Гены или воспитание – От чего больше зависит характер ребенка – от генетики или воспитания

какой фактор играет главную роль в становлении личности

Жаксылык Сабитов, историк, специально для Vласти

В качестве иллюстрации использованы кадры из фильма «Гаттака»

Вопрос о том, что влияет больше на становление личности: гены или воспитание, волнует человечество с древнейших времен.

По легенде один из древних правителей Индии попытался ответить, что сильнее скажется на человеке: аристократическое происхождение по крови или аристократические воспитание простолюдина, который не является аристократом по крови. Насильно отобранные дети аристократов выросли изолированно без воспитания и человеческого общения и фактически не смогли освоить человеческие языки и не стали членами общества. А простолюдин, воспитанный как аристократ, достиг успеха при дворе. Стало ясно, что благородство происхождения без должного воспитания не даст положительных результатов.

Данная научная проблема до сих пор не решена. Связано это с тем, что очень трудно разделить влияние генов (природных задатков) и факторов окружающей среды (воспитания и среды, в которой растет человек). Большинство детей живет со своими генетическими родителями и понять, что они унаследовали генетически, а что получили в результате воспитания и факторов окружающей среды, очень трудно. Ответить на вопрос можно было бы, проведя научный эксперимент — специально разлучить однояйцевых близнецов и растить их в разных социальных условиях, при разной среде и разном воспитании. Такое исследование стало бы неэтичным, так как близнецы становились подопытными «крысами», что неприемлемо в эпоху развитой демократии и доминирования прав человека как краеугольного камня в системе ценностей.

Но ученые не были бы учеными, если не постарались бы обойти данное ограничение. В 1979 году Томас Бошард и Давид Ликкен, а также их коллеги из университета штата Миннесота в Миннеаполисе начали исследование, которое пыталось измерить, что влияет больше на индивидуальные психологические особенности человека  — гены или воспитание. Ученые не проводили эксперимент с «разлучением близнецов», разумно предположив, что при должных усилиях вполне можно обнаружить монозиготных близнецов (с одним генетическим багажом), разлученных в детстве и воспитанных в разных семьях и в разных условиях.

В 1983 году Томас Бошард и Давид Ликкен со своей командой начали искать пары разлученных близнецов. В итоге было изучено 56 пар монозиготных разлученных близнецов из восьми стран. Каждая пара потратила примерно неделю на сдачу психологических и физиологических тестов и измерений. Разлученные близнецы сравнивались с монозиготными близнецами, которые никогда не разлучались и жили в одной семье.

Полученные данные сводились к следующим тезисам:

1. Интеллект во многом определяется генетическими факторами, — по измерениям авторов, 70 % различий интеллектуальных способностей определены генетически, а 30 % могут быть увеличены или уменьшены за счет влияния окружающей среды и воспитания (образование, семья, среда и т.д.).

2. Черты характера, такие как экстраверсия-интроверсия (открытость или недоверие к внешнему миру), нервозность (тенденция к беспокойству и сильным эмоциональным проявлениям), добросовестность (степень компетенции и ответственности) на 65 % определяются генетическими факторами, а не факторами окружающей среды или воспитания.

Но здесь стоит отметить, что данная работа не всеми учеными признается как методологически точная. Беквит в 1991 году и Биллингс в 1992 году критиковали ее. После полученной критики Томас Бошард выпустил книгу, в которой скоректировал свою точку зрения, признав, что 40 % различий в чертах характера и 50 % различий в интеллекте генетически обусловлены. Однако до сих пор находятся люди, которые утверждают, что в среднем представители разных рас имеют генетически обусловленные различия в интеллекте (базируясь на установленном факте разности среднего IQ у разных расовых групп в США), не обращая внимание на то, что интеллект может быть обусловлен не столько генетикой, сколько социальными факторами, внутри которых живут разные расы в США. Эти социальные факторы позже и влияют на средний уровень IQ.

Другая группа ученых попыталась выявить сколько процентов детей гениальных родителей будут иметь выдающийся интеллект. 

В 80-х годах прошлого века был создан специальный банк спермы от выдающихся мужчин, которые становились лауреатами Нобелевской премии. Более 200 гражданок США разных этнических групп решились на вынашивание, рождение, а также воспитание детей от гениев. После того как ребенок достигал 25 лет, ученые подводили итоги, замеряя IQ. Только один из 200 детей имел высокий уровень IQ — 180. Другие «дети гениев» продемонстрировали обычные нормальные способности. Данный эксперимент, по мнению авторов, показал, что гениальность практически невозможно унаследовать. Некоторые ученые критиковали данный вывод, выдвигая более обоснованный тезис о том, что интеллект чаще всего наследуется от матери, а не от отца. Другие ученые выдвигали тезис о том, что различные факторы во время беременности матери также могут оказывать сильное влияние на ребенка.

Появление генетики не дало ответа на данный вопрос. Талантливо снятый фильм «Гаттака» показывает нам, что даже имея генетические недостатки в организме, человек может достичь своих целей при условии адского трудолюбия и фанатической концентрации. В данном фильме генетически ущербный старший брат, который по всем прогнозам должен был умереть еще в молодости, побеждает генетически идеального младшего брата, родившегося в пробирке, за счет того, что целенаправленно шел к своей цели невзирая ни на что, в то время как младший брат, не имевший цели не смог достичь ничего, страдая от «синдрома совершенства».

Еще один эксперимент, проведенный уже в 2000-х годах, показал, что важны не сами гены, а что человек думает о них.

В одном из экспериментов ученые поделили студентов на две одинаковые по интеллектуальным показателям группы, дав им одни и те же задания. Но при этом первой группе студентов внушили мысль о том, что их уровень интеллекта генетически определен и прыгнуть выше головы невозможно из-за того, что генетика решает все. Второй группе студентов внушили мысль о том, что умственные тренировки и целенаправленные усилия в сфере решения задач играют большую роль в общем интеллекте человека, чем генетические факторы. В итоге вторая группа, которая изначально не отличалась от первой группы, дала гораздо лучшие результаты, чем первая. Таким образом, не сами гены, а вера людей в то, какую роль они играют, очень сильно влияют на успех человека в той или иной сфере. Если человек верит, что он сможет сделать что-то, он действительно сможет сделать это, если же он не верит в себя и «свои гены», то он действительно не сможет сделать то, что ему задали.

Эми Чуа, профессор права Йельского университета, включенный в 2011 году журналом Time в топ 100 самых влиятельных людей мира (на 13-ом месте), в 2011 году заинтересовалась данным вопросом. В том же году у нее вышла книга-бестселлер «Боевой гимн матери-тигрицы», о том, как азиатские мамы в США, за счет целенаправленной муштры и дисциплины, делают своих детей интеллектуально более умными и более успешными. Книга вызвала не только большой резонанс, но и большие дебаты в обществе по поводу систем воспитания в США. В 2015 году вышла новая книга «Тройной пакет: как три уникальные черты объясняют взлет и падение культурных групп в Америке», где соавтором Эми Чуа выступил ее муж Джед Рубинфельд, также профессор Йельского университета. Авторы этого труда изучили, какие этнические группы в США более успешны по сравнению с общей массой населения. Эми и Джед выделили следующие группы населения: евреи, китайцы, индийцы, кубинцы, ливанцы, иранцы, нигерийцы и мормоны. После чего авторы постарались ответить на вопрос, почему в США преуспевают представители этих этнических меньшинств. 

При этом авторы отмечают, что современная успешность данных групп может вполне измениться. К примеру, в 1960-е годы, крайне успешной этнической группой в США считались греки, которые сейчас мало чем отличаются в плане успешности от большинства американцев. А сами азиаты, живущие в США в третьем поколении, уже мало отличаются от местных по уровню своих достижений. Таким образом, результаты успешности или неуспешности, согласно авторам детерминированы не генетикой или расой, а именно культурой, воспитанием и средой.

Авторы выделили три компонента успеха:

1. Наличие у вышеобозначенных групп чувства собственного превосходства над остальными людьми («простыми смертными»). То есть гордость своим происхождением («генами») является базовым компонентом для успеха. Если человек с детства стопроцентно уверен, что он интеллектуально и в других сферах превосходит своих сверстников, то он, в конце концов, будет стремиться превосходить всех в плане интеллекта и в других сферах. Данный эффект Роберт Мертон назвал «самосбывающимся пророчеством». Оригинальное определение звучит следующим образом: 

«Самоисполняющееся пророчество — ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность». 

Как сказано в Википедии: «предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания». Таким образом, люди, верящие в то, что они имеют «хорошие гены», делающие их умнее всех остальных людей, в реальности станут более умными людьми за счет самоисполняющегося пророчества.

2. «Неуверенность в себе» и опора только на собственные силы. Данное качество очень важно, так как оно заставляет каждый раз доказывать, что существующее чувство собственного превосходства оправдано. Поэтому люди, обладающие чувством собственного превосходства и одновременно «неуверенные в себе» каждый раз должны доказывать себе, что они достойны той высокой самооценки, которые они имеют. При этом надо сказать, что все вышеобозначенные этнические группы эмигрантов – это социальные аутсайдеры, не имеющие таких конкурентных преимуществ как коренные американцы, обладающие как большим экономическим капиталом, так и большими связями (большой социальный капитал). Поэтому представитель данных групп осознает, что ему нужно в два-три раза больше трудиться, чтобы достичь того, что местные могут получить при гораздо меньших усилиях. Плюс человек с такими качествами обычно понимает, что никто ему не поможет (родители могут относиться к беднейшим слоям населения в большинстве случаев) и он должен рассчитывать только на свои силы.

3. «Холодная реакция», или способность контролировать импульсивные желания, то есть развитая самодисциплина. В американской культуре данное качество ценилось всегда и его даже называли «абсолютным залогом успеха». Также в данной культуре считается, что самодисциплина гораздо важнее мотивации.

Люси Келлавэй, колумнист Financial Times назвала книгу «лучшей универсальной теорией успеха, которую она видела». Споры о данной работе продолжаются до сих пор, но во многом авторы правы, выделяя три вышеуказанных качества, необходимых для жизненного успеха.

Заканчивая свой очерк, хотелось бы привести метафору, объясняющую мое авторское видение того, что важнее: гены или воспитание. Гены можно сравнить с фундаментом, а процесс воспитания — со строительством дома. Без хорошего фундамента невозможно построить хороший дом, но наличие фундамента отнюдь не гарантирует того, что хороший дом будет построен. Только целенаправленные усилия по правильному воспитанию ребенка в соответствующей среде, дадут положительные результаты. Здесь я солидарен с Эми Чуа и ее соавтором-мужем, — гордость своим происхождением, расчет только на собственные силы и развитая самодисциплина (контроль над своими импульсами) позволяет вырастить из ребенка развитую успешную личность.

vlast.kz

Генетика и воспитание | НаукаPRO

Что на самом деле определяет поведение и личные качества человека: методы обучения и воспитание или генетическая наследственность? Насколько сильно наши гены влияют на наши предпочтения, убеждения или действия? В этом ролике Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, научный редактор портала ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека из первых рук расскажет, какова роль наследственности в поведении человека и насколько сильно воспитание влияет на нашу жизнь.

«Довольно часто задаётся вопрос: насколько у человека разные особенности поведения обусловлены воспитанием или наследственностью?

Есть сторонники, которые считают, что у нас всё в основном из-за наследственности, другие считают, что из-за воспитания. На самом деле, проблема состоит в том, что никто толком этого не знает. В действительности изучать это крайне проблематично, и с самого начала ставить такой вопрос не очень верно потому, что для начала это нужно узнать.

Генетика или воспитание?

Как это узнать? Мы не можем провести эксперимент над человеком. Чаще всего это бывают случайные наблюдения, когда у нас так сложились обстоятельства, что мы можем пронаблюдать – получился как бы естественный эксперимент – и посмотреть, связано или не связано. Или надо ставить прямые эксперименты, но их ставить никто не хочет. Самый идеальный вариант эксперимента, когда мы берем пары близнецов, выращиваем их в одинаковых условиях и в разных и смотрим, что получится. На самом деле, экспериментов такого рода довольно много. Когда волей судьбы близнецы оказываются в разных местах и растут в разной среде, а потом мы можем сравнить, насколько они в итоге одинаковые или не одинаковые. И насколько разные и одинаковые условия повлияли на их болезни, характер, предрасположенность к какой-то деятельности, профессии и ещё к чему-нибудь. Но, если мы ждем, когда оно так получится само собой, то у нас не будет большой выборки и не будет никакой статистики. А ставить эксперимент – это не очень хорошо и как-то не очень по-человечески.

Холли и Энни — персонажи известного американского фильма о разделённых близнецах

Тем не менее такой прецедент был, когда некий врач-акушер как раз с этой целью (он считал, что всё обусловлено сугубо воспитанием) разделял пары родившихся близнецов. Матери он говорил, что один умер, а сам отдавал его на воспитание в совершенно другую семью. Причём специально подбирал семьи таким образом, чтобы они были как можно более разные. Он считал, что воспитание возобладает, и они там будут разные, и довольно долго, лет 20, этим занимался. В итоге его повязали и посадили в тюрьму, а близнецы-то остались. И вдруг неожиданно выяснилось, что по некоторым параметрам они таки реально очень сильно похожи. Не только по внешности, а именно по характеру, по усидчивости, успеваемости в школе, по тому, какие профессии они выбрали в жизни, и это при том, что жили они в разных условиях. И это, наверное, единственный такой прецедент, сделанный как бы с научной целью, но человеком низких моральных качеств, за что он, собственно, и сидит, наверное, до сих пор.

Зита и Гита — персонажи известного индийского фильма о разделённых близнецах

Выяснилось, что наследственность действительно влияет. Вопрос только в том, как понять, как она влияет. У нас есть полный геном с одной стороны, 3 миллиарда нуклеотидов, а, с другой стороны, то, что я, например, стал антропологом – записано ли это у меня в генах? Нет никакого гена выбора антропологии как вида деятельности или, например, гена тракториста. Не бывает такого. И понять, как гены, которые на самом деле кодируют синтез белков или количество этих белков, превращаются в то, что я хочу рисовать или петь, никому совершенно не известно.

Цепочки ДНК и РНК

Иногда пытаются что-то такое сопоставить с животными. Когда, допустим, смотрят: вот там есть группа павианов, вот они так-то себя ведут, у них есть иерархия и всё такое, а вот, значит, человеческий коллектив, и вот в нём тоже есть нечто похожее. Это может быть армия, тюрьма, футбольные фанаты, научные сотрудники, школьники или ещё кто-нибудь. И вот смотрят, насколько они похожи. Но это разные виды, у нас не те же самые гены, что у павианов. Мы можем, конечно, поставить эксперимент на макаках, и, в принципе, с ними делать всё не так страшно и посмотреть, как там: есть взаимосвязь генетики и какой-то деятельности или нет. Но насколько это соотносится с человеком совсем не очевидно, потому что всё-таки мы не макаки и не павианы, и сопоставить это напрямую практически невозможно.

Стая павианов

Школьники

Сам вопрос изначального разделения врожденного и приобретенного не вполне корректен, потому что для того, чтобы реализовалось что-то приобретенное, нужно, чтобы была возможность этой реализации заложена в генах. То есть чтобы я мог научиться хорошо рисовать, у меня должны быть для начала нормальные глаза, чтобы я мог видеть, и чтобы у меня была хоть какая-то конечность, чтобы держать кисточку или карандаш в руках. Это обязательное условие. И в генах должно быть прописано, что у меня есть глаза и руки, ну или ноги хотя бы, хватательные притом и с пальцами. Если этого нет, то я рисовать не смогу.

Шимпанзе, рисующий картину

Вместе с тем, должно быть какое-то соответствующее окружение. Если, например, у нас такое общество, где запрещены песни: допустим, какая-нибудь религиозная секта, где запрещено петь, нельзя. Тогда даже человек, родившийся с врожденными гениальными способностями к пению, не будет петь потому, что он, если и попробует, ему настучат по голове, а, скорее всего, он даже и не попробует, потому что у него не будет просто примеров перед глазами/ушами. Он никогда не увидит и не услышит поющего человека, он этому не научится.

Бушмены — коренной народ южной Африки, в культуре которого почти полностью отсутствуют рисунки

То есть наших потенциальных способностей в теории гораздо больше, чем мы реализуем. Любого папуаса из гор Новой Гвинеи можно научить писать. Это не значит, что у него есть какой-то ген письма, потому что ни один из предков этого папуаса, начиная с проконсулов и австралопитеков, никогда в жизни не писал. Не было письменности ни в Африке, ни по пути в Новую Гвинею, ни на самой Новой Гвинее – никогда ни разу ни один предок не писал. Но мы можем взять этого папуаса и научить писать, то есть потенциальная способность у него есть.

Папуас

Это не значит, что бог вложил нам в гены способности, чтобы потом их как-нибудь реализовывали – это значит, что наш мозг устроен крайне сложно, и он может реализовывать новые возможности, которых до этого в природе не было. Этим мы, собственно, и замечательны. Потому у нас и такая культура, и развитая цивилизация. Мы можем создавать что-то новое, чего доселе ещё не было. В том числе и письменную речь, поэзию, архитектуру, художественное искусство, театр и много чего ещё. Но при этом какие-то предпосылки в нашем мозге для этого всё равно должны быть.

Космонавтика — одно из значимых достижений человеческой цивилизации

Вот летать, например, мы не можем: у нас нет никаких физических предпосылок, для того чтобы летать. Мы тяжёлые, жирные, крыльев не хватает и поэтому искусство кувыркаться в воздухе нам не вложено в голову, потому и не получится. А вот прыгать на канатах и по веткам – это сколько угодно. У нас есть легкая атлетика, где легкоатлеты реализуют те программы, которые были у каких-то там предков в виде макак, проконсулов и много кого ещё.

Легкоатлеты на забеге на короткую дистанцию

Ну, макаки не были предками, но кто-то похожий на них, скажем, египтопитеки, которые скакали по ветвям. А ту же самую способность можно реализовать не только в виде прыгания по искусственным веточкам, а можно ещё сделать балет или балет на льду. Никакие обезьяны на коньках не ездили, но тем не менее хорошая координация движений в нас заложена, и мы можем ездить по льду на коньках.

Египтопитек

В итоге получается, что любое приобретённое должно основываться на чем-то врождённом, а врождённое может реализоваться только, если есть соответствующее окружение. Одно без другого не работает. Поэтому изначально разделять понятия «врождённое» и «приобретённое» не вполне корректно. Но человеческое мышление так устроено, что нам всё-таки хочется какой-то четкости. То, что я правша – врождённое, а то, что я антрополог – приобретённое. Потому что в современной европейской культуре есть такая наука – антропология, есть вуз МГУ, там есть кафедра антропологии, и вот туда можно пойти учиться и стать антропологом. Вот я стал. А, скажем, мой прадедушка, живший когда не было кафедры антропологии, наверное, не мог стать антропологом в принципе потому, что тогда не было где можно было ему научиться антропологии.

Сотрудники кафедры антропологии МГУ

Поэтому изучать подобный вопрос крайне сложно и разделить это принципиально нельзя, но тем не менее хочется. Поэтому исследования в этом направлении все ещё продолжаются и будут продолжаться, пока мы не поймём, как наши гены реализуются в нашем поведении. Пока это тёмный лес. И если Вам кто-то будет говорить, что вот Вы такой-то потому, что это у Вас прописано в генах, всегда подумайте, что ген – это цепочка нуклеотидов, которая состоит из аденина, гуанина, цитозина и тимина, и всё. И там написано, какой будет белок. А то, что там записано какое-то поведение – это ещё вопрос на миллион. Когда это узнают, мы сможем выращивать людей по заказу, делать гениев, поэтов, кого угодно, но до этого ещё пока далеко.»

nauka-pro.ru

кто победит — гены или воспитание?

Вопрос ученому: кто победит — гены или воспитание?

www.medicus.ru

«Есть ли смысл заниматься воспитанием ребенка, стараться, чтобы его окружали только «правильные» люди, или все его будущее уже заложено в генах?» — таким вопросом задалась наша читательница Наталья. На такие размышления ее натолкнуло, как она призналась в письме, заявление актера Алексея Серебрякова об эмиграции из России. Мы не стали полагаться на опыт актера и обратились к специалисту Юлии Ковас — доктору психологии, директору Международной лаборатории междисциплинарных инновационных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab) Голдсмитс-колледжа Университета Лондона, соруководителю Российско-Британской лаборатории психогенетики Учреждения РАО «Психологический институт» и руководителю лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ. Если вам есть, что спросить у ученых, пишите в комментарии или на почту [email protected] Ваши вопросы мы зададим экспертам в самых разных областях науки и опубликуем на портале.

Юлия Ковас, доктор психологии, руководитель лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ:

— Спор «наследственность или воспитание» окончен. Только невежда может отрицать влияние генов или окружения на мыслительные способности или поведение человека. При этом важно помнить, что мы говорим о роли генов и среды, проявляющейся в различиях поведения. Современная наука, такая как поведенческая генетика и геномика, совершила уже ряд прорывов в понимании этой роли. Например, сегодня мы понимаем, что большое число генов, каждый в отдельности обладающих очень слабым эффектом, вносят свой вклад в различия между людьми по любому данному признаку. Мы также знаем, что одни и те же гены могут проявляться по-разному в зависимости от окружения.

В течение нескольких ближайших лет мы определим множество генов, влияющих на различия в умственных способностях и поведении, и тогда настанет момент, когда мы сможем реально начать работу, направленную на выяснение сложнейших механизмов, лежащих в основе формирования мозга, — уникального для каждого человека. Тогда же мы ожидаем серьезного продвижения в понимании того, как индивидуализировать процессы обучения и образования — так, чтобы они соответствовали когнитивному и поведенческому профилю конкретного ученика. Межкультурные исследования, учитывающие генетическую основу, такие как одновременное изучение близнецов в разных странах, также будут способствовать пониманию этих механизмов.

Стоит отметить, что все известные исследования взаимодействия генов и среды объясняют лишь очень малую долю вариаций признака и нуждаются в повторении. Подводя итог, замечу, что постановка вопроса в виде «гены или среда» в свете текущих знаний уже неприемлема. Верно будет: «гены и среда», «гены на фоне среды» или «гены посредством среды» и так далее.

Со студентами на моем курсе «Генетика поведения» мы проводим регулярные семинары на тему значения исследований поведенческой генетики применительно к обществу и рассматриваем этические вопросы.

Так что, во-первых, мы не должны прятаться от фактов. Гены влияют на нашу когнитивную деятельность и поведение, и понимание, как они это делают, будет исключительно полезным. Во-вторых, сегодня достаточно ясно, что эффекты генов реализуются посредством полигенных взаимосвязанных систем, которые настолько сложны, что генетический инжиниринг сложных черт поведения никогда не будет возможен. Однако можно использовать гены в качестве «информации» для повышения эффективности воздействия окружающей среды, по крайней мере, до некоторой степени. Генетические исследования также помогут исключить ложные гипотезы. Методы, учитывающие генетическую составляющую, позволят нам выяснить, какие условия среды влияют на человека и какие условия среды взаимосвязаны либо коррелируют с генетическими эффектами.

Нет никакого смысла бояться генов: они — естественная часть нашего своеобразия, так что нам следует максимизировать их положительное влияние и минимизировать отрицательное, а сделать это мы сможем лишь в том случае, если поймем, как они работают.

Подробнее о работе Юлии Ковас и достижениях современной генетики можно прочитать на сайте
strf.ru.

news.vtomske.ru

Это все гены: в чем не виновато воспитание

Значение воспитания порой слишком переоценивают, и в настоящее время принято считать, что оно определяет в человеке почти все: характер, интеллект и даже вес. Но новейшие исследования говорят о том, что гены не следует списывать со счетов. Ведь недаром великий английский классик Уильям Шекспир писал: «Природа всегда возьмет свое».

И ведь действительно считается, что воспитание играет огромную роль в том, каким вырастет ребенок: родители прививают ему определенные моральные устои, которые формируют характер. Они же развивают умственные способности малыша. Наконец, мы все знаем, что пищевое поведение в семье в большей степени влияет на телосложение ребенка: если у вас принято вкусно и много есть и злоупотреблять фастфудом, то есть риск, что в будущем ребенок будет страдать лишним весом.

Немало книг написано на тему воспитания. Молодые мамы прочесывают интернет в поисках ответа на вопросы «Как развить в ребенке математические/творческие способности, лидерские качества, уверенность в себе». Это один из ярких примеров укоренившейся идеи особой значимости воспитания. Мы всегда считаем, что прилежность, аккуратность, любовь к учебе можно привить детям, отдавая их с самого раннего детства во всевозможные секции, кружки и школы. Только так, думаем мы, они станут успешны по жизни. Однако последние исследования ученых доказывают, что в некоторых качествах человека «виноваты» гены. Но неужели стиль воспитания не имеет значения и родители вообще никак не могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка? Безусловно, могут. Но гены берут свое, когда речь заходит о следующих пяти вещах:

Вес

Если вы слышали о том, как встревоженная мама пытается накормить своего ребенка-малоежку, видели, как полные родители в ресторане стараются запихнуть в свое чадо еду, которую он отказывается есть, либо, наоборот, наблюдали у стройных мамы и папы пухлого отпрыска, наотрез отказывающегося есть брокколи, то вы как раз были свидетелем борьбы воспитания с генетикой. Да, худоба и склонность к ожирению — это наследственность. Нравится нам это, или нет, но от пищевых привычек в семье мало зависит вес ребенка, когда он выйдет в самостоятельную жизнь.

Исследования, проводившиеся на мышах, выявили ген, отвечающий за набор веса. Животные потребляли одинаковое количество калорий, но набирали вес только мыши с определенным генетическим изменением.

Кроме того, по мнению ученых, будет ли человек страдать лишним весом в детстве или во взрослом возрасте, предопределяется генетически. Эта информация может быть полезна тем из нас, кто завидует черной завистью коллеге из соседнего отдела, потому что она ест и не толстеет. Хорошая новость – диета и спорт помогают. Плохая – смиритесь с тем, что всю жизнь вам придется вести борьбу с лишним весом.

Способность радоваться жизни

Не так давно проводившееся американскими учеными исследование выявило, что примерно на 50% позитивное отношение к жизни наследуется от родителеЙ. Другой американский ученый, социолог Артур Брукс, также утверждает, что почти на 50% жизнерадостность, умение радоваться тому, что имеешь, наследуется на генетическом уровне. А от недавно произошедших событий, то есть от постоянно меняющихся параметров, жизнерадостность зависит менее чем на 40%. Оставшиеся 10% — это личное отношение человека к проблеме (захочет ли он приложить усилия, чтобы исправить положение, или же предпочтет опустить руки и смириться).

В книге «Эгоистичные причины иметь больше детей» экономист Брайан Каплан утверждает, что родители сильно переоценивают свое значение в воспитании и формировании детской способности радоваться жизни. Он основывается на данных, согласно которым однояйцевые близнецы (у которых одинаковая ДНК) имеют схожий уровень удовлетворенности жизнью, в отличие от разнояйцевых близнецов.

Но есть хорошая новость для родителей вечно недовольных отпрысков: исследования показывают, что ворчливость – скорее генетически заложенное качество, а никак не результат недостатка родительской любви в детстве или какой-то давней обиды.

Так что, если вы чувствуете себя несчастным – не вините в этом родителей.

Счастье – наследственное чувство

Счастливые родители передают своему ребенку способность чувствовать себя счастливым на генетическом уровне. Об этом свидетельствуют результаты эпигенетического исследования, автором которого является доктор Альберто Букей. По словам исследователя, способность ощущать счастье программируется генетически, а не развивается после рождения в процессе воспитания. Сильные положительные эмоции, состояние счастья запускают в организме мужчины и женщины определенные химические реакции, которые способны воздействовать на генетический код, содержащийся в сперматозоидах и яйцеклетках. Известно, что поведение родителей и их восприятие мира влияют на характер ребенка и на его собственное восприятие окружающих людей и событий. Однако, доктор Букей своим исследованием подчеркивает, что способность чувствовать себя и вести сея как счастливый человек наследуется не на уровне воспитания, а является врожденной.

Характер

Согласитесь, никто и никогда не говорит: «Надеюсь, мой ребенок вырастет плохим человеком». Однако мерзавцев вокруг нас хватает: на дорогах, в очередях, в барах и даже в интернет-пространстве. Так что же этому виной? Неужели только плохое воспитание?

Научно доказано, что гены влияют на характер, но как – пока точно не известно. Известно немало примеров того, как усыновленный ребенок вырастал полной противоположностью своим приемным родителям. Вспомним даже Гарри Поттера, который был воспитан злыми дядей и тетей, но, тем не менее, вырос добрым мальчиком. А все потому что его характер был заложен на генетическом уровне. Но миллиарды долларов, потраченные на изучение ДНК, пока не помогли найти ответ на вопрос: «Так какие все-таки гены отвечают за любовь к порядку/аккуратность/порядочность?»

А может ли биология объяснить преступное поведение? Более чем 100 исследований на эту тему говорят о том, что генетическая предрасположенность играет немаловажную роль. Но сам факт того, что человек унаследовал такие черты, еще не говорит о том, что он обязательно станет убийцей или вором. Как раз здесь воспитание имеет существенное значение: родители, вовремя заметив опасные побуждения ребенка, могут повернуть их в мирное русло. Допустим, отдав его на бокс или карате.

Образование

Гены сказываются, прежде всего, на способности ребенка к обучаемости, его оценках и интеллекте в целом. В 2013 году британские исследователи изучили академическую успеваемость более чем 11 тысяч однояйцевых и разнояйцевых шестнадцатилетних близнецов. Выяснилось, что гены влияют на оценки больше, чем квалифицированные учителя, сильные школы и строгие родители.

Анализ одного из американских центров по усыновлению показал, что дети, у чьих приемных матерей есть высшее образование, на 7% более вероятно окончат университет, чем их сверстники, у которых приемные родители имеют лишь среднее образование. В сравнение приводятся данные, согласно которым высшее образование у биологической матери увеличивает эту вероятность до 26%, независимо от того, какое образование у приемной мамы.

Так что, умница-Матильда из одноименной детской книги Роальда Даля в реальной жизни не могла бы быть дочерью своих родителей – уж слишком они не похожи. Помните, как она умело умножала сложные числа в уме, в то время как ее горе-папаша наживался на доверии своих клиентов?

Воспитание

Да, гены, присутствующие у ребенка, как ни странно, могут влиять на его же собственное воспитание. То есть, гены, переданные ему от папы и мамы, будут неким образом сказываться на том, каким образом родители будут обращаться с ребенком. Такая вот сложная цепочка.

Более десятка исследований, в которых участвовало свыше 14,5 тысяч пар близнецов, показали, что гены, имеющиеся у ребенка, в значительной степени влияют на то, как именно ведут себя с ним родители. Например, у мальчиков участок гена, который отвечает за транспортировку серотонина, может предсказывать, насколько разозлится его мама, если он, к примеру, разобьет ее любимую чашку. Но ученые не отрицают и влияние социально-экономических и культурных факторов.

Тем не менее, как бы ни важны были гены, важность воспитания никто не отменял. Его методы должны зависеть в большей степени не от характеров родителей, а от характера ребенка. Не существует идеального метода воспитания – каждый ребенок требует особенного подхода. Поэтому родители должны стараться принимать во внимание индивидуальные черты ребенка и стараться их развивать или вовремя скорректировать.

8 фраз, которые воспитывают из детей неудачников
Дети гораздо восприимчивее к обычным словам, чем мы, взрослые. И иногда одна неправильно сказанная фраза может зародить в душе ребенка не просто сомнения, огорчения или обиды. Из-за них ребенок может потерять веру всебя, а это — прямой путь вырасти неудачником. Каких же фраз стоит избегать в общении с нашим чадом? Читать далее

Хорошие фразы, которые нельзя говорить детям
«Посмотри на свою сестру, почему ты не можешь вести себя так же», «Вот папа придет и…», — все знают, что говорить такое ребенку не стоит. Но не все знают, что некоторые, казалось бы, невинные фразы, которые мы постоянно употребляем, не менее разрушительно действуют на ребенка и ваши с ним отношения. Читать далее

Как сделать ребенка успешным: 9 ошибок на этом пути
Сейчас мы наблюдаем бум не просто «родительства», а максимального внимания к детям. Мы создаем лучшие условия для взросления малышей и делаем все для того, чтобы они выросли успешными. Но при этом часто не осознаем, что успех автоматически не равен счастью. Более того, «поставив» только на успешность, с большой вероятностью мы сделаем своего ребенка глубоко несчастным. Читать далее

www.parents.ru

Гены или воспитание: что важнее

Дети стреляютДети стреляютВсе дети разные, каждый ребёнок индивидуален. Уникальность личности предопределяется наследственностью, а также влиянием факторов социальной среды — воспитанием. Учёные пока расходятся во мнении о роли этих составляющих. Так что споры о том, что важнее — гены или воспитание — продолжаются. Имеются исследования, доказывающие, что индивидуальные особенности людей на 49 % зависят от генетических факторов и, соответственно, на 51 % — от факторов внешней среды, в том числе воспитания. Но, судя по полученным данным, результаты исследования не вполне убедительны.

Есть люди, желающие иметь детей, однако в силу обстоятельств не способные подарить жизнь родному ребёнку. Вариант усыновления младенца из Дома малютки они категорически отметают, мотивируя свою позицию опасением столкнуться с проявлением в ребёнке «дурных» генов своих биологических родителей. Понятно, что полностью здоровые дети из благополучных семей на попечение государства попадают довольно редко. Если такое происходит, чаще всего виной тому аморальный образ жизни родителей, и, как следствие, нежеланная беременность.

С другой стороны, немало людей, искренне верящих, что «не та мать, что родила, а та, что воспитала». Даже имея родных детей, они находят в себе душевные и физические силы взять в свою семью сирот. И я верю, что большинство из этих добрых людей делает это вовсе не из корыстных соображений…

На примере своих детей я убедилась, что способности к чему-либо формируются определёнными комбинациями генов. По сравнению с ними роль воспитания незначительна.

У меня двое сыновей с разницей в четыре года. Они очень похожи между собой внешне (и на нас с мужем). Так вот, когда старшему только исполнилось четыре года, он попросил купить ему ролики. Мы ещё засомневались, что на такого малыша они окажутся в продаже. Детской просьбе вняли: ролики нашли и купили. Сынок обрадовался и в тот же день стал учиться кататься — сначала по квартире, потом во дворе. Он проявил супернастойчивость и научился уверенно кататься буквально за пару дней. Спустя некоторое время возжелал заполучить двухколёсный велосипед и тоже очень быстро освоил самостоятельную езду на нём. Потом также самостоятельно научился плавать.

А вот младший сын уже другой. Ему свойственна врождённая осторожность. Сейчас ему пять с половиной лет, а ролики и велосипед, доставшиеся от старшего брата, до сих пор не востребованы. Мне всё же удалось его убедить, что научиться самостоятельно кататься необходимо. И вот уже несколько прогулок на роликах позади, а результат — нулевой. Я не вижу в младшем сыне энтузиазма, который наблюдала у старшего. Сегодня он в отчаянии заявил: «Я не понимаю, зачем люди катаются на роликах? Какой вообще в этом смысл?!» Учиться кататься на велосипеде тоже не хочет… Хотя очень любит играть с движущимися механизмами (машинками и т. п.). Кстати, езду на самокате давным давно освоил, правда, в основном катался по квартире.

Так что даже родные братья разные. Я вспоминаю, как опасно было ходить со старшим сыном на пляж, когда он был в полуторагодовалом возрасте. Стоило на секунду отвлечься, как кроха норовил убежать «куда глаза глядят». Младший совершенно другой. Играя в песке на пляже строго возле подстилки, в шаге от меня, он ежеминутно оборачивался, чтобы убедиться, что я никуда не ушла. Даже незнакомые люди удивлялись такой послушности — сидит и тихонько ковыряется в песочке. И это в полтора года!

Старший сын — явный лидер, инициатор идей и организатор им же придуманных развлечений. А младший — исполнитель, чувствующий себя в тени старшего брата очень комфортно. Благодаря разнице в возрасте, они органичны в своих ролях. Я вижу, что у них совершенно разные характеры, хотя воспитание было одинаковым.

Возможно, специалисты бы сказали, что подобные выводы можно делать лишь в случае, если речь идёт о монозиготных (идентичных) близнецах, попавших в разные условия внешней среды (например, семьи с различным социальным статусом и прочими ключевыми условиями). Таких историй изучено немного и каждая из них служит объектом научного интереса. Что ж, спорить не буду, я не берусь за решение дилеммы «Что важнее: гены или воспитание», а всего лишь делюсь личными наблюдениями.

Психологи доказали, что наивысшее удовлетворение и счастье приносит человеку реализация его врождённых способностей. Следуя данной логике, принуждение к действиям, в том числе обучение, не всегда полезно, ибо если природного дара, таланта, нет — ему не научишь.

«Рождённый ползать летать не может», — гласит известная крылатая фраза. С другой стороны, уже в детском возрасте навешивать ярлыки отсутствия тех или иных способностей преждевременно…

Моя позиция как матери касательно воспитания детей проста: раннее гармоничное развитие и комплексное обучение.

Читайте также: Сколько можно сидеть за компьютером детям.

glazastik.com

Почему дети такие разные: гены или воспитание?

текст: Наталья Стилсон,
gutta_honey

Дети действительно все разные как, впрочем, и взрослые. Каждый человек проходит свой уникальный путь от зачатия до рождения. Но и это далеко не всё. Сразу же после рождения начинается новый этап, который привносит новые трудности или благоприятные моменты. Эти моменты — не просто «полоса белая, полоса черная», а уникальный калейдоскоп факторов и их взаимодействия. Сочетание этих случайных и закономерных событий формирует особенность личности ребенка. Взрослея, он приобретает все новые и новые черты; прошлые его особенности характера переплетаются и вливаются в новую взрослеющую личность. И так — всю жизнь. Хоть и считается, что характер формируется к 18 годам, на самом деле человек меняется до старости.

Самое первое, что предрасполагает к развитию личности – гены. Они определяют развитие тех или иных частей мозга, особенности их формирования и множество моментов, связанных с характеристиками межнейронной передачи информации. Связь между нейронам — крайне важная штука. В результате реализации этого генетического багажа кому-то достаются более развитые участки мозга от природы, кому-то меньшие; у кого-то информация передается быстрее, у кого-то медленнее, а у кого-то импульс между нервными клетками рассеивается, и вообще не доходит до адресата.


О том, как и какие гены влияют на формирование личности, еще пока полностью не выяснено. Сейчас существует довольно много публикаций, которые связывают те или иные гены с различными личностными характеристиками и способностями человека. Например, совсем недавно было выяснено, что способности ребенка на поприще обучения и успеха в жизни зависят от трех генов, связанных с обменом одного из важнейших медиаторов в мозге – дофамина. Как они сочетаются, и в каком виде присутствуют (существуют варианты генов, которые работают по-разному), определяет  будущий академический успех.

Кроме того, гены могут проявлять чувствительность к разным вредностям. Часть людей крайне чувствительна к разным вредным влияниям извне – токсинам, перепадам температуры, стрессам и различным болезням. Их мозг в гораздо большей степени поддается влиянию этих негативных факторов. Другие же совсем могут не заметить, что что-то идет не так.

Ну, а после генов? После генов начинается процессы, связанные с эпигенетикой. А именно: внешняя среда может менять работу генов. Как это работает?

Гены зависят от атмосферы, или как развивается мозг

Не обязательно, что все, заложенное в генах, начнет работать или будет продолжать работать всю жизнь. Существуют в природе такие процессы, когда на отдельные гены накладывается «химический замок» — метильная группа. После этого информация с ДНК больше не считывается, а, значит, признак не развивается. Этот процесс может запускаться, если плод попадает в те или иные условия, которые могут быть и плохими, и хорошими. Его организм решает, что вот эти гены в данном случае не нужны, и выключает их. Это самый яркий пример приспосабливаемости к окружающей среде. Остаются в работе только те гены, которые увеличивают возможность выжить в конкретной среде.

Само развитие мозга — довольно интересный и удивительный процесс. Мозг как бы разворачивается сам из себя, формируя новые отделы и усовершенствуя их. При этом клетки с места своего рождения начинают путешествие по развивающемуся мозгу в предназначенное им природой место. Нервные клетки мигрируют к своим местам, ориентируясь на разные химические «приманки». Они чувствуют их, благодаря рецепторам, которые здесь выступают в роли своеобразных «антенн». Благодаря этому, молодые нейроны достигают места, где должны быть, и там останавливаются. Различные условия могут нарушать эту миграцию, и клетка останавливается совсем не там или плывет в неправильное место.

Довольно распространенная нынче гипоксия плода может наложить определенный отпечаток на развитие мозга (1, 2). В первую очередь, изменяется способность передавать импульсы. Исходя из такого устройства механизма, гипоксию довольно часто связывают с развитием шизофрении, шизоидных черт личности и аутизма. 

Внутриутробные инфекции также могут оказать значительное влияние. Так, известно, что грипп во время беременности увеличивает риск развития аутизма. Но в настоящее время существует мнение, что не вирус сам по себе, а реакция иммунной системы матери на инфекцию может повлиять на развитие болезни.

Токсоплазма — еще более хитрый микроорганизм. Она может заставлять нейроны производить дофамин. Паразит может кардинально изменять поведение крыс в эксперименте. Если запах кошек грызунов отпугивает, то пораженные токсоплазмой особи, наоборот, начинают искать кошку по запаху. А кошка – основной хозяин токсоплазмы, необходимый ей для процесса размножения. Что касается людей, зараженные этим микроорганизмом, люди проявляют более высокий уровень нейротизма и поведения связанного с распространением паразита.

Для токсоплазмоза также характерны изменения, которые в основном касаются психомоторных реакций. Так, например, инфицированные люди в 2,5 раза чаще попадают в аварии. Мужчины с этой инфекцией отличаются игнорированием правил, подозрительностью и ревнивостью. Женщины же, напротив, более открыты и «душевны». Ну а врожденный токсоплазмоз снижает когнитивные способности ребенка.

Еда, голод, стресс, сигареты и алкоголь формируют характер

Питание матери во время беременности также влияет на закладку разных особенностей характера ребенка. Известно, что во время, близкое к концу Второй Мировой Войны, Германия блокировала поступление продуктов в Голландию. Впоследствии, через много лет, проводилось исследование, которое сравнивало характерологические особенности детей, чьи матери испытывали голод во время беременности, и тех, кто не попал в блокаду.

Оказалось, что отпрыски голодных матерей в 2,5 раза чаще имели антисоциальное расстройство личности. Кроме того, существует исследование, что среди тех же выросших чаще встречались: толерантность к глюкозе, ИБС, плохой профиль липидов (повышенный холестерин), атеросклероз, нарушение свертываемости крови, плохая переносимость стресса, ожирение.

Выдвигается предположение, что в условиях голода начинали работать те гены, которые обеспечивали накопление питательных веществ. Это должно быть учтено дамами, соблюдающим очень строгую диету во время беременности, чтобы не потерять фигуру после родов.

Довольно известное явление – влияние на развитие характера употребление различных веществ. Дети, рожденные женщинами, употреблявшими алкоголь во время беременности, могут испытывать трудности с социальным взаимодействием, отклоняющееся от нормы сексуальное поведение, гнев, агрессию, депрессивные расстройства, проблемы с вниманием. Курение также повышает риск антисоциального расстройства личности.

Механизм действия алкоголя и сигарет на мозг не полностью понятен. Одно из предположений — алкоголь меняет чувствительность рецепторов, нейроны начинает занимать не ту позицию, которая обусловлена генами и обеспечивает возможность нормальной работы мозга.

Хочу обратить внимание, что необязательно быть алкоголиком, чтобы вот это все случилось. Можно просто периодически выпивать понемногу. Гены у всех разные, и у части детей регулярный бокал вина, и сигаретка может оказать решающее значение.

Стресс — тоже довольно важный фактор , который влияет на развитие мозга и, в последствие, тех или иных личностных черт. Здесь на мозг плода оказывается довольно сложное влияние. В крови матери появляется много различных веществ, в том числе и гормонов, связанных со стрессом. Стресс может быть острым, когда происходит быстрый выброс биологически активных веществ, а может быть хроническим, когда те же самые вещества выделяются в течение длительного времени.

Так, во время хронического стресса в крови матери поднимается уровень кортизола. Это приводит к изменению размера миндалины мозга (вызывает чувство страха), что может приводить к развитию тревожных и фобических расстройств. Кроме этого, у ребенка, рожденного от длительно стрессированой матери, могут быть расстройства внимания и эмоциональные расстройства. Довольно характерная ситуация – спазм сосудов, в результате чего нарушается доставка кислорода к плоду и появляется гипоксия. А дальше, после беременности, наступают роды, которые у всех проходят по-разному. Там могут быть травмы, гипоксия, инфекции.

Среда и отношение: решающая роль

Как только ребёнок рождается, он становится частью отношений родителей. Желанен ли он, или — причина раздора. Как часто берут его на руки, качают ли, или оставляют без внимания, как реагируют на нужды. Как относятся к тому, что ребенок болеет, попадает в разные благоприятные и не благоприятные ситуации и, вообще, получает опыт. Как реагируют на его улыбку, как относятся к его формирующимся навыкам.

В районе года ребенок начинает смотреть, как общаются родители и определять, что такое любовь, радость, ссора и как на это надо реагировать. Родители дают ему обратную связь о том, что происходит вокруг, где границы, и что делать с миром. Ребенок может переносить сильные кризисы, насилие, пренебрежение. Он выбирает способы защиты. Так, до 3-4 лет идет дополнительное закрытие генов, которые не соответствуют среде.

Если вы заметили, далеко не каждый ребенок, к примеру, перенесший гипоксию, страдает шизофренией или аутизмом, не каждая голодающая мать рождает ребенка с антисоциальным расстройством. Далеко не каждый грипп во время беременности приводит к развитию аутизма и шизофрении. Нужны еще и специфические гены, действие которых будет суммироваться с факторами окружающей среды.

Все эти факторы совершенно индивидуально смешиваются и рождают уникальную личность. Иногда гены пересиливают внешние влияния, иногда — наоборот. Затем вся эта «перинатальная смесь» попадает в некие условия среды. Часть детей с этим багажом вписываются в общество, некоторые нет.

Даже самая прекрасная генетика может не проявить себя в неблагоприятных условиях и может быть забита негативным опытом. Дети с прекрасными способностыми, попавшие в ситуацию бедности, недоступности образования, негативного отношения сверстников и учителей, а также любого вида насилия, могут не развить свой потенциал. И, наоборот, самые «безнадежные» благодаря вмешательству взрослых, любви, специального обучения могут стать блестящими специалистами.

Еще один важный момент. Часть факторов, которые описаны выше, неподвластны влиянию матери или отца. Дети разные, у всех уникальный характер. Просто часть детей попадают в обычный интервал индивидуальных различий в обществе и являются «традиционными». Большая часть родителей в мире имеют таких детей, и у них есть готовые рецепты, подсказывающие им, что с этим делать. Родители «нетрадиционных детей», гены и условия развития которых слишком хитро закрутились, не имеют никаких годных рецептов воспитания и, поэтому испытывают трудности с воспитанием.

Родители с «нетрадиционными детьми» часто испытывают, кроме всего прочего, давление общества. В появлении и существовании нетрадиционного ребенка непременно кто-то или что-то должен быть виноват. И даже если виноват грипп или гипоксия, то это «мать не уберегла» или «не смогла родить нормального ребенка».

В этом никто не виноват. Ребенок рождается уникальным, а задача родителей — научить его укладывать свои способности для лучшей адаптации, создать ребенку атмосферу любви и принятия, не забывая о формировании границ и автономности. Есть люди, которые полагают, что эти действия унифицируют детей, делают их одинаковыми, подавляют уникальность.

Но каждый ребенок счастлив своим уникальным путем, он также может быть уникально несчастлив. И родители могут помочь пойти ему по первому пути.

Читайте также: 



letidor.livejournal.com

Воспитание или гены? // Мозговой штурм ≪ Scisne?


Что важнее: наследственность или воспитание? Этот вопрос волнует человечество уже много веков. Гости студии «Мозгового штурма» пытаются найти на него ответы.

Светлана Боринская — главный научный сотрудник лаборатории анализа генома института общей генетики им. н.и.вавилова ран, доктор биологических наук.
Татьяна Строганова — руководитель центра нейрокогнитивных исследований мгппу, доктор биологических наук, профессор.
Филипп барский — старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики психологического института рао, кандидат психологических наук.
Инесса Усольцева — заведующая лабораторией методологии и теории воспитания института семьи и воспитания рао, кандидат психологических наук, доцент.
Татьяна Кораблёва — президент российской макаренковской ассоциации, кандидат философских наук.

Похожее

  • Станислав Дробышевский

    Что на самом деле определяет поведение и личные качества человека: методы обучения и воспитание или генетическая наследственность? Насколько сильно наши гены влияют на наши предпочтения, убеждения или действия? В этом ролике Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, расскажет, какова роль наследственности в поведении человека и насколько сильно воспитание влияет на нашу жизнь.

  • Светлана Боринская

    Известный американский биолог Ричард Докинз называл человеческий организм «машиной для выживания генов», поскольку в человеческой жизни очень многое зависит от того, какие именно гены в нас выживают, а какие нет. О генетических основах таланта, счастья, зависимостей и пороков — доктор биологических наук Светлана Боринская.

  • Светлана Боринская

    Гамбургский счет

    Известный американский биолог Ричард Докинз называл человеческий организм машиной для выживания генов. И правда: как много зависит от того, какие именно гены в нас сохраняются. Но могут ли гены повлиять на поведение человека? Об этом мы решили спросить у доктора биологических наук Светланы Боринской.

  • Александр Марков

    Обобщив результаты генотипирования сотен тысяч людей европейского происхождения, большая международная команда генетиков и биоинформатиков выявила 74 участка генома, вариации в которых достоверно коррелируют с уровнем полученного человеком образования.

  • Илья Захаров

    Какую роль играет наследственность в формировании мозга? Что влияет на нашу жизнь больше: наследственность или среда? Как близнецовый метод помогает в исследовании наследственности и наследуемости? Об этом рассказывает психофизиолог Илья Захаров.
  • Международная группа генетиков и психологов на выборке из более чем 6000 пар близнецов выяснила, какие факторы определяют высокую наследуемость результатов экзаменов, сдаваемых английскими учениками после окончания средней школы. Оказалось, что в наследуемость результатов экзаменов вносит вклад не только общий интеллект, но и многие другие признаки, формирование которых также существенно зависит от генов. Это означает, что врожденные особенности более важны для достижения успехов в учебе, чем принято считать.
  • Илья Захаров

    Отличаемся ли мы интеллектом при рождении? Что важнее: природа или воспитание? Существуют ли гены, которые определяют наши способности? Генетика поведения пытается ответить на эти вопросы уже более ста лет. О том, к каким выводам пришли ученые и как именно проводятся исследования в этой области, расскажет Илья Захаров, психофизиолог, научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО.
  • Хелен Фишер

    Личность человека определяют два взаимодействующих фактора: культура (привнесенные воспитанием нормы) и темперамент (определяемый генами, гормонами и нейромедиаторами). Я изучаю темперамент. Ответ на вопрос Match.com, почему мы влюбляемся в того или иного человека, я стала искать в неврологии. Я два года штудировала литературу и все больше убеждалась, что каждая черта характера связана с одной из четырех систем гормонов — дофамин/норадреналин, серотонин, тестостерон и эстроген/окситоцин. Эта закономерность выявлена не только у человека, но и у обезьян, голубей и даже ящериц.

  • Татьяна Котова

    Процесс социального научения — это то, что мы в обыденном языке называем воспитанием. Хотя на уровне здравого смысла все кажется понятным, то, как мы учим детей, принципиально отличается от процесса обучения, например, у близких нам приматов. Психолог Татьяна Котова объясняет, почему дети берут пример с тех, кто им нравится.

  • Чтение сказок на ночь, постоянные беседы с ребенком, активная забота о его образовании и прочие проявления родительской заботы никак не сказываются на уровне его интеллектуального развития. Их многолетние наблюдения за развитием усыновленных детей позволили им сделать вывод, что на уровень IQ и другие когнитивные показатели влияют лишь генетические факторы.
Далее >>>

scisne.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о