Ошибки воспитания детей – Типичные ошибки родителей в воспитании детей
Ошибки родителей при воспитании ребенка, как воспитывать девочку и мальчика
Воспитание ребенка – труд сложный и кропотливый. Когда в семье появляется малыш, то родители буквально бросают все силы на то, чтобы вырастить его самым умным, самым здоровым, самым успешным. По крайней мере, они свято верят в то, что все их действия приведут именно к такому результату, даже не допуская мысли о возможных ошибках в воспитании.
Очень сложно объективно оценивать свои поступки и методы воспитания, а признать, что ты можешь не помочь ребенку вырасти самодостаточной и гармоничной личностью, а навредить – не способен практически никакой родитель.
Почему родители допускают ошибки в воспитании ребенка
Основной проблемой для любого молодого родителя является отсутствие опыта и нежелание обращаться за помощью к специалистам или родственникам старшего поколения. Все-таки признавать свою неправоту и просить совета в какой-то степени даже стыдно.
Когда у вас рождается ребенок, вы уже примерно представляете себе, какими именно способами будете его воспитывать. У вас перед глазами все еще жив образец семьи и воспитания на примере собственных родителей. Какие-то методы вы переймете у них, а какие-то посчитаете недопустимыми. К примеру, дети, выросшие в семьях, где практиковались физические наказания, в редких случаях способны на «воспитательную» порку по отношению к своему ребенку. Или, если в детстве родители практически не баловали вас лаской и заботой, то вы с лихвой одарите ими своего карапуза.
Вам кажется, что ваша «педагогика» удачнее, ведь вы заранее учли все огрехи своих родителей, но задумывались ли вы, насколько ошибочными были методы воспитания ваших родителей?
Также не стоит отбрасывать со счетов и ситуации, когда молодые родители ищут советы и подсказки в книгах или с помощью всемирной паутины. Наткнувшись на очередной «полезный совет» какого-нибудь заморского детского психолога или опубликованный «опыт» многодетной мамы, вырастившей чуть ли не вундеркиндов, неопытные мамочки кидаются воплощать в жизнь чужие идеи.
К сожалению, чаще всего подобные рекомендации не только не помогают, но и приносят вред. Почему? Потому что ошибкой будет уже сама мысль, что можно взять чужой алгоритм воспитания, привнести его в свою семью и ожидать уникальных и удачных результатов. Воспитание гармонично развитой личности требует сугубо индивидуального подхода и не терпит халтуры.
Распространенные ошибки воспитания детей
Как часто вы задумываетесь о том, насколько ваш подход в воспитании малыша верен? К кому вы обращаетесь за советом в момент необходимости и обращаетесь ли вообще? К сожалению, эти вопросы, скорее всего, останутся без ответа, поскольку люди редко способны анализировать свои поступки.
Молодые родители готовы обвинять друг друга в недостаточном внимании по отношению к ребенку, искать полезные брошюры современных «Макаренко», а потом искренне недоумевать, почему результат получается не таким, как ожидалось.
Хотите уберечь себя от возможных проблем при воспитании ребенка? Тогда вам стоит ознакомиться с основными ошибками, которые допускают современные родители.
Обвинения и устыжение
Одной из самых страшных ошибок родителей при воспитании является обвинение и взращивание в ребенке чувства стыда. Подобная тактика пришла из прошлых времен и практически каждый помнит периоды свои детства, когда хоть раз слышал от своих родителей фразу «Как тебе не стыдно».
Почему-то некоторые мамы и папы считают, что подобные реплики должны мотивировать ребенка на успех, искренне веря в то, что ребенок будет стремиться к идеалу, лишь бы больше не слышать уничижительных ноток в голосе любимого родителя. Однако, вместо этого они с большей вероятностью добьются того, что ребенок начнет чувствовать себя неуверенным и начнет жить согласно установке «лучше лишний раз не высовываться, тогда я никого не разочарую».
Постоянные тычки не придадут вашему карапузу уверенности в себе, а вот ощущение собственной никчемности он точно испытывать начнет.
К этой же категории ошибок относятся и угрозы с психологическим давлением. Трудно понять, что движет мамой, которая на вполне безобидную шалость говорит своему малышу: «Еще раз так сделаешь, и мы не будем тебя любить». Подобные высказывания тоже не принесут никакой пользы, зато риск для ребенка вырасти моральным инвалидом имеет место быть.
Как бы вы ни пугали ребенка возможностью потери вашей любви, любить вы его не перестанете. Дети прекрасно чувствуют эмоции других людей и уж собственных родителей тем более. Поняв, что любить вы его не перестали, несмотря на все шалости, он просто начнет сомневаться в ваших словах, что приведет в итоге к утрате доверия между вами.
Несогласованность действий
Каждый ребенок должен иметь четкое представление о том, что делать можно, а что – категорически недопустимо. Поэтому родители должны самым доступным образом донести до ребенка информацию о допустимых границах. При этом все запреты должны быть согласованы родителями. Если родители не будут последовательны в своих требованиях, то ребенок растеряется и не будет понимать, как именно себя вести.
Чаще всего несогласованность родителей можно встретить в ситуациях, когда мама убеждает ребенка в необходимости решать спорные моменты с помощью диалога, а папа убеждает в необходимости уметь применять силу. Ребенок начинает путаться, сомневаться в собственных действиях. В результате он начинает прислушиваться к тому родителю, чья позиция ему более выгодна на данный момент. Авторитет второго родителя имеет все шансы в итоге основательно пошатнуться.
Отсутствие контроля над собственными эмоциями
Еще одной недопустимой ошибкой является выплескивание своего настроения на ребенка. Часто встречаются ситуации, когда у мамы или папы хорошее настроение и тогда они готовы моментально прощать малышу все его шалости или буквально душить его в объятиях. Если же настроение плохое, то они начинают срываться на ребенка по поводу и без или отмахиваться от его вопросов и просьб.
Подобная тактика способна привести к тому, что ребенок начинает дистанцироваться от вас и расти замкнутым человеком.
Гиперопека родителей и ее последствия
Чрезмерная опека чаще всего присуща именно мамам и на первый взгляд не несет в себе никакой опасности для ребенка. Мамами движет желание обезопасить ребенка от любых жизненных потрясений и стремление уберечь от разочарований. Мотив вполне достойный, но результат подобной методики воспитания чаще всего получается довольно-таки удручающим.
Дети, живущие практически «под колпаком» не обладают такими важными качествами, как амбициозность, самостоятельность и решительность.
Важно
Не стремитесь уберечь ребенка от возможных ошибок. Дайте ему возможность научиться отстаивать собственное мнение, решать проблемы своими силами и рассчитывать на свои силы. Только тогда вы сможете рассчитывать, что ваш малыш вырастет самодостаточным человеком.
blizosti.net
Основные ошибки родителей | Азбука воспитания
Все родители мечтают, чтобы их ребенок вырос хорошим человеком, смог найти свое место в жизни и, конечно же, чтобы о них не забывал. Но, к сожалению, далеко не все дети, вырастая, становятся именно такими, какими хотели бы их видеть родители. Почему же так происходит? Почему зачастую в абсолютно, на первый взгляд, благополучной семье растет грубый, ленивый и жестокий ребенок, совершенно никого не любящий и не уважающий, в том числе и собственных родителей?
На формирование личности ребенка оказывает влияние целая группа факторов: генетика, школьный коллектив, ближайшее окружение и др. Но самый важный фактор, по мнению большинства педагогов — родительское воспитание.
Воспитать ребенка — дело непростое и очень ответственное. Многие родители, сами того не понимая, допускают в воспитании собственных детей серьезные ошибки и промахи. Причем, причина этих ошибок заключается прежде всего в элементарной педагогической некомпетентности самих родителей. Давайте же рассмотрим самые распространенные неправильные методы родительского воспитания, которые не только приводят к проблемам в отношениях между родителями и их ребенком, но и способствуют формированию у ребенка нежелательных черт характера.
Одна их самых распространенных ошибок при воспитании детей — их чрезмерная опека. Казалось бы, родители хотят «как лучше», пытаясь избавить любимое чадо от малейших жизненных проблем и неприятностей. Такие родители, если их ребенка толкнули или ударили на улице, сразу же бегут разбираться, не оставляя ребенку возможности самому научиться себя защищать и находить взаимопонимание со сверстниками. Результатом подобного воспитания становится полная беззащитность ребенка даже перед самыми незначительными жизненными трудностями. Вырастают такие дети стеснительными, не уверенными в себе и излишне зависимыми от отношения к ним окружающих, поэтому им бывает сложно самоутверждаться в коллективе, самостоятельно достигать поставленных целей, справляться с неизбежными жизненными трудностями и проблемами.
Не самым лучшим образом отражается на характере ребенка, когда родители слишком его балуют, тут же пытаются исполнить любое желание и никогда не наказывают за проступки и непослушание. Такие дети растут капризными, неблагодарными, эгоистичными, не считаются с окружающими и всегда на первое место ставят свои личные желания и потребности. Когда эти дети вырастают, они крайне редко становятся для своих родителей опорой и поддержкой в старости, воспринимая их как обузу.
Некоторые родители, с головой окунувшись в работу или в устроение собственной личной жизни (характерно для матерей-одиночек), не считают нужным уделять много внимания воспитанию детей. В результате ребенок растет «как трава», чувствует себя ненужным, обделенным заботой и вниманием. Такие дети часто попадают в плохие компании, рано начинают курить и употреблять спиртное, плохо учатся.
Еще одна педагогическая ошибка многих родителей — слишком строгое отношение к своему ребенку. Если родители редко хвалят ребенка, почти никогда не проявляют к нему ласки, зато постоянно критикуют, ругают, контролируют и требуют полного послушания, ребенок становится озлобленным, закомплексованным, очень честолюбивым и жестоким по отношению к другим людям.
Так как же надо воспитывать ребенка, чтобы оказать на его характер исключительно положительное влияние: не разбаловать, не ожесточить и, в то же время, дать максимально раскрыться всем лучшим качествам его личности?
В первую очередь, ребенок обязательно должен чувствовать, что родители его любят. Причем любят не за то, что он красивый, талантливый, или хорошо учится, а просто так, несмотря ни на что. Дети, которые чувствуют безусловную родительскую любовь, вырастают уверенными в себе, не закомплексованными, с уважением относятся и к себе, и к окружающим.
Но любовь не подразумевает полного попустительства любым капризам и не исключает требовательности к ребенку со стороны родителей. Ребенок обязательно должен знать и понимать, что у него есть не только права, но и обязанности: слушаться родителей и учителей, прилежно учиться, хоть в чем-то помогать родителям по хозяйству, не обижать слабых и т.д.
Родители, в свою очередь, должны не только любить ребенка, но и уважать в нем личность. Если родители будут считаться с желаниями и интересами ребенка, поддерживать его в сложных ситуациях (например, во время первой влюбленности) хотя бы мудрым советом, интересоваться его внутренним миром и душевными переживаниями, то ребенок станет видеть в родителях не только строгих наставников, но и самых близких людей, которым можно доверять.
Большинство педагогов придерживается мнения, что огромным воспитательным фактором для ребенка является пример жизни его родителей. Если родители доброжелательно настроены к окружающим людям (а не только друг к другу!), если они ведут здоровый образ жизни, являются ответственными работниками и честными людьми, то, скорее всего, и ребенок в такой семье вырастет вполне благополучным.
Источник: http://mumskids.ru/
azbyka.ru
13 советов по воспитанию, результаты которого вас точно не обрадуют
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Полки книжных магазинов ломятся от литературы по воспитанию детей, профессия детского и семейного психолога давно уже не редкость. Тем не менее вопрос, как вырастить детей и не наделать при этом серьезных ошибок, актуален как никогда.
Мы в AdMe.ru решили разобраться, какие же именно ошибки подстерегают нас на пути родительства.
13. Всегда вставайте на сторону воспитателя или учителя
Насколько бы острой ни была ситуация, в которой виноват ребенок, не ругайте его вместе с воспитателем или учителем. В такой ситуации ему особенно важно почувствовать, что вы его любите, даже если ни капельки не одобряете его поступок.
Стоит выяснить, какие претензии предъявляются к ребенку, извиниться за его поведение. Серьезный разговор лучше отложить и обсудить все дома. В противном случае до ребенка вряд ли дойдет смысл ваших слов, а вот в ваших отношениях может появиться серьезная трещина.
12. Полностью посвящайте себя ребенку
С появлением ребенка в жизни родителей неминуемо уменьшается время, которое они могут уделять себе. Но забыват
www.adme.ru
как их избежать – Развитие ребенка
Рейтинг Советы родителям, как избежать самых распространенных ошибок в воспитании детей |
Дисциплина – настолько субъективное понятие, что бывает трудно определить ее рамки. Такая неопределенность приводит к тому, что родители, прививая дисциплинированность ребенку, допускают ошибки. Рассмотрим самые распространенные из них.
Воспитание – это сложная работа, которую родители выполняют, не зная наверняка, как это делать. Когда у вас появляется ребенок, вы учите его жить в этом мире и в то же время сами многому учитесь.
Многие родители чувствуют себя измотанными и беспомощными, когда у них появляется ребенок. Родительство приносит как радость, так и множество проблем и изменений в образе жизни и рабочем графике.
На этом этапе родители должны избежать некоторых ошибок, чтобы воспитать ребенка самостоятельным и способным справиться с различными жизненными ситуациями.
Удобная ложь
Нельзя. Мы часто игнорируем правило, согласно которому должны делать то же, чему учим своих детей. Забывая об этом, не стоит ожидать, что дети последуют нашим советам. Дети учатся обманывать в раннем возрасте. Вам достаточно всего лишь солгать в мелочах, чтобы ребенок последовал вашему примеру. Дети улавливают самые тонкие нюансы лжи.
Рассказы о несуществующих монстрах, ложь о том, почему ребенок пропустил школу и почему вы не пошли в гости к друзьям, сокрытие каких-либо фактов от супруга – все это типичные ситуации, когда ребенок воспринимает ложь. Взрослые называют это оправданиями, однако дети воспринимают это как ложь. Взрослые могут отличать правду от лжи, но для ребенка это трудно. Постоянное использование оправданной лжи тоже учит ребенка лгать.
Необходимо. Осторожно относиться к использованию лжи в повседневной жизни. Ваша задача – показать ребенку хороший пример для подражания. Если вы этого не сделаете, вся ваша работа по его воспитанию будет неэффективной. Вместо того чтобы лгать в присутствии ребенка постарайтесь исправить ситуацию. Объясните ребенку свое поведение, чтобы он смог его понять и посочувствовать вам. Это даст и вам, и ребенку возможность честно поговорить и построить крепкие взаимоотношения. Открытое общение – это хороший способ объяснить свою точку зрения.
Пустые угрозы
Нельзя. «Перестань расплескивать суп на стол, или я тебе покажу!». Угрозы и шантаж распространены во многих семьях. Заставить ребенка выполнить домашние обязанности (убирать в комнате, складывать игрушки, одежду и книги на свои места, учить уроки, вовремя принимать пищу и т.д.) является для родителей непростой задачей. Поэтому они часто угрожают ребенку последствиями за невыполнение этих обязанностей. Они говорят, что не разрешат ребенку смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, пользоваться мобильным телефоном, гулять и т.д.
К сожалению, родители редко приводят свои угрозы в действие, и дети перестают воспринимать их всерьез. Дети не понимают важность родительских указаний, а угрозы в их понимании превращаются в пустые слова.
Необходимо. В таких ситуациях важно, чтобы ваши слова совпадали с действиями. Родители не любят играть роль «плохого полицейского», но иногда необходимо прививать ребенку дисциплину. Если ребенок слышит только угрозы или предупреждения, он понимает, что у него есть второй, третий шанс и т.д. Например, если вы говорите: «Или ты идешь обедать, или я выключу телевизор», он, вероятно, не услышит вас, пока вы не выключите телевизор. Вместо этого вы можете напомнить ребенку о последствиях, которые наступили в прошлый раз, например: «Помнишь, что случилось вчера, когда ты не пошел ужинать?». Такие напоминания помогают дисциплинировать ребенка, а также делают ваши предупреждения весомыми для ребенка. Когда ребенок четко поймет правила, которые вы ему озвучиваете, вам не будет нужно напоминать ему их или угрожать.
Материальные поощрения
Нельзя. Поощрения – хороший способ дисциплинировать ребенка. Система вознаграждений помогает ребенку сформировать хорошую модель поведения. Однако есть большая вероятность того, что эта система превратится в подкуп. Неправильная мотивация приводит к тому, что ребенок на первое место ставит свои эгоистичные мотивы. Когда вы говорите ребенку, например: «Если ты уберешь свою комнату, после этого можешь пойти погулять с друзьями», ваша мотивация превращается в подкуп.
Необходимо. Помогите ребенку понять, что мотивация должна исходить изнутри. Если вы честно объясните ребенку последствия за невыполнение обязанностей, это поможет ему понять серьезность ситуации. Например, вы можете объяснить ему, что если он не будет готовиться к экзаменам, то будет получать плохие оценки и может остаться на второй год. Если ребенок не будет убирать в комнате, он будет тратить много времени на то, чтобы найти нужные вещи, или в комнате могут завестись вредные насекомые.
Постарайтесь, чтобы этот разговор проходил в форме диалога, а не нравоучения. Когда ребенок имеет возможность высказать свою точку зрения, он с большей вероятностью сделает выводы из этого разговора. Кроме того, диалог поможет ребенку лучше понять вас.
Нарушение собственных правил
Нельзя. Простые правила обычно даются труднее всего. Например, многие родители учат детей чистить зубы дважды в день. Но сколько из них сами придерживаются этого правила? Дети скорее последуют негативному примеру родителей, чем положительному. Это касается и простых правил, которым мы учим своих детей: выключать свет, выходя из комнаты, мыть руки перед едой, говорить «спасибо» и «пожалуйста», делиться своими вещами и т. д.
Эти правила – основа дисциплины, но, если вы сами их не соблюдаете, ребенок также будет в них сомневаться.
Необходимо. Первое правило при установлении правил – соблюдать их самим. Родители являются примером подражания для ребенка. Следовательно, ребенок будет учиться у вас, в том числе и дисциплине. Придерживайтесь правил, которые вы устанавливаете для ребенка. Показывайте ему хороший пример и объясняйте важность таких действий. Вместе мойте руки перед едой, чистите зубы на ночь, мягко напоминайте ребенку, чтобы он выключал свет или говорил «спасибо» или «пожалуйста». Ваша компания поможет ребенку усвоить правила дисциплины.
Слишком долгое ожидание
Нельзя. Иногда мы слишком долго ждем, пока ребенок начнет следовать какому-либо правилу. Мы не обращаем внимания на непослушание ребенка, ожидая, что рано или поздно он послушается. Например, родители обычно слишком долго ждут, чтобы ребенок помыл обувь после прогулки. Родители обычно откладывают наказание за плохое поведение слишком долго.
Необходимо. Ребенок воспринимает ваши правила несерьезно и игнорирует их. Сообщите ребенку о последствиях: «Если ты не помоешь обувь, тебе придется завтра идти в школу в грязных туфлях». Так он лучше поймет необходимость выполнять ту или иную работу. Понимая реальные последствия, он становится более ответственным.
Длинные нравоучения
Нельзя. Это самая распространенная ошибка, которую допускают родители. Длинные нравоучения и указания, как ребенок должен поступать в тех или иных ситуациях, могут испортить ваши с ним отношения. Представьте на минуту, как скучно и бессмысленно раз за разом слушать то, что вы и так знаете. Вы можете это понять, ведь и сами часто сталкиваетесь с такими ситуациями на работе.
Как взрослые не любят слушать длинные монологи с указаниями, так и дети перестают их слушать где-то после третьего предложения.
Необходимо. Вместо нравоучений следует обсудить правила с ребенком. При этом важно говорить по сути. Вспоминая различные случаи плохого поведения ребенка, которые происходили в прошлом, вы можете заставить его думать, что вы его не цените. Кроме того, длинные нравоучения приводят к тому, что ребенок упускает из виду то, что вы хотите донести до него. Поэтому лучше использовать диалог для объяснения правил. Спросите его о причинах его поведения. Дайте ему возможность объяснить свой поступок и поговорите с ним о том, как исправить ситуацию. Чем больше вы позволяете ребенку чувствовать, что он может повлиять на ситуацию, тем более ответственным он становится.
Воспитание с гневом
Нельзя. Гнев – это ваш злейший враг, потому что он мешает вам здраво мыслить. Гнев, направленный на детей, – самая худшая ошибка, которую родители могут допустить в процессе воспитания. В порыве гнева вы можете сказать ребенку то, о чем впоследствии пожалеете. Кроме того, вы можете выместить свой гнев на ребенке тогда, когда он не виноват в сложившейся ситуации.
Гнев, который вы проявляете в воспитании ребенка, может иметь долгосрочные последствия. Это приводит к недоверию ребенка по отношению к вам.
Необходимо. Родители должны оказывать поддержку своему ребенку. Это помогает ему преодолевать препятствия на протяжении всей жизни. Поэтому, чтобы избежать необдуманных поступков, сначала успокойтесь, приведите свои мысли в порядок, а затем спокойно объясните свою точку зрения. Например, если ребенок плохо написал контрольную работу, не нужно его отчитывать в присутствии учителя или одноклассников. Можно поговорить с ним по возвращении домой. Важно, чтобы вы помогли ребенку найти решение проблемы, а затем помочь ему достичь желаемого результата.
Воспитание без уважения
Нельзя. Легче требовать уважения к себе, чем проявлять его по отношению к другим. Родители ожидают и требуют уважения детей к себе и старшим. При этом сами они допускают неуважительное обращение с ребенком. Унижая ребенка в присутствии других, используя грубые слова, вы только учите его неуважительному поведению. Если вы обнаружите, что ваш ребенок ведет себя грубо или неуважительно, следует вмешаться и понять причины такого поведения.
Необходимо. Вместо того чтобы сразу кричать на ребенка в присутствии окружающих, возьмите паузу. Уведите его подальше от толпы, а затем с глазу на глаз поговорите о том, что случилось. Относитесь к своему ребенку как к взрослому и постарайтесь разобраться в ситуации как со взрослым. Важно при этом понять, что вам хочет сказать ваш ребенок. Отрицание точки зрения ребенка только усугубит проблему и приведет к его неправильному поведению.
Отрицательные указания
Нельзя. «Не смотри телевизор», «не ешь руками», «не трогай руками растения», «не ходи на улицу» – список таких указаний может быть бесконечным. Когда ребенок постоянно слышит, что ему нельзя, он начинает задумываться: а что же ему можно. Это его расстраивает.
Когда вы постоянно запрещаете ребенку что-либо, он видит в вас преграду для своих действий. И он еще сильнее хочет нарушить ваш запрет. Все это приводит к классической проблеме родителей и детей.
Необходимо. Придерживайтесь позитивного подхода в воспитании ребенка: объясняйте ему, как поступать правильно. Позитивный взгляд на плохое поведение ребенка дает понять, как ему нужно вести себя в тех или иных ситуациях. Замените все ваши запреты положительными альтернативами: для каждого «нельзя» должно быть «что можно сделать вместо этого». Например, вместо утверждения: «Не смотри телевизор» можно предложить: «Поиграй на улице» или «Помоги мне приготовить ужин». Когда вы показываете ребенку альтернативы, он учится принимать правильные решения и сотрудничать с вами.
Наказание и воспитание
Нельзя. Подчиненные не любят начальников, которые не ценят их или наказывают. Начальник может считать, что жесткая дисциплина приводит к хорошим результатам, но подчиненные могут начать искать новую работу. Точно так же наказания ребенка не всегда приводят к дисциплине.
Наказание – это не метод воспитания, а ответное действие на поведение ребенка. Наказание означает, что ребенок не соблюдает границы или не соответствует вашим ожиданиям.
Необходимо. Если вы применяете наказания, чтобы помочь детям регулировать свое поведение, лучше найти для этого другой способ. Наказания ничему не учат ребенка. Вместо этого обсуждайте с ним возможные способы решения проблемы. Если ребенок проявляет плохое поведение, предложите ему хорошую альтернативу, чтобы он понял разницу.
Отсутствие правил
Нельзя. Бывают случаи, когда родители не устанавливают детям никаких правил. И взрослые, и дети ведут себя так, как им заблагорассудится. В таких ситуациях возможны два варианта: ребенок вырастает безо всяких моральных принципов или сам формирует для себя правила, основываясь на последствиях. Второй вариант встречается редко, поэтому для детей крайне важно видеть определенные границы.
Необходимо. Воспитание необходимо, чтобы вырастить ребенка ответственным, счастливым и способным к самоконтролю. Многие родители не устанавливают для ребенка никаких правил, и это вызывает трудности в воспитании. Требуйте от ребенка такой же дисциплины, какой бы вы требовали и от взрослого. Это поможет вам заставить ребенка придерживаться правил.
Одно решение для всех случаев
Нельзя. Воспитывая старшего ребенка и видя хорошие результаты, родители полагают, что теми же самыми методами они смогут воспитать и младшего. Однако старые методы во второй раз могут и не подойти.
Необходимо. Каждая проблема должна иметь свое уникальное решение. Одному ребенку достаточно объяснения на словах, другому необходимо увидеть последствия. Вам нужно понять, что каждый ребенок уникален и имеет свой особый темперамент и набор эмоций. Понимание разницы между характерами ваших детей важно для того, чтобы найти правильные методы их воспитания.
На пути воспитания детей родители сталкиваются со многими трудностями и со многими вознаграждениями. И дети, и родители постоянно учатся и узнают что-то новое.
Обучение ребенка хорошему поведению – скорее, командная работа, чем индивидуальная. В этом вам помогут терпение, любовь, уверенность в себе и позитивный настрой.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 5 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
20.07.2018
childdevelop.ru
10 ошибок в воспитании: чего не надо делать
Ошибка №1: манипулирование
Угроза перестать любить — самые страшные слова, которые могут нанести ему серьезную травму. Быть любимым — базовая потребность любого человека. Малыш должен знать, что ваши чувства к нему безусловны, вы полностью принимаете его. В противном случае вы приучаете его к тому, что любовь не дается просто так, ее надо заслуживать. Вырастая, он продолжает заслуживать эту любовь у окружающих, пытаться угодить, быть для всех хорошим, это влияет на выбор будущего партнера и взаимоотношения с ним.
Ошибка №2: чрезмерная опека
Излишний контроль убивает самоконтроль, самостоятельность. Такие дети вырастают в инфантильных взрослых, не способных принимать решения, отказывать окружающим.
Если у ребенка появилось желание что-то сделать, предоставьте ему такую возможность, но сначала научите его. Особенно важно не торопить трехлетних детей в разгар кризиса самостоятельности. Часто в спешке родителям проще самим одеть малыша, чем ждать, пока он «возится». Выход: будить его раньше, чтобы оставалось достаточно времени на сборы.
Ошибка №3: неспособность понять, что ребенок — личность
Зачастую родители не видят в ребенке самостоятельного человека со своими проблемами, характером, пониманием жизни. Но даже утверждение, что у детей меньше опыта, чем у взрослых, весьма спорное. У детей свой опыт, в некоторых сферах его намного больше, чем у взрослых.
Ошибка №4: гипоопека
В некоторых семьях дети предоставлены самим себе, лишены внимания и заботы, чувствуют себя нелюбимыми и нежеланными. Их близкие выполняют обязанности чисто механически, считая, что с главной своей задачей — научить самостоятельности — они справились. Но научить самостоятельности — одно, а пустить воспитание на самотек — другое. Родители игнорируют проблемы ребенка, часто раздражаются. В результате ребенок чувствует себя «плохим», «глупым», виноватым в проблемах семьи.
Ошибка №5: развитие любой ценой
Зачастую из благих побуждений ребенка заставляют заниматься через «не хочу», повторяя: «Вырастешь — спасибо скажешь». Возможности ребенка действительно огромны, и при желании можно научить его читать, говорить на иностранном языке в очень раннем возрасте. Вопрос, зачем?
Усиленно стимулируя интеллектуальное развитие малыша, мы ущемляем его в эмоциональном развитии. Перегруз кружками и секциями приводит к эмоциональному выгоранию. Бывает, что дошкольников так «загружают» учебой, что они не чувствуют ни малейшего желания идти в школу. Нередко родители впадают в крайности, стремясь дать детям то, чего когда-то не получили сами. В стремлении реализовать амбиции они начинают рассматривать малыша не как отдельную личность, а как «бизнес-проект», который должен приносить дивиденды.
Ошибка №6: бесконечные запреты
Сначала мы десятки раз за день одергиваем: «Нельзя!», «Не трогай это», «Не лезь сюда» — а потом удивляемся, что он становится безынициативным и неуверенным и корим его за это. Категорический запрет без объяснения причин лишь акцентирует на этом внимание и создает еще больший интерес.
Действия ребенка продиктованы желанием исследовать окружающий мир, и если мы не позволяем ему идти на риск, ошибаться, набивать шишки, он не приобретает необходимый опыт. Важно создавать для ребенка безопасное пространство для экспериментов, показывать, что уважаете его интересы. Тогда, став взрослым, он не будет страдать от неуверенности в себе и незнания своих желаний и потребностей.
Ошибка №7: телесные наказания, крики, игнорирование
Ребенок должен воспринимать отца и мать как близких друзей, которым можно доверить сокровенное, а не бояться криков, нотаций и тем более кулаков. Крик и физическое наказание — акт бессилия родителей. Читать нотации тоже бесполезно: ребенок копирует образ жизни родителей, его воспитывает атмосфера, в которой он находится. Самая большая мотивация — личный пример.
Не разговаривать с ребенком — самое тяжелое с психологической точки зрения наказание, это своего рода психопатология и признак невротического поведения.
Ошибка №8: неконтролируемое использование гаджетов
Совсем запретить современному ребенку пользоваться смартфоном, ноутбуком, планшетом вряд ли возможно, но мы обязаны контролировать этот процесс. Зачастую родителям проще поставить малышу мультфильм на планшете, чтобы он не мешал заниматься делами. Когда воспитанные на гаджетах дети приходят в школу, у трети из них обнаруживается общее недоразвитие речи при сохранном интеллекте. Они не умеют мыслить образами, излагать мысли на письме, выстраивать устные ответы.
Многим удобно, когда ребенок «сидит в компьютере»: формально он дома, а не в сомнительной компании, и нет нужды беспокоиться о его безопасности. Но это вредно не только для зрения и осанки, но и для умственного развития. Вместо общения со сверстниками в реальной жизни ребенок пропадает в виртуальной реальности, нарушается его эмоциональная связь с близкими. Часто это путь к игромании, наркомании, алкоголизму и другим формам зависимости.
Ошибка №9: жизнь ради детей
Нельзя упрекать детей за вклад, сделанный в их развитие. Сам факт существования ребенка — награда и компенсация за вложенные в него любовь, душу, время.
И потом, какой пример и какую любовь мы можем дать детям, если не любим самих себя? Наша неспособность заботиться о себе, относиться к себе с должным вниманием может передаться ребенку, сформировав множество комплексов от завышенных требований.
Ошибка №10: отсутствие личного примера
Истина предельно проста: у несчастливых родителей не может быть счастливых детей. Если мать и отец тревожные, невротичные, дети будут воспринимать их страхи, неврозы, неуверенность. Бесполезно читать нотации о том, «что такое хорошо и что такое плохо»: психика ребенка формируется под влиянием вашего общения, поступков, поведения. Не пытайтесь воспитывать ребенка, он в любом случае будет похож на вас. Воспитывайте себя.
Счастливые и психически стабильные родители — залог будущего счастья детей.
Об авторе
Ангелина Долуденко — психолог, специализация — детско-родительские отношения, кризисы развития, межличностные отношения, нарушения адаптации, депрессивные и невротические состояния.
Читайте также
www.psychologies.ru
Типичные ошибки в воспитании ребенка до года, до 3 лет, до 7 лет, последствия
Как показывает статистика, подавляющее большинство родителей уверены, что воспитывают ребенка правильно. Но при это частенько задаются вопросами: «Как мне вырастить хорошего человека?» и «Почему же мой малыш не идеален?».
Давайте вместе посмотрим, какие именно ошибки, по мнению профессиональных психологов, чаще всего допускают родители в процессе воспитания детей.
Ошибка № 1. Опоздали с началом воспитания
Очень многие родители считают, что воспитывать ребенка нужно с момента его рождения. Или даже с годика, мол, до этого времени он все равно ничего не понимает. На самом деле на малыше сказывается атмосфера в семье и настроение мамы еще во время ее беременности! Есть множество отзывов о том, что будущая мама ждала с нетерпением малыша, провела в доброжелательной атмосфере все 9 месяцев и ребенок тоже родился спокойным.
Атмосфера в семье складывается задолго до рождения малыша. У мамы с папой уже сложились отношения, свои привычки, традиции… И малыш рождается именно в такой семье, сразу начиная воспринимать и повторять манеру общения родителей, их режим дня, привычки. Если в семье все было хорошо до рождения крохи, то и в будущем, с большой долей вероятности, проблем будет меньше. Так что начинайте воспитание с себя!
Ошибка № 2. Назвали ябедой
Знакомая ситуация: малыш прибежал к вам с детской площадки, заявив: «Вот тот мальчик меня обидел!». А ваша реакция: «Ну и что ты ябедничаешь, сам разобраться не можешь?». Здесь следует задать себе простой вопрос: «Как я буду узнавать о проблемах ребенка в коллективе, в детском саду и школе, если запрещаю ему рассказывать об этом?».
Очень важно различать случаи, когда ребенок просто рассказывает о поступках других детей, которые его не касаются напрямую, и когда на самом деле хочет поделиться личными переживаниями. В первом случае, возможно, можно ребенка одернуть и сказать: «А зачем мне знать, что Алеша пришел в класс с пачкой чипсов, тебя то это как касается?», а во втором — внимательно выслушать и понять, почему для вашего сына или дочери эта ситуация стала обидной, что именно случилось.
В любом случае — сначала выслушайте ребенка и не никогда ставьте ярлык ябеды, а тем более стукача. Иначе узнавать о проблемах в классе вам придется от классного руководителя и других родителей.
Ошибка № 3. Подавили негативные эмоции
«Что ты ревешь? Успокойся немедленно!» — сколько раз вы слышали и сами произносили такие грозные окрики? В отношении мальчиков это может звучать еще жестче: «Ты плачешь, как девочка!». На самом деле, негативные эмоции — это нормально для всех. Даже взрослым людям иногда просто нужно поплакать и «выпустить пар». А уж детям, чья психика только формируется, вообще невозможно удержаться от эмоций.
Если малыш расстроен, плачет, не может толком объяснить, что случилось — уведите его от толпы, найдите спокойное место, крепко обнимите и помолчите некоторое время — пусть выплачется. Потом тихо спросите: «Так что же случилось?». Такие причины для плача, как царапина или содранная коленка — не беда, а норма. Пожалейте, полечите, малыш быстро успокоится.
Обиды, переживания, ссора с другом или любовные перипетии (а они есть даже у детсадовцев) — более сложный случай. Но и здесь нужно проявлять спокойствие, показывать, что чувства ребенка для вас очень важны и не критиковать за излишнюю, по вашему мнению, эмоциональность.
Ошибка № 4. Пытались нравиться всем окружающим
Ваш ребенок не должен нравиться всем подряд — от дворника тети Маши до директора школы. Да, он ваша гордость, ваша радость, ваше счастье. Но у других есть свои дети и они не должны обожать вашего малыша точно так же, как и вы сами. И другие дети отнюдь не будут в полном восторге от талантов вашего «умнички и красавца».
Запомните — ваш ребенок будет конфликтовать! И со сверстниками, и со взрослыми людьми. У него могут быть проблемы с общением, ему не будут нравиться конкретные люди. Он личность. Вы сами всем нравитесь? Сложный вопрос, согласитесь.
Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок соблюдал правила поведения в обществе, но при этом не пытался быть хорошим для всех. Не делайте из него слабую личность, подстраивающуюся под мнение окружающих и старающегося угодить всем.
Ошибка № 5. Стремились сделать отличником
Каждая четверка, принесенная из школы, сопровождается комментариями: «Ну и как ты поступишь в институт, ты что, не мог все выучить?». Или того хуже: «В кого ты такой балбес уродился?». Нельзя корить ребенка за то, что он не может учиться на одни пятерки, хотя прилагает усилия и делает все домашние задания.
В статье, посвященной причинам неуспеваемости ребенка в школе, мы указывали, что можно успевать по одним, любимым предметам, и получать тройки по другим. Нельзя забывать о роли и влиянии учителя, возможно, ребенку не нравится именно педагог, который нудно и непонятно объясняет что-то.
Не все дети — гении, не всем дано получить Нобелевскую премию. Как вы сами учились в школе? Даже если на отлично — вы не вправе требовать того же от своего ребенка. Школьная программа сейчас сложная, а дети разные. Отличайте обычную лень, нежелание учиться, от реальных способностей и талантов ребенка. Первое требует вмешательства и осуждения, а второе — понимания.
Ошибка № 6. Покупали все самое дорогое
«Мне для любимого сына/дочери ничего не жалко!» — с таким возгласом и настроением родители часто идут в магазин, покупая супердорогую машинку, куклу в рост малышки, вертолет на пульте управления и другие игрушки. А детям это точно нужно?
Часто родители пытаются с помощью игрушек и подарков завоевать любовь ребенка. Это в корне неверный подход. Малыш и так вас любит, не нужно к нему подлизываться и задабривать. Иногда родители покупают игрушки, которых были лишены в детстве. И в итоге железную дорогу запускает не сын, а папа. А мама с удовольствие раскладывает красочный пазл на 3 тысячи деталей.
Уроки экономии еще никому не повредили, поверьте! Не делайте из ребенка эгоиста и капризу, который ни в чем не знает отказа. В конце концов, у вас еще и бабушки-дедушки есть, готовые внука/внучку побаловать. Так давайте кто-то в семье будет сдерживать желания малыша купить очередную игрушку, которая завтра будет валяться без дела. Иначе уже в первом классе школы от вас потребуют Айфон, а во втором — домашний кинотеатр.
Ошибка № 7. Лишили любимого занятия
Поощрения и наказания должны быть адекватными. Психологи уверены, например, что хорошим поощрением будет покупка ребенку того, что он хотел. Закончил четверть на пятерки — вот тебе желанная шоколадка, новая футболка, конструктор. Нечто не слишком дорогое, но желанное, повторимся. Неправильным поощрением будет разрешить ребенку, например, не гулять с собакой, не мыть посуду или обувь, не убирать в комнате. То есть разрешение не делать то, что ему не нравится.
Соответственно, хорошим, правильным наказанием будет не запрет на любимое занятие, а заставить сделать что-то, что малыш делать не желает. Например, ребенок разбил вазу. Правильно будет заставить его все убрать и дополнительно пропылесосить всю комнату, вытереть пыль на полках. А не лишать просмотра новой серии любимого мультфильма.
Наказание в виде лишения любимого занятия ребенок может воспринять как тиранию, как показ родителями своей силы, старшинства. Лучше дайте ему задание сделать нечто, что ему не нравится. Как говорила одна мудрая мама: «Полы в прихожей можно мыть хоть пять раз на дню».
Ошибка № 8. Записали во все кружки
«Нечего бездельничать перед телевизором, пойдем на танцы, английский, каратэ, запишемся в секцию по плаванию» — так думают и действуют многие родители. И записывают ребенка во всевозможные кружки, возят из школы на танцы, с танцев к репетитору, от него на футбол и так далее.
Вы сами отдыхаете? Уверены, что да. Вот и ребенку нужно время, чтобы просто поваляться на диване, помечтать, подумать, посмотреть мультфильм, пообщаться с друзьями… Не нагружайте его чрезмерно! Да, дополнительные и развивающие занятия полезны, но если свободного времени при этом не остается — такая нагрузка принесет только вред.
К тому же, не сможет малыш уделять одинаковое внимание таким разносторонним занятиям, как, например, бокс и рисование, спортивное ориентирование и музыка. Пусть выберет что-то одно, что ему нравится, не забывая при этом об основной обязанности — школьных уроках.
Ошибка № 9. Заставляли делиться
«Отдай игрушку мальчику, ты же старше, умнее, добрее, лучше…» — уверены, что вы не раз слышали такие возгласы на детских площадках, да и сами могли сказать подобное своему чаду. А сами вы отдали бы любимую вещь совершенно незнакомому человеку?
Не нужно заставлять ребенка просто так отдавать кому-то вещи, к которым он привязан, по праву считает только своими. Это не жадность, это нормальное чувство собственности. Одно дело, когда речь идет об обмене: «Девочка дала тебе свою куклу, поделись с ней чем-то, дай лопаточку, ведерко, ситечко…». Это хорошо, такой обмен справедлив. Поиграли и поменялись обратно.
Другое дело, если чужой ребенок просто забирает или клянчит что-то у вашего. В такой ситуации малыш должен научиться говорить нет и защищать свои интересы.
Ошибка № 10. Давали невыполнимые советы
Очень хорошо, если дети приходят к вам рассказать о проблеме и хотят выслушать ваше мнение, получить совет. В эти моменты все родители гордятся собой, чувствуют свой авторитет и опыт. Но очень часто мамы и папы дают советы, которым сами следовать не способны. Например, советуют разобраться миром, найти компромиссное решение, не скандалить, не доводить дело до «разборок». А сами конфликтуют с соседкой и выясняют отношения на весь подъезд.
У ребенка возникает диссонанс между советами родителя и его поведением. Какой тут мир, какой компромисс, если мама и соседка орут друг на друга? Подкрепляйте свои советы действиями, показывайте пример. Так будет намного наглядней и правильней. Иначе, если папа советует не врать учительнице, а сам по телефону рассказывает начальнику, что заболел, собираясь при этом на рыбалку — пример точно будет негативным.
Ошибки допускают все родители, вы не одиноки! Процесс воспитания — один из самых сложных и ответственных, а роль родителя для вас — главная в жизни. Будьте хорошим примером, любите малыша, прислушивайтесь к нему, общайтесь, лучше тратьте на него больше внимания и времени, чем денег.
И извиняйтесь, если понимаете, что допустили грубость, ошиблись, незаслуженно наказали. Поверьте, извинения не снизят ваш авторитет, зато помогут наладить хорошие отношения с ребенком.
blizosti.net
Родительские ошибки в воспитании детей – Развитие ребенка
Рейтинг Девять основных ошибок, которые родители совершают по не знанию, и их последствия для ребенка |
Родители могут относиться к ребенку как положительно, так и отрицательно, и это отношение в определенной степени влияет на процесс развития ребенка. Ошибки воспитания в значительной мере связаны с отрицательным отношением родителей к ребенку. Поэтому вам необходимо научиться избегать его. Далее представлена информация, которая облегчит понимание ошибок и поможет вам изменить ситуацию.
Нарушения развития
Каждый человек в своей жизни совершает всевозможные ошибки, идеальных людей нет. Происходят они также и в процессе воспитания. Если они разовые, то их последствия легко устранить, но если они случаются снова и снова, то могут повлечь за собой серьезные и глубокие негативные последствия. Известным специалистом, занимающимся классификацией ошибок в воспитании, является психолог Антонина Гурецкая, написавшая книгу «Ошибки в воспитании».
Согласно Гурецкой, эти ошибки кроются непосредственно в поведении человека, воспитывающего ребенка. Такое поведение искажает взаимодействие и оказывает негативное влияние на жизнь ребенка и/или его развитие. На первый взгляд кажется, что эти ошибки поверхностны и не могут вызвать помехи во взаимоотношениях, но они действительно являются причиной возникновения нарушений развития.
Очень важным фактором при возникновении воспитательной ошибки (и это важно понять!) является незнание о ее совершении, то есть отсутствие намерения причинить ребенку вред. Если родитель (или другой воспитывающий человек) вредит подопечному преднамеренно (умышленно), имея полную осведомленность об отрицательном влиянии своего поступка на его развитие, а следовательно, и на всю личность маленького воспитанника, его поведение не классифицируется как ошибка, а является преступлением, которое карается по закону!
Можно выделить несколько следующих факторов, которые отвечают за совершение родителями воспитательных ошибок:
- личность – очень часто темперамент или характер человека диктует ему то или иное поведение, например, люди, уверенные в себе и имеющие высокую самооценку, могут быть склонны к совершению ошибок при экспонировании себя (правильной подаче себя), что вовсе не означает, что подобную ошибку допускают все лица подобной категории;
- ориентации воспитания, выбранный курс и понятия о воспитательном процессе;
- опыт прошлого – многие взрослые повторяют ошибки своих родителей;
- ситуативные факторы – например, стресс или избыток обязанностей.
Виды ошибок в воспитании
Гурецкая в своей книге описывает девять ошибок воспитания. Первой из них является строгость, то есть решительное обеспечение выполнения ребенком заданий и поручений, скрупулезность оценивания, постановка непомерных и чрезвычайно точно обозначенных требований, отсутствие свободы, контроль над поведением ребенка и требование беспрекословного послушания. Ребенок отождествляется с заданием, его выполнение и результаты являются приоритетными.
Вторая ошибка – это агрессия, то есть словесные, физические или символические нападки, которые угрожают ребенку и/или унижают его. Сын или дочь рассматриваются как ненужный, хлопотный и обременительный элемент, а также как человек, угрожающий стабильности в жизни.
Следующая воспитательная ошибка – это торможение активности, которое выражается в прерывании, запрете и изменении (без уважительных причин) активности ребенка посредством физического или символического поведения родителей. Деятельность ребенка считается бесполезной и маловажной, отсюда и явление маргинализации (социологическое понятие, обозначающее промежуточность положения человека между какими-либо социальными группами, его плохую социальную адаптацию и потерю социального статуса). При этом потребности или цели взрослого ставятся на первое место.
Четвертая ошибка – это безразличие. Полезная дистанция между родителем и ребенком (включая его дела и деятельность), позволяющая ему свободно самовыражаться, легко подменяется проявлением отсутствия заинтересованности в его личности. Родитель расценивает потребности и активность ребенка как незначительные, несущественные лично для него, считает, что они не требуют его внимания или эмоционального участия. Такой родитель может воспринимать их также как очень тягостные, поэтому дистанцирование служит ему формой защиты.
Следующей ошибкой является экспонирование себя, под которым подразумевается манипулирование вниманием ребенка, так, чтобы он видел преимущества родителя, его потребности и успехи; это желание быть в центре внимания и импонировать (отношения выстраиваются ради собственного ощущения позитива и комфортности), всяческое оправдание и «отбеливание» своих поступков, а также обида на ребенка. Взрослый считает себя самым важным человеком во взаимоотношениях, уверен в том, что ребенок слаб, и его значимость возрастет только благодаря тщательно продуманному воспитанию.
Еще одна ошибка – это потакание (беспомощность), которая характеризуется безусловным выполнением всех прихотей ребенка и отсутствием требований к нему. Родитель показывает свою беспомощность и считает воспитание чем-то таким, что превосходит его силы и возможности, и, соответственно, не может справиться с ним. Таким образом, единственным выходом для него являются избегание и сбегание от ребенка.
Седьмая ошибка воспитания – это замена ребенка во всех его действиях и обязанностях. Родители не допускают его самостоятельности, не позволяют ему самому реализовать поставленные перед ним задачи. Взрослый рассматривает ребенка как слабого, пассивного, переутомленного, требующего помощи, защиты и опеки, при этом деятельность родителя по отношению к ребенку становится наиболее важным делом, ради которого стоит жертвовать и другими делами.
Предпоследней ошибкой является идеализация ребенка, восприятие его как величайшее благо, отождествление себя с ним, чрезмерная и непрерывная заинтересованность им и его делами. Это постоянный контроль над его безопасностью, даже если к этому нет никаких предпосылок, не признание в нем качеств и поведения, которые находятся в противоречии с воображаемым (прекрасным) образом его личности, созданным родителем, отсутствие критического восприятия. Родитель уменьшает количество замечаний как по отношению к действиям ребенка, так и к его делам и занятиям, и все свои действия подчиняет созданному идеалу.
Последняя ошибка воспитания – это непоследовательность, т. е. изменчивость своих родительских оценок, реакций, комментариев, ощущений или чувств по отношению к ребенку и его поступкам.
Существуют ошибки, например, такие как вербальная агрессия или строгость, которые большинство людей признали бы неприемлемыми, однако есть множество неоднозначных ситуаций, в которых трудно судить о том, было ли это ошибкой или нет, или, возможно, это было ситуативно оправдано и целесообразно. Существует даже понятие релятивности (относительности) ошибки воспитания, так как то, что одними людьми расценивается воспитательной ошибкой, другие посчитают правильным решением.
Последствия
Гурецкая отмечает, что существуют два основных вида последствий ошибок воспитания. Первый – это немедленное следствие, которое возникает из-за неправильного или сорванного взаимодействия. Ребенок негативно оценивает обстоятельства и события, испытывает чувство несправедливости или обиды, а затем перекладывает полученный негативный уничижительный опыт на другие ситуации воспитательного характера, и даже более того, на жизненные ситуации в целом. Второй вид последствий – это отдаленное во времени воздействие, которое вызывает негативные изменения в самой личности ребенка, а также может привести к ее расстройствам или психическим отклонениям в будущем.
К сожалению, ошибки неизбежны. Очень трудно воспитывать детей без ошибок и сомнений. Однако если человек знает, в чем его родительские проблемы, что именно приводит к тому, что его благие намерения не всегда приносят положительные результаты, это уже половина успеха. Знание об ошибках и их неблагоприятных последствиях поможет вам избежать их и воспитать здорового и жизнерадостного ребенка.
Екатерина Кулавик
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.
Вконтакт
Развитие ребенка
08.06.2015
childdevelop.ru