Семья и воспитание детей: Как воспитать ребенка — как отношения в семье влияют на детей
Как воспитать ребенка — как отношения в семье влияют на детей
Семья имеет большое и важное значение в жизни каждого человека. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д.
Родители играют самую важную роль в жизни каждого ребенка. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками.
Читайте также: Виды и причины гиперопекиОтношения в семье влияют на детей
Взаимоотношения в семье могут строиться по-разному. Существуют определенные типы отношений между супругами, детьми и родителями.
Диктатура. Старшее поколение безоговорочно подавляет младшее, игнорируя интересы детей.
Сотрудничество. В семье царит равноправие, важны интересы каждого члена семьи. Проблемы решаются сообща. Для родителей, как и для детей, приоритетными являются желания близких. Основа этой модели — отсутствие эгоизма и способность идти на компромиссы.
Опека. Такое отношение со стороны родителей приводит к тому, что их дети не способны будут общаться с другими людьми, самостоятельно принимать решения и даже не смогут завести собственную семью.
Невмешательство или пассивное безразличие. Для такого типа отношений характерно полное невмешательство родителей в жизнь детей. Родители заботятся только о физиологических потребностях ребенка (накормить, одеть).
Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались того, чтобы их ребенок вырос грубым, невоспитанным или не самостоятельным. Безусловно, все мы в силу своих возможностей занимаемся воспитанием, но не всегда получается так, как нам хотелось бы.
Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье. Помните, ребенок учится тому, что видит у себя в семье, и родители этому подают пример. Отношения между мужем и женой являются моделью, которую ребенок переймет у вас как у родителей и использует в своих будущих отношениях.
Как создать «благоприятную почву» для положительного влияния семьи на воспитание ребенка:
- Принимать активное участие в жизни семьи;
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Существует еще много методов воспитания в семье, самое главное – это понять, что в семье всегда должны быть хорошие взаимоотношения и уютная атмосфера. Дети, воспитанные в неблагополучной семье приобретают психические расстройства и чаще всего бывают несчастны. В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас.
Семья – это чувства! Семья – это поддержка! Семья – это искренность! Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. И наша задача – сделать все для её сохранения.
Как семья влияет на формирование личности ребенка
Почему успешность ребенка в жизни напрямую зависит от семейного окружения? Существуют ли критерии, по которым можно оценить взаимоотношения детей и родителей? О чем взрослым необходимо знать, чтобы в будущем у их ребенка была собственная счастливая семья? На эти вопросы отвечает психолог Центра содействия семейному воспитанию имени Ю.
Все начинается с семьи
Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с его рождения и заканчивая становлением как личности, выступает семья. Там ребенок получает любовь, поддержку и принятие со стороны родителей, учится устанавливать доверительные отношения с ближайшим окружением, наблюдает за отношениями между членами семьи и берет их за основу для своих будущих отношений. Семья выступает базой для формирования чувства безопасности, и именно с нее начинается привитие ребенку определенных качеств, идей и взглядов. «
Не навреди!
Дети, имеющие разнообразный социальный опыт, умеющие справляться со сложностями, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, как правило, положительно реагируют на происходящие вокруг перемены и умеют лучше адаптироваться в новой обстановке.
«Если родитель невнимателен к особенностям ребенка, склонен к директивному стилю воспитания, не принимает свое чадо таким, какое оно есть, а старается вогнать его в рамки собственных ожиданий, скорее всего, отношения между таким родителем и ребенком не станут доверительными, у них будут часто возникать конфликты. В то же время возможными трудностями в социализации чревата и гиперопека. У ребенка, чьи родители излишне его опекали, будут наблюдаться тревожность, страх всего нового и неизвестного. Он будет осторожен, застенчив и боязлив», —
Что нужно для счастья ребенка
На примере семей, где в отношениях родителей и детей не было проблем, можно выделить ряд критериев:
- Родители принимают детей такими, какие они есть.
- Родители стараются понимать свои эмоции и состояния и в корректной форме сообщать о них членам семьи, не стесняются говорить о своих чувствах.
- Родители с уважением относятся к нуждам и потребностям всех членов семьи.
- Родители формируют отношения с ребенком через совместную деятельность: это может быть совместное приготовление еды, занятия спортом, изготовление поделок. Придерживаются внутрисемейных традиций: кто-то уезжает за город в праздники, а кто-то делает игрушки своими руками или зимой ездит кататься на лыжах.
- Родители искреннее интересуются переживаниями ребенка.
- Родители не формируют ожиданий и не навязывают их своему ребенку; не реализуют через ребенка свои несбывшиеся желания.
«Если, например, мама мечтала быть балериной, то совершенно не обязательно, что ее дочь захочет быть примой Большого театра. Любое насильственное воздействие негативно сказывается на ребенке и, несомненно, в дальнейшем отразится на детско-родительских отношениях», −
Дети уникальны и особенны, и только бережное отношение, любовь и принятие могут стать залогом формирования доверительных детско-родительских отношений и сохранения родительского авторитета в глазах ребенка.
Источник
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
«Как воспитание в однополой семье влияет на ребёнка?» – Яндекс.Кью
Есть стадии развития, которые ребенок проходит по мере взросления. У каждого возраста — свои особенности, задачи и вызовы. Семья помогает ребенку освоить то, что важно, на каждом конкретном этапе развития, и если семья с этим справляется, то воспитание можно назвать успешным.
Важно учитывать, что типов семей очень много, и большая часть моментов воспитания — общая для всех. Ребенок не рождается с умением общаться со сверстниками и старшими, ясным пониманием своих эмоций, потребностей и состояний или с бережным отношением к окружающему миру. Многому нужно учиться, многое нужно освоить, вне зависимости от типа семьи.
Аналогично и самая типичная семья может не справляться с воспитанием по самым разным причинам.
Когда мы говорим про однополую семью, обычно сомнения вызывают весьма конкретные темы: половое воспитание и дальнейший выбор партнера, образ Я, отношения семьи и общества, в котором семья живет.
Тут важно обозначить два ключевых момента:
Родители (не важно, однополые или нет) не занимаются сексом при детях.
Ребенок не живет в вакууме одной семьи, но может наблюдать за множеством живых примеров вокруг.
Именно второй момент позволяет ребенку, чья семья — один родитель / мама и бабушка / однополая / какая-либо еще, — вырасти, не повторяя в обязательном порядке сценарий родителей. Не потому, что ребенок сильно против своей семьи, а потому, что он сам может выбрать что-то, что подходит именно ему.
Таким образом, однополые родители сталкиваются с теми же вопросами, что и разнополые:
Что отвечать, когда спросит, откуда берутся дети? Когда вообще об этом говорить? Как помочь, если стесняется подружиться? Что делать, если ребенку не нравится форма носа? Как быть, если его дразнят в школе? А как поддержать, если нравится мальчик или девочка?
И дети задают те же вопросы, что и в других семьях:
Как получилось, что моя семья — такая? Как познакомились мои родители? Как они поняли, что любят друг друга? Кажется, у меня изменилось тело — я теперь всегда буду таким? Хочу татуировку и пирсинг — можно? А меня будут любить, даже если я такой? Как мне встретить «моего» человека? Можно я не буду рассказывать о вас друзьям? И вам о друзьях, они же мои, а не ваши? А если расскажу, совет дадите?
Специфика задается тем, насколько общество помогает или препятствует воспитанию в семьях, отличающихся по составу от мама+папа.
Вопрос «Почему у меня нет папы?» бывает и в тех случаях, если папа умер, мама развелась или изначально решилась быть матерью-одиночкой. Причины отсутствия папы не помешают подростку научиться бриться, завязывать галстук, знакомиться.
Вопросы «Ты навестишь меня в больнице?» или «Кто подпишет письмо в школу?» — в семьях с мамой и бабушкой решаются куда проще, чем в семьях с двумя мамами или с двумя папами, где по законам есть только один родитель.
Если общество призывает что-то выдумывать, чтобы не привлекать внимания, это вызывает тревогу и у родителей, и у детей. Ни одни взрослые не виноваты, что любят друг друга и хотят воспитывать детей. Ни одни дети не виноваты, что у них есть те или иные родители.
И пара слов о научных исследованиях:
За последние 40 лет вышла прорва разноплановых исследований по этому вопросу, и в целом крупные исследователи сходятся (ссылаюсь на мнение APA — Американской психологической ассоциации), что неблагоприятные последствия для детей минимальны, а могут быть и плюсы (например, однополые родители осознаннее подходят к заведению детей, поскольку на пути к родительству нужно решить много вопросов).
К многим исследованиям нужно отнестись критически: важно учитывать выборку, закрытость сообщества, влияние взглядов самих исследователей. И противники, и сторонники моделей однополых семей могут играть в свою пользу.
Изучить борьбу мнений можно на Википедии в статье про однополые семьи — она переведена на русский и в целом содержательна, хотя и не всеохватна.
«Детей нужно закалять. Как сталь»
За что нынешнее поколение детей называют хрупким? Гиперопека для ребенка — благо или беда? Правда ли, что спасать от интернет-зависимости теперь нужно не подростков, а их родителей? О болевых точках семьи и школы — наш разговор с социальным педагогом Красноярской школы N 45 Петром Ивасенко, работающим с детьми более 30 лет. За умение найти подход к любой проблеме ребята сами присвоили ему звание «Друг детей».
Родители из 90-х
Петр Степанович, такое почетное звание, как «Друг детей», ко многому обязывает. Насколько трудно сейчас педагогу ладить со школьниками?
Петр Ивасенко: С детьми как раз особых проблем нет. Не с первого, так с третьего, пятого или десятого раза я обязательно найду общий язык со своим подопечным, смогу донести до него свою точку зрения и аргументировать ее. При этом ребенок очень тонко чувствует фальшь, его не обманешь. Когда он видит, что я искренне переживаю за него, обеспокоен и хочу помочь, то, доверяя мне, тоже идет навстречу.
Гораздо сложнее сейчас выстроить отношения с родителями, в сегодняшней школе это, наверное, самая болевая точка. Слишком они разные — по возрасту, социальным, экономическим, культурным критериям. Например, раньше родители относились к педагогам с уважением. Они приходили на родительские собрания, почтительно слушали классного руководителя и практически всегда выполняли его рекомендации. Стержнем этих отношений было единство между родительской точкой зрения и педагогической. В итоге ребенок воспитывался в единых рамках, его поведение контролировалось, с одной стороны, школой, с другой — семьей.
Сегодняшние родители — носители другой культуры. По большей части это поколение 90-х годов, со своим мировоззрением, укладом и поведением. Они воспитывались во времена, когда критика была нормой, по-этому нацелены не на понимание, а выяснение отношений. Сегодня мы нередко наблюдаем ситуацию, когда родители в школе кричат, не слышат и не хотят слышать педагогов. Почему-то многие не верят, что педагог желает детям только хорошего. В этом, я считаю, и есть основная проблема — в воспитании детей больше не существует единства между школой и семьей. Многие папы и мамы, конечно, солидарны с педагогами, поддерживают их начинания, но, увы, далеко не все.
Говорят, сейчас даже появился новый термин — «разрушающее поведение родителей»…
Петр Ивасенко: В последнее время поведение родителей действительно разрушает моральные рамки детей. Мы как раз обсуждали это в минувшем марте, на краевой родительской видеоконференции, которую проводило краевое министерство образования совместно с управлением по работе с несовершеннолетними регионального МВД.
Ведь как можно разговаривать с ребенком об алкоголе, доказывать его вред, если его родители каждый вечер пьют спиртное и не считают, что в этом есть что-то дурное? И их стиль жизни ребенок, конечно же, примеряет на себя. Он растерян: в школе ему говорят, что так себя вести нехорошо, а дома он видит прямо противоположное. Или другой пример. Еще пять лет назад все били в колокола: необходимо спасать детей от компьютерной зависимости! Сейчас ситуация изменилась кардинально. Спасать от цифровой зависимости сегодня нужно уже не ребенка, а его родителей. Все эти бесконечные чаты в мессенджерах типа «вайбера» или «ватсапа»… Вы только почитайте, что папы и мамы в них пишут! Там и мат, и травля друг друга, и стремление «уничтожить» оппонента любой ценой. Чему удивляться, что такой же образец поведения мы потом видим и у детей? Недавно классный руководитель попросила меня проанализировать общение в одной из таких групп. Я посмотрел и ужаснулся: некоторые родители сидят там по шесть часов в день! Неужели им некуда потратить это время с большей пользой? Проверить у ребенка уроки, почитать ему книжку, да просто поговорить, как прошел его день?. .
Выбраться из-под колпака
Иногда таким образом родители стараются лучше контролировать ребенка, чтобы знать о нем буквально все и в случае чего — обезопасить и защитить…
Петр Ивасенко: От кого защитить? От педагога, который зачастую проводит с их сыном или дочерью гораздо больше времени, чем они сами? От классного руководителя, который всеми силами пытается привить ребенку моральные нормы, показать ему что-то новое, хорошее, привлечь к чему-то полезному? Помните, раньше в школах были генеральные уборки, в которых дети участвовали наравне со взрослыми? А теперь? С одной стороны, родители требуют от школы, чтобы ребенку прививались навыки труда. С другой — запрещают делать что-либо собственными руками. Все чаще в воспитании детей на первый план выступает такое понятие, как гиперопека. И это самое главное, что мешает сегодня ребенку самому взрослеть.
«Хочу быть металлургом»
А что будет дальше?
Петр Ивасенко: А дальше мы получаем или уже получили поколение детей хрупких, абсолютно не приспособленных к социуму. Раньше, в советские времена, за всем следила школа. Порой в стенах учебного заведения проходила вся жизнь ребенка, домой он прибегал только переночевать. Школа — это ведь были не только уроки, но и пионерия, и комсомольские собрания, и спортивные секции, и походы в театр, и различные кружки. Это было правильно и хорошо, но те времена прошли. Сегодня ребенку требуется больше свободы, больше коммуникаций.
Поймите: я ни в коем случае не обвиняю родителей, не перекладываю всю вину на их плечи. Сегодняшним папам и мамам очень нелегко — содержать семью, заботиться о ней требует огромных сил и времени. Но именно поэтому школа и родители должны понять и услышать друг друга. Не конфликтовать, не противопоставлять себя, а найти компромисс, как действовать во благо ребенка. А для этого нужно в первую очередь понять, чего он хочет сам. У меня был случай со старшеклассником. Ему очень трудно давался.
10-й класс, я предложил: может, попробуешь поступить в аэрокосмический техникум? Выберешь востребованную специальность, будет у тебя гарантированный кусок хлеба в жизни. И вот я все доставал и доставал его со своей задумкой, пока парень, наконец, не признался, что все уже для себя решил. Сказал, хочет стать металлургом и уехать в заполярный Норильск, работать на производстве, потому что очарован романтикой арктических широт. И это его выбор. Не папы и мамы, не педагога — его собственный.
За 30 с лишним лет вы накопили огромный опыт. Преподавали и в сельской школе, и в городской — обычной и вечерней, учительствовали в двух детских домах… Когда было интересней работать — тогда или сейчас?
Петр Ивасенко: Безусловно, сейчас. Во-первых, у педагога стало несоизмеримо больше возможностей для работы. Во-вторых, мне очень нравятся нынешние дети. Они настолько яркие, открытые — и в то же время, как я уже говорил, очень хрупкие. Вот почему я изо всех сил борюсь с гиперопекой. Вот для чего педагогам нужно находить общий язык с родителями. Гиперопека может сломать ребенка, а наша задача — закалить его, как сталь. Научить это поколение невероятно хрупких детей уметь выжить и нормально существовать в нынешнем чрезвычайно сложном и ежедневно меняющемся мире.
Ключевой вопрос
Чем, на ваш взгляд, опасна излишняя семейная опека?
Петр Ивасенко:
Недавно у меня была беседа с родителями четвероклассников. Убеждал их, что в десятилетнем возрасте ребенок уже должен посещать как минимум три внеклассных кружка. Причем желательно, чтобы занятия, на которые он ходит, проводились не в стенах школы, а на более удаленном расстоянии: в двух, трех или, может быть, даже в четырех остановках от дома. Да, тогда ему придется идти пешком или ехать на общественном транспорте. Да, в этом есть некоторый момент риска. Но такие удаленные занятия могли бы оказать важнейшую помощь в социализации школьника. Во-первых, ребенок становится более ответственным, понимая, что родители доверили ему делать самостоятельные шаги. Во-вторых, это учит его выстраивать взаимоотношения. Добираясь до кружков на том же автобусе, ребенок набирается опыта — он попадает в разные ситуации, общается с разными людьми. Сидя же на одном месте, ежедневно видя одни и те же лица, он не развивается, не учится жизни и в итоге не понимает и не знает, как реагировать в той или иной ситуации. Постоянно находясь в окружении одноклассников, не взаимодействуя с другими сверстниками, дети быстро надоедают друг другу — отсюда и агрессия внутри класса, когда школьники начинают самоутверждаться, доказывать свои лидерские качества. Папам и мамам в какой-то момент нужно отпустить ребенка, нельзя всю жизнь держать его под колпаком! Но многие родители именно это и делают — постоянно опекают, не дают ни минутки свободы и самоопределения… Везде и всюду несовершеннолетний — под жесточайшим контролем со стороны взрослых. Так им спокойней, о том же, что будет дальше, они, к сожалению, не задумываются.
Воспитание и развитие ребенка усилиями семьи и школы – Учительская газета
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
Антон Макаренко
«Важно воспитывать подрастающее поколение в духе ценностей большой, многодетной, дружной семьи, заботы о ближних, детях и родителях, создавать условия для профессиональной, творческой самореализации молодых людей, решения насущных социальных, инфраструктурных проблем», – Владимир Путин обозначил важнейшие приоритеты современности.
Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения как учебных, так и воспитательных задач, «без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся» (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – С. 20.). На это указывает и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: «Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений» (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, с. 2).
Ребенок приходит в школу, когда у него уже сформированы основные социальные навыки и когда он сам может контролировать себя и работать над собой в эмоциональном и когнитивном плане. Все навыки, которые он приобрел с рождения, сформировались в семье и будут продолжать в дальнейшем развиваться и крепнуть уже под покровительством не только семьи, но и школы. Зачастую происходит так: с началом школьного периода в жизни ребенка семейное воспитание словно уходит на второй план, ведь большую часть времени днем ребенок проводит в школе, взаимодействуя с одноклассниками и педагогами, которые работают с его классом. Но это не так. Семья и школа с единой системой ценностей и воспитания являются опорой и поддержкой для становления личности ребенка и для его разностороннего развития. Их сотрудничество – это путь к качественному образованию и воспитанию подрастающего поколения. Да, бывают разные жизненные ситуации, разные семьи и дети, но цель современной образовательной организации состоит в том, чтобы найти и предоставить все возможности для каждого ребенка раскрыть свои таланты и сформировать лучшие личностные качества и готовность к будущей взрослой самостоятельной жизни.
Существует несколько стилей семейного воспитания, которые имеют большое влияние на социализацию, развитие ребенка, формирование его качеств: авторитарный, демократический, попустительский, хаотический, опекающий. Педагогическому коллективу важно вовремя определить, в каких условиях растет ребенок, какие отношения и правила царят у него в семье, чтобы грамотно планировать свою деятельность по воспитанию и находить ключ к каждому ребенку.
Какой ребенок пришел к нам в класс, что требуется каждому обучающемуся и классу, как помочь ребенку в его затруднениях, как помочь семье понять причины затруднений, как взаимодействовать с семьей, чтобы установить сотрудничество семьи и школы? Эти и многие другие вопросы и ответы на них важны для всех педагогов, работающих в каждом конкретном классе, и особенно для педагога, который принимает на себя обязанности руководителя класса. «Ближе всего к ученикам их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки» (из Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020).
Каким надо быть современному классному руководителю, чтобы поднять весь груз возникающих проблем? Он должен стать настоящим руководителем класса.
Про него можно сказать, что он «правофланговый» педагогического труда, что, разумеется, не умаляет значимости других педагогов, но выделяет его роль среди всего педагогического коллектива, так как именно классный руководитель в первую очередь узнает о детях, жизненных обстоятельствах, в которых они родились и растут, погружается в жизнь каждого ребенка и его семьи, становится часто вольным или невольным свидетелем каких-то сокровенных секретов ребенка и подробностей психологической атмосферы, царящей дома у каждого ученика его класса, выстраивает индивидуальные и групповые образовательные маршруты, обеспечивает продвижение по этим маршрутам и навигацию между разнообразными возможностями социокультурного пространства города и школы. Именно поэтому ему очень важно завоевать доверие и учеников, и их родителей, чтобы они верили ему, были уверены в его профессионализме, не боялись вместе искать решение возникающих проблем, видели в нем союзника, ответственного и отзывчивого помощника и организатора сотрудничества между педагогами, администрацией школы, детьми и их родителями (законными представителями).
Функционал руководителя класса расширяется, наполняется новыми смыслами. Целью деятельности классного руководителя становится не просто и не только сплочение классного коллектива, а создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого обучающегося, его успешной социализации в обществе на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и общепринятых правил и норм поведения в интересах ребенка, семьи, общества. При этом традиционная для классного руководителя работа по сплочению класса становится необходимым условием для комфортного обучения, обретения знаний и навыков социализации, средством развития коммуникативных компетенций обучающегося.
Для реализации поставленной цели классному руководителю необходимо совершенствовать свои умения:
– организационные умения и организаторские навыки, чтобы быть организатором, модератором, навигатором, активным участником управленческой команды;
– коммуникативно-речевые умения, чтобы быть хорошим оратором, лидером, умеющим быстро адаптироваться в различных ситуациях и грамотно и понятно формулировать свои мысли;
– психолого-педагогические умения и эмоциональный интеллект, чтобы эффективно выполнять роль медиатора и наставника, создавать благоприятные психолого-педагогические условия для общения со всеми участниками образовательных отношений, распознавать и регулировать не только свой эмоциональный фон, но и всех участников взаимодействия с ним;
– рефлексивные, чтобы оценивать свои действия в соответствии с установленными нормами, обобщать, определять проблемы в собственной деятельности, устанавливать причины возникновения проблем, вносить необходимые изменения в свою деятельность и речевое поведение;
– цифровые, чтобы осознанно применять цифровые ресурсы города и школы, создавать свой цифровой образовательный контент, отвечающий современным требованиям, уметь работать с информацией – собирать, анализировать, структурировать, проверять на достоверность.
Таким образом, оформился запрос на создание комплексной поддержки деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство. Запрос государственный, четко обозначенный в поручениях Президента РФ Правительству РФ, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, Министерству просвещения РФ, озвученных в начале этого года: наряду с повышением статуса учителя создать надежную систему мотивации классных руководителей к новому результату и новому содержанию деятельности, разработать критерии эффективности деятельности классных руководителей.
Запрос общественный и педагогический на формирование в школе нового института руководителей класса.
Сегодня руководитель московской школы делегирует руководителю класса определенные полномочия, которые закреплены в локальном акте школы – Положении о руководителе класса/руководстве классом. Руководителю класса согласно Примерному положению доверено самостоятельно определять цели, приоритетные направления, содержание и формы работы с обучающимися класса; оптимизировать, корректировать и контролировать образовательный процесс во вверенном ему классе; инициировать и проводить малый педагогический совет.
Руководитель класса – это тот человек, который непосредственно работает с семьями учеников, с обращениями родителей и родительской общественности, в его правах закрепляется возможность вносить на рассмотрение руководителем образовательной организации предложения как от имени классного коллектива, так и от своего имени. Он полноценный участник управленческой команды школы и может самостоятельно принимать управленческие решения. Руководитель класса осуществляет свою деятельность, используя в работе проектный подход в управлении классом, группой и каждым учеником и, конечно же, во взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений. Возрастает значение надежно выстроенного взаимодействия с коллегами – учителями-предметниками, классными руководителями на параллели обучения, а также с другими классными руководителями – для обеспечения преемственности и соблюдения традиций школы.
Так все-таки что меняется в системе образования с изменением наименования «классный руководитель» на «руководитель класса»? Какие условия должны быть созданы в современной школе, чтобы в ней появился такой педагог – руководитель класса?
Первым важным условием результативных перемен должна быть готовность самого педагога к изменению содержания деятельности и активному использованию современных технологий, его зрелая мотивация к выполнению управленческих функций, к новому содержанию и формам деятельности, к новому результату.
Это готовность к пониманию того, что он – руководитель класса – педагог, который управляет ресурсами, условиями, изменениями, достигая целей и запланированных результатов.
Не скроем, что, общаясь с московскими классными руководителями, мы неоднократно сталкивались с первичным их сопротивлением принятию новой роли руководителя класса.
Вся аргументация сводилась к высокой педагогической загруженности, нехватке времени для осуществления обозначенных функций. Тем не менее не отрицалась необходимость внесения корректив в саму организацию воспитательной деятельности, носящей зачастую стихийный характер. Однако освоение в ходе обучения новых инструментов и подходов переламывало это сопротивление и убеждало классных руководителей в том, что именно в новой роли им удастся поднять воспитание на новый уровень и сделать воспитательную деятельнсть более эффективной, то есть приводящей к лучшему результату при меньших затратах, в первую очередь временных.
Классные руководители, прошедшие обучение по программе «Классный руководитель – руководитель класса. Проектный подход в управлении классом», так ответили на вопрос об изменениях, произошедших в школе после обучения.
– Стало проще работать, произошла экономия времени на коммуникативные задачи. Мы поняли, что действительно играем определенную роль в работе управленческой команды. И управленческая команда тоже начала нас слышать. Мы стали говорить на одном языке, – говорит Анна Артеменко из школы №2109.
– Лично у меня работа классного руководителя стала отнимать не скажу, что меньше времени, она стала более структурированной. Мне стало проще, легче контактировать с детьми, с родителями, разруливать какие-то конфликтные ситуации. Вот сейчас для себя могу совершенно точно отметить, что, несмотря на то что остаются самые разные моменты – и негативные, и позитивные, решение их намного структурированнее в моей голове, – отмечает Светлана Ильенко из школы №1560 «Лидер».
Вторым, и главным, условием для реализации этой идеи должно стать безоговорочное принятие нового статуса руководителя класса всем педагогическим коллективом – от директора до учителя-предметника. То есть к такой сложной деятельности должен быть готов не только руководитель класса, но и весь педагогический коллектив школы. Руководитель образовательной организации готов делегировать часть своих управленческих полномочий руководителю класса. Педагоги, работающие с классом, представители школьной администрации осознают в полной мере широту полномочий и ответственность руководителя класса, понимают и принимают его место и роль в структуре управления образовательной организацией.
Не менее важно осознание необходимости работать в унисон, одинаково понимать и принимать миссию, цели и задачи школы, выстраивать общую стратегию, ориентированную на достижение планируемых вместе образовательных результатов, создавать и реализовывать систему воспитания и социализации школы. При этом первый помощник и координатор деятельности руководителя класса – это заместитель руководителя по воспитанию и социализации.
Реализовать такую комплексную поддержку и выстроить эффективное взаимодействие с руководителем класса в московской системе образования помогает программа повышения квалификации для заместителя руководителя по воспитанию и социализации в современной образовательной организации. Подготовлена к апробации программа для директоров московских школ «Директор школы – руководитель руководителей класса», проводится работа со всем педагогическим коллективом школы через программу перезагрузки.
Востребованными форматами работы в проекте «Классный руководитель – руководитель класса» стали дискуссионные площадки, интерактивные педагогические советы, стратегические сессии, семинары по взаимообучению, рабочие встречи в рамках проектного офиса с участием директоров школ, заместителей директоров, классных руководителей, иных педагогов, в которых приняли участие свыше 3800 человек. Задача проводимых мероприятий – мотивация руководителей образовательных организаций и управленческих команд, педагогов и классных руководителей на осознание и принятие новой роли классного руководителя в школе, на передачу ему реальных полномочий по управлению классом и создание необходимых для этого условий.
Проект «Классный руководитель – руководитель класса» существует в непрерывном развитии, живо откликаясь на социальные, технологические и политические изменения. В настоящее время готовится к реализации новая программа повышения квалификации для педагогических работников, осуществляющих классное руководство, – «Руководитель класса – ключевая фигура в обновлении системы воспитания и социализации обучающихся», разрабатываются дистанционные модули для классных руководителей, дополняются и корректируются ранее разработанные документы по регламентации деятельности руководителя класса: Положение о руководителе класса и регламент взаимодействия руководителя класса с администрацией и педагогами образовательной организации.
Появление в школе руководителя класса с новыми полномочиями и ответственностью становится наиболее реальным механизмом сопровождения каждого обучающегося в процессе индивидуализации образовательных маршрутов, расширения диапазона возможностей получения образования как внутри школы, так и вне ее стен, взаимозачетов учебных достижений.
Таким образом, сохраняя привычную роль наставника и воспитателя, руководитель класса становится своеобразным навигатором своих подопечных по образовательным просторам, ориентирующим их в возможностях школы и города, расширяя тем самым образовательное пространство далеко за пределы школьных стен. Эта работа руководителя класса проходит в тесном взаимодействии с педагогами школы и родителями детей, способствуя укреплению связи семьи и школы, одинаково заинтересованных в успешной будущей жизни каждого юного москвича. Очень важно, чтобы руководитель класса стал ключевой фигурой системы воспитания и социализации школы во взаимодействии с семьей каждого ребенка.
О том, как успешно выполнять роль руководителя класса, расти профессионально и организовать эффективное взаимодействие с семьей обучающихся, как вовлечь ее в воспитательный процесс совместно с усилиями школы даже в непростых условиях всеобщей временной самоизоляции, читайте в следующей статье.
Ольга ПОКОСОВСКАЯ, эксперт МЦРКПО;
Екатерина СУХАНКИНА, эксперт МЦРКПО
Роль семьи в воспитании ребенка
Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.
Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе.
И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.
Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство подготовить адекватных, сознательных членов общества? В чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?
Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции:
- обеспечивает ребенку все условия для физического развития;
- участвует в формировании его личности;
- закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения;
- прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы;
- обучает ребенка.
Остановимся на каждой из этих функций более подробно.
Физическое развитие
Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день.
Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни.
Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.
Становление личности
В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками.
Происходит этот процесс по двум основным направлениям:
- Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.
- Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.
Такое семейное взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль.
Коррекция культуры поведения и нравственность
Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста.
При этом взрослые делают следующее:
- обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы;
- учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению;
- рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге;
- обучают правилам личной гигиены.
Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены.
Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.
Формирование любознательности и творческих интересов
Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка.
У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.
Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей.
Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.
Обучение
Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители:
- улыбка матери новорожденному ребенку;
- уход за ним;
- ответы на вопросы маленького почемучки;
- совместное чтение книг;
- просмотр развивающих телепередач;
- даже обычное общение обучают ребенка.
Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами.
Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.
Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.
Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: демократический, диктаторский и попустительский.
Демократический
Демократический стиль считается наиболее благоприятным:
- Родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки.
- Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает их даже после того, как они вырастают.
- Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.
Диктаторский
Для данного стиля характерно:
- Родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования должны неукоснительно исполняться, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко.
- Такие родители добиваются своего приказами, принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается разрушительно.
Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной апатии и пассивности ребенка.
Попустительский
Третий стиль часто называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам.
Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут недисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом.
Заключение
Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.
В каждом учреждении образования работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие всестороннему развитию ребенка, обеспечение ему психологического комфорта, а также помощь родителям.
С этой целью проводятся различные мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское собрание, эффект будет достигнут, если семья и школа в воспитании будут действовать сообща.
Видео: Практические советы психолога
Семейные традиций в воспитании детей
В рамках проекта «Патриотика: контент+», реализуемого Национальной родительской ассоциацией, поговорим о семейных традициях и домашних ритуалах.
Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо больше, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребёнок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идёт своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребёнка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу.
С регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и тёплые, нежные отношения между родителями и детьми. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.
Важнейшим тематическим направлением в работе с детской и родительской аудиторией является обсуждение и формирование семейных традиций, ведение календарей, перечней и других форм фиксации традиций, их презентация и обсуждение. Ниже представлены примеры некоторые семейные традиции, выявленные Национальной родительской ассоциацией в ходе проведения всероссийского опроса:
- собирать и заготавливать лекарственные травы, а зимой делать сборы и пить вместе чай, вспоминая, как собирали;
- вместе на Пасху печь куличи в русской печи, которую сами вместе сложили;
- сказка на ночь;
- первое купание новорожденного ребёнка в присутствии всей семьи, в ванночке со снятым золотом от всех членов семьи, с пожеланиями здоровья, счастья, успехов и благополучия;
- 9 мая собираемся всей семьёй и поём песню «Прощайте, скалистые горы!»
- восстановление родительского дома, которому более ста лет,
- каждый год на Новый год рисуем карту желаний, на следующий год читаем и рисуем новую;
- вечерние посиделки с рассказами о том, как прошёл день;
- в день рождения детей посещать город их рождения;
- совместное чтение книг;
- суббота – день бабушек;
- изучение и пополнение информации о роде;
- память старшего поколения рода;
- семейная гостиная в родительском доме;
- ежегодная профессиональная фотосессия;
- одинаковые вопросы и фотография каждый день рождения ребёнка;
- первую игрушку на новогоднюю ёлку вешает самый младший член семьи, даже если ему всего месяц от роду
Не менее важным является обращение к народным семейным традициям. Пословицы, поговорки, сказки и другие элементы народной культуры воплощают в себе народный идеал семейной жизни, этику отношений детей и родителей, супругов друг с другом. Например, такой элемент народной культуры, как пестование. Если вы ребёнка просто пеленаете, моете и кормите – это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: «Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту – в рукавчик. А теперь мы наденем памперс» — это вы его воспитываете, ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать…
Для справки:
Организатор проекта «Патриотика: контент+» — Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) и Автономной некоммерческой организации по развитию социальной активности и социальных коммуникаций «Агентство социальных технологий и коммуникаций» (АНО АСТИК).
Вопросы родительского и семейного разнообразия
Отзыв Хилари Зейтц, профессора дошкольного образования Университета Аляски в Анкоридже, 24.11.20, обновлено 21.01.10
Полнота рейтинг: 4 видеть меньше
Содержание учебника очень обширное. Темы включают ключевые концепции воспитания, теорию воспитания, теории семьи, стили воспитания, стратегии воспитания детей (руководство и дисциплину), воспитание детей в различных контекстах и вехи развития детей.Содержание каждого из этих разделов очень подробно объяснено и обеспечивает хорошую основу для понимания сегодняшних семей и видения исторической перспективы того, где была теория семьи. Я вижу, что этот учебник используется в двух различных содержательных курсах. Первый — для введения в курсы теории семьи по психологии или семейным исследованиям. И, во-вторых, в курсах для детей младшего возраста, таких как «Взаимодействие с семьей и обществом». Я бы использовал его в последнем.Этот учебник покрывает половину содержания курсов такого типа.
Точность содержания рейтинг: 5
Содержание точное, безошибочное и беспристрастное. Авторы цитируют множество исследовательских теорий, теоретиков, а также вехи и принципы развития детей.
Актуальность / долголетие рейтинг: 3
Весь контент актуален. Я поставил ему четыре балла, так как есть и другие вопросы, которые следует решить, чтобы его можно было рассматривать как полноценный учебник для курса обучения детей младшего возраста по вопросам семьи и взаимодействия с общественностью.Другие пункты включают способы вовлечения семей и сообществ, связи между домом и школой, стратегии общения.
Ясность рейтинг: 5
Текст написан ясно, с использованием современной терминологии, которая актуальна и важна для тех, кто работает в области раннего детства. Теория воспитания (историко-теоретический обзор) написана хорошо.
Последовательность рейтинг: 4
Терминология используется последовательно по всему тексту, и представление материала во всех главах структурировано одинаково, что упрощает навигацию. Некоторые разделы имеют подзаголовки или рисунки / диаграммы, выделенные жирным шрифтом. Они полезны для читателя.
Модульность рейтинг: 4
Текст легко разбивается по темам. Каждый раздел индивидуален. Мне понравился цветной блок «Ключевые выносы» в нижней части раздела. Разделы, которые можно разделить, если они актуальны для курса или преподавателя. Подзаголовки и обзоры в начале каждого раздела также были полезны. Они не были единообразными по каждому разделу.
Организация / структура / поток рейтинг: 5
Текст был представлен в ясной логической форме.За ходом было легко следить, и он был похож на то, как обрисовывается в общих чертах первая половина моего курса.
Интерфейс рейтинг: 5
Текст легко читается на экране / компьютере, а фотографии, таблицы и т. Д. Отображаются четко. Гиперссылки из оглавления были очень полезны.
Грамматические ошибки рейтинг: 5
Учебник хорошо написан, без заметных грамматических ошибок.
Культурная значимость рейтинг: 3
Текст написан почти до безвкусицы.Не так много (никаких ???) упоминаний о культурных вариациях и различиях в подходах. Первое, что мне бросилось в глаза при чтении книги, это термин «родитель», а не «член семьи». Сегодняшние дети воспитываются в самых разных условиях, под присмотром самых разных опекунов. Мы склонны использовать слово «член семьи» вместо «родитель». На многих фотографиях в книге запечатлены разные дети / семьи. Курс, который я преподаю, раньше назывался «Партнерство в семье и сообществе».Недавно он был изменен, чтобы стать более инклюзивным и обеспечить более разнообразную структуру — теперь она называется «Взаимодействие семьи и сообщества с учетом культурных особенностей». В этой книге не содержится компонента культурной восприимчивости.
КомментарииВ целом, содержание этой книги будет очень полезно для преподавателей, рассказывающих о семейных системах. Я считаю, что как текст для классов дошкольного образования (категория, в которой я нашел эту книгу) он будет полезен только как частичный текст, поскольку это содержание только для половины класса. Мне нужно будет дополнить другими материалами другие темы (как выглядит участие семьи, коммуникационные стратегии, связь с домом и обществом, подходы, учитывающие культурные особенности, и использование семейных «фондов знаний»).
программ для родителей | Семейное и детское агентство
— Домашний посетитель FCA
Служба развития ребенка и семьи предоставляет поддержку и руководство семьям и их маленьким детям.Эта программа ориентирована на критические ранние годы жизни ребенка, от рождения до 5 лет, чтобы поддержать прочный фундамент для будущего успеха. Наш обученный персонал обучает родителей, чтобы они могли заложить прочный фундамент для роста своей семьи. Все программы на английском и испанском языках предлагаются семьям в районе Большого Норуолка бесплатно и на добровольной основе. Услуги в основном предоставляются на дому и включают следующее:Инициатива отцовства
В дополнение к традиционным услугам посещения на дому, Агентство семьи и детей предлагает компонент отцовства для будущих отцов и отцов, впервые родивших ребенка. Посетитель дома отцовства работает над тем, чтобы расширить участие отцов в жизни своего ребенка, расширить знания отцов о потребностях в развитии своего ребенка и укрепить связь и привязанность между отцом и их ребенком (детьми).
Родители как учителя (PAT)
«Родители как учителя» — это добровольная программа семейного воспитания и поддержки, основанная на философии, согласно которой родители являются первыми и наиболее влиятельными учителями своих детей.PAT работает с семьями до родов, пока дети не пойдут в детский сад, и предоставляет родителям информацию, поддержку и поддержку, которые необходимы для того, чтобы помочь своим детям оптимально развиваться в критические ранние годы развития. Посредством постоянных посещений на дому преподаватели FCA проводят занятия, основанные на учебной программе, для поощрения позитивных взаимоотношений между родителями и детьми и содействия здоровому развитию, а также для подключения семей к ресурсам сообщества.
Служба наставничества по работе с матерями (MOMS)
Программа наставничества для матерей предоставляет услуги посещения на дому, предназначенные для укрепления семей посредством обучения позитивным родительским навыкам, содействия здоровому развитию детей и предоставления матерям возможности стать самодостаточными.Программа обслуживает беременных женщин и / или женщин-родителей, имеющих хотя бы одного ребенка в возрасте до восьми лет, нуждающихся в услугах по укреплению семьи. Программа работает с семьями индивидуально через службы посещения на дому, но также предлагает групповой компонент для психообразования и снижения социальной изоляции между семьями.
Если вы заинтересованы в участии в любой из вышеперечисленных программ для родителей, пожалуйста, заполните справочную форму Агентства по делам семьи и детей или позвоните Margaret Woglom по телефону 203-855-8765.
Clark County, NV
The Parenting Project предлагает серию бесплатных программ, которые помогают родителям более эффективно воспитывать своих детей. Чтобы зарегистрироваться, позвоните в Parenting Project по телефону (702) 455-5295.
Флаер родительского проекта 2021
Английский | Español
Следующие программы предлагаются в разных местах по всему округу Кларк Triple P (Программа позитивного воспитания) Stepping Stones Triple P (Программа позитивного воспитания) (Для семей, в которых есть ребенок в возрасте 2-12 лет, имеющий инвалидность) Изучите навыки и стратегии, которые способствуют положительному поведению, влияющему на повседневную семейную жизнь, в этой программе из восьми занятий.Дети не посещают этот класс. Забота о родителях и семьях BabyCare Дети не посещают этот класс. Оставайтесь на связи со своим подростком Teen Triple P — (Программа позитивного воспитания подростков) Первичная медицинская помощь Triple P — (Консультации для родителей) В течение нескольких недель родители создают индивидуальный план воспитания, ориентированный на поведенческие проблемы, связанные с ребенком или подростком. Дети не посещают этот класс. Доступно на испанском языке. |
Судебный департамент штата Орегон: Руководство по базовому плану воспитания детей: Дети и семьи: Штат Орегон
Обложка
Что такое план воспитания и как пользоваться этим руководством?
Этот PDF-файл содержит вводную информацию и отсылает родителей к нескольким ресурсам для составления родительского плана.Включает проверочные вопросы, чтобы помочь родителям решить, использовать ли базовое руководство или руководство, ориентированное на безопасность.
Как мне начать?
Вопросы, которые родители задают себе, чтобы помочь им составить план, соответствующий их уникальным семейным потребностям. Предлагает советы о том, как использовать ответы, чтобы помочь им в принятии решений относительно их родительского плана.
Базовая форма плана воспитания детей
Базовая форма плана воспитания детей
Основная форма с флажками и простыми вариантами выбора.Предлагает возможности для настройки положений. Можно заполнить онлайн, сохранить, изменить, отправить по электронной почте и распечатать. Также пустую форму можно распечатать и заполнить от руки.
Рабочий лист основного плана воспитания детей
Та же основная форма, но с подробными инструкциями.
Дополнительные страницы к форме базового плана воспитания детей
Приложение 3.2 (c)
Предлагает родителям место для написания другого расписания родительских обязанностей для ребенка, потребности которого отличаются от его или ее братьев и сестер, или для составления другого расписания на потом, когда ребенок подрастет и будет иметь другие потребности .
Приложение 4. 2
Предлагает место для добавления дополнительных праздников или особых дней для этой семьи.
Приложение 9.5
Предлагает место для добавления дополнительных абзацев в план воспитания.
График воспитания
Для каждой возрастной группы (возрастов и этапов) эти расписания предоставляют информацию о развитии и рекомендации по составлению соответствующего возрасту расписания воспитания детей. Предлагает по крайней мере одно предложение (иногда больше) для трех разных уровней родительского участия.
Справочные источники для возрастов и стадий
Пустой календарь
Форма плана воспитания детей на средние и дальние расстояния
Форма плана воспитания детей на средние и дальние расстояния
Специально разработана для родителей, живущих на расстоянии более 60 миль друг от друга. Мастер-форма с флажками и простыми вариантами выбора. Предлагает возможности для настройки положений. Можно заполнить онлайн, сохранить, изменить, отправить по электронной почте и распечатать. Также пустую форму можно распечатать и заполнить от руки.
Рабочий лист плана воспитания на средние / дальние расстояния
Та же основная форма, но с подробными инструкциями.
Приложения к форме плана воспитания детей на средние и длинные дистанции
Приложение 4a — Расписание для средних расстояний
Разработано для родителей, живущих на расстоянии 60–180 миль друг от друга.
Приложение 4b — Расписание междугородных перевозок
Предназначено для родителей, живущих на расстоянии более 180 миль друг от друга.
Дополнительные ресурсы
Руководство по родительскому плану Глоссарий
Глоссарий терминов, которые используются в Руководстве по родительскому плану или могут быть услышаны родителями в ходе судебного процесса.
Где я могу узнать больше
Список ресурсов, включающий книги, веб-сайты и другие материалы. Материалы для детей отсортированы по возрастным группам. Материалы для взрослых отсортированы по тематике. Некоторые списки также включают краткое изложение материала.
Влияние на воспитание детей — вопросы воспитания и семейного разнообразия
Дайана Лэнг и Марисса Л. Динер
Воспитание — это сложный процесс, в котором родители и дети влияют друг на друга. Есть много причин, по которым родители ведут себя так, как они.Множественные влияния на воспитание детей все еще исследуются. Предлагаемые факторы, влияющие на поведение родителей, включают:
- родительские характеристики,
- дочерних характеристик и
- контекстных и социокультурных характеристик.
Основные характеристики
Родители привносят в родительские отношения уникальные черты и качества, которые влияют на их решения как родителей. Эти характеристики включают возраст родителей, гендерную идентичность, личность, историю развития, убеждения, знания о воспитании детей и развитии ребенка, а также психическое и физическое здоровье. Личность родителей также влияет на поведение родителей. Более приветливые, добросовестные и общительные родители, более приветливые и организованные для своих детей. Родители, которые более согласны, менее тревожны и менее негативны, также поддерживают автономию своих детей больше, чем родители, которые обеспокоены и менее согласны. Родители с такими личностными качествами, по-видимому, лучше способны положительно реагировать на своих детей и обеспечивать их детям более последовательную и структурированную среду.
История развития родителей или их детский опыт также могут влиять на их стратегии воспитания. Родители могут изучать методы воспитания у своих родителей. Отцы, чьи собственные родители обеспечивали наблюдение, последовательную и соответствующую возрасту дисциплину и тепло, с большей вероятностью обеспечат такое конструктивное воспитание своим собственным детям. Образцы негативного воспитания и неэффективной дисциплины также появляются из поколения в поколение. Однако родители, которые недовольны подходом своих основных опекунов, могут с большей вероятностью изменить свои методы воспитания, когда у них появятся дети.
Характеристики ребенка
Рис. 1. Ребенок с трудным характером может оказать значительное влияние на родителя. (Фото: Харальд Гровен, CC BY-SA 2.0)Воспитание двунаправленное. Не только родители и опекуны влияют на своих детей, но дети также влияют на своих родителей / основных опекунов. Характеристики ребенка, такие как гендерная идентичность, очередность рождения, темперамент и состояние здоровья, могут влиять на поведение и роли в воспитании детей. Например, младенец с легким характером может позволить опекунам чувствовать себя более эффективными, поскольку они легко могут успокоить ребенка и вызвать улыбку и воркование.С другой стороны, капризный или суетливый младенец может вызвать меньше положительных реакций со стороны воспитателей и может привести к тому, что родители будут чувствовать себя менее эффективными в своей роли. Со временем родители более трудных детей могут стать более наказуемыми и менее терпеливыми по отношению к своим детям. Было обнаружено, что многие родители, у которых есть суетливый, трудный ребенок, менее удовлетворены своими отношениями и сталкиваются с большими трудностями в совмещении работы и семейных ролей. Таким образом, темперамент ребенка — одна из характеристик ребенка, которая влияет на то, как воспитатели ведут себя со своими детьми.
Еще одна характеристика ребенка — гендерная идентичность. Некоторые родители поручают своим детям различные домашние дела в зависимости от их гендерной идентичности. Например, исследования старшего возраста показали, что девочки чаще несут ответственность за уход за младшими братьями и сестрами и домашние дела, тогда как мальчиков чаще просят выполнять работу вне дома, например, стричь газон. Исследования также показали, что некоторые родители по-разному разговаривают со своими детьми в зависимости от их гендерной идентичности, например, давая больше научных объяснений своим сыновьям и используя больше эмоциональных слов в разговоре с дочерьми.
Контекстные факторы и социокультурные характеристики
Отношения «родитель-потомок» не возникают изолированно. Социокультурные характеристики, включая экономические трудности, религию, политику, районы, школы и социальную поддержку, также могут влиять на воспитание детей. Родители, испытывающие экономические трудности, обычно легче расстраиваются, впадают в депрессию и грустят, и эти эмоциональные характеристики могут повлиять на их родительские навыки. Культура также может фундаментальным образом влиять на поведение родителей.Хотя содействие развитию навыков, необходимых для эффективного функционирования в сообществе, в меру своих возможностей, является универсальной целью воспитания детей, конкретные необходимые навыки широко варьируются от культуры к культуре. Таким образом, у родителей разные цели для своих детей, которые частично зависят от их культуры. Например, родители различаются по тому, насколько они подчеркивают цели независимости и индивидуальные достижения и цели, включая поддержание гармоничных отношений и включение в прочную сеть социальных отношений.
Посмотрите, как доктор Дэн Сигел описывает, как лица, осуществляющие уход, могут повлиять на развитие мозга.
Рисунок 2. Влияние на воспитание детей может происходить от внутренних факторов, таких как характеристики родителя или ребенка иливнешних, социокультурных характеристик.
На эти различия в родительских целях также могут влиять культура и иммиграционный статус. Другие важные контекстные характеристики, такие как район, школа и социальные сети, могут влиять на воспитание детей, даже если эти параметры не всегда включают и ребенка, и родителя.Например, латиноамериканские матери, которые считали свой район более опасным, проявляли меньше тепла со своими детьми, возможно, из-за большего стресса, связанного с жизнью в опасной среде.
Резюме: многие факторы могут повлиять на результаты воспитания и ребенка
Факторы воспитания включают характеристики основного опекуна, такие как гендерная идентичность и личность, а также характеристики ребенка, такие как возраст и темперамент. Стили воспитания обеспечивают надежные индикаторы родительского функционирования, которые позволяют прогнозировать благополучие ребенка в широком спектре сред и различных сообществ.Воспитатели, которые постоянно проявляют высокую отзывчивость и соответствующую требовательность к детям, связаны с более «качественными» результатами для молодежи.
Взаимодействие всех этих факторов создает множество различных моделей родительского поведения. Например, воспитание влияет на развитие ребенка, а также на развитие родителя или основного опекуна. И когда родители сталкиваются с новыми проблемами, они меняют свои стратегии воспитания и конструируют новые аспекты своей идентичности.Более того, цели и задачи родителей могут меняться со временем по мере развития их детей. Однако на следующей странице описаны типичных родительских задач, ролей, целей и обязанностей, которые распространяются на разные культуры и время.
Как быть «хорошим» родителем в большой семье: распространяться среди детей
Я читал всевозможные фантастические, вдохновляющие книги и сообщения о том, как быть «хорошим» родителем в большой семье — особенно на тему того, как проводить время с каждым ребенком индивидуально.Я смотрел телешоу, где родители каждый месяц ходят на отдельные «свидания» с каждым из своих детей, и я много думал о том, как мне сделать что-то подобное. Но реальная жизнь не совсем похожа на телешоу — и распространение себя среди всех моих детей — одно из великих уравновешивающих действий отцовства!
Я даже подумал о том, чтобы назначить «Ребенка дня» ( 6 дней в неделю! ) и позволить этому ребенку решать, что мы будем есть на ужин, возможно, помочь приготовить особый десерт и выбрать, что семья смотрит телевизор.
Но знаете что? Хотя у меня самые разные добрые намерения, эти идеи не подходят для меня и моей семьи. «Ребенок дня» идет рука об руку с идеей о том, что каждый день должен быть Днем матери (прекрасное настроение, но невозможно доставлять его изо дня в день).
И вечеринку с каждым ребенком индивидуально? Честно говоря, свидание с моим мужем и мной отодвигается на задний план, потому что мы даже этого не получаем в достаточном количестве!
Я знаю, что я не единственный родитель в большой семье, который чувствует себя виноватым из-за того, что не проводит достаточно времени один на один с каждым ребенком. Читательница Momof6 Сэнди попросила меня написать об этой проблеме и выразила свое разочарование:
«Пожалуйста, поговорите о том, как распространить свое мнение… Иногда меня тянет, имея 6 детей от 25 до 6 лет».
Итак, Сэнди, вот несколько моих советов о том, как быть родителем в большой семье и «распространяться» среди своих детей:
Советы, как быть «хорошим» родителем в большой семье: 1. Когда дети дома, постарайтесь ограничить свои собственные отвлекающие факторыЯ провожу так много своего времени, пока дети в школе, многозадачивая, жонглируя, супербалансируя, как бы то ни было, просто пытаясь успеть сделать множество вещей.И после стольких попыток разобраться с 8:30 до 2:45, может быть трудно просто выключить все это, когда дети войдут в дом.
Конечно, встречу их на автобусной остановке, помогу перекусить и распаковать рюкзаки. Но затем я решаю «воспользоваться моментом, чтобы проверить свою электронную почту» или сбежать, чтобы бросить еще одну загрузку белья.
Подойдет любой из них, но как только я позволю себе заняться чем-то одним в моем списке дел, я постараюсь сделать еще одно, и следующее, что я знаю, — прошел час. Я полностью отвлекся от общения с детьми.
Итак, первый шаг к «распространению» — это ограничиться шестью из них, когда они вернутся из школы!
2. Ищите тихие времена подключенияЯ знаю, что у меня есть прекрасная возможность поговорить с моим учеником средней школы в 30-минутном промежутке между тем, когда он вернется из школы домой, и тем, когда мне нужно уехать, чтобы встретиться с автобусом начальной школы. Я узнаю больше о том, что с ним происходит в школе и о мероприятиях в это время, чем в любое другое время дня.
Иногда логистика требует, чтобы либо Стив, либо я брали с собой только одного ребенка, в то время как другой родитель — со всеми остальными детьми — и это создает отличную возможность задать вопросы или поделиться какой-то историей, чтобы получить тот ребенок разговаривает с нами.
Эти времена никогда не планируются, они просто случаются — и нам нужно держать глаза открытыми и убедиться, что мы осознаем эти возможности для связи, а не просто заполняем это время подпеванием радио в машине!
3.Сидячие семейные обеды имеют большое значениеМы играем во время ужина в игру под названием «High, Low, Hope», где мы обходим вокруг стола, и каждый человек может сказать, какая часть его дня была лучшей («High»), его наименее любимая часть дня. (их «Низкий») и то, что они хотят завтра (их «Надежда»).
Это не только позволяет каждому ребенку делиться со мной некоторыми важными моментами своего дня, но и позволяет им увидеть, что каждого человека в семье ценят, и что мы все слушаем друг друга и даже заботимся о дне друг друга. когда мы не вместе.
Не каждый член семьи должен присутствовать на каждом приеме пищи, чтобы это имело значение. Фактически, по ночам, когда Стив не может успеть домой к ужину, мы продолжаем работу без него. И если один ребенок тренируется в футболе, все мы вместе сядем за обедом и поговорим.
Это говорит нашим детям, что это важная и последовательная общая рутина, и они знают, что мы продолжим ее, даже если нам не хватает одного или двух участников в определенный вечер.
4.Поддерживать каждого ребенка в том, что он любит делатьОдна из самых сложных задач в большой семье — дать каждому возможность попробовать себя в различных видах спорта и занятиях, чтобы они могли узнать, чем они любят заниматься и что у них хорошо получается.
Поддерживать их в этих усилиях означает выделять время для этих усилий для каждого из них — независимо от того, насколько трудно вам временами брать на себя еще одну задачу.
Под поддержкой я также подразумеваю то, что мы посещаем каждый футбольный матч, каждый концерт группы, каждую научную ярмарку — всей семьей.Потому что каждый имеет значение, и то, что важно для каждого из них в отдельности, должно быть важно для каждого из нас.
И да, это может привести к некоторому ворчанию, особенно когда старшие дети не видят смысла в том, чтобы их тащили за собой, чтобы посмотреть игру или мероприятие младшего ребенка, но мы продолжаем подчеркивать, насколько важно, чтобы младший брат знал об этом. что старший брат болеет за них и заботится о них.
5. Целуйте каждую спокойную ночь и делайте паузу перед сном, чтобы послушатьБольшинство родителей понимают, что эти волшебные минуты прямо перед сном — прекрасное время для общения со своими детьми.Детям нравится, когда их укладывают ( хорошо, пока они не достигнут подросткового возраста, по крайней мере, ), и после того, как вы выключите свет и дадите им последний поцелуй, похвалу или совет, дети часто готовы открыться и поделиться чем-то. это у них на уме.
Но когда у вас есть дети, которым несколько раз ложатся спать, которые растягиваются в течение ранних вечерних часов, и вы так сильно устали, легко упустить этот шанс индивидуально пообщаться со своими детьми. Но иногда это ваша ЕДИНСТВЕННАЯ возможность связаться с ними индивидуально, поэтому постарайтесь не упустить ее.
6. Воспользуйтесь преимуществом времени в путиИногда я «меняю» расположение сидений в машине, чтобы попросить одного из моих детей сесть в ближайшем ко мне ряду, пока я веду машину, и я мягко предлагаю другим детям сесть вместе в задней части «Мамочка». автобус. »
Детям намного проще открыться и болтать о том, что у них на уме, когда они не смотрят мне прямо в глаза (, потому что мои глаза смотрят на дорогу ), и они не отвлекаются на все, что происходит в доме.Я могу задавать гораздо более прямые вопросы в течение более длительного времени, чем если бы я спрашивал лично.
Еще сообщения о воспитании в большой семье, которые могут вам понравитьсяЯ хотел бы услышать ваши советы о том, как вы «распространяете себя» среди своих детей.
Семья и родители
Эстонские семьи, как правило, небольшие и сплоченные, и они являются центром общественной жизни. Члены расширенной семьи обычно живут отдельно, но часто навещают их.Типичное эстонское домашнее хозяйство обычно состоит из отца, матери и одного или двух детей. Иногда с семьей живут бабушка или бабушка с дедушкой. Хотя домашняя ячейка меняется, традиционная нуклеарная семья остается основной ячейкой социальной структуры. Среди эстонцев все чаще встречаются неполные семьи.
Хотя дети важны, некоторые эстонцы предпочитают не заводить детей, и это принято в обществе. Среди пар, которые предпочитают иметь детей, мальчики не отдают предпочтения девочкам, а гендерный порядок не важен в семьях с более чем одним ребенком.
Аборты доступны по запросу, но девочкам в возрасте до 16 лет требуется согласие родителей на прерывание беременности. Закон предусматривает, что аборты должны производиться в лицензированных учреждениях. Многие эстонские женщины используют аборт как основной метод планирования семьи; в Эстонии нет никакого стигмы для аборта.
Матери обычно присматривают за очень маленькими детьми. Женщины, решившие вернуться на работу, когда их дети еще маленькие, часто прибегают к помощи матери или свекрови, чтобы ухаживать за маленьким ребенком.Иногда ожидается, что дети школьного возраста будут заботиться о себе в период между окончанием школы и возвращением родителей домой. Оба родителя участвуют в принятии решений, влияющих на их детей, и чаще всего оба родителя вносят свой вклад в семейный доход.
Эстонские дети могут выполнять некоторые домашние обязанности и помогать своим родителям делать покупки, убирать дом или квартиру и ухаживать за домашними животными. Ожидается, что в сельской местности дети будут помогать своим родителям в работе на ферме.Однако основная обязанность ребенка — ходить в школу. Большинство родителей работают, и дети могут проводить некоторое время после обеда с бабушкой и дедушкой или самостоятельно делать уроки или играть. Семьи часто не едят вместе в течение недели, когда время ограничено, но совместное питание — обычное дело по выходным. Типичный досуг для эстонской семьи может включать просмотр телевизора, поход в театр или кино, садоводство и посещение родственников.
В Эстонии распространены разводы.Второй и третий браки тоже обычное дело. Эстонское семейное право предоставляет обоим родителям равные права опеки после развода, и суды обычно присуждают опеку над своими детьми матерям.
Хотя обязанности по отношению к пожилым родителям менее четко определены, чем во многих других культурах, эстонские семьи обычно заботятся о своих пожилых родителях.
.