Цель экологического воспитания это – Цель и задачи экологического воспитания

Содержание

Статья по окружающему миру по теме: Статья на тему: «Цели и задачи экологического воспитания дошкольников»

Цели и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста

                                               

«Заставить полюбить природу нельзя,

но помочь полюбить можно».

Н.И. Сладков.   

 

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой»,  в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни,  отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.

          Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой,   человека и природы. Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям по сезонам. Подводят к осознанию того, что в природе все нужны, ничего лишнего нет. Это целостный организм, который развивается по своим законам и закономерностям, нарушение которых, может вызвать необратимые изменения в окружающей природе.                

          Необходимость экологического воспитания дошкольников, была продиктована самой жизнью. Долгие годы человечество использовало природные ресурсы без учета экологических законов. Это привело к  значительному истощению некоторых  из них  и обширному загрязнению всей окружающей среды. Над нашей планетой нависла реальная угроза экологической катастрофы, и чтобы предотвратить её, необходимо было срочно переходить на новый, научно-обоснованный и гуманистический тип отношений человека к природе. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру, а это очень сложный и длительный процесс. Поэтому начинать эту работу лучше с самого детства, когда закладываются основы нравственности и общей культуры личности человека.

      Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.

задачи экологического воспитания

  • Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности  живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
  • Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;  животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
  • Прививать практические навыки и умения  по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
  • Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
  • Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

          Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости,  наблюдательности и других положительных качеств.  

Для  успешного решения поставленных задач необходимо использовать разнообразные пособия: экологические модели, дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы,  аудио и видеозаписи, видеофильмы, презентации и многое другое.

Методы и приемы работы должны быть разнообразны: наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за животными и растениями уголка живой природы, чтение художественной литературы, статей экологической направленности с последующим обсуждением содержания, уроки доброты, экологическое моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников и многое другие. В последнее время в дошкольной педагогике все шире используются  компьютерные информационные технологии, которые дают большие возможности наглядно показать детям красоту и многообразии родной природы, динамику природных явлений, и их смену, «побывать» в разных, самых удивительных уголках нашей планеты.

В работе по формированию у детей основных экологических понятий и представлений, важно руководствоваться принципами:

  • От простого — к более сложному
  • От частного —  более общему

Процесс формирования у детей основ экологических знаний условно можно разделить на несколько этапов, следующих друг за другом или параллельно и позволяющих создать наиболее полную картину мира. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и общий уровень развития детей группы.

                Примерная последовательность подачи экологических знаний:

  • Природа и предметы, сделанные руками человека.
  • Живая природа: человек, все животные, все растения. Признаки живого организма: питается, дышит, передвигается, растёт, размножается.
  • Неживая природа – среда обитания для всего живого:

— наземная

— подземная

— водная

— воздушная

  • Взаимосвязь и взаимозависимость живых существ с окружающей средой:

— особенности внешнего строения, способствующие приспособлению к условиям среды обитания.

— приспособление к изменениям среды по сезонам; линька, запасы питания на зиму, спячка, листопад у растений и др.

  • Экосистемы (биоценозы) и их виды: экосистема леса, луга, озера, моря и другие.

Ежедневно раскрывая перед ребёнком красоту, неповторимость и суть тех или иных природных объектов и явлений можно сформировать у него устойчивый интерес к окружающей природе, развить художественно – творческие  способности. Наблюдая в природе, дети отражают  всё увиденное и прочувствованное в своих рисунках, поделках из бумаги, пластилина, природного материала, а также в игровой деятельности.  

  В процессе экологического воспитания развивается речь детей.  Это очень важно для каждого ребенка и особенно актуально для детей логопедических групп с общим недоразвитием речи (ОНР). Начинается это от подбора прилагательных при описании объектов природы и заканчивается придумыванием детьми рассказов, сказок, загадок на экологические темы.                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 Формируя понятия и представления об объектах природы, о разнообразных природных явлениях, необходимо постоянно показывать, что в природе всё связано, все зависят друг от друга. Если под воздействием каких-то факторов происходят изменения в одном звене то, как по цепочке происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к нежелательным, а зачастую вредным последствиям, как для природы, так и для самого человека. Знакомя детей с отрицательными воздействиями человека на природу, раскрывая целостность природы, необходимо прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом формирования у них основ экологической культуры, что является частью общей культуры личности человека.

         

        

               

                               

                             

   

                                                                               

               

   

nsportal.ru

Экологическое воспитание и его цели

В бесконечном водовороте повседневных дел и забот, в погоне за материальными благами мы часто забываем о том, что дало нам возможность жить на земле. Природа, дарами которой человек пользуется порой так не рационально, дарит нам не только возможность существования, но и позволяет насладиться ее поистине уникальной красотой, прививает лучшие нравственные качества.

Экологическое воспитание, целью которого является знакомство детей с жизнью природы, привитие отзывчивости, стремление беречь ее богатства, представляет собой достаточно новый раздел в педагогике. Однако проблемы, которые решает это воспитательное направление, весьма актуальны, ведь сложная экологическая обстановка в мире заставляет принимать незамедлительные меры для предотвращения возможной природной катастрофы.

Нужно подчеркнуть, что воспитание экологическое должно начинаться с самого раннего детства, в тот момент, когда ребенок только начинает познавать мир. От того, как будут направлять его действия взрослые, зависит отношение к окружающей природе малыша.

Можно ли ударить котенка или вырвать с корнем цветы? Зачем делать кормушки для птиц зимой? Множество вопросов интересует подрастающего человека. И ответ он будет искать не в нравоучительных беседах, а в наглядных примерах, которые демонстрируют взрослые.

Можно долго и интересно рассказывать о том, что нельзя вырубать деревья, потому что людям нечем будет дышать, но при этом прогнать голодного пса, накричав или даже ударив его. Стоит ли говорить о том, что такое экологическое воспитание будет бессмысленным?

Экология и жизнь – понятия, тесно связанные между собой, поэтому важно научить детей, только начинающих познавать этой неизведанный огромный мир, слышать и видеть душой, осознавать себя его частью.

Необходимые определения

Чтобы правильно использовать возможности экологического воспитания, необходимо понимать его сущность.

До недавнего времени природа изучалась сугубо с биологической точки зрения. Тем не менее, ее всегда называли источником познания, так как она представляет собой кладезь возможностей для развития личности. Этим и должны воспользоваться педагоги, ведь сущность экологического воспитания состоит в умении находить гармонию во всем, что окружает человека. Более того, воспитание нравственности – неотъемлемая часть знакомства с миром природы, ведь, чтобы научиться чувствовать и любить нерукотворные творения, нужно обладать духовным потенциалом.

Следовательно, понятие экологического воспитания включает в себя комплекс мер, направленных на развитие сознания ребенка, выработку привычек, которые будут отвечать за поведение личности в повседневной жизни и станут основой его гармоничного мироощущения.

Сознание формируется на базе знаний и убеждений, а представления о природе как о высшей гармоничной субстанции закладывается в процессе наблюдений за развитием окружающего мира.

Правильное экологическое поведение базируется на отдельно взятых поступках, а также на оценке этих поступков окружающими и самой личностью.

Говоря о сущности воздействия педагога на экологическое развитие ребенка, необходимо выделить 2 фактора, которые являются главными в этом процессе.

1.Ступенчатая структура познания, которая базируется на таких моментах:

  • представления;
  • формирование и развитие сознания и эмоций;
  • начало использования на практике полученных знаний;
  • привитие навыков правильного отношения к природе;
  • искоренение потребительского отношения к природным ресурсам;
  • длительность процесса отработки поведенческой линии;
  • скачкообразность развития навыков;
  • активность воспитанников.

2.Значимость психологической составляющей процесса воспитания, базирующейся на таких частей:

  • Сознание;
  • Потребности;
  • Мотивы;
  • Цели;
  • Воля.

Целеполагание и решение поставленных задач

Определение экологического воспитания подразумевает постановку четкой цели в процессе развития нужных навыков и умений. Она определяет формирование бережного отношения к окружающему миру, базирующееся на нравственном сознании ребенка. При этом важно учитывать, что понятие «природа» в воспитательном процессе включает в себя и самого человека, который является ее частью. Следовательно, экологическая культура является частью общей воспитанности человека.

Экологическая культура – сложное, многофакторное понятие, которое включает в себя такие компоненты:

  • Знания законов жизни природы;
  • Соблюдение правил, подразумевающих бережное отношение к природным дарам;
  • Деятельность по изучению природных достояний и их сохранению;
  • Пропагандистская работа.

Поставленная цель реализуется при условии комплексного решения задач экологического воспитания:

  • Образовательных, с помощью которых учащимся предоставляется система знаний о проблемах в экологии и возможностях их разрешений;
  • Воспитательных, направленных на формирование мотивационных привычек правильного экологического поведения, желания вести здоровый образ жизни;
  • Развивающих, способствующих развитию теоретических и практических навыков и умений, возможности давать оценку состояния экологической ситуации в своем регионе и мире.

В любом случае, экология и жизнь являются предметом изучения воспитания и образования, так как целями и задачами определено познание и восприятие предметов окружающей действительности.

В систему воспитательного процесса экологического развития входят следующие направления:

  • Политическое;
  • Научное;
  • Правовое;
  • Нравственно-эстетическое;
  • Мировоззренческое.

Каждое из этих составляющих определяет направления и формы работы педагога.

Средства воспитательного воздействия

Для эффективности развития правильного мировоззрения у детей, направленного на защиту природных ресурсов, педагоги используют разные формы и средства экологического воспитания.

Каждый компонент в этой системе призван развивать всестороннюю познавательную активность детей. К ним относят самостоятельное исследование научно-популярной литературы, игровые комплексы, наблюдение за явлениями природы и другие.

Методы экологического воспитания подбираются с учетом уровня развития и подготовки к восприятию информации детей. Рассмотрим несколько этапов работы и критерии выбора методических средств.

Начальный этап предусматривает подбор таких форм и средств работы, которые помогут проанализировать и скорректировать уже имеющиеся у детей сведения и мотивацию к природоохранной проблеме. Используя методы беседы, педагог вызывает эмоциональный отклик у учащихся и формирует личностное восприятие проблемной ситуации.

Следующий этап познания базируется на методах, которые стимулируют самостоятельную активность детей. Весьма эффективны дискуссии, которые обобщат полученный опыт и позволят обрести навыки независимого суждения.

Теоретическое обоснование представленных природоохранных проблем требует использования лекции учителя, который предоставит научно подтвержденные факты экологических проблем на разных уровнях: местном, локальном, мировом.

Любая познавательная активность требует выражения нравственного выбора, с помощью которого происходит обобщение принятых ранее решений, развитие эстетических потребностей детей. В данном случае методы нужно подбирать, основываясь на творческих средствах: изобразительном искусстве, художественной литературе, кинематографе и т.д.

Психологическую подготовку к правильным ориентирам в сфере экологических проблем окажут игры, в том числе, ролевые.

Существует большое число универсальных методов, которые можно использовать на всех этапах работы с детьми. Перечислим некоторые из них:

  • Наблюдение, анализ, рефлексия объектов живой и неживой природы;
  • Эксперименты и опыты;
  • Трудовая деятельность, основанная на навыках ухода за цветами, живым уголком и т.д.;
  • Просветительско-пропагандистская деятельность, включающая в себя лекции, диспуты, акции, недели пропаганды охраны природы;
  • Экскурсии, экспедиции, опыты.

В ведущие методы процесса воспитания вошли поощрение, контроль и наказание. При этом наказание носит гуманный характер, не унижающий личное достоинство учащегося.

Значение правильного выбора методов сложно переоценить. Ведь от их эффективности зависит сформированность экологически грамотной и воспитанной личности.

Семейные ценности

Как связана экология и жизнь, ребенок должен понимать с самого раннего возраста. А так как его жизненный путь берет свое начало в семье, то родители несут большую ответственность за формирование и развитие всех личностных качеств своего отпрыска.

Что такое хорошее отношение к природе, какие поступки не позволительно совершать по отношению ко всему живому, малыш познает в процессе наблюдения за действиями самых родных и близких ему людей.

Каждая бумажка, брошенная мимо урны мамой, или презрительное отношение к бродячим животным отца прочно войдут в сознание ребенка как алгоритм действий, которые он обязательно повторит в дальнейшем.

Авторитет родителей настолько непререкаем в глазах малышей, что им не требуется дополнительных лекций или рассказов о правильном поведении. Поэтому взрослым не стоит удивляться, почему в подростковом возрасте их дети проявляют агрессию к животным, не убирают после себя мусор в лесу и совершенно не понимают, зачем нужно экономить воду.

Пример родителей – главный, определяющий метод семейного экологического воспитания.

Родителям дошколят

Любое воспитательное воздействие строится на контакте воспитателя и воспитанника. Маленькие дети нуждаются в четком руководстве взрослых, ведь они только начинают соприкасаться с удивительным миром природы. Родители могут использовать следующие средства привития гуманного отношения к богатствам природы:

  • Прогулки – отличный способ наблюдения за жизнью природы. При этом совершенно необязательно ходить в длительные походы, ведь и возле дома есть много интересных вещей, которые расскажут о жизни природы.
  • Общайтесь с малышом, обращая внимание на все, что его окружает: как пахнут цветы и колышутся листья, какая на ощупь мокрая трава и шерсть котенка. Из этих мелких, но очень важных деталей начинается познание природных чудес.
  • Называйте каждый предмет и явление, которое встречается во время ежедневных прогулок. Можно использовать литературные стихи, народные песенки и присказки. С их помощью ребенок не только узнает необходимые названия, но и расширит свой словарный запас.
  • Ухаживайте за цветами. Идеальным решением будет совместно с малышом посадить растение, регулярно ухаживая за ним и наблюдая за его ростом. Первое самостоятельное открытие станет важным шагом в нравственном развитии малыша, ведь оно докажет, что все живое нуждается в заботе, любви и уходе.
  • Мастерите поделки, используя природный материал. Параллельно с развитием мелкой моторики вы научите ребенка использовать «вторичное» сырье в виде сухих листьев, палочек и шишек для создания «шедевров» искусства.
  • Читайте произведения художественной литературы, посвященные тематике экологии и защите природных ресурсов. Обсуждайте действия героев, переносите их поступки в свою повседневную жизнь и анализируйте аналогичные ситуации.

Экологическое развитие школьников

В школьные годы, когда основной деятельность детей является интеллектуальное познание, экологическое воспитание строится, основываясь на учебной деятельности. При этом важно привитие следующих навыков:

  • Формирование навыков проектной и творческой деятельности;
  • Выработка правильной позиции к использованию природных богатств;
  • Приобретение необходимых знаний о здоровом образе жизни;
  • Обучение навыкам ведения дискуссии.

В период обучения в школе источником экологического просвещения становятся учебные занятия, факультативы и кружки по интересам. Приоритетными направлениями деятельности являются исследования, трудовая деятельность. На их основании формируется профессиональная ориентация учащихся.

Как и любое воспитательное воздействие, экологическое развитие на разных возрастных этапах имеет свои особенности, учитывать которые нужно обязательно. Индивидуальные и психологические различия детей также влияют на выбор средств для достижения поставленных целей и задач.

Используя данные рекомендации, можно помочь ребенку войти в удивительный мир природы, приобретя гармонию, научиться ценить все ее ресурсы. Дети, получившие правильное экологическое воспитание, способны создать общество, которое сможет предотвратить грядущие глобальные изменения в мировой экологии. Они смогут наслаждаться красотой творений природы и содействовать ее развитию.

Только от правильного комплексного воздействия учреждений образований и семьи зависит воспитание людей нового поколения, способных сохранить и приумножить природные богатства.

 

vospitannie.ru

Цели и задачи экологического воспитания младших школьников.

Цели и задачи экологического воспитания младших школьников.

Экологическое воспитание – это развитие у учащихся младших классов чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе. Понимая при этом природу в широком смысле: как совокупность условий существования человека – не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы». [13]

Термин «экологическое воспитание» появился в педагогике сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

Николаева С. Н. в содержание экологического воспитания вкладывает два момента: передачу знаний об экологии и их преобразования в отношение. По ее мнению, знания лежат в основе процесса формирования экологической культуры, а уже отношение — конечным его продуктом.

Светлана Николаевна считает, что, подходя к вопросам экологического образования, сначала в центр выходит все внимание на природу и, что человек является ее частью, после – выдвигаются предпосылки в плане необходимости изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только четкое их понимание даст понять человеку всю полноту и правильность обоюдно полезного взаимодействия с природой. В начале, педагог приводит свои ориентиры при работе с младшими школьниками, затем у детей формируется субъективное отношение к природе. В этом случае можно говорить о самостоятельной деятельности. В качестве носителя экологической культуры могут выступать родители, воспитатель в детском саду, учитель начальных классов. Они являются решающими звеньями в экологическом воспитании детей.

В ежедневной работе учителя с детьми выделяют ряд условий, которые будут способствовать более эффективному формированию экологических представлений у младших школьников. Учитель должен:

  1. понимать экологические проблемы и причины, которые их породили;

  2. ощущать ответственность, как гражданина в той ситуации, в которой находится и обладать готовностью изменить ее в лучшую сторону;

  3. владеть методиками экологического воспитания младших школьников;

  4. осознавать цели и задачи своей деятельности;

  5. регулярно применять различные технологии развития, воспитания и образования в практической деятельности с детьми;

  6. проявлять заботу о физическом и психическом здоровье детей, используя в своей работе личностно-ориентированные методы. [12]

Целью экологического воспитания является формирование у детей бережного отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания. Оно, в свою очередь, базируется на соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования и продвижение идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы не только своей местности, но и всей земли. Этой цели можно достигнуть путём решения образовательных (формирование комплекса знаний о современных экологических проблемах и путях их решения), воспитательных (формирование мотивов, потребностей и привычек экологически полезного поведения и деятельности) и развивающих (совершенствование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности) задач.

Ошибочное представление часто служит основанием для недоброжелательного отношения детей к флоре и фауне. Кроме того, что это наносит вред окружающей среде, это также ожесточает детей, отрицательно сказывается на их психике. Намного сложнее исправить уже имеющиеся ошибочные представления детей, чем сформировать правильные. От того, в какой степени педагогу удается пробудить интерес, стремление лучше узнать окружающий мир и совершенствоваться, зависит успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников. [9]

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение. Следовательно, государство ставит перед школой задачу совершенствования системы экологического воспитания и образования подрастающего поколения.

Задачи экологического воспитания младших школьников заключаются в усвоении следующих представлений:

  • о человеке, как части окружающей среды;

  • о ценности природы и о взаимосвязи составляющих её объектов;

  • о использовании природных ресурсов и улучшении состояния окружающей среды;

  • о последствиях своих действий по отношению к объектам окружающей среды.

У ребёнка необходимо формировать потребность в продуктивном и позитивном контакте с природой. При этом существует определенная последовательность в изучении. На первом этапе, все объекты природы рассматриваются как самостоятельные единицы, а затем познается их взаимосвязь между собой, в том числе между объектами живой и неживой природы. На следующем, заключительном, этапе происходит осознание происхождения различных природных явлений. Но сущность экологического воспитания младших школьников заключается в приобщении детей к природе, в ходе которого должно формироваться представление о бережном отношении к объектам природы.

Курс «Окружающий мир» (авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан) входит в УМК «Школа 2100». Основной целью является не только освоение знаний об окружающем мире, но и развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, рассуждать и решать творческие задачи.

Курс построен на принципе минимакса. В учебную программу включен минимум содержания, которое должны усвоить все ученики. В каждой теме есть максимум сведений, заданий повышенного уровня сложности, которые школьники могут выполнить по желанию. Учебник по предмету рассчитан не на воспроизведение текста, а, скорее, на поиск решения проблемы, ответа на интересующий ребёнка вопрос. В содержании предмета уделено внимание системе знаний и умений, включены понятия о биосфере (глобальной экосистеме, изучаются основные группы живых организмов и их приспособленность к условиям обитания, влияние хозяйственной деятельности человека на природу и т.д.), других экосистемах (например, знания об элементарных экосистемах – лесе, поле, луге и т.д.), которые соотносятся с максимумом освоения содержания учебного предмета. В учебниках и рабочих тетрадях также представлены задания повышенной сложности. [16]

В УМК «Школа России» входит курс «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Целью изучения учебного предмета «Окружающий мир» является формирование у детей целостной картины мира и определение и осознания в нём места человека, развитие бережного отношения к природе и обществу, духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

Отбор содержания курса основан на ведущих идеях – многообразии мира, его целостности и уважению к нему. Идея экологической целостности природы раскрывается через экологические связи, например, между живой и неживой природой, растениями и животными, животными и животными. В учебнике приводятся задания, которые нацеливают учащихся на самостоятельный поиск информации. Особая роль отводится курсу «Окружающий мир» в решении задачи школы – становление российской гражданской идентичности обучающихся, воспитании чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. [15]

Анализируя приведённые выше цели, задачи и планируемые результаты двух программ начального образования по предмету «Окружающий мир» можно сделать вывод о том, что даже при наличии небольших различий они очень похожи и преследуют общую основную цель: формирование экологических представлений младших школьников.

Природа – обязательное условие для жизни всех людей. Знания, которые ребёнок получает в процессе экологического воспитания и обучения, формируют ответственное отношение ко всем объектам окружающей среды.

infourok.ru

Статья на тему: Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек — это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский (1861, 1864 гг.). Ушинский заметил, что логика природы — есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде он видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни.
Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы. Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле. Задачи экологического воспитания — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Экологическое воспитание — это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения. Проблема взаимоотношений человека с природой наиболее изучена В.И. Мясницевич. В его работах раскрываются зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакты, и тем, какой опыт познания мира накапливает человек.
Детский сад — это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа — это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Термин «экология» происходит от греческих слов (жилище, место пребывания, убежище) и (учение). Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой. Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и предстаёт как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребностей, а также эмоциональных отношений, любви, привязанности и т.д. На рубеже двух тысячелетий природа все громче заявляет о своих правах. Современное человечество просто не может пренебрегать теми многочисленными взаимосвязями, которые существуют между человеком и средой его обитания. Задача экологического образования — научить человека жить и действовать в окружающей природной среде в полном соответствии с его этическим и научным представлениями об этой среде. Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу для жизни людей, что делает крайне актуальной проблему изменения отношения человечества к природе. Этой цели служит экологическое воспитание. Экологическое воспитание — систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у детей экологической культуры. Во избежание усугубления сложившихся экологических проблем во всех образовательных учреждениях в последнее время активно ведется работа по экологическому воспитанию. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты. Особая роль в этом звене отводится дошкольным учреждениям. Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первооснов экологической культуры, мышления, сознания, то есть экологического воспитания в целом. Условием экологического воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.  В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и детском саду. Оно является составной частью экологического образования, как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.  «Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова и др. сформулировали положения о самоценности экологического воспитания; экологической культуре как новообразовании в личности, развивающемся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе. Дошкольный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трех условно выделенных «ступенях роста» данного возрастного периода. Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры.

В процессе развития экологической культуры старшего дошкольника в качестве основных критериев роста следует называть приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления экологической позиции личности:

— усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;

— наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

— потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе;

— бережное отношение ко всему окружающему;

— проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

— проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Составные экологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту). Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом гуманистической направленности отношения человека к природе. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Плохий З. П. рассматривал экологическую культуру дошкольника как уровень восприятия ребёнком природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение к миру природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс — в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

nsportal.ru

Проблема экологического воспитания в современных условиях

Насущный вопрос человечества – экологический кризис. На решение проблемы выделяются миллиарды, но видимых результатов это не приносит.

Люди убеждены, что нестабильность экосистемы связана только с вредными выбросами, переполненными свалками.

А ведь для безопасного взаимодействия природы и человека надо сформировать правильное экосознание. Статья расскажет о проблеме экологического воспитания и мерах, принимаемых для ее решения.

Содержание статьи:

Что такое экологическое воспитание

Экологическое образование подрастающего поколения – новое понятие в педагогике. Это меры направленные на развитие мышления, привычек ребенка в отношении природы. Наука знакомит с окружающим миром, учит взаимодействовать с ним: заботиться о растениях и животных, беречь ресурсы, жить в гармонии с миром и обществом.

Цели и задачи экологического воспитания

Формирование уважительного отношения к природе – цель подобного образования. Добившись ее, ребенок с раннего возраста научится:

  • рационально пользоваться природными ресурсами;
  • заботиться об их сохранении;
  • изучать, охранять природу.

Перед достижением этой цели поставлены 3 задачи:

  1. Образовательная. Дает знания о современных проблемах экологии и учит их решать.
  2. Воспитательная. Прививает привычки и потребности здорового образа жизни и правильного поведения по отношению к природе.
  3. Развивающая. Учит на практике оценивать состояние окружающей среды, улучшать обстановку.

Итог – воспитание нового поколения экологически культурных людей.

Экологическое воспитание дошкольников

Прививать любовь к природе важно с детства. Первые 7 лет жизни человека – период становления личности. В этом возрасте закладывается мировоззрение и отношение к окружающему миру.

Обязанность старшего поколения – научить гуманному отношению к животным, птицам, насекомым, растениям дошкольника.

На современном этапе исследования доказали, что легче заложить основы экокультуры в раннем детстве.

Экологическое воспитание младших школьников

В начальной школе детей знакомят с окружающим миром, приводят примеры неблагополучия в природе, исходящего от деятельности человека. По мнению психологов, повысить интерес к природе и экологическим проблемам в современном обществе нужно, работая по трем направлениям:

  1. Развивать эмоциональные качества ребенка: чувство восторга, удивления, сопереживания, положительные ощущения к объектам природы, правильное поведение.
  2. Создавать условия для реализации накопленных знаний. Дать возможность продемонстрировать экологическое сознание во внеклассной работе.
  3. Давать знания, соответствующие возрасту.

Все составляющие воздействуют взаимосвязанно при комплексном подходе. У ребенка в начальной школе не сформированы интересы и убеждения. Задача преподавателя – развить экокультуру, научить нести ответственность за все живое на планете, заботится об окружающей среде.

Формы экологического воспитания

Важной частью учебно-воспитательного процесса становится экологическое образование. Работу в этом направлении учителя проводят на уроках и внеклассных занятиях. От возраста ребенка зависят методы и формы воспитания.

Уроки

Популярная форма – урок. Для дошкольников проводят тематические занятия. В начальной школе внедрен предмет «Познание мира». Он знакомит детей с окружающим миром, его законами. Классные занятия делятся на 3 типа:

  1. Ознакомительные. Дают представление о разных видах растений, животных, природных явлений. Для лучшего восприятия используют плакаты, фильмы и другие демонстрационные материалы.
  2. Обобщающие. Рассказывают о проблемах планеты. Дошкольники старших групп и начальные классы учатся разделять по признакам явления природы.
  3. Познавательные. Позволяют применять на практике полученные знания. Занятия проходят в форме конкурсов и викторин.

Уроки закладывают теоретические и практические знания с учетом возраста.

Тематические мероприятия

Праздники, посвященные экологии, относятся к внеклассной работе. Темы придуманы учителями или приурочены к календарным событиям (день дикой природы, день Земли). Цель – пробудить интерес к проблемам природы. Сценарий праздника составляется на основе ранее полученных знаний.

Походы и экскурсии

Эффективный метод экологического воспитания – прямое взаимодействие с живой природой. Преподаватели организовывают прогулки на свежем воздухе или экскурсии в краеведческие музеи.

В подобных мероприятиях участвуют начиная со средних групп детских садов и средних классов школы.

Труд

В дошкольных учреждениях обустраиваются живые уголки, клумбы.Дети ухаживают за цветами и животными. В школах проводятся субботники, уборка классов.

Методы экологического воспитания

Для лучшего восприятия программ природной направленности разрабатывается методика для дошкольных учреждений и школ. Педагоги на практике применяют 3 метода.

Наглядные методы

Включают в себя:

  1. Наблюдение. Детям предлагается отслеживать поведение животного Изменение форм, характеристик, структуры растения. В процессе устанавливают цель, сроки и способ наблюдения.
  2. Иллюстративные материалы. Литература, изображения, картины, плакаты – наглядный способ познакомить детей с животными, растениями и явлениями природы, недоступными для наблюдения в привычной обстановке.

Наглядный метод помогает привлечь внимание учеников к проблемам экологии.

Практические методы

Для полного погружения в экокультуру необходимы практические действия:

  • моделирование;
  • эксперименты;
  • тематические игры.

Практика создает общее представление о природных объектах.

Словесные методы

Любой метод подкрепляется беседой, чтением художественной литературы. Преподаватели проводят беседы на уроках, перед конкурсами, играми, в процессе опытов и экспериментов.

Экологическое воспитание в семье

Актуальность проблемы экологического образования связана с обстановкой внутри семьи. Дети восприимчивы к своему окружению. Они невольно стараются подражать взрослым.

Родители должны понимать, что принуждать ребенка к определенным правилам поведения нельзя, если они сами им не соответствуют. Воспитывать экологическую культуру нужно в первую очередь у себя.

Пойдут на пользу совместные занятия с ребенком:

  1. На прогулке обращать внимание на птиц, насекомых. Следить за погодой. Применяя словесный метод, знакомить ребенка с ними.
  2. Приобрести красочную литературу: энциклопедии, книги по уходу за животными и растениями.
  3. Завести домашнего питомца. Объяснить, как ухаживать за ним и для чего это нужно делать.
  4. Смотреть документальные фильмы и сериалы о природе.

Важно поощрять ребенка за правильное поведение. Отметить, если он выбросил мусор в урну, покормил рыбок или совершил добрый поступок.

Смысл проблемы

Дети должны понимать, что нельзя срывать цветы, мучить кошек, разрушать муравейники, разорять гнезда.

Роль взрослых – внушить любовь ко всем проявлениям природы.

Проблема экологического воспитания имеет глубокий смысл. Это воспитание не личности, а целого поколения, которое обеспечит себе и своим детям безопасное существование в гармонии с природой.

musorish.ru

Программа «Воспитание экологической культуры школьников»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Стадницкая основная общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района Воронежской области

Подготовила:

Рогозина Анжелика Викторовна-

учитель математики

2014г

Оглавление работы:

1.Актуальность экологического воспитания учащихся в современном обществе. (с.2)

2. Цели и задачи и принципы экологического воспитания учащихся Садницкой школы. (с.2-3)

3.Содержание, формы и методы экологического образования учащихся: (с.3-7)

а) Проекты: «Овраги и балки», «Комнатные растения — наши друзья»,

«Зимующие птицы нашего села».

б) Экологическая неделя.

в) Экологические мероприятия.

4. Выводы по экологической работе. (с.8)

5. Перспективный план экологической работы в Стадницкой школе на 2014-2019 гг. (с.8)

6. Используемая литература. (с.8)

7. Приложение. (с.9-13)

Актуальность экологического воспитания учащихся в современном обществе.

К числу новых явлений духовной жизни нашего общества относится усиленное внимание к формированию экологической культуры, экологического образования населения на всех его возрастных уровнях и, особенно в период обучения в школе.

Природные зоны нашего края все больше и больше подвергаются катастрофическому воздействию человека:

  • происходит уничтожение лесной и луговой растительности в результате чрезмерных рекреационных нагрузок;

  • рекреационное воздействие на растения и среду их обитания заключается в постоянном вытаптывании, уничтожении растений, загрязнении почвы, где они произрастают;

  • все большую опасность приобретает неправильный, а главное, неумеренный сбор красивоцветущих и лекарственных растений;

  • повсеместно загрязняются водоемы края, мелеют реки и озера, исчезает по берегам зеленый щит;

  • уменьшается количество рыбы в водоемах из-за неправильного вылова, браконьерства и других причин;

  • приходят в экологический упадок красивые места ближайшего природного окружения городов и поселков, где концентрируется массовый отдых жителей, и проходят туристические тропы.

Цели и задачи экологического воспитания учащихся Садницкой школы.

Цели;

  • формировать у детей бережное отношение к природе;

  • воспитывать нравственную культуру;

  • обогащать представление о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу;

  • формировать опыт разумного и гуманного поведения в природе;

  • формировать новые знания об оказании помощи природе.

Задачи:

  • углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;

  • привитие первоначальных эколого-туристических навыков и умений: поведенческих, познавательных, преобразовательных;

  • привитие навыков исследовательской работы;

  • развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе эколого-туристической деятельности;

  • формирование (воспитание) чувства бережного отношения к природе родного края.

Принципы экологического воспитания учащихся:

  • сознательность;

  • одобрение и поддержка;

  • научность;

  • активность;

  • систематичность;

  • доступность;

  • межпредметная связь;

  • учет возрастных особенностей;

  • самоконтроль.

Содержание, формы и методы экологического образования учащихся прошлых лет.

Наша школа уже более 15 лет работает по экологическому направлению. Чтобы эта работа была последовательной и систематичной, мы составили свою экологическую программу «Природе нужна помощь». В настоящее время в нашей местности процветает экологическая безответственность, безразличное отношение к «завтрашнему дню». Загрязняется всё: воздух, вода, почва. Главные отравители атмосферы нашего села – это выхлопные газы автомобилей, которых в селе очень много, почти в каждом доме автомобиль. Дым от весенних костров заволакивает всё наше селение. На общешкольном родительском собрании группа экологов выступила с докладом «Человек и бытовой мусор». (Приложение 1.5.) Школьники рассказали о том, куда можно закапывать для перегнивания, что прошлогоднюю траву и листья можно закапывать для перегнивания, о том, что бытовому мусору можно дать вторую жизнь; из пластмассовых бутылок сделать сувениры, стаканы под рассаду, а из фантиков можно делать гирлянды, красивые аппликации, а из чайных коробок сувенирные домики.

Водоемы нашего села мелеют на глазах. Если десять лет назад ширина реки Серебрянка в некоторых местах достигала 12 м, то сейчас ширина ее 5-6 м, а глубина достигала 2 м, то теперь ее глубина меньше 1 м. в прошлом году нашими школьниками разработана экологическая программа «Водоемы». Изготовлены таблички о запрете выброса мусора в водоем, о запрете, мойки машин вблизи водоема, о запрете вылова рыбы сетями. Для младших школьников старшеклассники организовали кружок «Эколоша». Все мысли и чувства о природе они вкладывают в свои поделки. Водоему нужно чистая вода. Итак, мы решили охранять все, что находится вокруг нас. Этой весной в нашем селе пройдет акция «Чистый лес», в ней будут принимать участие не только школьники, но и все общественные организации села.

Внедряя экологическую программу в жизнь школы и села, у нас появилась возможность создания проекта «Как мы овраги превращаем в балки». (Приложение 2.2.) Наш проект основан на исследовательской, творческой общественной деятельности, направленной на решение экологических проблем в условиях нашего населенного пункта. Он включает комплекс мероприятий, затрагивающих проблемы охраны окружающей среды – превращение оврагов в балки. Большое внимание уделяется взаимодействию учащихся с местными органами власти, связь с общественностью и средствами массовой информации.

В нашей школе много цветов. Цветы на стенах, шкафах, подставках. Некоторые из них дети принесли из дома, другие комнатные растения подарили местные жители, а третьи – школьники вырастили сами. Ребята учатся ухаживать за ними: правильно поливать, рыхлить землю, удобрять, опрыскивать, стирать пыль с листьев, удалять сухие стебли и правильно пересаживать растения. Летом, во время цветения, проводим «Праздник цветов», на котором дети рассказывают о своем любимом цветке, сочиняют сказки, истории, поют песни, слушают музыку, декламируют стихи, проводится конкурс рисунков (в пришкольном лагере).

Систематическая забота о цветах способна доставлять детям немало по-настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь есть и радость восприятия красоты жизни и радость своей сопричастности к ее существованию.

Все это явилось стартом для создания проекта «Комнатные растения – наши друзья».

И работа закипела! Учащиеся младших классов провели классный час «Очень занимательно о комнатных цветах», они подготовили загадки, стихи, рисунки, играли в игру «Поле чудес». Юнкоры нашей школы предложили провести фотоконкурс на лучший комнатный цветок. А в начале декабря организовали фотоконкурс на лучшую композицию из комнатных цветов. Ребята выявили среди жителей села цветоводов-любителей, которые имеют 50-60 плошек с комнатными цветами. Группа «Роспись» создала эскизы для оформления плошек, подставок, разделочных досок, карандашниц и сувениров из тестопластики. Инициативная группа «Росток» изучила способы размножения комнатных растений. Оказывается, комнатные цветы размножаются и отростками, и отводками, и луковицами, и черенками.

Заключили договор с частным предпринимательским магазином села Стадница. Получили разрешение на реализацию предметов комнатного цветоводства. Пустили в продажу первые ростки комнатных цветов, сувениры из тестопластики, разделочные доски.

Третья группа, «Почвоведы», занималась изучением состава почвы, которая необходима для нормального роста и развития растения. (Приложение 2.1)Выявили, как правильно подобрать цветочный горшок, что требуется для пересадки растения, зачем нужен поддонник.

Наши цветы прекрасны, ведь они цветут круглый год. Учащиеся глубоко убеждены в том, что горшочек с комнатным растением их самый близкий «зеленый друг».

Проект: «Зимующие птицы нашего села».

Актуальность темы очевидна: в холодную зимнюю пору от голода и холода погибают птицы — наши друзья, поэтому помочь им – наша обязанность.

Проектная деятельность осуществлялась в инициативных группах:

Учащиеся этой группы занимались сбором информации о зимующих птицах нашего села. Они составили памятку «Что мы должны знать о зимующих птицах» и организовали игру «По словесному портрету, угадай, кто это?». Школьники написали диктанты, сочинения и изложения на данную тему. На классных часах шефы провели игры «Подскажи словечко» и «Поле чудес».

Ребятами была изучена кормовая база зимующих птиц. Они выяснили, что синички любят семена подсолнечника и несоленое сало; голуби – крошки хлеба и булок; воробьи клюют овес, просо и семена сорняков. Еще ребята заметили, что очень удобно устраивать кормушки на старых трухлявых пнях. Провели конкурс на изготовление самой диковинной кормушки. Все кормушки были сделаны по заранее подготовленным эскизам. (Прил.1.11)

Главной целью деятельности учащихся этой группы – провести фотосъемки и нарисовать по наблюдениям рисунки о птицах. Какое эстетическое наслаждение получаешь, когда любуешься этими рисунками и фотографиями «Воробьиная семья», «Это наш любимый корм», «Следы разных птиц», «Самая красивая птица по оперению».

Итак, в проектную деятельность были вовлечены учащиеся, их родители, педагогический состав школы, жители села Стадница.

В процессе наблюдений пришли к выводу:

  1. В селе можно встретить воробьев разных видов.

  2. Вороны ведут неколлективный образ жизни.

  3. В еде птицы предпочитают разный корм, кому какой нравится.

  4. Снегири переселяются ближе к жилью человека в сильные морозы.

Учащиеся прочитали познавательный материал о птицах нашей местности, узнали много нового и поучительного.

В результате деятельности ребята нашей школы придумали интересные конструкции кормушек из пластиковых бутылок и молочных коробок.

Выдержка из сочинения Новотоцких Елены: «Узнав много нового о птицах, мы стали по-другому относиться к ним. Увидев замерзающего воробышка или голубя, ни за что не пройдем мимо. Ведь теперь мы знаем, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить»

Одна из жительниц нашего села (Болгова Раиса Романовна) рассказала историю, которая с ней произошла.

«Несколько лет назад зима была очень холодной – птицы на лету падали в снег. Подобрала я птичку и принесла домой, поместила в картонную коробку. Это была горлинка. Отогревшись, она попыталась выбраться из коробки, и я ее выпустила. Птаха рвалась на улицу, на была еще очень слаба. Постепенно птичка освоилась. Она безбоязненно разгуливала по столу, по полу, спала на горе подушек, потом облюбовала люстру. Ела и пила вместе со мной. Мы с ней так подружились, что она не отходила от меня, садилась на голову, плечи, руки. Нежная дружба согревала мне сердце, скрашивала одиночество.

Когда на улице потеплело, решила расстаться с горлинкой. Посадила ее на открытую форточку. Подумав минуту-другую, она вернулась в комнату. На второй день я повторила процедуру. На этотраз моя подружка, недолго думая, улетела. Поначалу я даже загоревала: неужели больше никогда ее не увижу? Нет, вернулась. И не одна. Вместе с ней на подоконник прилетели кормиться и другие горлинки. Значит, доверяют.

Моя голубка клевала корм в моем присутствии, но в руки не давалась. Да этого и не требовалось. Такое общение с голубями меня радовало, придавало мне сил и бодрости»

Ежегодно весной в нашей школе проводится экологическая неделя.

Каждый год рассматриваем новые актуальные проблемы.

Экологическая неделя (апрель).

1 день 1) Конференция «Экологическое состояние Воронежской области, Семилукского района, села Стадница».

  1. Экологические вести:

а) сообщение о муравьях;

б) аптека в лесу;

в) наш огород.

3) Экологическая анкета

а) о бытовом мусоре;

б) о равновесии в природе.

2 — 3 день Работа экологических секций:

а) экологические плакаты;

б) экологические задачи;

в) в гостях у экологической сказки.

4 – 5 день Конкурс экологических сочинений.

Конкурс экологических изложений.

Конкурс экологических диктантов.

Загадки экологического содержания.

6 день Экологический концерт:

а) экологический спектакль;

б) экологические стихи и песни;

в) экологические юморески.

КОНФЕРЕНЦИЯ

«Экологическое состояние Воронежской области,Семилукского района, села Стадница».

На краеведческой конференции обсуждались экологические проблемы Воронежской области ,Семилукского района и нашего села Стадница. Много было сказано о загрязнении почвы, потому что пестицидами поражена одна четвертая их часть.

Загрязнение почв происходит прежде всего из-за массового применения в сельском хозяйстве ядохимикатов (пестицидов).

Но, если бы только пестициды загрязняли почву! Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю-кормилицу свинца, ртути, меди, марганца и других веществ. При анализе почвы обнаруживается содержание в ней свинца в 10 раз, ртути в 100 раз, меди в 400 раз больше допустимой нормы. Какие овощи и фрукты вырастают на такой землице, нетрудно себе представить.

Также обсуждались проблемы загрязнения водоемов, внеплановой вырубки лесов, неэкономного использования полезных ископаемых, вымирания разных видов растений и животных.

Конечно, можно верить, а можно и не верить в спасательный свет экологического образования. Но действовать необходимо в любом случае. Надежда, как говорится, умирает последней. Но действовать необходимо в любом случае. Жители нашего села с нами заодно!

(Приложение 1.6.)

Экологические мероприятия в Стадницкой школе

  • Классные часы: «О братьях наших меньших», «Познай свой край», «Народные приметы».

  • Викторины: «Кто лучше знает природу», «Лесная аптека».

  • Тематические походы: «А природа горько плачет», «Береза-символ Родины моей».

  • КВН-ы.

  • Устные журналы: «Бытовые отходы», «Во саду ли в огороде», «Экология и медицина», «Проказы зимушки-зимы».

  • Кружки: «В гостях у экологической сказки», «Эколошка», «Юный друг природы»

  • Конкурсы поделок и рисунков: «Времена года», «Шишки, желуди, орехи».

  • Выпуски листовок и газет: «Эти удивительные растения», «Так жить нельзя!» (Приложение 1.2.; 1.5.)

  • Акции «Чистое село», «Чистый лес», «Чистый водоем». (Приложение 1.9, 1.10)

  • Месячники «Цвети земля».

  • Проекты на актуальную тему. (Приложение 1.4.)

  • Озеленение родного села. (Приложение 1.3, 1.13)

  • Беседы с жителями села.

  • Выставки книг и фотографий. (Приложение 1.7, 1.8)

  • Экологические дни (день воды, день земли, день птиц).

  • Встречи с людьми разных сельских профессий.

  • Экологические утренники и уроки: «В гостях у осени», «Ёлочка».

  • Путешествие по экологической карте села Стадница. (Приложение 1.1.)

  • Сбор лекарственных трав для фито-чая.

  • Анализ экологических ситуаций.

  • Летний экологический лагерь «Родничок».

Выводы по экологической работе:

Педагоги нашей школы обогащают учащихся знаниями об экологической целостности природы, о взаимоотношениях природы и человека.

Велика роль наблюдений, специально организованных экскурсий, общение подрастающего поколения с лесниками, охотниками, старожилами, людьми, чьи профессии связаны с экологией.

Учащиеся самостоятельно разрабатывают экологические тропы: благоустраивают родник, очищаем лес от сушняка, озеленяем свое село.

Элементы экологического воспитания можно видеть практически на любом уроке, будь-то русский язык или чтение, математика или изобразительное искусство. Наши ученики – неоднократные призеры кустовых, районных и областных природоохранных конкурсов. Очевидно, что наши дети учатся любить и беречь природу.

Перспективный план экологической работы в Стадницкой школе на 2014-2019 гг.

  1. Ежегодно проводить экологические акции.

  2. Посадить 100 видов различных деревьев и кустарников.

  3. Обнаружить новые гнездовья птиц и обозначить их на экологической карте.

  4. Провести экскурсии по заказникам нашего района.

  5. Оформить Красную книгу нашей местности.

Литература:

  1. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?/Пер. К.Мишиной, А.Зыковой.-М.: Эксмо, 20-3. -512с.

  2. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: «Академия развития», 1998-256с.

  3. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов /В.Н. Куров.-Ярославль: «Академия развития», 1998-224с.

  4. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1998.

  5. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В.Иваницкий.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-397с.

  6. [Электронный ресурс]//Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2005.

1.1 Приложение 1. 1.2

1.3 1.4

1.5 1.6

1.7 1.8

1.9 1.10

1.11 1.12

Приложение 2. (совместные сочинения детей и учителей)

1. В нашей местности, не скрою, есть богатые места.

Каждый житель там порою набирает для себя:

Мел, песок и даже глину. Природа дарит от души!

Только ты не будь жестоким — бери немного, не спеши.

Оставь дары эти другому, пусть рад он будет, как и ты.

Храни природные ландшафты, пусть не убудет красоты!

2. Есть у нас мечта такая, вам проект предложим мы:

Дружно балки заровняем, их бульдозером сравняем …и посадим там сады.

Не дадим расти оврагам, к ним проявим интерес.

Их деревьями обсадим, куст и дерево посадим … и увидим дивный лес.

Пусть в лесу растет малина, ежевика и грибы,

Звери разные гуляют, птицы песни распевают, … их не будем трогать мы.

Там, где бьет родник тихонько, завтра будет водопад.

И прекрасною водою, чистой ключевой водою … всех напоим мы подряд!

Экологические задачи

для начальных классов.

  1. Цветы мака закрываются в 3 ч дня, а шиповника на 4 ч позже. В какое время закрываются цветы шиповника?

  2. Семена тыквы не теряют всхожести 6 лет, а овса на 4 года дольше. Сколько лет не теряют всхожести семена овса?

  3. Личинка жука-плавунца за сутки съела 10 мальков, причем утром она съела 7 мальков, а остальных – вечером. Сколько мальков съела личинка вечером?

  4. Гектар леса выделяет в год 10 т кислорода. В начале года лес выделил 6 т кислорода. Сколько тонн кислорода выделил гектар леса в конце года?

  5. В России 10 видов лилий, а багульника 4. На сколько видов лилий больше, чем видов багульника?

  6. Зебра живет 28 лет, а гиена 25. На сколько лет меньше живет гиена, чем зебра?

  7. Вишня зацвела 17 мая, а яблоня на 3 дня позже. Какого числа зацвела яблоня?

  8. Ласточки прилетели 9 мая, а стрижи на 5 дней позже. Какого числа прилетели стрижи?

  9. В начале лета бурундук собрал 6 кг запасов на зиму, а в конце лета 4 кг. За зиму бурундук съел 8 кг. Сколько килограммов он оставил на раннюю весну?

  10. Корни кактуса могут проникнуть в землю на глубину 6 м, а пальмы на 3 м глубже. На какую глубину могут проникнуть корни пальмы?

Экологические задачи

для средних классов.

  1. Птенцы во время своего роста очень прожорливы. Стриж ловит мелких насекомых на лету и кормит своих птенцов сравнительно с другими птицами редко, всего 20 раз в день, но зато приносит сразу в среднем 370 мелких насекомых. Сколько насекомых наловит пара стрижей за 32 дня?

  2. Одна сова уничтожает за лето до 1000 полевых мышей-вредителей полей, а одна полевая мышь уничтожает 1 кг зерна. Определить, сколько зерна за лето сохранят 2 совы; 20 сов.

  3. Школьники сажали деревья на улицах города. На одной улице нужно было вырыть 20 одинаковых ям для деревьев, на другой 15 и на третьей 35. За сколько часов были вырыты все ямы, если на первой улице школьники работали на 1 час 30 мин. Меньше, чем на третьей?

  4. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в городе после установки очистительных сооружений снизились с 8 мил. тонн до 6,4 мил. тонн. На сколько процентов понизились выбросы в атмосферу?

  5. Муравьиная царица может жить 21 год, рабочий муравей 6 лет. Какое количество вредных насекомых и остатков животных за свою жизнь поедает семья черных муравьев, мы узнаем, решив задачу: восстановите число 434286*, которое делится на 45 без остатка.

(А рыжие муравьи поедают в 2 раза больше).

  1. На 1 га леса должно быть от 2 до 5 муравейников. Достаточно ли 27 муравейников на 5 га леса?

  2. Известно, что в 1998 г в одном из районов области от пожаров погибло 30 га леса. Это составило 10% от всей площади леса, погибшего в 1999г. Какая площадь леса погибла в 1999 г?

п/п

Название

Количество

1

Расстояние от Стадницы до Кондрашовки (между остановками)

2км.200м.

2

Количество тополей (между остановками)

3100 шт.

3

Количество книг в библиотеке

7200

4

Количество читателей:

школьников

граждан

352 чел.

34

318

5

Количество жителей по микрорайону

727 чел.

6

Количество пенсионеров

221 чел.

7

Количество домов

302

8

Количество домов с газом

222

9

Количество домов без газа

80

10

Количество газет, которые выписывает население

70 экз.

11

Количество журналов, которые выписывает население

15 экз.

12

Длина реки Серебрянка

18 км.

13

Площадь прудов

40 кв.м.

14

Глубина прудов

3м.

Проект (исследовательская работа)

«Моё село в цифрах и задачах»

Выполнили ученики 4 класса

infourok.ru

Система экологического воспитания с примерами

Сущность экологического воспитания

Природа имеет большое значение в воспитании ребенка и формировании его личности. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед педагогами, является проблема экологического воспитания. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представление об окружающем мире и его значении в жизни каждого человека, важно научить ребенка беречь красоту и уникальность природы. Через любовь и уважительное отношение к природе у ребенка формируется бережно отношение к собственному здоровью, развивается и укрепляется стремление к ЗОЖ.

Начальным звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.

Замечание 1

Основная цель экологического воспитания – это формирование фундаментальных экологических знаний, воспитание милосердия, любви и бережного отношения к окружающей природе.

Перед педагогом стоит задача, научить детей тонко чувствовать, видеть и понимать загадочный мир природы, его многообразие и многогранность. Ребенок должен осознать, что он и природа находятся во взаимосвязи, так как каждый человек – это её частица.

Экологическое воспитание по своему содержанию является частью нравственного воспитания, поэтому в общем оно включает в себя единство экологического поведения и сознания, в гармонии с природой.

Экологическое воспитание детей осуществляется в непосредственном ознакомлении с окружающим миром. Сформированные во время занятий представления постепенно переходят в убеждения и формируют у детей экологическое сознание.

Большое значение имеет становление экологического поведения, которое складывается из отдельных поступков и отношения ребенка к конкретным действиям.

Замечание 2

Таким образом, экологическое воспитания – это важная составляющая часть педагогического процесса, реализуемого в образовательных организациях.

Система экологического воспитания представлена фор

spravochnick.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *