Духовно нравственное воспитание дошкольников – — . , — .
Методическая разработка по теме: Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 9
г.Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район
ул.Победы 244 г.Славянск-на-Кубани Краснодарский край
тел. 8-861(46) 2-18-93
e-mail: mbdoudc9@ mail.ru
ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ
тема:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Автор: Боярчук Лариса Анатольевна,
МБДОУ д/с о/в №9
г.Славянск-на-Кубани
2011г.
Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
4.Актуальность опыта.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.
Условия возникновения и становления опыта.
Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно — нравственное развитие ребёнка.
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры. Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами, включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу духовно-нравственного сознания. Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому мы сосредоточили свое внимание именно на этом. В 2011 году в нашем детском саду была организована работа кружка по духовно – нравст- венному воспитанию.
Цель педагогического опыта.
Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа. Развитие его духовного, психического и физического здоровья.
Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.
5.Формирование духовно-нравственных качеств.
Разнообразие форм и методов работы.
Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, мы выбрали путь, который нам показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Для формирования духовно-нравственных качеств детей, используем игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.
Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры мы используем во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми, помогают нам в проведении обрядовых праздников (Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас), которые мы отмечаем всем детским садом.
Широко используем игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.
Духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью.
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.
Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.
А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому, что искусство, литература – богатейший источник, побудитель человеческих чувств -нравственных, интеллектуальных, эстетических.
Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.
Произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок.
Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, — что очень важно для физического развития, — одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.
В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей. В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества как потешки.
Мы ставили перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группы учились двигаться. Говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но все же участвовали все с интересом.
Потешка не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес» Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Данный вид устного народного творчества можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах. В более старшем возрасте, 4-5 лет , мы используем пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.
Например:
Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь — людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, можно применить такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит».
«Одна пчела много меду не натаскает».
Во время наблюдений, при составлении календаря погоды можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.
Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: сказки «Репка», «Теремок», учат детей быть дружными трудолюбивыми;«Гуси лебеди», «Сестрица — Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей.
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».
Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается; «Ховрошечка», «Царевна Лягушка». В своей работе мы широко используем беседы. Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, позволяет ребятам высказаться. Это позволяет понять о чём дети думают, что знают. В нашей группе проводятся этические беседы – это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а плохо. Примерные темы бесед: « Будь всегда вежливым», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Ваши добрые поступки», « Как мы помогаем бабушке и маме», «Что такое дружба?», « Когда и в чем нужна смелость», «Сила — не право» и т. д.
Чтение и анализ художественных произведений, например, Сухомлинского В. А. « Поче му Олечка не сорвала цветок?», Ушинского К. Д. «Умей обождать»,способствует нравственному воспитанию детей. Поскольку ребёнку легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребёнка – все это влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. Всю работу по развитию у дошкольника духовно-нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры мы используем следующие методы:
групповые родительские собрания;
консультации;
дни открытых дверей;
папки-передвижки.
Технология опыта
Работая в направлении «Духовно-нравственное воспитание» мы стараемся создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к народным, духовным традициям и общечеловеческим нормам морали. Проводя занятия с детьми, ставим определенные конкретные задачи:
- Вызвать интерес детей к истории своего народа, к духовным праздникам России.
- Развивать представления детей о традициях семьи , преемственности связывающей разные поколения.
- Обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину, их трудовой деятельности.
- Познакомить с символикой России и Краснодарского края в современное и давнее время.
- Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
- Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
- Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
nsportal.ru
Статья на тему: Духовно — нравственное воспитание дошкольников
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Сила влияния нравственного выше всяких сил.
Н.В.Гоголь
Воспитание должен быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно – нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Каковы же наши традиционные источники нравственного воспитания?
Воспитание – слово русское, воспитание всегда на Руси было первично, являло суть образования личности, а душа была признана объектом педагогического влияния. Возрождая изначальный смысл духовного воспитания, опираясь на мудрость народной традиции, взращенной на христианской любви, педагогика обретает величайший педагогический дар – дар воспитывать души человеческие. Педагогика ищет свои особые пути к воспитанию добротой и справедливостью, ответственностью и доверием, воспитание творчеством и красотой, воспитание искренней созидающей любовью.
Понятие духовность относится к разряду трудно определяемых, личностно сокровенных, как сокровенна душа каждого человека. В современной педагогической науке, как и в обществе в целом еще нет достаточно полного осознания и определения этих понятий, однако духовность как устремленность к высшему, как некий высокий нравственный ориентир, символизирующий силу духа человека, его веру в возвышенное и земное, выбирает в себя всю полноту и гармонию человеческого бытия. Воспитание любви к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям.
Задачи:
— воспитывать любовь к родному краю, уважение к защитникам Отечества;
— знакомить с русской традиционной культурой;
— изучать мировую художественную литературу;
— воспитывать уважение к культуре других народов.
Для того, чтобы у детей формировалось ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символики, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Необходимо:
— изучать наиболее значимые страницы истории страны.
Познакомить:
— с начальным представлением о правах и обязанностях человека, гражданина.
А в дошкольном возрасте одна из первых задач: формировать
— ценностное отношение к семье, воспитывать любовь к дому, родителям, близким.
Дети получают начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
— нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
— неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
В сотрудничестве с родителями мы даем детям знания о традициях своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношении к ним.
Воспитываем у детей трудолюбие, развиваем в детях умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь ее.
Красота души педагога России рассматривается как уникальное национальное достояние нашей страны. От гуманности его мышления, уровня сознания, интеллекта и глубины культуры зависит умение в столь сложное время происходящих в стране глобальных перемен не только передать детям все богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь его, развивать духовные традиции многонациональной России. Результатом эффективности педагогической деятельности в условиях современного подхода к образовательному процессу является интегративное новообразование, раскрывающееся как готовность педагога к духовно – творческому осмыслению содержания образования, углубления и расширения его смысловых границ на основе высших идеалов общечеловеческих ценностей, ведущих к поиску новых форм, методов, технологий, а собственно к образовательному процессу как жизнетворчеству.
Литература:
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
- История педагогики/ под ред. М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1981.
- Курак Е.А. Созидая, не разрушайте. – М., 2007
nsportal.ru
Консультация (старшая группа) на тему: Консультация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников»
Консультация для родителей.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
2017г.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Цель:
- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
- Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи:
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
- Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и
психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.
Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.
Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомлю с волшебными
сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.)
Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).
Игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстнику, гуманное отношение к людям
Игра «Жизнь в лесу» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь — ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись… Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Игра «Муравьи» Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)
Игра «Добрые эльфы» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, — эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их… Разыгрывается бессловесное действо.
Игра «Театр теней» Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.
Игра «Ожившие игрушки» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал. Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольника.
Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, надеюсь достичь следующих результатов:
устойчивость навыков поведения;
сформированность основ ценностных сфер личности;
стабильность психического развития;
целостность восприятия мира;
воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
nsportal.ru
Статья на тему: Духовно—нравственное воспитание дошкольников
Духовно—нравственное воспитание дошкольников
На ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.
В воспитании россиянина , гражданина и патриота особенно важная роль принадлежит дошкольному образованию . Именно с детского сада начинается формирование этих понятий
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа. Сегодняшние дошкольники – будущее нашей страны. Их завтрашний уровень духовно – нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.
Что же мы имеем ввиду под нравственно-духовным воспитанием? Это прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как «труд», «долг», » честь», «Родина».
Воспитание гражданина — это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому, воспитывать любовь и уважение к людям. Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей .Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, необходимо знакомить детей с достопримечательностями своего города, рассказывать им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живет. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивления, радость,, пробуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимость научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации .
Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.
Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения..
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости этой работы.
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004
Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005
Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? — М., 2010
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010
Интернет-ресурсы: http://sandbox.openclass.ru/node/287565?page=2
nsportal.ru
Материал (средняя группа) на тему: Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Золотая рыбка» город Ноябрьск Тюменская область
Доклад на тему:
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Актуальность и проблемы.
Выполнил воспитатель
Немирова Светлана Витальевна
Ноябрьск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников…………….5
2.Роль семьи в формировании личности ребенка………………………………6
3. Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников…7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.
Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура — одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается — так же в дошкольном возрасте — с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. В чем может заключаться работа педагогов и психолога в детском саду по духовно-нравственному развитию ребенка? Каковы психологические методы и технологии? Как выстраивать взаимодействие с семьей в столь тонком направлении деятельности? Наличие этих и ряда других вопросов говорит об актуальности выбранной нами темы работы творческой группы ДОУ: «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников».
Цель работы — определить насколько велико значение духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
1.Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.
Детская картина мира — это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.
В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении сформулированы основные задачи ДОУ:
• охрана жизни и укрепление здоровья детей;
• обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
• осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Решение этих задач дошкольного воспитания является сложной проблемой.
Сложности связаны с тем, что современные дети уже при рождении имеют проблемы со здоровьем, как физические, так и психологические.
- Роль семьи в формировании личности ребенка.
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Для улучшения самочувствия детей важное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Необходимо налаживание более тесной связи с семьей: посещение родителями группы, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, утренниках.
Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали бы ему добиться нужного результата.
Если родители не будут поддерживать действия воспитателей, либо противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и педагогическим коллективом в целом.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им преодолеть собственный авторитаризм, увидеть мир с позиции ребенка, относиться к своему ребенку, как к личности, знать сильные и слабые стороны ребенка, формировать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах.
Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.
3.Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)
Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
Цель сказки — не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.
Приемы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Образовательный процесс можно осуществлять:
1. в ходе непосредственно образовательной деятельности;
2. в ходе режимных моментов;
3. в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
4. при организации самостоятельной детской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, разработка программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей обладает особой значимостью и актуальностью. Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
«В детстве, – писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»
Список литературы
- Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., 2001.;
- Гранкин А.Ю., Бабаян А.В. Семья как пространство нравственности / Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность». – Пятигорск: ПГЛУ, 2005 ;
- Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.;
- Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М. : ТЦ Сфера, 2003г.
nsportal.ru
Статья по теме: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.
«Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он — засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
В современном обществе каждый родитель начинает переживать о духовном воспитании своего ребенка. Недаром почти каждый стал задаваться вопросом: «А каким мой ребенок будет в будущем?». Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально — экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально — нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо
создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так
как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании
подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России
отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Целью же является: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.
В условиях реализации ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего
народа и уважения к представителям других национальностей;
• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт)
• воспитание уважительного отношения к труду
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир.
Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Нравственное воспитание дошкольника — это целенаправленное педагогическое воздействиепо ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных
представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной
литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает
в себя все ценности родного языка.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного
возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ
«Перспектива», 2012.-248с.
3. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с..
4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие
для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и
доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.
5. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. — 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ,2005. -72 с.
6.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для
педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез,
2008.-128с.
7.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. В.Н.
Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.
nsportal.ru
Статья (старшая, подготовительная группа) на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Астахова Инна Александровна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонек» г. Поронайска»
(МБДОУ №8 «Огонек» г. Поронайск)
Воспитатель
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
«Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце –
способность к общению, к признанию равенства душ…»
С. Соловейчик.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в эти годы, для которых характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, являются благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.
Духовно-нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием и осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние бывает неадекватным требованиям морали.
Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям [3, с.124-128]. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств, разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с ребенком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется комплексно, через разные виды деятельности. Мы используем средства живописи, музыки, декоративно-прикладного творчества, физического развития детей. Мы поставили перед собой следующие задачи: приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). Дать представления о сообществах: о семье, о родственниках, о друзьях, о соседях, о знакомых. Обогатить знания детей о родном крае («малой родине»), Родине – стране, дать знания о символике нашего государства. Познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарем, русскими народными играми.
Развивающая работа была построена в соответствии с разработанным тематическим планом по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. Работа проводилась по всем образовательным областям через:
— организованную деятельность детей по темам «Моя семья», «Я люблю свой детский сад, и район где я живу», «На берегу залива Терпения (путешествие по фотографиям и иллюстрациям»», «Законы, по которым мы живем», «По Новогодней карте», «Наша Родина – Россия», «Живем в России», «Москва – столица нашей Родины», «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника отечества), «Моя мама» (ко Дню 8 Марта), «Отражение русских традиций в национальном костюме», «Наши космонавты» (ко Дню космонавтики), «Наше государство – Российская Федерация», «Этот День Победы», «Поронайск прежде и теперь».
— совместную деятельность педагогов и детей: регулярные экскурсии в Поронайский краеведческий музей. Дети познакомились с культурой коренных жителей Сахалина, особенностями сахалинской форы и фауны, историей освоения Сахалина и Курильских островов; просмотры видеофильмов, картин, прослушивание аудиозаписей, чтение книг и создание проблемных ситуаций с их дальнейшим обсуждением. Это влияет на более глубокое восприятие детьми значимых моментов. Так как мышление детей старшего дошкольного возраста наглядно-образное, это способствует более прочному запоминанию и осмыслению воспринимаемого материала; посещение массовых народных праздников: «День города», «Масленица» и т.д. с целью более глубокого приобщения детей к народной культуре.
— игры, досуги, развлечения: КВН «Моя страна – Россия», народные игры, показ вертепа со сценами Христа, акции «Поможем птицам зимой» (изготовление кормушек), постройки горок из снега для детей младшей группы
— свободную деятельность детей и родителей: совместные домашние задания: изготовления поделок и т.д., участие в спектаклях ДОУ, выставка «Семейные реликвии», выставка детских рисунков, семейный праздник «Моя родословная», изготовление русского национального костюма для подиума «Сударушка», участие в спортивных развлечениях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Спорт — это сила», совместные экскурсии с родителями по городу.
Работа по духовно-нравственному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, а первые учителя ребенка. Привлечение родителей к данной проблеме способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
• Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом крае и страны.
• Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
• Счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
Также мы используем такие формы работы с родителями как семинары-практикумы, круглые столы, тематические встречи, встречи со священнослужителями, тематические беседы, консультации.
В результате систематической работы у детей было сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание и радоваться за других. Ребята приобщились к православной культуре, познакомились с формами традиционного семейного уклада, пониманием своего места в семье. Сформировалось деятельное отношение к труду. А также ответственность за свои дела и поступки.
Таким образом, мы можем сказать, что проводимая нами работа, направленная на развитие духовно-нравственных норм у детей, дает положительный результат. Нормы, заложенные в детстве, сохраняются на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.
Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, если все это пронизано духовно-нравственным воспитанием
Список литературы:
- Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.//Управление ДОУ. 2009 №1
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой.- М.:Просвещение,2007.
3. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 2009.
4. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.//Управление ДОУ.2006.№8
5. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М .,2003.
6. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.-М.:Мозаика – Синтез,2011.
7. Ривикина Е.К. Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.//Управление ДОУ, 2015.№1.
8. С чего начинается Родина? /Под ред. Л.А. Конрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
9. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика,2016.№6.
nsportal.ru