитания дошкольников стандартные методы являются неэффективными.

Многие родители в процессе воспитания нравственности в ребенке основную роль отводят механизмам поощрения и наказания, неправильно интерпретируя данные методы, сводя их к материальному поощрению и физическому наказанию либо материальному лишению.

 Как показывает практика, данная тактика также является малоэффективной в долгосрочной перспективе, так как физические и материальные лишения являются проявлением внешнего нравственного контроля для детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано стимулировать проявление внутреннего поощрения (самого себя) и внутреннего лишения (наказания – самовольного отказа от поощрения, блага).

Основные средства нравственного воспитания дошкольников — Мышление и представление ребенка дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, поэтому им необходимы четкие, понятные формы и символы для осознания таких абстрактных понятий моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота и прочие.

Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют:

-Сказка;

-Игра;

-Творческое задание, труд, человеческая деятельность;

-Природа;

-Общение как со сверстниками, так и со взрослыми;

— Коллектив – детское окружение является одним из важных средств нравственного воспитания дошкольников, позволяющих ребенку развивать и проявлять свою индивидуальность в рамках конкретного общества, управляемого своими законами и нормами. Это один из необходимых механизмов воспитания коллективизма, что невозможно реализовать в любых других условиях.

 Гармоничное развитие личности невозможно без коллектива, так как человек – существо социальное, проживающее в социуме и являющееся его частью. Воспитание коллективизма в ребенке неизбежно должно преодолеть противоречие – подавление коллективом личности. Самостоятельное преодоление данной проблемы позволит ребенку научиться жить и развиваться в обществе в общепринятых рамках норм и морали.

Данные средства развития нравственности в ребенке являются доступными и легко применимыми на практике, причем как в условиях воспитания ребенка в саду, так и в семье.

Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе.

Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман.

Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка.

 Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста.

 Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание в семье является основой становления его личности.

 

 

 

Духовно — нравственное воспитание детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности

Автор предлагает свой опыт работы с детьми раннего возраста.

Просмотр содержимого документа
«Духовно — нравственное воспитание детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»

«Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»

Куклина Инна Александровна Воспитатель МБДОУ №49 2018 год

Известно, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Каков ребенок в игре, таким он будет в жизни. И это не случайно, поскольку через игру ребенок входит в систему взаимоотношений людей в труде, на отдыхе, в семье, в коллективе. Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического)

Актуальность темы театрализованной деятельности определяются следующими показателями:

  • Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
  • Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события
  • Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей

Цель:

-Воспитание нравственной личности ребенка

-Приобщение его к истокам русской народной культуры, через театрализованную деятельность

Задачи:

-Учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей

-Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушая, не перебивая: говорить, обращаясь к партнеру)

-Учить детей действиям с воображаемыми предметами -Учить импровизировать игры-драматизации на тему знакомых сказок -Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками -Развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания

Театрализованная деятельность является:

  • Источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка;
  • Приобщением его к духовным ценностям;
  • Развивают эмоциональную сферу ребенка;
  • Заставляют его сочувствовать персонажам;
  • Формируют опыт социальных навыков поведения.

В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды деятельности:

  • Игры-занятия;
  • кукольный театр;
  • театр на палочке;
  • игры-забавы;
  • игры-перевоплощения;
  • Театр Би-ба-бо;
  • игры-инсценировки.

Элементы театрализации

  • Ребенок, отождествляя себя с героями сказок и произведений, лучше познает окружающую действительность, факты и явления жизни.

Обыгрывание сказки

  • Любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают

В результате театрализованной деятельности, дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим. Таким образом, эта методика является одна из самых демократичных, доступных, она позволяет решать актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания.

Вывод:

  • Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  • Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  • Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  • Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера

Семейное воспитание | Главный портал МПГУ

Растим самых маленьких, или О воспитании детей раннего возраста (от Факультета дошкольной педагогики и психологии)

Логопеды МПГУ родителям и детям (от Института детства)

1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Семейное воспитание – процесс целенаправленного воздействия родителя (законного представителя), членов семьи на формирование и развитие личности ребенка
(Е.Н. Приступа)

“КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

Статья 7
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (…)

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года:
«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

  • Развитие социальных институтов воспитания
    • Поддержка семейного воспитания
    • Развитие воспитания в системе образования
    • Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов
    • Поддержка общественных объединений в сфере воспитания
  • Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций
    • Гражданское и патриотическое воспитание
    • Духовно-нравственное развитие
    • Приобщение детей к культурному наследию
    • Физическое развитие и культура здоровья
    • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
    • Экологическое воспитание
2. СЕМЬЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

С октября 2019 года в субъектах Российской Федерации начинается апробация примерной программы воспитания обучающихся, разработанная ФГБНУ “Институт стратегии развития образования РАО”.

  1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса (принципы)

НЕУКОСНИТЕЛЬНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВ СЕМЬИ И РЕБЕНКА, СОБЛЮДЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ И СЕМЬЕ, ПРИОРИТЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА ПРИ НАХОЖДЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  • Ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов

Реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу

Организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей

Системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условий его эффективности

  1. Цель и задачи воспитания

Современный национальный идеал личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях российского народа (Концепция духовно-нравственного воспитания школьников)

  • ценности
    • СЕМЬЯ
    • Труд
    • Отечество
    • Природа
    • Мир
    • Знания
    • Культура
    • Здоровье
    • Человек
  1. Виды, формы и содержание деятельности
  • 1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
  • 2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
  • 3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
  • 4. Модуль «Школьный урок»
  • 5. Модуль «Школьное самоуправление»
  • 6. Модуль «Детские общественные объединения»
  • 7. «Волонтерство»
  • 8. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
  • 9. Модуль «Профориентация»
  • 10 Модуль «Школьные и социальные медиа»
  • 11 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
  • 12 МОДУЛЬ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»

3.12 Модуль «Работа с родителями»

  • Групповой уровень
    • Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы
    • Семейные клубы
    • Родительские гостиные
    • Родительские дни
    • Общешкольные родительские собрания
    • Родительский всеобуч
    • Родительские форумы на школьном интернет-сайте
  • Индивидуальный уровень
    • Работа специалистов по запросу родителей
    • Участие родителей в педагогических консилиумах
    • Помощь в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий
    • Индивидуальное консультирование
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • организации
    • образовательные
    • социальной защиты населения
  • специалисты
    • Педагоги
    • Педагоги дополнительного образования
    • Воспитатели
    • Социальные педагоги
    • Тьюторы инклюзивного образования
    • Педагоги-психологи, психологи
    • Специалисты по работе с семьей
    • Специалисты органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
    • Специалисты ранней помощи
Ссылки

МПГУ продолжает реализовывать образовательно-просветительский проект «Семейный медиа Университет»

Итоги цикла вебинаров для педагогических работников России с участием профессора Института “Высшая школа образования” Е.Н.Приступа

Кафедра педагогики и психологии семейного образования в обсуждении вопроса Тьюторской функции педагогов дополнительного образования в сопровождении семьи

% PDF-1.4 % 20 0 объект >>>>>>] / ON [21 0 R 22 0 R] / Order [] / RBGroups [] >> / OCGs [21 0 R 22 0 R 65 0 R] >> / OpenAction [23 0 R / XYZ -32768-32768 1] / PageMode / UseNone / Pages 16 0 R / Type / Catalog / ViewerPreferences >>> эндобдж 64 0 объект > / Шрифт >>> / Поля 69 0 R >> эндобдж 17 0 объект > поток 2017-01-10T07: 38: 29ZNitro Pro 9 (9. 5. 1. 5) 2017-01-15T21: 26: 18 + 01: 002017-01-15T21: 26: 18 + 01: 00application / pdf

  • PUPUNG
  • Nitro Pro 9 (9.5. 1. 5) uuid: 07f05373-1fc4-486d-9383-b1495d36faa0uuid: 08eb0b9b-1d33-c044-a549-3c3d71e1c410 конечный поток эндобдж 16 0 объект > эндобдж 23 0 объект > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 1 0 obj > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 3 0 obj > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 5 0 obj > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 7 0 объект > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 9 0 объект > / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / Type / Page >> эндобдж 124 0 объект > поток HWmo8_a ܇ BjHˡmm ڠ ۸ r! uX «36 ^ OTɢu / XRUk5Zuj ٬ \ 읎 O> MF2IF {8Iz42J_TrQ1 ~ R; X ߼ p ‘? W {? Qn-0g ע.g0pmNUqR! hRvpR ڹ 3+. \ Ӽtq

    Важность нравственного воспитания в образовании вашего ребенка

    Важность нравственного воспитания в образовании вашего ребенка

    Нравственное воспитание становится все более популярной темой в области психологии и образования. Сообщения СМИ о росте насильственной преступности среди несовершеннолетних, подростковой беременности и самоубийствах заставили многих заявить о моральном кризисе в нашей стране. Жан Пиаже — один из первых психологов, чьи работы по-прежнему имеют прямое отношение к современным теориям нравственного развития.В своих статьях он уделял особое внимание нравственной жизни детей, изучая то, как дети играют в игры, чтобы больше узнать об их представлениях о добре и зле. Согласно Пиаже, все развитие возникает в результате действия; иными словами, люди конструируют и реконструируют свои знания о мире в результате взаимодействия с окружающей средой. Основываясь на своих наблюдениях за применением детьми правил во время игры, Пиаже определил, что мораль тоже можно рассматривать как процесс развития.

    Не только учителя в школах могут обучать детей нравственному воспитанию, но и родители также играют огромную роль в том, чтобы дети осознавали важность этичного образа жизни.

    Самым важным достоянием нации являются сами граждане. Если граждане будут здоровыми, патриотичными, честными и искренними, нация будет развиваться гораздо быстрее. По этой причине очень важно получать нравственное воспитание в школах и колледжах. Чтобы привить ученикам нравственное воспитание, существует множество способов — рассказывать истории, проповедовать, групповые обсуждения, йога и медитация.Чтобы быть эффективным учителем, можно использовать комбинацию всех этих методов. Многие родители будут пытаться морализировать с детьми в абстрактных, моральных дискуссиях — подходящих «разбавленных», как они думают, чтобы встретить своих детей там, где они есть. Однако, если исследования когнитивного развития вообще верны, маловероятно, что детей «обращают» в моральную или религиозную позицию. Они могут сказать «да» и, похоже, уловить суть, но маловероятно, что они понимают.

    Гораздо лучший подход — работать над действиями, предполагающими простую взаимность, такими как обмен игрушками и друзьями.Маленькие дети от природы эгоцентричны. Привлекая их к такому простому пониманию, как «вы чешете мне спину, я чешу вашу», дети начинают рассматривать простую мораль как прагматичную, открывая путь для более поздних стадий, когда формальные рассуждения делают детей восприимчивыми к более абстрактным призывам. Дети по своей природе чисты, искренни и стремятся учиться. Если школы и колледжи эффективно передают ценности, формирующие моральный облик, чистота учащихся может быть сохранена и улучшена. Принятие моральных ценностей в раннем и благоприятном возрасте будет очень полезно для молодежи и, в свою очередь, обеспечит блестящее будущее Индии.

    Статья выше была опубликована школьным консультантом, работающим с OnlineSchoolAdmissions.Com, ведущим порталом, предлагающим родителям веб-решения для приема в школу. На портале есть список школ, из которого родители могут искать дневные школы-интернаты в Дели или дневные школы-интернаты в Нойде, куда они хотят принять своего ребенка. По своему выбору родители также могут искать школы-интернаты в дневных школах в Гургаоне и могут подать заявление в школы, заполнив онлайн-формы.

    Как научить детей нравственности

    Школы в Англии по закону обязаны способствовать нравственному развитию учеников. К сожалению, нет единого мнения о том, что это значит. Большинство людей признают, что мораль важна и ее нужно учить, но когда дело доходит до того, чтобы сказать, что это такое и как ей научить, консенсус быстро рушится.

    За последние несколько лет произошли некоторые важные изменения в области «воспитания ценностей». В 2014 году правительство выпустило руководство для школ по продвижению «фундаментальных британских ценностей» демократии, верховенства закона, свободы личности, взаимного уважения и терпимости.А с 2015 года он инвестировал около 10 миллионов фунтов стерлингов в гранты на поддержку проектов по воспитанию характера, направленных на то, чтобы помочь детям стать «разносторонними, уверенными, счастливыми и жизнестойкими».

    Но, каковы бы ни были достоинства этих инициатив, они не имеют ничего общего с обучением морали. Действительно, одна из причин общей путаницы в отношении морального воспитания состоит в том, что моральные ценности не были четко отделены от ценностей других видов.

    Тот, кто не ценит демократию, конечно, ошибается, но это не моральный недостаток.А черты характера защитников правительства — упорство, стойкость, уверенность, амбиции — несомненно, необходимы для выживания в тяжелые экономические времена, но вряд ли они являются требованиями морали.

    Что такое моральные ценности?

    В своей новой книге я утверждаю, что обладать моральной ценностью — значит определенным образом соблюдать стандарты. Стандарт — это правило, определяющее, что нужно делать или не делать. Подписка на стандарт подразумевает намерение соблюдать его, иметь привычку соблюдать его и чувствовать себя плохо из-за того, что не соблюдает его.

    Человек придерживается стандарта «не лгать», например, когда он пытается не лгать, не склонен лгать и сожалеет о своей лжи.

    Школы должны сыграть свою роль в распространении общей морали. Pexels

    Подписка на стандарт считается моральной, если в нем есть еще две особенности. Во-первых, подписчик не только сам пытается соответствовать стандарту, но и хочет, чтобы все остальные тоже соблюдали его. Во-вторых, они считают нарушение стандарта заслуживающим наказания или осуждения.

    Стабильность человеческих социальных групп зависит от людей, придерживающихся хотя бы некоторых стандартов таким образом. По крайней мере, люди должны быть привержены тому, чтобы не убивать и не причинять вреда, не воровать и не вымогать, не лгать или не обманывать, а также справедливо относиться к другим, выполнять свои обещания и помогать нуждающимся. Эти стандарты составляют основу общей морали.

    Как их научить

    Школы должны сыграть свою роль в передаче общей морали следующему поколению.Для этого они должны дать два вида нравственного воспитания.

    Первый — это «нравственное формирование» — воспитание в детях намерений, чувств и привычек нравственной подписки. Это включает в себя моральное наставление детей, поощрение их за то, что они поступают правильно, и наказание за неправильные поступки, а также моделирование хорошего поведения и моделирование соответствующих реакций на поведение других.

    Из опыта регулирования своего поведения дети учатся саморегулированию.И, подражая моральным реакциям других, дети учатся реагировать таким образом сами.

    У детей должны развиваться нравственные намерения, чувства и привычки. Shutterstock

    Второй вид нравственного воспитания — это «нравственное исследование» — вовлечение детей в обсуждение и размышления о природе и обосновании моральных ценностей. Учителя должны путем явного вмешательства или мягкого управления, чтобы моральное исследование пролило свет на обоснование общей морали.Жизненно важно, чтобы дети понимали, для чего нужна мораль и почему она требует того, что она делает.

    Конечно, наряду с задачей распространения общей морали, школы также должны помогать детям пробираться через минные поля моральных противоречий. Многие моральные стандарты яростно оспариваются, и не школа решает, оправданы они или нет. Здесь моральное исследование должно принимать форму открытого исследования с целью научить детей формировать свои собственные взвешенные взгляды.

    Содействовать нравственному развитию учеников сложно, но проблемы, которые оно ставит, не являются непреодолимыми. Обеспечение того, чтобы дети придерживались общей морали и понимали ее причины, — задача, от которой школы не должны уклоняться — от этого зависит общество.

    10 моральных ценностей, которым вы должны научить своего ребенка сегодня!

    Последнее обновление

    Воспитание — это не только забота о физическом росте ребенка, но и повышение умственного развития.Родители, возможно, играют самую большую роль в формировании характера своего ребенка и оказывают наибольшее влияние на то, каким будет ребенок в жизни, когда он / она вырастет.

    Видео: 10 моральных ценностей, которым вы должны учить своих детей

    Некоторые люди утверждают, что дети изучают мораль самостоятельно или что дошкольные учреждения еще слишком рано для детей, чтобы узнавать о моральных ценностях и идеях. Однако это неверно; Лучше всего учить детей ценностям в раннем возрасте, чтобы они стали частью их личности по мере их роста.

    Также прочтите: Важные жизненные уроки, которым вы должны научить своих детей

    Давайте взглянем на десять моральных ценностей, которым каждый родитель должен научить своих детей.

    способов привить детям моральные ценности

    1. Практикуйте то, что проповедуете

    Дети учатся у окружающих их людей, поэтому, чтобы научить своих детей хорошим ценностям, вы должны сначала моделировать их в своей жизни. Вы можете устно объяснить множество ценностей, но ваш ребенок усвоит только те, которые вы демонстрируете своим собственным поведением.

    2. Расскажите о личном опыте

    Личный опыт подобен историям, и все дети любят слушать истории. Делитесь историями из своей жизни, где соблюдение моральных ценностей имело положительный опыт в вашей жизни, и ваш ребенок обязательно поймет лучше.

    3. Вознаграждение за хорошее поведение

    Придумайте систему, в которой вы поощряете своего ребенка за использование этих ценностей в своей жизни. Похвала и поощрение — это положительное подкрепление, которое невероятно хорошо влияет на формирование детей.

    Также читайте: Способы научить детей хорошим манерам

    4. Эффективное общение

    Ежедневно беседуйте с ребенком о том, как эти моральные ценности работают в повседневной жизни. Например, вы можете обсудить статью в газете и спросить своего ребенка, что он / она сделал бы в такой же ситуации.

    5. Наблюдение за использованием телевидения и Интернета

    От телевидения и Интернета никуда не деться, но вы определенно можете следить за тем, что смотрит ваш ребенок.Убедитесь, что шоу продвигает хорошие ценности и мораль и соответствует его / ее возрасту.

    10 моральных ценностей для детей, чтобы они вели прекрасную жизнь

    1. Респект

    Многие родители делают ошибку, обучая своих детей только уважению к старшим, но это неправильно. Каждый заслуживает уважения, независимо от возраста и социального положения. Уважение — это важная моральная ценность, о которой ваш ребенок должен знать в раннем возрасте, поскольку она играет важную роль в его / ее поведении с незнакомцами и старшими.Малыши, которые учатся уважать своих сверстников и старших с раннего возраста, извлекут из этого пользу в будущем. Даже когда в будущем наступят тяжелые времена, ваш ребенок будет больше заботиться о других.

    Также читайте: Способы научить ребенка уважению

    2. Семья

    Семья — неотъемлемая часть жизни детей. Он формирует и воспитывает их во взрослых. Поэтому важно дать вашим детям ощущение семьи и помочь им понять, почему семья так важна.Сделайте это, и ваши дети с большей вероятностью вырастут с уважением и любовью к своей семье.

    3. Поправки и компромиссы

    Важно, чтобы дети знали, что не все работает по их мнению. Учите их с раннего возраста, что, когда это абсолютно необходимо, им, возможно, придется попытаться приспособиться. Вашего ребенка нужно научить приспосабливаться и идти на компромисс, только если здесь не на карту поставлена ​​его собственная жизнь. Хотя регулировка звучит великолепно в принципе, есть тонкая линия, где она переходит к компромиссу.Если ребенок проигрывает из-за компромисса, это не только вредно, но и ограничивает личность.

    4. Ментальность помощи

    Вашего ребенка нужно учить помогать другим с раннего возраста, даже если он может быть совершенно незнакомым человеком. Вы должны научить своего ребенка, почему так важно помогать другим и как вы всегда получаете это обратно, когда помогаете кому-то. Чтобы быть функциональной частью общества, важно, чтобы ваш ребенок чутко относился к потребностям других.

    5.Уважение к религии

    Ваш ребенок должен воспитываться не только с уважением к своей религии, но и с пониманием того, что каждый человек имеет право выбирать свою религию. Учите своих детей с раннего возраста, что все люди равны, независимо от их религии и праздников, которые они празднуют.

    6. Правосудие

    Моральный компас и чувство справедливости — две важнейшие ценности, которыми любой ребенок должен обладать с раннего возраста. Ваших детей всегда нужно поощрять к тому, чтобы они высказывались, когда они замечают проступок, ради своей выгоды или ради выгоды других.

    7. Честность

    С юных лет следует прививать честность как одну из важнейших ценностей для детей. Честность — всегда лучшая политика, и вашего ребенка необходимо поощрять к тому, чтобы он говорил правду, независимо от того, какие ошибки он / она могли совершить.

    8. Никогда никого не обижай

    Объясните своему ребенку, что причинение вреда кому-либо — это не только физическая проблема — любая травма может иметь также психологический и эмоциональный эффект. Не забудьте научить своих детей извиняться и поощрять их немедленно извиняться, если они когда-либо причинили кому-то физическую или словесную боль.

    9. Кража

    Воровство — это плохо, независимо от того, какое оправдание ему может быть — это одна из хороших ценностей для детей. Объясните ребенку, что кража — это неправильно не только с юридической точки зрения, но и с моральной точки зрения, поскольку это означает, что он / она заберет то, что принадлежит кому-то другому.

    10. Развивайте любовь к образованию

    Образование — самое большое оружие, которое только можно иметь, и то, что больше всего влияет на то, где вы окажетесь в жизни. Любовь к образованию необходимо прививать в ребенке еще с дошкольного возраста, и вам также следует попытаться научить ребенка понимать важность образования в жизни.

    Моральные ценности нужно прививать детям с самого начала, и не рано начинать. Они играют огромную роль в формировании личности ребенка и имеют решающее влияние на то, как ваш ребенок формирует свою жизнь.

    Также читают:

    Список хороших привычек, которым каждый родитель должен обучать своего ребенка
    Как научить детей вести себя хорошо
    Советы по обучению детей признательности

    Нравственное воспитание детей | Образование


    Обучение начинается дома.Это общепризнанный факт, что матери проводят большую часть своего времени со своими детьми, и поэтому матери известны как первые учителя для своих детей. Она должна уметь выращивать их таким образом, чтобы они могли выжить в любой ситуации изменяющейся окружающей среды. Потому что мы никогда не знаем взлетов и падений в жизни, и нужно быть достаточно способным, чтобы принять вызов, брошенный жизнью.

    Человечество без морали кажется знанием без характера. Итак, ценность моральных уроков должна быть хорошо разъяснена и преподана детям.Долг и ответственность матери — прививать моральные ценности, чтобы развивать среди них такие нравственные качества, как смирение, правдивость, честность, вежливость, терпимость, жертвенность и т. Д.

    Советы по распространению нравственного воспитания детей:

    Научите их любить и поддерживать

    Разум детей подобен глине. Их разум можно придать любой форме и структуре. Следовательно, их умы следует питать смыслом любви и поддержки.Их тоже нужно научить любить людей и животных, и они сами смогут развить в себе благосклонный характер.

    Создайте среду, в которой дети смогут проявлять заботу и благодарность

    Слово «спасибо» много значит для всех. Этому слову нужно с детства учить детей. Они должны ценить других и заботиться о них. И эти методы заботы и признательности следует практиковать с самого начала.

    Направляйте детей в управлении деструктивными чувствами

    Дети могут злиться, когда их критикуют или не предоставляют их желаемое.В такой ситуации с ними нужно справляться со своими агрессивными чувствами спокойно и мирно. К ним также следует обращаться в отношении надежд и своевременных отказов.

    Попросите их помочь маме на кухне

    Дети могут познакомиться с разнообразной едой в раннем возрасте, если они находятся рядом с матерью на кухне. Это также помогает повысить уровень уверенности в себе, а также помогает детям принимать продукты с разными вкусами. Они не откажутся от здоровой пищи.

    Знай свои убеждения и разделяй их

    Первая школа для детей — это дома, а родители — их первые учителя. Помимо учебы, родители также должны учить и информировать детей об их убеждениях и культуре. Они могут изучать перспективы с раннего возраста.

    Сообщите им, как мы можем укрепить и завоевать доверие

    Интерактивное общение с детьми и поощрение их к установлению дружеских отношений может укрепить у них доверие.Родители могут дарить детям награды и подарки, когда они совершают добрые и заслуживающие доверия дела.

    Используйте дисциплину как моральный урок

    Чтобы научить детей дисциплине, они должны быть ознакомлены с навыками решения проблем, хорошим и плохим поведением и причинами, лежащими в основе каждого правила. Дети учатся у родителей, поэтому родители также должны строго соблюдать их правила.

    Будьте сильным моральным примером

    Родители могут быть идеальным «образцом для подражания» для своих детей.Они могут поделиться своими добрыми делами и наградами, полученными после работы. Также может быть здорово преподать им практические уроки на основе хороших личностей.

    Проводите много времени перед сном

    Рассказы на ночь с осмысленными выводами могут быть лучшим способом пообщаться с детьми перед сном. Родители могут поговорить со своими детьми о своих днях, о том, чем они занимались, и многом другом.

    Разрешите своим детям участвовать и создать круг друзей

    У каждого ребенка разные таланты и привычки.Родители должны привлекать своих детей к участию в различных детских шоу и мероприятиях. Дети смогут общаться с другими детьми и подружиться с разными характерами и талантами.

    Научите их любить животных

    Когда детей побуждают заботиться о животных и любить их, уроки жизненного обучения могут воспитать у детей чувствительные чувства. Дети, как правило, более заботливые и добрые, что делает их вообще хорошими людьми.

    Расскажите им о культурах и ценностях

    Культуры и ценности играют решающую роль в определении нашего образа жизни.Обучение детей культурам и ценностям помогает развить позитивное чувство идентичности и чувство собственного достоинства. Это помогает детям развивать уважение к другим.

    Возлагайте на них ответственность и всегда цените выполненную ими задачу

    Дети чувствуют себя активными и энергичными, когда им поручают новые работы. Новые задачи и обязанности для детей помогают им узнавать новое. Кроме того, за выполнение поставленных задач детям следует дать несколько наград, чтобы побудить их принять новые вызовы.

    Попросите их сохранять уровень терпения

    Дети могут становиться агрессивными и сердиться, когда они не получают желаемого. Родители должны убедить своих детей в их терпении. Их следует научить тому, что «терпение горько, но плод его сладок».

    Честность — лучшее лекарство от доверия

    Детей нужно постоянно просить быть честными, независимо от того, худший это или лучший сценарий.Их всегда следует объяснять, что честность — лучшая политика.

    Выберите подходящую игрушку

    Когда дети играют с игрушками, это не просто развлекается, они развивают свой мозг. Поэтому им нужно давать подходящие игрушки и поделки для общения и развития дополнительных знаний.

    Дайте им почувствовать и насладиться творением природы

    Вместо искусственных вещей, дети должны больше взаимодействовать с природой, такой как сады, пикники в естественных местах и ​​т. Д., И им следует предоставить информацию о естественных вещах, их значение и способы сохранения.

    Дети похожи на грязь, как вы лепите, она придаст ту форму, которая вам нравится. Поэтому всегда делитесь позитивными мыслями, которые могут укрепить их уверенность в себе, и они могут быть счастливыми и хорошими людьми.

    Коллекции Блумсбери — Новые взгляды на нравственное воспитание детей раннего возраста

    Аннотация

    «Новые взгляды на нравственное воспитание детей младшего возраста» исследует, как подойти к нравственному воспитанию детей младшего возраста в мире. неопределенности и перемен.

    Что такое нравственное воспитание?

    Как маленькие дети учатся правильно действовать и взаимодействовать?

    Как нам дать детям понять, что то, как они действуют и взаимодействуют, имеет значение?

    Как характер, добродетели и ценности могут помочь маленьким детям усвоить качества, связанные с «хорошей жизнью»?

    Опровергая многие современные представления об этике и образовании, Тони Оуд предполагает, что моральное измерение пронизывает все аспект жизни, и эта этика включает в себя обучение правильному действию и взаимодействию, основанное на «этике заботы» и стойкости. качества и атрибуты, чтобы вооружить детей противостоять сильному внешнему давлению.Доступное использование исследований в области нейробиологии и психологии, он обсуждает, как маленькие дети учатся, подчеркивая роль эмоций, культуры, примера, привыкания и Обратная связь.

    Небольшие действия могут помочь развить свободу воли, сочувствие и вдумчивость, а также чувство моральной идентичности с усилением акцента. по саморегулированию, словарь этики и внутренней мотивации.Eaude исследует, как характер, добродетели и ценности могут помогать маленьким детям и взрослым распознавать и усваивать качества, связанные с «хорошей жизнью». Он определяет как взрослые и учебная среда могут поддерживать эти процессы, и показывает, почему нужен инклюзивный подход, а не сосредоточение внимания на этих темах только в определенных условиях, программах или уроках.

    Признавая ловушки и дилеммы, Оуд утверждает, что подход, основанный на этике добродетели и модели ученичества, является подходящим. в школе и других местах, как религиозных, так и иных, на международном уровне.

    Моральное развитие в раннем детстве — Развитие детей и воспитание детей: до 7 лет

    Мораль — это наша способность понимать разницу между правильным и неправильным и понимать, как делать правильный выбор. Как и в случае с другими аспектами развития, мораль не формируется независимо от предыдущих областей, которые мы обсуждали. Домашний опыт детей, окружающая их среда, а также их физические, когнитивные, эмоциональные и социальные навыки влияют на их развивающееся чувство правоты.неправильный.

    В возрасте от 2 до 5 лет многие дети начинают демонстрировать нравственное поведение и убеждения. Например, Таша может увидеть, как Хуан забирает блоки из рук Тайлера и говорит: «Хуан! У тебя будут проблемы!» В этот момент многие маленькие дети также начинают проявлять чувство вины, основанное на сочувствии, когда они нарушают правила. Например, если Хуан из приведенного выше примера увидит, что Тайлер плачет из-за того, что его блоки были украдены, Хуан может начать чувствовать себя несколько плохо из-за того, что он обидел чувства Тайлера. Однако в младшем возрасте Хуан чувствовал бы себя плохо, только если бы его наказывали за то, что он принимал блоки, а не заставлял кого-то грустить.

    Согласно Пиаже, дети в возрасте от 5 до 10 лет видят мир через гетерономную мораль. Другими словами, дети думают, что у авторитетных фигур, таких как родители и учителя, есть правила, которым молодые люди должны безоговорочно следовать. Правила рассматриваются как реальные, неизменные руководящие принципы, а не как развивающиеся, обсуждаемые или ситуативные. По мере того, как они становятся старше, развивают более абстрактное мышление и становятся менее сосредоточенными на себе, дети становятся способными формировать более гибкие правила и выборочно применять их ради общих целей и желания сотрудничать.

    Психолог развития Лоуренс Колберг, опираясь на работы Пиаже, создал свою теорию стадий морального понимания. По словам Колберга, маленькие дети в этом возрасте основывают свою мораль на наказании и повиновении. Как и Пиаже, Кольберг считал, что маленькие дети ведут себя нравственно, потому что боятся власти и пытаются избежать наказания. Другими словами, маленькие дети следуют правилам, потому что не хотят попасть в беду. Слишком много ожидать от детей дошкольного возраста, которые автоматически «поступают правильно».Однако большинство маленьких детей могут понять разницу между «хорошим» и «плохим» поведением, и это понимание создает основу для более сложного морального мышления в будущем.

    Современные исследования предоставили нам дополнительную информацию о том, как маленькие дети понимают мораль. Дети в возрасте от 5 до 6 лет обычно думают о справедливости распределения или о том, что материальные блага или «вещи» должны разделяться справедливо. Другими словами, каждый должен получить свою точную «справедливую долю».«Например, Салли может подумать, что это справедливо, если каждый ребенок получит ровно 2 печенья и одинаковое количество молока в своем стакане. Другие факторы, такие как потребность или усилия, не принимаются во внимание. Салли не думала, что Сьюзи должна получать дополнительное печенье, потому что ее обед упал на пол. К 6 или 7 годам дети начинают задумываться о том, что люди зарабатывали или работали, когда думают о справедливости распределения. Дети также могут рассуждать, что некоторые люди должны получать больше, потому что они больше работали. Ибо Например, Джейн начинает понимать, что Джилл должна заработать больший приз, потому что она продала больше печенья Girl Scout.

    .
  • Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *