Эффективным методом воспитания у детей самостоятельности является – Эффективным методом воспитания у детей самостоятельности является

Содержание

Эффективным методом воспитания у детей самостоятельности является

Самостоятельный ребенок — мечта большинства родителей. Сформировать у дошкольника самостоятельность, значит решить 3 задачи, тесно между собой связанных:

  • Задача 1. Развить у ребенка самостоятельность в области познавательных навыков. Ваш малыш должен сам не только овладевать новыми знаниями, но и уметь их оценивать с мировоззренческих позиций. Помните: «Что такое хорошо…»;
  • Задача 2. Полученные знания нужно уметь применять на практике. «Сделай сам»;
  • Задача 3. Как найти такие игры и методики, чтобы решить первые 2 задачи.

Что педагогика понимает под самостоятельностью

Самостоятельность не является характеристикой абстрактной. И такая деятельность детей — всегда имеет конкретную направленность. Выделим основы самостоятельности ребенка дошкольного возраста:

  • он должен уметь обособлять свою позицию в различных ситуациях;
  • он без посторонней помощи планирует свою деятельность и даже сам способен приобретать новые умения;
  • он адекватно оценивает свои поступки, сравнивая с поступками других дошкольников;
  • он свои игры подчиняет определенным целям, стремясь получить результат.

Алгоритм действия ребенка можно представить триадой: возник мотив — составляю план — получаю результат. В разных ситуациях — игровых и бытовых, малыш должен действовать в соответствии с этой триадой. И чем больше он проявит инициативы, тем лучше.

Кризис трехлетнего возраста

Малыш в 3 года уже осознает себя личностью. Причем личностью отдельной, индивидуальной. Если взрослые в это время тотально ему все навязывают и полностью его контролируют с помощью системы запретов, то развитие самостоятельности у детей будет невозможно.

Часто у детей старше 3-х летнего возраста проявляется сильное упрямство. Это прямое доказательство, что ваш ребенок переживает серьезный кризис. В различных обстоятельствах на простые вопросы вы можете получить детский отказ: «Хочешь мороженое»? — «Нет». Пойдешь со мной в магазин»? » — Не хочу». Так у малыша уже в 3 года, в наихудшем варианте, «воспитание» самостоятельности может привести не только к негативизму и упрямству, но и к строптивости и эгоизму. Такие «умения» мало кому по

ditiivospitanie.xyz

Воспитание самостоятельности у детей

Знаете ли вы, что:

При регулярном посещении солярия шанс заболеть раком кожи увеличивается на 60%.

Большинство женщин способно получать больше удовольствия от созерцания своего красивого тела в зеркале, чем от секса. Так что, женщины, стремитесь к стройности.

Человек, принимающий антидепрессанты, в большинстве случаев снова будет страдать депрессией. Если же человек справился с подавленностью своими силами, он имеет все шансы навсегда забыть про это состояние.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.

Наши почки способны очистить за одну минуту три литра крови.

Когда влюбленные целуются, каждый из них теряет 6,4 ккалорий в минуту, но при этом они обмениваются почти 300 видами различных бактерий.

В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.

Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.

Самое редкое заболевание – болезнь Куру. Болеют ей только представители племени фор в Новой Гвинее. Больной умирает от смеха. Считается, что причиной возникновения болезни является поедание человеческого мозга.

Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.

Люди, которые привыкли регулярно завтракать, гораздо реже страдают ожирением.

Общеизвестный препарат «Виагра» изначально разрабатывался для лечения артериальной гипертонии.

Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.

www.neboleem.net

Статья на тему: 10 правил воспитания самостоятельности у дошкольника

«Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других»

П.Ф.Лесгафт

        Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. И в этот период главным для родителей и воспитателей является умение правильно реагировать на поведение ребёнка, направлять, поддерживать и создавать все необходимые условия для этого.

10 правил воспитания самостоятельности у дошкольника

1. Не показывай, а говори.

        С момента, когда ребёнок начинает понимать взрослую речь, у него формируется наглядно-действенное мышление по типу «Вижу-делаю». Малыш полностью копирует поведение и действия взрослых. Однако именно в этот период он уже способен выполнить простые поручения: «Принеси мяч», «Покажи, где собака». С удовольствием выполняя их, ребёнок проявляет первое стремление к самостоятельности.

        Общаясь с ребёнком на протяжении всего дошкольного периода, старайтесь меньше показывать способы действия, а больше давать словесные указания. Так вы постепенно формируете наглядно-образное, а позднее и словесно-логическое мышление, являющиеся неотъемлемой частью развития самостоятельности у дошкольника.

2. Формируй самоконтроль и взаимоконтроль.

        Учите ребёнка контролировать свои действия. Любое самостоятельное действие не может быть выполнено без самоконтроля. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах её выполнения.

        Предлагайте ребёнку в самостоятельной деятельности или в процессе организованного занятия самому отсчитывать определённое количество упражнений, следить за качеством выполнения задания, доводить начатое до конца.

        Процесс взаимоконтроля у дошкольников проходит значительно легче, ведь ребёнку проще оценить правильность выполнения задания младшим братом или сверстником, чем самим собой. Однако именно на этом этапе формируется умение наблюдать, анализировать и делать выводы. Такие способности являются важным критерием развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

3. Учи анализировать.

        Умение анализировать свои действия, делать выводы – способность характерная для воспитанников старшего дошкольного возраста. Ребёнок с радостью принимает похвалу за правильно выполненное задание и в большинстве случаев отрицает критику со стороны взрослого или сверстника. Не смотря на это, необходимо давать адекватную оценку действия старшего дошкольника и способствовать формированию у него умения самому правильно себя оценивать.

        Для этого в заключительной части образовательной деятельности можно предложить детям рассказать о том, что у них получилось на занятии, а над чем надо поработать. Подсказывайте каждому ребёнку способы достижения желаемого результата. Впоследствии дети сами будут способны на такой анализ.

4. Обогащай жизненный опыт.

        Детям до двух лет свойственна некоторая «асоциальность», но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний «нормативности» действий. Маленькие шкоды и берутся за такие действия только для того, чтобы порадовать маму новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное — самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот `всеобщий результат` или `всеобщий эффект` — непременное условие становления подлинной самостоятельности.

        Чем богаче и разнообразнее уровень знаний дошкольника, тем легче ему принять правильное решение в той или иной ситуации, тем проще разобраться в «можно» и «нельзя».

        Отвечайте на бесконечные вопросы ребёнка, организуйте прогулки за пределы детской площадки, берите его в путешествие, читайте и рассматривайте иллюстрации, обсуждайте поступки мультипликационных героев, то есть делайте всё возможное для обогащения жизненного опыта дошкольника.

 

5. Поощряй инициативу.

        Среди взрослых известно выражение: «Инициатива наказуема». К сожалению, и среди детей она в большинстве случаев не приветствуется. Зачастую инициатива, проявленная дошкольником, заканчивается изрисованными обоями, разбитой посудой или перепачканной одеждой. Это так раздражает взрослых!

        Наберитесь терпения, спокойным тоном расскажите, что малыш сделал неправильно, как надо было поступить, чтобы избежать таких последствий. Ведь подавляя инициативу, вы можете подавить её навсегда, и уже в школьном возрасте подростка трудно будет допроситься пропылесосить, приготовить завтрак или помочь младшей сестрёнке изготовить поделку для школьной выставки.

6. Развивай творчество и фантазию.

        Известно, что формируя творческие умения и фантазию ребёнка, мы развиваем у него умение предвидеть результат своей деятельности, предполагать все возможные варианты развития событий. Такая способность особенно необходима, когда мы поручаем дошкольнику ответственное задание или когда он остаётся дома один.

        Для этого создавайте проблемные ситуации, предлагайте детям решать их. Особенно актуальна так называемая кейс-технология, которая предполагает проблему и различные способы её решения. При этом выбор остаётся за ребёнком.

        Особое значение в формировании творческих способностей уделяется изобразительной деятельности, музицированию, ТРИЗ. Предлагайте дошкольникам дорисовать фигуру, придумать мелодию или новое окончание знакомой сказки, исполнить танец или составить рассказ по картинке.

7. Давай право выбора.

        Ежедневно мы, взрослые, делаем выбор за ребёнка, когда предлагаем то или иное платье на утренник в детский сад, выбирая блюдо на завтрак, покупая продукты или организуя прогулку. Однако для воспитания самостоятельности у дошкольника полезно предоставлять право выбора самому ребёнку.

        Предложите дочке выбрать платье, которое она хочет надеть сегодня, спросите у сына, что он хочет на завтрак: омлет или яичницу, куда хотел бы пойти на прогулку и что купить: яблоки или бананы. Покажите, что для вас важно, чтобы выбрал именно ребёнок, что вы уважаете его мнение. Таким образом вы формируете у дошкольника умение делать выбор в пользу верного решения проблемы в любой сложившейся ситуации.

8.  Повышай самооценку и уверенность в себе.

        Именно развитие самооценки на том или ином уровне позволяет ребенку оценивать себя и окружающих, воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность во всех видах деятельности: будь-то общение со сверстниками и взрослыми, игра, самообслуживание.

        Для дошкольного возраста характерна завышенная дифференцированная самооценка. Такая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира. К концу дошкольного возраста самооценка ребенка начинается становиться более гармоничной. Дети воспринимают себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

        Важно формировать адекватную самооценку у дошкольника, ведь заниженная самооценка не позволит ребёнку достичь желаемого результата, а слишком завышенная – в случае неудачи или проигрыша может привести к эмоциональному срыву малыша.

        

9. Доверяй.

        В любом случае доверяйте маленькому ребёнку, даже если чувствуете ложь. Нередко взрослые сами провоцируют ребенка на ложь. Дети нуждаются в нашей поддержке и сотрудничестве с нами, им важно чувствовать себя защищенными, знать, что у них есть тыл. Те, кто не обманывает родителей, ощущают такую связь со взрослыми. Напротив, те, кто врет систематически, нередко делают это потому, что атмосфера в семье построена на искаженных и даже манипуляторских отношениях, в ней нет атмосферы доверия.

        Доверие – это фундамент, на котором строятся отношения. «Помните о презумпции невиновности, – говорит Анатолий Северный. – Ребенок имеет право на уважение, и априори подвергать его слова сомнению нельзя».

        Только доверие и уважительное отношение способно научить ребёнка с уверенностью делать выбор, высказывать своё мнение, принимать решение (даже если оно не совсем верное), поступать так или иначе в различных жизненных ситуациях.

10. Создавай условия.

        Формирование самостоятельности, по мнению Л.С. Выготского, во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи. Благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. А для этого необходимо создать условия.

         Если мы говорим о воспитании самостоятельности, то ребёнок должен находиться в безопасных условиях, в условиях развивающего обучения. Окружите дошкольника игрушками, играми, предметами, книгами безопасными для его физического, умственного, нравственного здоровья. Дайте возможность маленькому почемучке создать своё пространство, отделиться от мира взрослых, мира тотального контроля, замечаний и упрёков.

nsportal.ru

Самый эффективный метод воспитания у детей самостоятельности. Особенности воспитания самостоятельности у детей

Екатерина Морозова

Время на чтение: 13 минут

А А

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему

www.fanfanclub.ru

Тест по теме: Тесты для аттестации педагога дополнительного образования

Тесты для аттестации педагогических работников системы дополнительного образования (демоверсия)

Общая педагогика, методика

1. Какие из мотивов не относятся к познавательным:

  • мотивы самообразования;
  • учебно-познавательные;
  • социального сотрудничества

2. Какому этапу занятия соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?

  • этапу подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
  • этапу усвоения новых знаний;
  • этапу закрепления новых знаний

3. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:

  • общая психология
  • возрастная психология
  • педагогическая психология
  • все ответы верны

4. Какой из методов устного изложения дает обратную связь:

  • рассказ
  • объяснение
  • лекция
  • беседа

5. Какова первая ступень познавательной деятельности учащихся?

  • запоминание
  • осмысление
  • восприятие
  • ощущение

6. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:

  • темперамент
  • способности
  • характер
  • задатки

7. Основными условиями развития личности ребенка являются:

  • формирование мотивов поведения
  • развитие чувств
  • развитие воли
  • все ответы верны

8. Что называется обучением?  Выберите правильный ответ:

  • Обучение — это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни
  • Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками
  • Обучение — процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни
  • Обучение — это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение
  • Обучение — это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков

9. Развитие — это (выберите правильный ответ):

  • накопление количественных изменений в организме человека
  • уничтожение старого и возникновение нового
  • количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов
  • целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств

10. Какую из приведенных форм нельзя рассматривать как активную форму обучения в дополнительном образовании:

  • игра
  • дискуссия
  • просмотр видеозаписи
  • экскурсия

11. Продолжите мысль: «Анкетирование – это:

  • средство воспитания личности в коллективе
  • наблюдение за поведением детей на экскурсии
  • активизация познавательной деятельности учащихся
  • прием обучения использованный учителем
  • метод массового сбора материала при помощи опросников

12. Наглядными методами обучения являются:

  • графические работы, лабораторные работы,
  • работа с книгой
  • беседа, рассказ, школьная лекция, инструктаж
  • составление таблиц, графиков, диаграмм
  • иллюстрация, демонстрация

13. Развитие творческих способностей происходит эффективнее при применении педагогом следующих методов:

  • объяснительно-иллюстративного
  • репродуктивного
  • частично-поискового

14. К активным методам обучения относятся:

  • объяснение
  • рассказ
  • игра
  • беседа

15. К познавательным методам мотивации относятся:

  • создание ситуации успеха
  • прогнозирование будущей деятельности
  • выполнение творческих заданий

16. Образовательный мониторинг – это:

  • система наблюдения и изучения деятельности обучающихся по определенным критериям
  • сопоставление полученных результатов с предполагаемыми или заданными
  • система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития
  • систематическая процедура сбора данных по важным образовательным аспектам

17. Дифференцированный подход в образовательной программе — это такая организация образовательной деятельности, которая ориентирована

  • на индивидуальные особенности обучающихся
  • на особенности группы детей
  • на направленность образовательной программы

18. Результативность образовательного процесса это:

  • степень соответствия реально полученных результатов результатам прогнозируемым
  • совместное взаимодействие педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе
  • приобретенные знания, умения, способности, которые освоил ребенок в образовательном процессе

19. Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является:

  • игровая деятельность
  • общественно-полезная деятельность
  • учебно-профессиональная деятельность

20. Модель воспитания, где реализуется гуманизация педагогического процесса:

  • личностно-ориентированная
  • авторитарно-регламентирующая
  • либерально-разрешающая

21. Отклонения в развитии, вызванные неблагоприятными формами семейного воспитания могут привести к:

  • социально-педагогической запущенности
  • задержке психического развития
  • недоразвитию интеллекта

22. В основе современной теории воспитания находится:

  • Семья
  • Коллектив
  • Личность ребенка

23. Какая образовательная функция предполагает формирование отношения воспитанников к учению, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим:

  • обучающая
  • воспитывающая
  • рефлексивная

24. Способность ученика к интерпретации материала  соответствует следующему уровню освоения знаний:

  • понимание
  • знание
  • оценка

25. Авторитарное воспитание – это:

  • целенаправленный процесс творческого развития личности
  • формирование идейных убеждений и мировоззренческих позиций для эффективного преодоления трудностей жизни
  • воспитание в духе беспрекословного подчинения воспитанника воле воспитателя

26. Какая из этих категорий определяет все остальные:

  • отношение
  • ценности
  • поведение
  • поступок

27. Эффективным методом воспитания у детей самостоятельности является:

  • тотальный контроль
  • предоставление абсолютной свободы действий
  • метод ситуации свободного выбора

28. Добровольное объединение педагогических работников  для совместного практического решения проблем и обмена опытом называется:

  • педагогический совет
  • методическое объединение
  • лаборатория

29. Кто на Ваш взгляд , несет основную ответственность за воспитание:

  • сам человек
  • семья
  • образовательное учреждение
  • государство

30. Какими видами тестирования педагог может сопровождать образовательный процесс:

  • прогностическое
  • диагностическое
  • ориентированное на обратную связь
  • все ответы верны

Нормативно-правовая база

1. В каком году принята Конвенция о правах ребенка?

2. На что согласно Конвенции должно быть направлено образование ребенка?

  • на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка;
  • на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
  • все ответы правильны

3. Каким документам регламентируются требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности УДОД:

  • Уставом учреждении
  • Законом РФ «Об образовании»
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями

4. Нормативно-правовой документ, который в обязательном порядке должен содержать положения о правах и обязанностях педагога – это:

  • правила внутреннего трудового распорядка
  • устав учреждения дополнительного образования детей
  • типовое положение об УДОД
  • должностная инструкция.

5. Имеют ли педагоги УДОД право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний воспитанников?

  • нет, не имеют
  • имеют право только на свободу выбора и использования методик и материалов обучения и воспитания
  • имеют право только на свободу выбора и использования методов оценки знаний воспитанников
  • имеют право на свободу выбора и использование, как методик обучения и воспитания, так и учебных пособий и материалов, методов оценки знаний воспитанников.

6. Ответственность за повышение квалификации педагога несет:

  • директор учреждения
  • заведующий отделом
  • сам педагог
  • методист учреждения
  • Институт непрерывного педагогического образования

7. Каким документом закреплено право ребенка заниматься в нескольких объединениях дополнительного образования и менять их:

  • Устав учреждения
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
  • Закон РФ «Об образовании»

8. Основным нормативно-правовым документом, регулирующим образовательный процесс учреждения дополнительного образования является:

  • Закон «Об образовании»
  • Конституция Российской Федерации
  • Устав учреждения
  • Программы дополнительного образования

9. Участниками образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей являются дети:

  • до 16 лет
  • до 14 лет
  • до 18 лет

10. Дополнительное образование как особая сфера образования впервые было официально обозначено в Законе РФ «Об образовании» в:

  • 1992 году
  • 1991 году
  • 1990 году

11. Язык (языки), на котором (которых) ведется образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей определяется:

  • Законом «О государственных языках народов РФ»
  • Конституцией РФ
  • Уставом учреждения
  • Концепцией модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года

12. Для включения в трудовой договор с педагогическим работником обязательным является:

  • условие об обязательном социальном страховании работника
  • условие об испытании
  • условии о систематическом повышении квалификации

13. За совершение дисциплинарного проступка к работнику может быть применено дисциплинарное взыскание:

  • удержание с заработной платы
  • выговор
  • обязанность по отработке

14. Основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка, согласно Конвенции о правах ребёнка, несут:

  • мать
  • отец
  • оба родителя или лица их заменяющие
  • образовательное учреждение

15. Имеет ли право работник отказаться от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда:

  • имеет
  • не имеет такого права
  • имеет, за исключением некоторых случаев

Специфика дополнительного образования

1. Кто комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения?

  • директор;
  • педагог дополнительного образования;
  • методист;
  • руководитель структурного подразделения.

2. Содержание деятельности объединения УДОД определяется:

  • Директором учреждения
  • Методическим советом учреждения
  • Педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образования
  • Министерством образования

3. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются:

  • Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей
  • Уставом учреждения
  • приказом директора учреждения
  • приказом управления образования

4. Могут ли участвовать в работе объединений совместно с детьми их родители (законные представители)?

  • да, могут
  • нет, не могут
  • могут, без включения в основной состав
  • могут, с разрешения выше стоящих органов управления образования.

5. Документ, формирующий содержание дополнительного образования называется:

  • учебным планом
  • расписанием
  • образовательной программой
  • учебно-тематическим планом.

6. Наиболее правильно раскрывает взаимоотношения педагога и воспитанника правило:

  • делай, как я
  • дерзай
  • не подведи
  • поддержи

7. Какое из приведенных принципов не характеризует дополнительное образование детей:

  • добровольность
  • ориентация на интересы детей
  • элитарность
  • светский характер обучения
  • общедоступность

8. Какую из приведенных задач нельзя рассматривать как задачу дополнительного образования детей?

  • обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды
  • компенсация, отсутствующих в основном образовании, тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности
  • подготовка обучающихся к ЕГЭ
  • содействие учащемуся в выборе индивидуального образовательного маршрута и определением темпа его освоен

9. Укажите, каким не может быть уровень реализации образовательных программ в УДОД:

  • общекультурный
  • профессионально-ориентированный
  • углубленный
  • ознакомительный

10. Какая из перечисленных программ является целенаправленной, контролируемой программой по созданию и апробированию нового содержания, новых технологий дополнительного образования или управления педагогическим процессом?

  • авторская;
  • типовая;
  • модифицированная;
  • экспериментальная

11. Что является обязательным при приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, музыкальные и хореографические объединения?

  • справка о месте жительства ребенка;
  • характеристика из школы;
  • медицинское заключение о здоровье;
  • свидетельство о рождении.

12. Дополнительное образование детей в детском коллективе реализуется на основе:

  • учебного плана
  • образовательной программы
  • программы развития учреждениям
  • производственного плана

13. Разработка и утверждение образовательных программ дополнительного образования детей относятся к компетенции:

  • Министерства образования
  • образовательного учреждения
  • органов управления

14. Что предполагает углубленный уровень освоения программы:

  • формирование теоретических знаний, практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности
  • достижение повышенного уровня образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального образования
  • развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенной образовательной области, обогащение опыта общения, совместной образовательной области

15. Что предполагает общекультурный уровень освоения программы:

  • формирование теоретических знаний, практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности
  • достижение повышенного уровня образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального образования
  • развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенной образовательной области, обогащение опыта общения, совместной образовательной области

16. Что предполагает профессионально ориентированный уровень освоения программы:

  • формирование теоретических знаний, практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности
  • достижение повышенного уровня образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального образования
  • развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенной образовательной области, обогащение опыта общения, совместной образовательной области

17. Какие программы можно отнести к типовым:

  • программа утверждается Министерством образования по той или иной области или направлению деятельности
  • программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий
  • полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это предложение средств решения проблемы в образовании, обязательно отличается новизной, актуальностью
  • программа, измененная с учетом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания

18. Какие программы можно отнести к модифицированным:

  • программа утверждается Министерством образования  по той или иной области или направлению деятельности
  • программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий
  • полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это предложение средств решения проблемы в образовании, обязательно отличается новизной, актуальностью
  • программа, измененная с учетом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания

19. Какие программы можно отнести к экспериментальным:

  • программа утверждается Министерством образования по той или иной области или направлению деятельности
  • программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий
  • полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это предложение средств решения проблемы в образовании, обязательно отличается новизной, актуальностью
  • программа, измененная с учетом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания

20. Какие программы можно отнести к авторским:

  • программа утверждается Министерством образования  по той или иной области или направлению деятельности
  • программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий
  • полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это предложение средств решения проблемы в образовании, обязательно отличается новизной, актуальностью
  • программа, измененная с учетом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания

21. Большой вклад в теорию и практику внешкольного образования внес:

  • С.Т. Шацкий
  • А.В.Петровский
  • А.С.Макаренко
  • Л.Н.Толстой

22. К видам учреждений дополнительного образования детей относятся:

  • студии, кружки, театр
  • лаборатории, мастерские
  • дворцы, центры, дома

23. В каких из перечисленных ниже журналов можно найти нормативные документы по вопросам дополнительного образования:

  • «Педагогика»
  • «Внешкольник»
  • «Начальная школа»
  • «Психология»

24. Дополнительное образование детей — это:

  • особая форма взаимодействия педагогов и детей, направленное на организацию совместной деятельности
  • мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, профессионально, личностно
  • наполнение содержания образования общекультурными компонентами, повышение общекультурного потенциала детей

nsportal.ru

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста

Самостоятельный ребенок — мечта большинства родителей. Сформировать у дошкольника самостоятельность, значит решить 3 задачи, тесно между собой связанных:

  • Задача 1. Развить у ребенка самостоятельность в области познавательных навыков. Ваш малыш должен сам не только овладевать новыми знаниями, но и уметь их оценивать с мировоззренческих позиций. Помните: «Что такое хорошо…»;
  • Задача 2. Полученные знания нужно уметь применять на практике. «Сделай сам»;
  • Задача 3. Как найти такие игры и методики, чтобы решить первые 2 задачи.

Что педагогика понимает под самостоятельностью

Самостоятельность не является характеристикой абстрактной. И такая деятельность детей — всегда имеет конкретную направленность. Выделим основы самостоятельности ребенка дошкольного возраста:

  • он должен уметь обособлять свою позицию в различных ситуациях;
  • он без посторонней помощи планирует свою деятельность и даже сам способен приобретать новые умения;
  • он адекватно оценивает свои поступки, сравнивая с поступками других дошкольников;
  • он свои игры подчиняет определенным целям, стремясь получить результат.

Алгоритм действия ребенка можно представить триадой: возник мотив — составляю план — получаю результат. В разных ситуациях — игровых и бытовых, малыш должен действовать в соответствии с этой триадой. И чем больше он проявит инициативы, тем лучше.

Кризис трехлетнего возраста

Малыш в 3 года уже осознает себя личностью. Причем личностью отдельной, индивидуальной. Если взрослые в это время тотально ему все навязывают и полностью его контролируют с помощью системы запретов, то развитие самостоятельности у детей будет невозможно.

Часто у детей старше 3-х летнего возраста проявляется сильное упрямство. Это прямое доказательство, что ваш ребенок переживает серьезный кризис. В различных обстоятельствах на простые вопросы вы можете получить детский отказ: «Хочешь мороженое»? — «Нет». Пойдешь со мной в магазин»? » — Не хочу». Так у малыша уже в 3 года, в наихудшем варианте, «воспитание» самостоятельности может привести не только к негативизму и упрямству, но и к строптивости и эгоизму. Такие «умения» мало кому понравятся. А когда в семье растет один ребенок дошкольного возраста, иногда самым «махровым образом» расцветает детский деспотизм. Тут уже никакие игры не помогут. В таких ситуациях должны разбираться детские психологи.

Предоставьте ребенку возможность выбора

Как же действовать родителям, которые хотят развивать самостоятельность ребенка? Ваш малыш в бытовых ситуациях должен иметь возможность делать самостоятельный выбор:

  • какой игрушкой он хочет играть;
  • апельсин или яблоко на завтрак;
  • карандашами или красками будет рисовать;
  • что он хочет рисовать;
  • гулять с папой во дворе или пойти с мамой в гости к ее подруге.

Ну и, конечно, нельзя на корню подавлять инициативы ребенка. Взрослым только нужно обязательно контролировать рамки поведения детей. Это нужно для того, чтобы гарантировать занятиям ребенка безопасность. У детей нет навыка, предвидящего опасность. Его тоже нужно формировать, как и развитие самостоятельности.

Терпеливо двигаемся по ступеням самостоятельности

В процессе, когда у ребенка происходит воспитание самостоятельности, с самого раннего возраста можно выделить 3 ступени:

  1. Учите малыша в различных бытовых ситуациях действовать без лишнего напоминания — после игры сам убери игрушки, сам помой руки перед едой, скажи «спасибо» бабушке за пирожки. Эти элементарные умения являются базовыми у дошкольников любого возраста.
  2. Это сложный этап, который характеризует самостоятельность ребенка высокого уровня. Научился убирать свои игрушки, помоги маме подмести пол или разложить вещи в шкафу. Принеси бабушке, которая пришла в гости, стул или дай ей стакан воды. Можно моделировать такие ситуации и следить за проявлением различных качеств малыша. Например, папа потерял очки. А как же он их найдет, если теперь не видит. Ребенок помогает их искать (очки, конечно, лежат на видном месте) и получает навык умения оказать помощь другому человеку.
  3. Это уже этап далекого переноса. Вы обсуждали с малышом проблему, что в транспорте пожилым людям не уступают место. И вот ваш ребенок спешит уступить место незнакомой старушке. А в песочнице он помогает малышам набирать песок в ведерко. У вас растет самостоятельный человек дошкольного возраста.

Так, отталкиваясь чаще всего от игры, вы движетесь по ступеням, на которых формируется развитие самостоятельности вашего малыша.

Откажитесь от режима из-под палки

Важным элементом, который входит в воспитание самостоятельности дошкольников, является обучение навыкам самообслуживания. То, что взрослые делают легко и привычно, детям иногда может даваться с большим трудом. Какого бы возраста не был ребенок, никогда нельзя действовать в режиме «из-под палки». Это вообще не метод современного воспитания. Конечно, какие-то умения силой можно «вбить». Но, из различных методов, это худший. Используйте личный пример, игры, моделирование поведения в различных бытовых ситуациях и т.д. Учите ребенка действовать по-настоящему самостоятельно. Но никогда не применяйте грубую силу. Не подавляйте в малыше его фантазии и поощряйте его инициативы. Это единственный, пусть и более трудный, путь к успеху.

Делай, как я

Малыш дошкольного возраста с большим удовольствием копирует взрослых в различных ситуациях. Так можно развивать в ребенке умения умыться утром, чистить зубы, помыть руки перед едой.

Вводите в процесс некоторые элементы игры. Например, вы громко объявляете: «Кто сегодня первым идет чистить зубы»? «Тот сам выбирает на завтрак банан он будет или яблоко». В таких ситуациях вы поддерживаете у ребенка состояние постоянного, но самостоятельного выбора. Он сам принял решение почистить зубы, сам это сделал, сам выбрал себе фрукты на завтрак. А можно посоревноваться. «Кто первый оденется на прогулку»? «Кто лучше всех заправит постель»? Такое проигрывание простых бытовых моментов, позволяет привить ребенку умение самостоятельно действовать в жизненных ситуациях.

Обязательно моделируйте для малыша условия личной инициативы. Сделайте вид, что вы задержались у дверей ванной комнаты. Наблюдайте, что делает ребенок. Умывается сам? Чистит зубы? Если это так, то значит поздравьте себя с маленькой победой и двигайтесь дальше. В режиме «делай, как я» можно с раннего возраста учить ребенка самостоятельно одеваться и обуваться.

Давай оденем куклу Катю

Из различных игр, игры с куклами очень полезны. Они помогают развивать многочисленные умения. Как научить малышей дошкольников порядку, в каком следует одеваться? А все очень просто. «Давай оденем куклу перед прогулкой». «Давай Катю разденем после прогулки» и т.д. В таких ситуациях вы знакомите ребенка:

  • с порядком одевания и раздевания;
  • с выбором сезонной одежды;
  • с одеждой на разные ситуации — спортивной, домашней, праздничной.

Приручил — отвечай

Вопрос животных в доме — сложный и ответственный. Они, конечно, прибавят вам бытовых забот. Но в многочисленных житейских ситуациях именно животные становятся вашими лучшими помощниками.

Когда тебе с раннего возраста необходимо о ком то заботиться, то ты и сам невольно становишься более взрослым и самостоятельным. Неважно, будет это хомячок или рыбки в аквариуме, собака или канарейка. При уходе за любым животным возникает масса различных ситуаций, когда ребенок может быть поставлен в условия различной инициативы. Детям дошкольного возраста очень нравится рвать травку для хомячков, кормить рыбок, гулять с собакой (конечно в присутствии взрослых), менять воду канарейке. Даже трудно перечислить все умения, которые при это возникают и совершенствуются. И, конечно, игры с животными всегда очень полезны.

Специалисты отмечают, что те малыши, кто с раннего возраста заботится о своих питомцах, удивительным образом демонстрируют такие умения, которым, вроде, их не учили. Они умеют самостоятельно одеваться, убирать у себя в комнате игрушки, складывать свои вещи в шкаф. Так у дошкольников в результате жизни-игры с домашними питомцами значительно растет уровень самостоятельности.

Осторожность прежде всего

Когда ребенок самостоятельно пробует острым ножом резать хлеб, включать газовую плиту или утюг, то для взрослых наступают трудные времена. Множество различных опасностей подстерегают наших дошкольников. Здесь требуются особые умения и навыки. Иногда просто игры вам ничем помочь не могут. И система строжайших запретов также не гарантированно безопасна. Подавите в себе первое естественное желание кричать малышу:»Не смей никогда этого делать, нельзя»! Запретный плод, сами знаете, каким бывает. Обучайте ребенка навыкам владения сложными приборами спокойно. Терпеливо объясняйте ему все опасности игр с ними и последствия несанкционированных включений.

myintelligentkids.com

Статья ( группа) на тему: Воспитание самостоятельности у детей второго года жизни

Воспитание самостоятельности у детей второго года жизни

Самостоятельность – серьезное приобретение человека, она зарождается в раннем возрасте. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая свойства личности. Об этом нужно помнить родителям и не оставлять развитие самостоятельности на потом. Дети растут незаметно. Приходит пора, идти в школу, и тут перед взрослым проблема самостоятельности ребенка встает со всей очевидностью. Чтобы избежать расстройства по поводу того, что когда-то проглядели, не успели, не придали значения воспитанию самостоятельности ребенка, вернемся к его младенческим годам.

Ребенок второго года жизни многое умеет: сам ходит, стремится как можно больше узнать. Ему необходим взрослый, чтобы быстрее понять этот сложный мир. Ему хочется быть все время рядом с взрослым, хочется быть похожим на него, отсюда огромное стремление во всем подражать.

«Не лезь, разобьешься!» — предостерегает мама, увидев, как сынишка пытается вскарабкаться на высокую скамейку, чтобы сидеть на равных. «Давай уж сам тебя одену, и так опаздываем!» — говорит отец. Как часто порой нам не хватает терпения, как часто мы пытаемся выгадать время, и не замечаем, что этим обкрадываем ребенка: ограничиваем его активность, гасим стремление к самостоятельности.

В жизни можно встретить и другую крайность, когда воспитание малыша пускается на самотек, когда взрослый оправдывает свое внимание к ребенку хронической нехваткой времени и сил, оправдывая это расхожей фразой: «У него все ещё впереди, подрастет – научится!» Предоставляя ребенку такую свободу, взрослый лишает его правильных ориентиров в жизни. Малыш остается один на один с огромным миром, пути взаимодействия с которым он вынужден искать методом проб и ошибок. И это несправедливо по отношению к ребенку. Лишенный общения с взрослым, ребенок начинает ощущать чувство собственной ненужности, которое выливается в убеждение «Меня не любят!»

А вот в семье взрослые мечтают вырастить «вундеркинда», не считаясь ни с психологическими особенностями, ни с возрастными возможностями собственного чада. Преждевременное обучение недоступным для его понимания знаниям и умениям, стремление как можно быстрее сделать его самостоятельным и независимым, натаскивание, постоянные жесткие рамки контроля. Все это не проходит бесследно. Непосильный груз наносит вред развитию и здоровью малыша. Обескураженные взрослые лишь разводят руками, получив в результате такого прессинга неуверенное, беспомощное, скованное и робкое существо.

Не лучше обстоят дела в семье, в которой воспитанием малыша занимаются от случая к случаю. Этот метод крайне неудовлетворительно действует на малыша. Все вокруг него зыбко, непредсказуемо. В такой семье ребенок растет безалаберным, взбалмошным, неуравновешенным.

Крайности в воспитании опасны. Здесь необходимо избегать как чрезмерного изнеживания, опеки, так и чрезмерной требовательности к малышу. Воспитание – это непрерывный процесс, не позволяющий взрослым расслабляться, устраивать себе отдых. Следует помнить, что ребенку необходимо общение с взрослыми, для его полноценного развития и получения опыта общения, поведения и развития личностных качеств.

Стремление малыша к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещевой» характер, т.к. ему пока понятны и доступны предметы ближайшего окружения: посуда, мебель, игрушки. К тому же они имеют притягательную силу, находясь постоянно в руках взрослого человека. Малыш увлеченно может действовать с большим стулом: тащить его, переворачивать, пытаться сесть на него. Многочисленные действия он может производить и с кастрюлей, ведром и т.д. Правильно поступают родители, которые предоставляют малышу возможность таким способом удовлетворить свои желания. Взрослые отлично понимают, что когда малыш требует: «Я сам!», он стремится тем самым ограничить опеку взрослого. Однако когда ребенку хочется стучать ложкой по крышке кастрюли или постичь притягательность огня вмешательство взрослого необходимо.

Чтобы избежать частых запретов, разумнее всего убрать с глаз ребенка то, чем действовать ему не положено, а если это и случилось, постараться быть непреклонным в собственных отказах малышу, объяснить это малышу так, чтобы он понял мотив отказа и не возвращался к обсуждению этого вновь. Разумнее всего предложить ребенку такой вид деятельности, где он смог бы полнее раскрыть собственные возможности, овладеть навыками самостоятельности. Самое простое, что можно предложить молодым родителям для малыша, это овладение навыками самообслуживания (одевание на ноги башмаков, действия ложкой). Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребенка: здесь и шнурки, и крючки, и пуговицы, и молнии. Ребенок увлечен, стремится самостоятельно овладеть действиями с предметами. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.

«Я сам!» — решительно заявляет малыш и тут сталкивается с определенными трудностями. Все, что так легко удается взрослому, становится невозможным для него: пуговица не желает нырять в прорезь, ложка летит на пол. Малыш на грани отчаяния. Теперь малыш умоляюще смотрит на взрослого, помощь которого он упорно отвергал, следует воспользоваться этой ситуацией. Умение ставить перед собой цель у ребенка имеется, необходимо обучать его достигать эту цель в практических действиях. Ребенок готов к обучению, теперь взрослому следует поменять стиль отношений с ребенком: не делать все за него, а делать вместе с ним. Так начинается этап деятельности, когда ребенок с радостью действует рядом с взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к его объяснениям, старательно подражает во всем. Этот этап очень важен.

Взрослый обогащает ребенка знаниями, совершенствует его умения и навыки. Способы действий с предметами домашнего обихода (одежда, посуда, мебель) постоянны, что облегчает задачу успешного их освоения. Например: умение есть ложкой, на первых порах малышу трудно дается, все внимание сосредоточенно на еде. Но со временем  ребенок начинает прилагать усилия, чтобы достичь желаемого результата, он знает, как это делается. Таким образом — мотив, непосредственные практические действия и результат выступают для ребенка в роли активаторов и ребенок достигает поставленной цели.

Обучая ребенка все более сложным умениям, взрослый поддерживает в ребенке веру в собственные силы и возможности, восхищается им. Психологи утверждают, что всякое достижение, сопровождающееся «положительным эмоциональным сдвигом», легче усваивается, прочнее ложится в основу характера. С гордостью малыш демонстрирует окружающим результаты собственного труда, ведь он сам добился желаемого результата! И в этот момент необходимо сказать всем, какой он молодец, чтоб малыш понял, что заслужил похвалу! Ребенок, у которого удовлетворяются его притязания на успех, легко в дальнейшем находит свое место среди людей, успешно формируется как личность.

Со второй половины года у ребенка происходит качественный скачок в развитии речи. Теперь он уже по собственной инициативе обращается к взрослому: «А как?» или «Посмотри, получилось?» Ему нужна поддержка взрослого. Родители, сопровождая показ объяснением, учат малыша первым элементам планирования. Вымыть руки перед едой – значит совершить ряд действий  в определенной последовательности. Для этого следует засучить рукава, правильно держать руки под струей воды, чтобы она не бежала по локтям на пол, намылить руки и тщательно смыть мыло. После этих действий следует снять полотенце, насухо вытереть руки, повесить полотенце на место и только потом идти к столу. Элементы планирования ребенок демонстрирует и в игре: сам отыскивает колечки для пирамидки, услышав предложение: «Пойдем гулять!», — с удовольствием приносит вещи, необходимые для прогулки.

Все более возрастающая самостоятельность ребенка способствует успешному овладению навыками правильного поведения среди людей. Малыш учиться благодарить за оказанную услугу, не шуметь за столом, пользоваться салфеткой, носовым платком.

Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со взрослым способствует тому, что ребенок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учиться самостоятельно действовать в новых для него условиях. Взрослому необходимо быть все время рядом: то показывать, то подсказывать, напомнить или ободрить, а то и просто создать развивающую среду.

Увидел малыш собачку, а рядом с нею чашку – начал собачку поить. Подошел к столу, за которым сидит кукла, а перед нею тарелка и ложка – начал кормить, вытирать ей рот салфеткой, вспоминая, как это делала мама. Ребенок теперь действует по «логике целей»: ставит перед собой цель, планирует действия, отбирает для этого необходимый материал.

С ростом уровня умелости растет желание быть независимым от взрослого. Отказ от помощи теперь уже на порядок выше, ребенок уже не говорит «Я сам!», но в его действиях  уже много рационального. В них складываются знания, умения и навыки, а также опыт предшествующей деятельности. Овладение способностью соотносить результат с намеченной целью – это третий компонент в становлении самостоятельности. Этому предстоит ещё научиться. А пока наш малыш начинает проявлять инициативу, стремиться быть на равных с взрослым, действовать вместе с ним. Теперь он сам моет руки, надевает бабушкин фартук, взбирается на стул на кухне, демонстрируя свою готовность помочь. Конечно, малыш не столько помогает, сколько мешает, но отказываться от его помощи не стоит, это может оскорбить ребенка, он может разочароваться. Чтобы у ребенка не случилось разочарования, следует найти для него доступную форму участия в общих делах, подобрать посильные задания: отнести книгу на место, разложить всем ложки и т.д. Родители не должны оставлять без внимания успехи или неудачи малыша. Можно попросить: «Разреши, помогу!» или «Можно я поправлю, чтобы было красиво?» Так мы воспитываем в малыше чувство собственного достоинства. И здесь следует придавать огромное значение постоянству требований взрослых. «Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место». Выполнение правил, заведенных взрослым, становиться привычкой для ребенка. Таким образом, снимаются конфликты, упрямство, нервозность. Ребенок приучается к аккуратности, дисциплинированности, что впоследствии помогает преодолевать трудности  в школе.

На первых порах доводить начатое дело до конца – трудная задача для малыша. Убрать игрушки – это значит, что в течение длительного времени нужно выполнять однообразные и неинтересные действия, и здесь можно скрасить это действо, например: Карлсон жужжит над ухом, помогает своему другу, или взрослый предлагает помочь: «Трудно тебе – давай помогу, а будет трудно мне – ты поможешь!» Но с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка должен увеличиваться, а помощь взрослого – сокращаться. В собственных воспитательных действиях следует руководствоваться правилом: не делать за малыша то, что он может сделать сам. По полученному результату можно оценить усердие, старательность, прилежание ребенка. Результативность действий – показатель его самостоятельности, и нельзя этот показатель подменять контролем взрослого, чтобы не развить безволие и безответственность, стремление переложить свои проблемы на других.

Самостоятельность – это ключ к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений. В ней истоки ответственности, уверенности в собственных силах, чувства собственного достоинства. И к этому нужно приучать с раннего детства, постоянно будить мысль ребенка, привлекать его к решению насущных проблем семьи. «Как ты думаешь, не пора ли нам накрывать на стол?», «Посмотри, пожалуйста, все ли мы убрали по местам!», «Давай придумаем всем сюрприз!»

В дружной семье взрослые исподволь учат малыша понимать, что здесь все проявляют заботу друг о друге, с уважением на равных относятся к каждому. Что в семье у каждого свои обязанности, но каждый может прийти на помощь другому в трудную минуту, помочь и советом, и действием. В этих условиях у малыша формируется чувство уважения к окружающим, справедливости, проявляется общительность, приветливость. Нам, взрослым, следует с самого раннего возраста воспитывать ежедневно и ежечасно самостоятельность не только в действиях, но и в суждениях, в поступках, потому что потом будет поздно. Для воспитания этого ценного качества – самостоятельности, благоприятные условия таятся именно в раннем возрасте.  

 

nsportal.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *