Экологическая воспитанность это – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

>ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

>  ВОСПИТАННОСТЬ сложное социально-психологическое образование, содержащее в себе элементы общего, в которых отражена ВОСПИТАННОСТЬ сложное социально-психологическое образование, содержащее в себе элементы общего, в которых отражена связь личности с окружающей действительностью, и индивидуального, в котором проявляется своеобразие данной личности: специфика сознания, чувств, своеобразие ее субъективного жизненного опыта; т. е. это интегративная особенность личности.

> ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ С. Н. Глазачев и А. Н. Захлебный: Экологическая воспитанность – это ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ С. Н. Глазачев и А. Н. Захлебный: Экологическая воспитанность – это единство знаний норм и правил поведения в природе; умение объективно оценивать факты и явления экологической действительности, активности в экологической деятельности. Л. С. Глушкова: Экологическая воспитанность – это интегральное качество личности, позволяющее человеку жить в гармонии с окружающей природной и социальной средой, и его поведение, отвечающее принципам экологических ценностей. Т. А. Маркова: Экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

>Содержание экологического образования   дошкольников:  1. Единство живого и неживого в природе.

Содержание экологического образования дошкольников: 1. Единство живого и неживого в природе. 2. Неживая природа является источником удовлетворения потребностей живой природы и условием его существования. 3. Взаимосвязь живого и неживого в природе. 4. Взаимосвязь живого организма со средой обитания. 5. Конкретные формы морфофункциональной приспособленности живого существа к условиям среды. 6. Адаптация живых организмов к изменениям условий среды обитания (сезонные изменения).

>Содержание экологического образования   дошкольников: 7. Разнообразие сред обитания живых  организмов, комплекс Содержание экологического образования дошкольников: 7. Разнообразие сред обитания живых организмов, комплекс факторов, присущих каждой среде; системное строение природы. 8. Экосистемы различной сложности как «общий дом» , в котором «проживают» совместно на одной территории, в одних и тех же условиях растения и животные, взаимосвязанные между собой; единство человека и природы. 9. Человек – живое существо. 10. Человек взаимодействует с природой. 11. Природа оказывает влияние на человека. 12. Благоприятные условия среды – основа здоровья и благополучия человека.

>  структура воспитанности Когнитивная Эмоционально- Действенно- сторона, в  чувственная  практическая основе

структура воспитанности Когнитивная Эмоционально- Действенно- сторона, в чувственная практическая основе которой сторона лежат (отзывчивость, (умения, оценочные доброжелатель навыки, суждения. ность и др. ), в привычки, основе которой характер лежат эмоции, поведения и чувства, др. ), в основе эмпатия. которой лежат действия и поступки.

> Критерии воспитанности  1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – Критерии воспитанности 1) связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности. 2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя – мотивами, убеждениями, планами и ориентациями.

>компоненты экологической воспитанности: 1) экологические знания; 2) экологические отношения в системе «человек–  природа» компоненты экологической воспитанности: 1) экологические знания; 2) экологические отношения в системе «человек– природа» и их оценки; 3) экологические переживания, связанные с состоянием как всей социоприродной среды, так и отдельных ее компонентов; 4) волевые устремления во взаимодействии с миром природы; 5) экологический выбор целей и средств оптимизации отношений в системе «человек–общество–природа» ; 6) поступки, обеспечивающие экологическую ответственность за состояние и улучшение социоприродной среды; 7) проектирование у самого себя экологических качеств личности, осознающей себя органической частью природы (Эко – Я).

>  ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В   ОСНОВНЫХ СФЕРАХ. Когнитивную сферу

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ. Когнитивную сферу составляют познавательные интересы, мыслительные операции, познавательные умения, знания и способы действий. Мотивационная сфера включает всю совокупность побуждений – потребностей, мотивов и желаний человека. Мотивация экологической воспитанности входит составляющей частью в мотивацию поведения и деятельности, поэтому и рассматривается как нарушающая или поддерживающая их. 9 .

>  ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В   ОСНОВНЫХ СФЕРАХ.  В ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ. В эмоционально-волевой сфере доминирующим компонентом является цель. Поэтому нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации экологических поступков при оптимизации отношений в системе «человек–общество–природа» : твердость, самостоятельность, принципиальность в отстаивании экологических ценностей. Предметно-практическая сфера включает склонности, поступки, привычки, навыки и умения в различных сферах деятельности и общения. 10

> Показатели экологической воспитанности в основных     сферах личности  Сферы Показатели экологической воспитанности в основных сферах личности Сферы личности Признаки экологической воспитанности Когнитивная Развитые познавательные умения, элементарная система знаний о единстве человека и природы, ценности всего живого, многообразии живого и его связи со средой обитания: объем, глубина, осознанность и действенность. Эмоционально- Эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, радость волевая при встрече с природой, интерес к ней. Способность к волевым устремлениям, удерживанию цели: твердость, самостоятельность, принципиальность в отстаивании экологических ценностей. Мотивационная Осознанность мотивов, потребностей и целей, направленных на соблюдение экологических норм. Предметно- Сформированность системы навыков и умений в осуществлении практическая практической деятельности по уходу за живыми организмами.

>Характеристика уровней экологической воспитанности   в когнитивной сфере  Уровни

Характеристика уровней экологической воспитанности в когнитивной сфере Уровни Когнитивная сфера Представления дошкольников о природных объектах и их Низкий существенных признаках поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живым растения, имеют недифференцированные представления о нормах отношения к растениям и животным. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. Средний К живому относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных – в основном движение, питание; у растений – рост). Представления о нормах отношения к живому становятся более дифференцированными. У детей сформирован широкий круг представлений о Высокий природе. Знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеют предметными понятиями (растения, насекомые, звери, рыбы, среда обитания, сезонные изменения и др. ).

> Характеристика уровней экологической воспитанности в эмоционально-волевой сфере Уровни     Характеристика уровней экологической воспитанности в эмоционально-волевой сфере Уровни Эмоционально-волевая сфера Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной Низкий положительной направленности. Отношение ситуативно. Наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно. Характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым организмам. Отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с живыми организмами. Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Средний Заботятся о привлекательных для них живых объектах. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми и приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В их Высокий поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать помощь в случае необходимости. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми организмами. Имеет место эмоциональный отклик, проявление эстетических переживаний в процессе общения с природой.

>Характеристика уровней экологической воспитанности в мотивационной сфере  Уровни   Мотивационная сфера Низкий Характеристика уровней экологической воспитанности в мотивационной сфере Уровни Мотивационная сфера Низкий Мотивируют необходимость бережного отношения к природным объектам боязнью наказания или не могут объяснить, утверждая, что «так надо» . Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой. Средний Дети мотивируют необходимость соблюдения правил поведения с отдельными ценностями природных объектов – практической пользой, красотой, обеспечением собственной безопасности. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе. Высокий Мотивом бережного отношения к животным и растениям у детей выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

>Характеристика уровней экологической воспитанности в   предметно-практической сфере  Уровни   Характеристика уровней экологической воспитанности в предметно-практической сфере Уровни Предметно-практическая сфера Низкий Трудовые процессы по уходу за живыми организмами выполняют несамостоятельно, качество труда низкое. Средний Применяют правила взаимодействия с животными и растениями при уходе за знакомыми живыми объектами. У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми организмами. Направленность труда по уходу за природными объектами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого. Высокий Дети владеют трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Умеют создавать условия, близкие к естественным. Подкармливают птиц осенью и зимой, собирают для них семена сорных трав.

>Вопросы и задания для актуализации    знаний  1.  Что понимается Вопросы и задания для актуализации знаний 1. Что понимается под экологической воспитанностью дошкольников? 16

>Вопросы и задания для актуализации    знаний 2 . Каковы компоненты Вопросы и задания для актуализации знаний 2 . Каковы компоненты экологической воспитанности дошкольников? 17

>Вопросы и задания для актуализации    знаний  3.  Выделите показатели Вопросы и задания для актуализации знаний 3. Выделите показатели во всех сферах экологической воспитанности дошкольников. 18

>ДИАГНОСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.  С какой целью в дошкольных ДИАГНОСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. С какой целью в дошкольных организациях проводится диагностика? Какие методы диагностики Вы знаете? 19

>ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ:  выявитьоптимальные совокупности непосредственно фиксируемых показателей состояния педагогических явлений и ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ: выявитьоптимальные совокупности непосредственно фиксируемых показателей состояния педагогических явлений и процессов, где каждый отдельно взятый показатель только с некоторой вероятностью свидетельствует об этом состоянии. 20

> ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДИАГНОСТИКИ  функция обратной связи в образовательном процессе.  Выявление ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ функция обратной связи в образовательном процессе. Выявление результативности воспитания. 21

>ПРАВИЛЬНОМУ ВЗАИМООТНОШЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДОЙ ВКЛЮЧАЕТ:  эмоциональную готовность  интеллектуальную готовность  ПРАВИЛЬНОМУ ВЗАИМООТНОШЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДОЙ ВКЛЮЧАЕТ: эмоциональную готовность интеллектуальную готовность 22

>ПОКАЗАТЕЛИ ЗНАНИЙ (П. Г. САМОРУКОВА):  Полнота  Обобщенность  Доказательность  гибкость, подвижность ПОКАЗАТЕЛИ ЗНАНИЙ (П. Г. САМОРУКОВА): Полнота Обобщенность Доказательность гибкость, подвижность умение устанавливать причинно- следственные связи 23

>Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!

present5.com

Экологическое воспитание — это… Что такое Экологическое воспитание?


Экологическое воспитание
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание — формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особое значение имеет экологическое воспитание жителей охраняемых зон.

Финансовый словарь Финам.

.

  • Экологический риск
  • Экологическое нормирование

Смотреть что такое «Экологическое воспитание» в других словарях:

  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. В СССР экологическое воспитание одна из составных …   Экологический словарь

  • экологическое воспитание — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ecological [environmental] education …   Справочник технического переводчика

  • экологическое воспитание — ekologinis auklėjimas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Šviečiamoji veikla, apimanti aplinkos apsaugos nuostatų diegimą, žinių teikimą, įgūdžių lavinimą, aplinkai nepavojingo gyvenimo būdo propagavimą. atitikmenys: angl.… …   Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

  • -Экологическое воспитание — целенаправленное развитие человека, включающее формирование его экологической культуры, восприятие не только общественных, но и экологических норм и ценностей; Э.в. осуществляется через экологическое образование, а также семью, государственные и… …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких …   Профессиональное образование. Словарь

  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИ — Е деятельность по формированию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природной среде и обеспечению экологических знаний (проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР Об охране окружающей природной… …   Экологический словарь

  • Экологическое воспитание и образование — деятельность по формированию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природной среде и обеспечению экологических знаний ( проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР Об охране окружающей природной… …   Экологический словарь

  • Воспитание — – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • экологическое образование — Просвещение и воспитание населения в духе бережного отношения к природе …   Словарь по географии

  • Воспитание — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие …   Википедия


dic.academic.ru

44 Экологическое воспитание

Экологическое сознание представляет собой систему экологических знаний: фактов, данных, выводов, синтез понятий о взаимоотношениях в среде флоры и фауны и в целом в окружающей среде. Экологическое сознание понимается как совокупность эстетических чувств и экологической ответственности. Экологическое мышление – еще одна категория, определяющая умение продуктивно использовать экологические знания в процессе создания промышленных и сельскохозяйственных объектов.

Экологическое сознание осуществляет ряд функций.

1. Просветительная функция обеспечивает помощь в осознании природы как среды обитания человека и как эстетического идеала.

2. Развивающая функция формирует у детей процесс осмысления экологических явлений, нахождения закономерностей, выводов, заключений относительно состояний природы.

3. Воспитательная функция выражается в развитии у учеников нравственного и эстетического отношения к природе.

4. Организующая функция являет собой процесс активизации природоохранительной деятельности учащихся.

5. Прогностическая функция формирует уде-тей навыки прогнозирования вероятных последствий различных действий человека в природе.

Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у учащихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе.

Экологическое воспитание состоит из совокупности нравственного и эстетического воспитания, которые делают акцент на осторожном взаимоотношении с природой, на любви к ней и эстетическом отношении к ней. С помощью трудовой деятельности дети знакомятся с природоохранной работой.

Цель экологического воспитания – формирование целостности экологических знаний, мышления, воли, экологической культуры. Реализация этой системы осуществляется в рамках таких дисциплин, как биология, география, физика, химия. Биология и география изображают картину экологического состояния современной флоры и фауны.

Большое влияние на формирование экологического мировоззрения у учащихся оказывают также и предметы гуманитарного и эстетического цикла: история, обществоведение, основы государства и права. Эти предметы говорят о недостатках природоохранительной работы, способах регуляции отношений в природе. Литература, изобразительное искусство, музыка выявляют эстетическую красоту природы.

Огромную роль в развитии экологического сознания играет труд природоохранного характера, представленный работами по насаждению защитных полос, садов, в охотничьих хозяйствах, на зверофермах.

Основными критериями экологической воспитанности являются осознание учениками проблем экологии, развитие активной природоохранной деятельности и эстетического чувства к природе.

45 Воспитание детей в игре

Игра детей в коллективе представляет собой один из методов воспитания. Коллективная игра является необходимым условием организации жизни и учебной деятельности детей с помощью привлечения их в различные придуманные занимательные события, ситуации, вживания и проигрывания разнообразных ролей. В таких коллективных играх отображаются всевозможные обстоятельства, правила поведения детей, их потребности, пристрастия и добровольные стремления. Они значительно повышают уровень нравственного осознания школьников, вырабатывают систему эстетических взглядов на реальный мир.

По Б. П. Никитиной, технология развивающих коллективных игр – это определенная программа, которая состоит из набора различных развивающих игр, которые разнообразны, но вместе с тем обладают общей целью и задачами, а также особенностями. Каждый вид игры представляет собой совокупность задач и заданий, которые ребенку необходимо разрешить при помощи разнообразных кубиков, квадратиков, фигурок и деталей.

Коллективная игра может применяться во всевозможных разновидностях детской деятельности: трудовой, учебной, творческой, организационной, бытовой и повседневной. Она помогает детям в достаточно серьезном и сложном процессе постижения знаний, умений и навыков трудовой и творческой деятельности, в различных видах их проявления. Наряду с этим игра служит своего рода помощником в эмоциональной разрядке у детей и удовлетворяет их потребности в занимательной деятельности.

Как правило, воспитателями и учителями используются либо уже готовые игры, либо создаваемые вместе с детьми по ходу самого занятия.

Воспитатели совместно с детьми обговаривают правила игры, обсуждают и утверждают сюжет, формы и способы взаимодействия, распределяют роли, а в конце подводят итоги, делают выводы из игры и поощряют победителей. Игра помогает детям свободно и беспрепятственно фантазировать, что развивает способности к творческой деятельности; она обеспечивает стабильную добровольную дисциплину; инициирует психоэмоциональную активность; предоставляет возможность для удовлетворения духовно-нравственных потребностей.

Она вырабатывает заинтересованность и внимание к коллективным делам, формирует раскованный творческий доступ к любым видам деятельности, коммуникабельность, ощущение полезности общественной жизни. Игровая деятельность, беспрепятственное проявление личностных качеств детей в игровом творчестве предоставляют преподавателю возможность увидеть проявление их индивидуальности и способностей.

В игре обнаруживаются такие качества личности, как инициативность и пассивность, энергичность и апатичность, самостоятельность и инфантильность, справедливость и конформность. Выявление этих качеств и характеристик дает возможность, если это необходимо, для определенной коррекционной работы.

studfile.net

понятие и роль в воспитании детей

Экологическое воспитание – это не только важнейшая часть воспитательно-образовательной программы школы и ДОУ. Сегодня это важнейшее условие жизни (если не сказать, выживание) человечества на планете, которую мы любовно называем «Земля». Оно не только учит детей вешать кормушки и наблюдать за грозой, но осознавать важность восстановления гармоничных отношений человечества с природой.

Отвечая на вопрос «что такое экологическое воспитание» с точки зрения педагогики, нужно сказать, что это не просто уроки, но целая педагогическая деятельность, направленная на повышение экологической образованности среди подрастающего поколения. Познание законов природы, особенностей взаимодействия с ней, навыков и знаний. Формирование эстетических, нравственных чувств, укрепление личных качеств, приоритетов и позиций, в отношении охраны окружающей среды – это основная воспитательная задача в экологии.

Актуальность и понятие экологического воспитания

Свою актуальность проблема экологии приобрела сравнительно недавно, всего лишь в середине прошлого столетия. А именно тогда, когда человек понял, что из хозяина природы он медленно, но верно превращается в паразита на теле своей планеты. Ресурсы истощены, экологический баланс нарушен – надо срочно что-то делать. И делать надо, потому что риски слишком велики. Риск тут не просто в ухудшении качества жизни, а в самом сохранении жизни населения планеты. Цели глобальны, ни так ли?

Экология в педагогике

Воспитание детей, это не просто воспитание отдельно взятой личности, но всего поколения в целом. Поколение, которое уже завтра придет на смену нашему, которому предстоит работать над нашими ошибками, справляясь с тем, с чем сегодня не справились мы.

В образовании экологическое воспитание является довольно сложным педагогическим процессом. Сложившаяся ситуация требует от современных школьников роста знаний, умений, навыков, требующихся для роста экологической культуры. В педагогическом процессе – это не временное явление, но постоянное. Начиная с младших групп дошкольных заведений, эко развитие требуется постоянно, шелковой нитью проходя через начальные, средние, а потом старшие классы.

Понятие «экологическое воспитание»

Хоть само понятие возникло недавно, экологическое воспитание, как вид, появилось много – много веков назад. Можно сказать даже больше – в прошлом любое воспитание и образование было, отчасти, экологическим. Познавая законы природы, человек отождествлял себя со всем миром, что позволяло ему гармонично вливаться в нее, не нарушая законы, нормы. После того, как ситуация усугублялась (примерно с 60-х годов XX века) люди заговорили о ценности природы и важности экологического воспитания.

Само понятие это означает «воспитание в гармонии с природой. Не «над» и не «под», а именно в гармонии, внутри ее, как единое целое одного организма – человек и природа.

Роль экологии в воспитания сегодня

Наряду с другими аспектами нравственного воспитания ребенка, оно имеет свои цели и свою роль, а именно – воспитание нравственного, осознанного отношения к природе, что значит еще воспитание доброты и человечности.

Сущность экологического воспитания в формировании определённых знаний:

  • факты о природе;
  • выводы и сведения;
  • знания о взаимоотношениях между человеком и природой;
  • процессы взаимодействий природных объектов.

Составная часть – эстетические чувства, ответственность за природные ресурсы. Именно эти факторы подталкивают человека к контролю своих действий, заставляют его соблюдать осторожность, чтобы не допустить непоправимых действий в адрес окружающей среды.

Экологическое сознание (точнее, его формирование) является целью «эко» образованности детей. Формирование эстетических чувств, ответственности, понимания возможных последствий действий человека, как положительных, так и отрицательных.

Экологическое воспитание, в отличие от других (музыкальное, художественное, физическое) имеет перед собой более глобальные цели. Это уже не воспитание личности, но воспитание поколения, которое обеспечит гармоничное и безопасное существование для себя, своих детей и будущих поколений, которые имеют права прийти на свет в безопасный, гармоничный и удивительный мир.

vospitanie.guru

Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Каюрова А. Н., Кудрина Л. В., Попова В. Ф. Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2567/ (дата обращения: 15.12.2019).

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им производство губительных эффектов на выходе биосферного сверх организма, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Таким образом, рассуждения об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать рассмотреть. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они уже лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйственную» руку.

Тема этого материала не нова, но нам необходимо с полной серьезностью отнестись к такому вопросу, так как эта проблема является общей для всего населения Земли: глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды. Всё это создает непрерывно ухудшающую среду обитания человека, а как результат – разные болезни, от которых мы страдаем в последнее время, а самое главное страдают наши дети. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышление – это единственный выход из сложившейся ситуации.

И так, начинать экологическое воспитание следует с раннего возраста. Учитывая наглядно-действенное мышление детей этого возраста. Знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, на основе которых и разовьется интерес к живой и неживой природе: в доступной форме следует показать ребенку, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Для этого необходимо использовать различные методы и приемы. Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. И так, исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Доминирование исследовательского метода в обучении не означает исключения иных методов, оно предполагает лишь его преобладание.

Экологическое воспитание как новое направление дошкольной педагогики нуждается в специальных исследованиях, которые могут доказать состоятельность нового подхода в ознакомлении детей с природой. Исследования важны во всех звеньях непрерывного экологического образования, но в сфере дошкольного воспитания они особенно актуальны в силу возрастных особенностей детей, их ограниченных психофизических возможностей, в силу того, что в центр экологического воспитания положены, хотя и адаптированные, но научные знания из области экологии.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Таким образом, экологическое воспитание в наше время вышло на первый план, и ему уделяют все больше внимания. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, конечным результатом которого должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду. Непонимание ребенком взаимосвязей между живым и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушению экологических норм и законов. Именно поэтому дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, мы, педагоги, привлекаем родителей к данной проблеме. В ДОУ проводятся родительские собрания, лектории, дни открытых дверей. Ежегодно проводятся выставки цветов, поделок из природного материала, конкурс рисунков о природе. Родители присутствуют на занятиях по экологии, принимают участие в экологических акциях, праздниках: «Мы друзья природы», «Осенняя мелодия», «Зимняя сказка» и т.д. Ребенку нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту – одна из важных задач детского сада. И в этой работе первыми помощниками должны стать родители.

Вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.

Литература:

  1. Богданец Т. «Экологические знания — первое представление о мире» Д/В №12, 2003 г.

  2. Вересов Н.Н. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников» Д/В №7, 1993 г.

  3. Казакова М.В. «Человек, природа, мир» Рязань 1993 г.

  4. Маневцова Л. «Ребенок познает мир природы» Д/В №8, 2004 г.

  5. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» (методические рекомендации для дошкольных учреждений). М, 1993 г.

  6. Николаева С.Н. «Общение с природой начинается с детства». Пермь, 1992 г.

  7. Николаева С.Н. «Типовая модель экологического воспитания»Д/В №4, 2004 г.

  8. Староверов «Экологическое воспитание дошкольников» Рязань 1989 г.

moluch.ru

Экологическое воспитание детей и взрослых: зачем это нужно, цели

В условиях современности, когда человек оказывает на окружающую среду явное негативное влияние, важно объяснить подрастающему поколению, что о планете нужно заботиться. Для этого в дошкольных и школьных учреждениях, вузах проводятся тематические лекции, вводятся дополнительные предметы, посвященные проблемам экологии.

Понятие экологического воспитания

Под этим понятием понимают комплекс педагогических мер, направленных на «зарождение» у малышей и взрослых сознательного отношения к природе.

Главная цель экологического воспитания – объяснить людям разного возраста, что окружающий мир необходимо уважать, беречь.

Это делает направление важным для формирования личности. Внимательно относящийся к окружающей среде человек будет аккуратен по отношению к находящимся рядом людям.

Воздействуя на ребенка, педагоги и члены семьи должны сформировать зрелую личность, которая сознательно не будет наносить вред окружающему миру. Нежелание вредить природе, а не страх наказания должны мотивировать ребенка. Став взрослым, он будет поддерживать правильную модель поведения, не допустит отношения потребления к другим живым существам.

Его значение и цели

После осознания миром проблемы глобального загрязнения окружающей среды, переоценить значимость экологической культуры стало сложно.

Предыдущие поколения показали неграмотность по отношению к природе и желание брать от нее все, не отдавая ничего взамен. Это грозит настоящей катастрофой.

Поэтому основная цель экологического воспитания – объяснить детям, что окружающий мир нужно беречь, научить их способам рационального пользования природными ресурсами.

Чтобы воплотить эту идею в жизнь, педагогу необходимо:

  • познакомить с экологическими проблемами современности;
  • объяснить, что каждый человек влияет на мир;
  • научить сознательно относится к природе;
  • рассказать о конкретных методах сохранения экологии, которые может использовать любой человек.

Практические занятия со школьниками – оценка состояния воды

Поскольку дети уже живут в непростой экологической обстановке, их можно активно привлекать к практической деятельности.

В некоторых школах уже устанавливают новые контейнеры для разных типов мусора, организуют сбор пластика и других типов вторсырья, регулярно проводят субботники и другие тематические встречи.

Возраст, с которого можно начинать воспитывать ребенка

Федеральный стандарт образования предполагает, что знакомить детей с основами экологической культуры можно уже в дошкольном возрасте. Систематические занятия предполагаются для воспитанников детских садов. В ходе этих уроков дети знакомятся с основными представлениями о природе. Также учатся бережно относиться к окружающему миру и впервые узнают о глобальных проблемах современности (о наличии в океане мусорных свалок).

В рамках волонтерского проекта с детьми высаживаются растения

На новом уровне предмет начинает преподаваться в школе. Экологическое воспитание подросших детей может включать простые формы деятельности и самостоятельную работу: написание докладов, составление проектов. Школьники занимаются волонтерством и участвуют в практических занятиях.

Средства воздействия на ребенка

Как и другие формы педагогической работы, экологическое воспитание занимает определенное время и требует от учителя или воспитателя тщательного планирования. В ходе взаимодействия с группой педагог может использовать несколько общепринятых форм воздействия на аудиторию:

  • Убеждение. Важно донести до каждого ребенка, что вредить природе нельзя, подтвердив свое утверждение наглядными примерами.

    Особое внимание этому методу нужно уделить при работе с дошкольниками, которые чувствительны к авторитету взрослых.

  • Внушение. Это психологическое воздействие на аудиторию, позволяющее создать у детей нужные убеждения. Оно может производиться с использованием иллюстративного материала (фото животных, пострадавших в результате разлива нефти), который наглядно демонстрирует, к чему приводит потребительское отношение к природе.
  • Приучение. Такая форма воздействия напрямую связана с организацией практической деятельности.

    Для каждого из детей рациональное пользование природными ресурсами должно стать частью повседневной жизни, только тогда они смогут применять полученные на занятиях знания правильно.

  • Поощрение. Этот способ можно применять в момент проведения разнообразных конкурсов или коллективных игр.

    Ожидание награды дополнительно мотивирует детей и заставляет их больше углубляться в суть затрагиваемой учителем проблемы.

Отдельно стоит упомянуть воздействие на детей собственным примером, которой должно присутствовать в каждой семье. Подражая правильным действиям родителей, малыш быстрее научиться сохранять природу и бережно к ней относиться.

Формы и методы работы с детьми

Охрана природы – это процесс, в который вовлечен каждый человек. Поэтому с самого начала стоит уделять внимание не только традиционным лекциям и беседам, но и интерактивной деятельности. Чем более ребята будут вовлечены в работу, чем интереснее им будет на занятиях, тем больший вывод они сделают по результатам уроков.

Учитель и ученики с моделью экологического дома изучают альтернативную энергетику

Работать с детьми на уроках, посвященных экологическому воспитанию, можно с использованием нескольких методов:

  • Словесные. Такие способы хороши тем, что их применяют при работе с детьми любого возраста.

    В детском саду можно проводить беседы или рассказы на простом языке и с использованием большого количества иллюстративного материала.

    Школьники уже понимают простые термины и оперируют более сложными понятиями.
  • Наглядные. Несмотря на то, что такие методы считаются подходящими для детей 2-10 лет, ими пользуются и в старшей школе. Изменяется только подход к подбору иллюстраций: они становятся более сложными, начинают демонстрировать диаграммы, графики и другие абстрактные схемы.

    Внимание в данном случае стоит уделить показу обучающих фильмов, которые нравятся всем детям.

  • Практические. Здесь дошкольникам и школьникам предстоит работать уже самостоятельно.

    Они могут заниматься сортировкой бытового мусора, заботиться об общих питомцах в «Живом уголке» или убирать территорию возле школы во время субботников.

Отдельно стоит упомянуть проектный метод, который сейчас активно применяется в российских школах. Ученикам младших классов обычно предлагается просто подобрать теоретический материал на тему рационального пользования природными ресурсами и красиво его оформить. Подростки могут формулировать уже собственные мнения и идеи по поводу того, как стоит беречь окружающую среду.

Дошкольного возраста

В ФГОС для дошкольных учреждений экологическое воспитание было внесено относительно недавно. Хотя ранее, в ходе занятий по знакомству с окружающим миром, беседы на данную тему с малышами все равно проводились. Новый стандарт предполагает более углубленное изучение проблемы и позволяет использовать интерактивные формы работы:

  • Лекции воспитателя. Во время такого урока педагог обсуждает с детьми определенную тему («Почему нельзя разорять птичьи гнезда»). Параллельно используют наглядные пособия: иллюстрации, отрывки из литературных произведений.

    Задача подобных занятий – предоставить ребенку больше информации о природе и пояснить, почему разрушать ее плохо.

  • Практические уроки. Они могут быть продолжением лекции или иметь собственную отдельную тему. Во время практики малышей учат полезным навыкам (как сортировать мусор) или предлагают сделать что-то важное для обитателей природы. Многие школьники делают скворечник, подготавливают корм для птиц.
  • Занятия с использованием проектора. Использование мультимедиа-технологий помогает показывать детям презентации, тематические фильмы или мультфильмы. При том важно, что дошкольники лучше воспринимают информацию визуально, поэтому для них наличие иллюстраций и поясняющих картинок облегчает усвоение информации.
  • Творческие работы. Даются группе как в ходе конкурсов (на лучший экологический плакат), так и как часть тематического плана. Такие задания помогают проявить творческий потенциал ребенка и позволит ему выразить собственное отношение к проблемам экологии.

В теплое время года малышей выводят на тематические прогулки. Такие «походы» призваны познакомить детей с многообразием природных явлений и дать им больше информации об окружающем мире. Воспитатели рассказывают подопечным о видах, оказавшихся на грани вымирания и поясняют, что природу нужно беречь.

Особенно важны практические занятия для городских детей, которые достаточно оторваны от окружающего мира и большую часть времени проводят на улицах мегаполисов.

Школьного возраста

Экологическое воспитание не преподается в школах в качестве отдельного предмета. Развивать бережное отношение ребенка к окружающему миру приходится классному руководителю или преподавателям таких дисциплин, как «Окружающий мир», «Биология» или «Обществознание». В некоторых школах имеются кружки по экологии, где проблемами влияния человека на планету занимаются более серьезно.

Среди форм работы с детьми 7-16 лет выделяются:

  • Групповая работа в классе. Организуется после прослушивания рассказа учителя на определенную тему. Дети могут отвечать на вопросы по содержанию материала, составлять таблицы и графики и выполнять прочие задания, данные педагогом.
  • Самостоятельное исследование. Обычно это написание докладов на экологические темы. В старшем возрасте школьникам могут предложить подготовку презентации о проблемах окружающей среды, демонстрация которой будет происходить перед всем классом.
  • Тематические игры. Такие занятия позволяют заинтересовать ребят в актуальных проблемах современности и проверить уровень знаний по предмету.
  • Практические занятия. Этот вариант работы имеет много вариантов. Класс может отправиться на тематическую экскурсию или пойти в поход. Подростков часто привлекают к волонтерской деятельности. Нравятся ученикам разнообразные опыты, которые на практике показывают, как человек уничтожает и загрязняет природу.
  • Проектная деятельность. Ученикам старших классов, у которых накопилось достаточно знаний о негативном влиянии человека на планету, часто предлагают самостоятельно сделать проекты. Такая работа должна содержать конкретное предложение: как сделать город или район чище, избежать загрязнения рек и научить других беречь природу.

Детям рассказывают о солнечных панелях

Недавно в России начали проводиться Олимпиады по экологии среди школьников. В них принимают участие наиболее талантливые дети, которые разрабатывают собственные проекты по защите окружающей среды.

Экологическое воспитание на своем примере (правильные семейные ценности в разрезе экологии)

Государственные учреждения занимаются просвещением дошкольников и учеников, рассказывая им о важности сохранения природы, но бережное отношение к окружающему миру начинается с семьи. Пример родителей дети перенимают в качестве модели поведения: если мать не бросает мусор мимо урны, ребенок тоже нарочно этого не сделает. Поэтому взрослым необходимо тщательно следить за собой и уделять внимание вопросам охраны окружающей среды.

Формировать правильное экологическое поведение можно и дома. Среди таких способов:

  • беседы и изучение профильной литературы;
  • знакомство с богатством окружающего мира на экскурсиях, походах;
  • просмотр тематических фильмов и мультфильмов;
  • совместная волонтерская работа.

Чтобы у ребенка сформировался высокий уровень экокультуры, недостаточно просто запрещать ему делать неправильные вещи (бросать пластиковые бутылки в реку). Нужно объяснить, к каким последствиям приводит такое поведение.

С этим подходом дети осознают, насколько природа хрупкая. Появляется понимание того, что человек оказывает на планету настолько негативное влияние.

Экологическое воспитание взрослых

Поскольку вопросом экологической культуры в России начали заниматься недавно, многие взрослые люди мало знакомы с основными правилами и понятиями рационального пользования ресурсами природы. Поэтому внимание уделяется просвещению трудоспособного населения страны. В организациях регулярно проводятся субботники, задача которых – очищать от мусора не только территорию предприятий, но и разные части города. Некоторые компании устанавливают специальные баки для сортировки мусора, приучая сотрудников отдавать на переработку то, что может быть ей подвергнуто.

Отдельное место в трансляции знаний об экологии населению из взрослой категории принадлежит СМИ. Поскольку многие не понимают реальных масштабов проблемы, нужно донести до читателей газет и зрителей ТВ информацию об экологической обстановке. Рассказать о том, как сильно страдает планета под воздействием человека. Центральные каналы начинают выпускать программы, посвященные проблемам экологии, делать тематические подборки новостей на эту тему. В социальных сетях создаются группы и каналы, рассказывающие в доступной форме о загрязнении окружающей среды и объясняющие людям, как заботиться о природе самостоятельно.

Отдельная форма работы со взрослыми – это экологическое волонтерство. Оно включает уборки на территории города и участие в других популярных программах. Во многих частях России организуются пункты по сбору пластика (наиболее известно в этом плане движение «Добрые крышечки») или использованных батареек.

Волонтеры проводят тематические встречи и занимаются просвещением населения. Главная цель таких встреч – научить всех граждан страны рациональному пользованию природными ресурсами.

Понравилась ли Вам статья?

Нажмите на звездочку =)

Отправить

Средний рейтинг / 5. Голосов:

Стань первым! Голосов еще нет.

We are sorry that this post was not useful for you!

Let us improve this post!

Tell us how we can improve this post?

Submit Feedback

Thanks for your feedback!

cleanbin.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — это… Что такое ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ?


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЭКОЛОГИЯ

Смотреть что такое «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» в других словарях:

  • Экологическое воспитание — формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особое значение имеет экологическое воспитание жителей охраняемых зон. См. также: Воспитание Природные… …   Финансовый словарь

  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. В СССР экологическое воспитание одна из составных …   Экологический словарь

  • экологическое воспитание — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ecological [environmental] education …   Справочник технического переводчика

  • экологическое воспитание — ekologinis auklėjimas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Šviečiamoji veikla, apimanti aplinkos apsaugos nuostatų diegimą, žinių teikimą, įgūdžių lavinimą, aplinkai nepavojingo gyvenimo būdo propagavimą. atitikmenys: angl.… …   Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

  • -Экологическое воспитание — целенаправленное развитие человека, включающее формирование его экологической культуры, восприятие не только общественных, но и экологических норм и ценностей; Э.в. осуществляется через экологическое образование, а также семью, государственные и… …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИ — Е деятельность по формированию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природной среде и обеспечению экологических знаний (проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР Об охране окружающей природной… …   Экологический словарь

  • Экологическое воспитание и образование — деятельность по формированию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природной среде и обеспечению экологических знаний ( проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР Об охране окружающей природной… …   Экологический словарь

  • Воспитание — – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • экологическое образование — Просвещение и воспитание населения в духе бережного отношения к природе …   Словарь по географии

  • Воспитание — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие …   Википедия


professional_education.academic.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *