Роль папы в воспитании сына – Роль отца в воспитании сына незаменима
Роль отца в воспитании сына незаменима
Приветствую всех родителей, которые задаются вопросом какова же роль отца в воспитании сына. Материнское и отцовское влияние на детей в семье разное – это несомненный факт. Особенно ярко выраженный если есть разнополые дети. Стать отцом – не сводится к физиологической функции. Его роль несет в себе значительную воспитательную нагрузку, в корне отличающуюся от воспитательных способов матери.
Содержание статьи
- Папа в жизни мальчика
- Социальные мужские нормы
- Как пример отношений с противоположным полом
- Другие сферы влияния отца
- Если мать воспитывает мальчика сама
Ваше уютное гнездышко пополнилось новым человечком. Вы его кормите, укладываете спать, гуляете, купаете – эти действия делаются осмысленно и логично. Их, мы родители, обязаны соблюдать независимо от наших желаний. Ребенок подрастает, и мы играем с ним когда это нужно для его развития, независимо от нашего желания. Мы находимся с ним постоянно, особенно в первые годы жизни.
Дети – это трудная повседневная деятельность по развитию и уходу за ними. Они меняются каждый день, особенно пока маленькие. Изменения видны как в физическом, также и в психологическом направлении. Даже когда они становятся взрослыми остаются предметом наших размышлений и переживаний. Сегодня мы с вами поговорим о незаменимой роли отца в жизни мальчика.
Роль отца в воспитании сына
Когда мужчина получает известие, что станет отцом, его эмоции имеют разнообразную гамму. Здесь и радостное ожидание появления ребенка, мысли по поводу его будущего. В тоже время мужчина испытывает тревогу о том, как он справится с функциями заботливого отца. Помимо этого может присутствовать боязнь ответственности, сопротивление изменениям своей налаженной жизни. После появления малыша жизнь конечно же меняется. Так в чем же заключается роль папы в воспитании мальчика?
Личность родителя имеет здесь значимую роль. Часто мужчина видит возможность в лице сына воплотить нереализованные планы, идеи, возможности. Многие, состоявшиеся в личностном и профессиональном плане папы, надеются на передачу опыта по наследству. Видят мальчиков носителями семейных традиций, продолжателями рода.
Социальная роль отца в воспитании сына
Социальные отношения между мужчинами и женщинами имеют отличия. Поэтому важно, чтобы роль отца в воспитании сына была значимой по данному направлению. Мальчики больше чем девочки стараются походить на отцов, поэтому важно какое поведение с людьми имеет папа – именно он дает ребенку первые примеры мужского социального общения.
В играх и беседах родитель косвенно учит мальчика как выходить из определенных жизненных ситуаций. А главное действовать при этом как мужчине. Учит контролировать свои эмоции, использовать строительные инструменты, водить автомобиль. Помимо этого он показывает ребенку мужские увлечения: спортивные соревнований, рыбалка, видео игры, комиксы.
Желая взрастить в сыне мужское начало, большинству отцов не нравится поведение мальчиков, которое присуще девочкам, увлеченность балетом например. Также папу может раздражать если мальчик не интересуется техникой, не имеет интереса к мужским видам спорта. Эти эмоции объяснимы. Не осознавая родитель переживает, если правильно ведет его подготовку к жизни в социуме. Ведь там уже существует устоявшееся мнение каким должен быть мужчина. Поэтому функции отца в социальном воспитании сына важно включать с его рождения, чтобы не было чрезмерного женского влияния.
В беседах и обсуждениях родитель рассказывает ребенку:
- Как принимать решения;
- как действовать в сложных ситуациях;
- об отношении к противоположному полу;
- о сексуальной жизни.
И здесь важно понимать, что папа подготавливая мальчика к самостоятельному будущему, передает ему свой индивидуальный жизненный опыт. Он формирует не просто мужское поведение сына, а определенный его вид, который считает идеалом. Именно этим объясняется, что общество с принятыми стандартами мужского поведения, насчитывает множество его вариаций.
Помимо этого, отец отвечает за психологическую подготовку сына к жизни по правилам и принципам мужского сообщества. Материнская любовь к ребенку как записанная в каждой из нас программа, включается если не с началом беременности, то сразу после родов. А вот любовь папы всегда сведена к оценке его успехов и достижений. Осознанно или нет, родитель дает мальчишке увидеть себя и свои действия со стороны, оценить поступки по социальной шкале. Мальчик взращивает в себе отношение как к мужчине, оценивает соответствие своих способностей и возможностей в обществе сверстников. Для мужчин важны мотивы достижения успеха, самореализация и вера в себя.
Таким образом, основная роль отца в воспитании мальчика – адаптировать его к социальным отношениям. Научить по-мужски реагировать на любые, даже самые сложные жизненные ситуации.
Отец – модель сексуально ролевой ориентации
Еще одна важная роль отца в воспитании ребенка – стать его проводником в мир меж половых отношений. Именно дома, наблюдая за родителями, мальчик получает образец отношений между мужчиной и женщиной. Эта модель поведения будет воплощена сыном во время общения с девочками – это происходит бессознательно.
Важно знать! Психоаналитики заявляют что возраст мальчиков от 3 до 5 лет, сопровождается так называемым Эдиповым комплексом. Он выражается желанием получить всю любовь и внимание мамы. В этот период отец может видет
www.millionairekids.ru
Роль отца в воспитании сына: папы и мальчики
Перейти к основному содержаниюNavigare principală
- Новости
- Новости
- События
- Гороскоп
- Путешествия
- Проекты
- Интервью
- Совет специалиста
- Обзор mama+
- Материнство вдохновляет
- 10 советов
- 24 формы любви
- Папа+
- День матери
- Slim fit
- Jurasic Mall
- Cine-i bucatarul?
- Mama Mia
- Ланч со звездой
- Isprava culinara
- Говорит семья
- Кабинет Доктора Анатолия Таран
- Мама и ребенок
- Планирование беременности
- Роды
- Грудное вскармливание
- 0-1 год
- Развитие ребенка
- Семья и общество
- Женские секреты
- Мода и стиль
- Красота
- Здоровье
- Спорт
- Блог мамы
- Рецепты
- Рецепты
- Питание
Header Menu
- Календарь беременности
- ro
- ru
- Новости
- Новости
- События
- Гороскоп
- Путешествия
- Проекты
- Интервью
- Совет специалиста
- Обзор mama+
- Материнство вдохновляет
- 10 советов
- 24 формы любви
- Папа+
- День матери
- Slim fit
- Jurasic Mall
- Cine-i bucatarul?
- Mama Mia
- Ланч со звездой
- Isprava culinara
- Говорит семья
- Кабинет Доктора Анатолия Таран
- Мама и ребенок
- Планирование беременности
- Беременность
- Роды
- Грудное вскармливание
- 0-1 год
- Развитие ребенка
- Семья и общество
- Женские секреты
- Мода и стиль
- Красота
- Здоровье
- Спорт
- Блог мамы
- Рецепты
- Рецепты
mamaplus.md
Воспитать настоящего мужчину или Роль папы в воспитании сына
Воспитать из мальчика настоящего мужчину – задача не простая, на первый взгляд. Но, на деле, это оказывается куда проще – достаточно лишь, чтобы рядом с ним всегда был любящий и заботливый отец. Был с самого начала и при этом сам не боялся утратить мужественность.Прощай мама, здравствуй папа!
Некоторые мужчины полагают, что должны включаться в процесс воспитания сыновей, когда те становятся более-менее осознанными детьми. Нянчится с младенцем – представляется им занятием исключительно женским и не требующим их обязательного участия. Другие вообще полагают, что «возня» с младенцем подрывает их мужественность и делает похожими на женщин. А зря. Ведь уже на первом году жизни ребенок начинает отличать маму от папы. Отношение к обоим родителям складывается неодинаковое – он по-разному может реагировать на их присутствие. И если папа в это время активно включается в процесс заботы и воспитания о малыше, у ребенка появляется психологическая привязанность к отцу. А это уже важный шаг в развитии мальчика и первый этап в становлении его будущей «мужественности». Почему?
Потому что отец начинает теперь привлекать внимание ребенка и к себе. Мама, по-прежнему, остается для малыша самым важным и притягательным взрослым, но ей уже не принадлежит целиком его внимание. Поддерживая тесный эмоциональный контакт с малышом, отец помогает ему психологически отделиться от полной «слитности» со своей мамой. Благодаря включению отца в изначально замкнутую диаду «мать-ребенок», малыш становится более независимым, самостоятельным и открытым для других отношений за пределами маминой юбки. Разве не эти качества характеризуют настоящего мужчину?
С другой стороны, мужчина помогает и женщине психологически отделиться от ребенка. Ведь связь мать-ребенок настолько сильна, что женщине порой сложно понять, когда пора ослабить эту психологическую пуповину. Но если вовремя этого не сделать, то ребенок может долго еще оставаться слишком привязанным к маме и не способным обходиться без нее. Вот тогда ей и ребенку и приходит на помощь отец. Если между супругами складываются любящие и полноценные сексуальные отношения, то в женщине постепенно вновь просыпается «женское», до этого полностью вытесненное «материнским». Она понимает, что кроме ребенка есть еще и любимый мужчина, которому тоже необходимо внимание и знаки любви. А психологически «постеснившись», женщина, таким образом, заодно освобождает в жизни ребенка немного места и для его отца.
Примерный отец
Почему мы говорим – примерный отец? Да потому что отец – это всегда пример для сына, образец мужского поведения и характера. Малыши уже к 2-3 годам начинают понимать свой пол и пытаются вести себя «подобающим» образом. Ближе к 4-5 годам различия в поведении между мальчиками и девочками становятся более заметными. Первые предпочитают «мужские» игрушки и занятия, вторые – «женские».
Но откуда малыш знает, как должен себя вести мальчик и будущий мужчина? Это знание он получает, наблюдая за своим папой. Мальчик как бы отождествляет себя с отцом и пытается ему подражать. Конечно, попадая в группу детей – в детском садике, на детской площадке или в школе – он также усваивает модели «мальчишеского» поведения, наблюдая за сверстниками. Но все-таки, главным образцом мужского поведения для него является отец. Как показывают исследования, многие мальчики, выросшие без отца, сталкиваются с разными трудностями в общении со сверстниками своего пола. Они не достаточно уверенны в себе и не всегда знают, как следует себя повести в той или иной ситуации, требующей от них мужской модели поведения. Очень важно, чтобы в таких семьях ребенок имел опыт общения с другим близким ему и его маме мужчиной: старшим братом, дедушкой или родным дядей. Тогда чаще всего эти взрослые, осознанно или нет, берут на себя роль отца и становятся образцом мужского поведения для мальчика.
Наблюдая за взаимоотношениями папы с мамой, мальчик впитывает культуру отношений между мужчиной и женщиной. Для него это модель будущих отношений с представительницами противоположного пола. И здесь многое зависит от того, как складываются взаимоотношения между родителями. Если мама и папа не позволяют в отношении друг друга хамства, грубости и насилия, то и ребенок вырастет настоящим джентльменом, умеющим обходиться с дамами и решать конфликты мирным путем. Но в том случае, если мужчина унижает супругу или проявляет жестокость по отношению к ней и другим членам семьи, есть большая вероятность того, что в будущем и его сын воспроизведет подобную модель отношений в собственной семье.
Мужество из… нежности!
Многие мужчины хотели бы видеть своих сыновей умными, сильными, смелыми. Для них это идеал мужественности. Но нередко в погоне за таким идеалом отцы игнорируют или подавляют важные потребности своих детей. Мальчикам не меньше, чем девочкам, необходима ласка и нежная забота. И чем они меньше, тем более в этом нуждаются. Но папы боятся, что чрезмерная ласка сделает из сына «девчонку». Вот они и жертвуют добрыми и так необходимыми любому мальчику нежными отношениями ради своих идеалов мужественности.
Однако, как показывают исследования, да и простой житейский опыт, наиболее мужественные мальчики вырастают как раз у тех отцов, которые не скупятся на нежность в отношении сыновей. Как бы это парадоксально не звучало, но мальчик, имеющий опыт близких отношений с отцом, который не прячется за маской «мачизма» и искренне выражает ему свою любовь, вырастает полноценным мужчиной.
А тех отцов, которые пытаются вырастить из своих сыновей настоящих мужчин особо жесткими методами, психологи предостерегают об обратном эффекте. Чрезмерная черствость в отношениях с ребенком и злоупотребление «спартанскими» методами воспитания приводит к его будущей безынициативности, пассивности, несамостоятельности, тревожности и неуверенности в себе, а не редко к жестокости и агрессивности (ведь ребенок склонен подражать своему отцу!). «Рабская дисциплина формирует рабский характер» – так еще в 1693 году предостерегал слишком твердых отцов и учителей известный английский педагог Джон Локк.
www.baby.ru
РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ СЫНА — Артюшенко Олег Григорьевич
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.
— Михаил Ломоносов
Каждому мальчику нужен мужчина, который помог бы ему «загрузить программу жизни» — показал бы, что значит быть мужчиной. Это самая большая привилегия, данная отцу, и самый большой подарок, который отец может сделать своему сыну.
Между отцом и сыном есть особая связь, и для мальчика большая радость, когда отец одобряет его поступки. Испытать свою силу на папе и научиться жизни на его примере — вот самая лучшая защита для мальчика в самых суровых жизненных испытаниях, включая физическое насилие и всякого рода неудачи.
Руководство со стороны отца, указания, поддержка, одобрение и любовь обеспечивают связь ребёнка с миром мужчин. Многочисленные исследования, проведённые за несколько последних десятилетий, убедительно подтверждают, что роль отца в жизни мальчика имеет решающее значение. Эти же исследования указывают на тот печальный факт, что если папы нет или он есть, но к нему не подступишься, то это наносит огромный вред формированию характера мальчика.
Исследования также показывают, что, как бы отцы ни были вовлечены в жизнь своих сыновей, их участия никогда не бывает много и что эта вовлечённость оказывает огромное влияние на будущее ребёнка. Если отец принимал активное участие в воспитании мальчика, то положительный эффект от этого будет сказываться на протяжении многих лет — на его способности проявлять сочувствие, вступать в здоровые социальные отношения, включая интимные.
Если исключить случаи насилия, оскорблений или безразличия со стороны отца, то он всегда является для своего мальчика главным героем.
У отцов есть особый способ взаимодействия со своими сыновьями, относящийся к категории «мужское товарищество». Отец играет роль человека, через которого мальчик устанавливает взаимосвязь с внешним миром, со всеми его ужасами и опасностями.
Отец — это не мама в мужском обличье. У него свой, отцовский стиль воспитания, он все делает по-другому.
Время, отведенное для игр с сыном, является именно общением, особенно необходимым каждому мальчику. Физические игры, часто буйные, в которых принимает участие папа, и стремление раздвинуть узкие границы своего детского мира являются здоровыми и необходимыми составляющими процесса развития мальчика. В то время как мамы стараются успокоить своих малышей, чтобы они не озорничали, папы, наоборот, часто тормошат их, затевая с ними игры своим, особым способом, преподавая им свою, «мужскую», науку.
Буйная, ориентированная на физическую активность деятельность совместно с папой, которая порой доводит маму до безумия, является жизненно необходимой для развития мальчиков. Такое взаимодействие научит их держать под контролем зарождающуюся агрессивность, не доводя дело до настоящей драки и сохраняя дружескую связь с другим человеком. Это совсем не то, что многие думают об этих играх.
Буйные физические игры не просто прихоть, свойственная мужчинам, а прекрасная школа, которая может научить мальчика многому, включая умение контролировать свои эмоции, понимание того, как далеко можно заходить в игре, и способность оценить, по силам ли ему тот или иной вид активности. Мальчик просто учится понимать своего папу и собственные чувства. Если малыш начинает кричать, когда взрослый «переборщил» в игре, или просто теряет к ней интерес, когда она оказывается ему не по силам, то отец сразу же должен сообразить, что сыну нужно помочь, чтобы он смог справиться с ситуацией.
ДРУГИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ПРИСУТСТВИЯ ОТЦА
Мальчик учится читать выражения лица папы, а также «язык его тела» и понимать, какое поведение в данном случае является для него правильным. Это помогает малышу освоить важный социальный навык — быстро разбираться в намерениях других людей. Он познает целый диапазон эмоций, которые иногда будут его поражать. Мальчик учится понимать, когда папа шутит, а когда даёт ему понять, что он перешёл невидимую границу, за которую выходить нельзя. Папа может организовать игру таким образом, чтобы мальчик не испытывал замешательства, или, наоборот, доводить её до такого уровня, когда она ему будет уже не по силам.
Играя с сыном, отец должен разговаривать с ним, тем самым помогая ему взрослеть и укреплять контроль над своими эмоциями.
Присутствие отца помогает детям в том смысле, что у них быстрее развиваются связи между левым и правым полушарием мозга. Особенно это необходимо для мальчиков, так как помогает развитию у них речевых навыков.
* Мальчики, с пользой для себя проводящие время рядом с отцом, проявляют больше способностей к математике.
* Мальчики, которые не видят своих отцов, в четыре раза чаще бросают школу и у них гораздо чаще развивается пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также они более склонны к совершению правонарушений.
* Случаи психических заболеваний происходят с мальчиками гораздо реже в тех семьях, где они постоянно видят отца.
МАЛЬЧИКАМ НУЖЕН ОТЕЦ, КОТОРЫЙ:
* Берёт на себя обязательства, и Будет выполнять роль тренера.
* Твёрд, справедлив и дружески расположен.
* Способен рассмешить.
* Постоянен в своих чувствах.
* Любит маму.
* Может ввести их в мир мужчин.
* Способен усмирить гнев. Спокойный и рассудительный.
* Верит в своих сыновей.
* Может поделиться своей «взрослой мудростью».
* Способен показать, что и как делать.
* Будет с ними играть.
* Обучит семейным традициям и познакомит с понятием духовности.
источник: mezroll.ru
Осиротевший мальчик, которого усыновил авиаполк пишет на бомбах «За маму, за папу!». Через несколько минут пилоты унесут эти бомбы за линию фронта, чтобы обрушить на головы врага
Советские дети мстили за убитых фашистами родителей, и месть эта была святой. Дети войны были героями, которые на ровне со взрослыми красноармейцами защищали свою Советскую Родину!
По теме:
(Visited 1 727 times, 1 visits today)
artyushenkooleg.ru
Роль отца в воспитании сына: matveychev_oleg — LiveJournal
Каждому мальчику нужен мужчина, который помог бы ему «загрузить программу жизни» — показал бы, что значит быть мужчиной. Это самая большая привилегия, данная отцу, и самый большой подарок, который отец может сделать своему сыну. Между отцом и сыном есть особая связь, и для мальчика большая радость, когда отец одобряет его поступки. Испытать свою силу на папе и научиться жизни на его примере — вот самая лучшая защита для мальчика в самых суровых жизненных испытаниях, включая физическое насилие и всякого рода неудачи.
Руководство со стороны отца, указания, поддержка, одобрение и любовь обеспечивают связь ребёнка с миром мужчин. Многочисленные исследования, проведённые за несколько последних десятилетий, убедительно подтверждают, что роль отца в жизни мальчика имеет решающее значение. Эти же исследования указывают на тот печальный факт, что если папы нет или он есть, но к нему не подступишься, то это наносит огромный вред формированию характера мальчика.
Исследования также показывают, что, как бы отцы ни были вовлечены в жизнь своих сыновей, их участия никогда не бывает много и что эта вовлечённость оказывает огромное влияние на будущее ребёнка. Если отец принимал активное участие в воспитании мальчика, то положительный эффект от этого будет сказываться на протяжении многих лет — на его способности проявлять сочувствие, вступать в здоровые социальные отношения, включая интимные.
Если исключить случаи насилия, оскорблений или безразличия со стороны отца, то он всегда является для своего мальчика главным героем.
У отцов есть особый способ взаимодействия со своими сыновьями, относящийся к категории «мужское товарищество». Отец играет роль человека, через которого мальчик устанавливает взаимосвязь с внешним миром, со всеми его ужасами и опасностями.
Отец — это не мама в мужском обличье. У него свой, отцовский стиль воспитания, он все делает по-другому.
Время, отведенное для игр с сыном, является именно общением, особенно необходимым каждому мальчику. Физические игры, часто буйные, в которых принимает участие папа, и стремление раздвинуть узкие границы своего детского мира являются здоровыми и необходимыми составляющими процесса развития мальчика. В то время как мамы стараются успокоить своих малышей, чтобы они не озорничали, папы, наоборот, часто тормошат их, затевая с ними игры своим, особым способом, преподавая им свою, «мужскую», науку.
Буйная, ориентированная на физическую активность деятельность совместно с папой, которая порой доводит маму до безумия, является жизненно необходимой для развития мальчиков. Такое взаимодействие научит их держать под контролем зарождающуюся агрессивность, не доводя дело до настоящей драки и сохраняя дружескую связь с другим человеком. Это совсем не то, что многие думают об этих играх.
Буйные физические игры не просто прихоть, свойственная мужчинам, а прекрасная школа, которая может научить мальчика многому, включая умение контролировать свои эмоции, понимание того, как далеко можно заходить в игре, и способность оценить, по силам ли ему тот или иной вид активности. Мальчик просто учится понимать своего папу и собственные чувства. Если малыш начинает кричать, когда взрослый «переборщил» в игре, или просто теряет к ней интерес, когда она оказывается ему не по силам, то отец сразу же должен сообразить, что сыну нужно помочь, чтобы он смог справиться с ситуацией.
Мальчик учится читать выражения лица папы, а также «язык его тела» и понимать, какое поведение в данном случае является для него правильным. Это помогает малышу освоить важный социальный навык — быстро разбираться в намерениях других людей. Он познает целый диапазон эмоций, которые иногда будут его поражать. Мальчик учится понимать, когда папа шутит, а когда даёт ему понять, что он перешёл невидимую границу, за которую выходить нельзя. Папа может организовать игру таким образом, чтобы мальчик не испытывал замешательства, или, наоборот, доводить её до такого уровня, когда она ему будет уже не по силам.
Играя с сыном, отец должен разговаривать с ним, тем самым помогая ему взрослеть и укреплять контроль над своими эмоциями.
ДРУГИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ПРИСУТСТВИЯ ОТЦА
Присутствие отца помогает детям в том смысле, что у них быстрее развиваются связи между левым и правым полушарием мозга.
Особенно это необходимо для мальчиков, так как помогает развитию у них речевых навыков.
* Мальчики, с пользой для себя проводящие время рядом с отцом, проявляют больше способностей к математике.
* Мальчики, которые не видят своих отцов, в четыре раза чаще бросают школу и у них гораздо чаще развивается пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также они более склонны к совершению правонарушений.
* Случаи психических заболеваний происходят с мальчиками гораздо реже в тех семьях, где они постоянно видят отца.
МАЛЬЧИКАМ НУЖЕН ОТЕЦ, КОТОРЫЙ:
* Берёт на себя обязательства, и Будет выполнять роль тренера.
* Твёрд, справедлив и дружески расположен.
* Способен рассмешить.
* Постоянен в своих чувствах.
* Любит маму.
* Может ввести их в мир мужчин.
* Способен усмирить гнев. Спокойный и рассудительный.
* Верит в своих сыновей.
* Может поделиться своей «взрослой мудростью».
* Способен показать, что и как делать.
* Будет с ними играть.
* Обучит семейным традициям и познакомит с понятием духовности.
via
matveychev-oleg.livejournal.com
Роль отца в воспитании мальчика
Насколько важна роль отца
Отец — это тот, кто играет с тобой, хотя у него есть свои друзья.
Семилетний мальчик
С мужчиной, который не ладит со своим отцом, происходят кое-какие неприятные вещи. Он становится подлым, злобным и опасным.
БИЛЛ Гласе,
бывший профессиональный игрок Национальной футбольной лиги,
36 лет проработавший с заключенными
Без мужчины, который был бы моделью для подражания, мальчик чувствует себя потерянным… А мальчик, которого не направляет духовно просветленный мужчина, приобретает повадки хулигана. Взрослый мужчина должен передать ему все лучшее от старшего поколения, а также привить дисциплину и указать цель.
Майкл Гариен. «Это чудо — мальчики»
Каждому мальчику нужен мужчина, который помог бы ему «загрузить программу жизни» — показал бы, что значит быть мужчиной. Это самая большая привилегия, данная отцу, и самый большой подарок, который отец может сделать своему сыну. Между отцом и сыном есть особая связь, и для мальчика большая радость, когда отец одобряет его поступки. Испытать свою силу на пап» и научиться жизни на его примере — вот самая лучшая, защита для мальчика в самых суровых жизненных испытаниях, включая физическое насилие и всякого рода неудачи.
Руководство со стороны отца, указания, поддержка одобрение и любовь обеспечивают связь ребенка с миром мужчин. Многочисленные исследования, проведенные за несколько последних десятилетий, убедительно подтверждают, что роль отца в жизни мальчика имеет решающее значение. Эти же исследования указывают на тот печальный факт, что если папы нет или он есть, но к нему не подступишься, то это наносит огромный вред формированию характера мальчика.
Исследования также показывают, что, как бы отцы ни были вовлечены в жизнь своих сыновей, их участия никогда не бывает много и что эта вовлеченность оказывает огромное влияние на будущее ребенка. Если отец принимал активное участие в воспитании мальчика, то положительный эффект от этого будет сказываться на протяжении многих лет — на его способности проявлять сочувствие, вступать в здоровые социальные отношения, включая интимные. В связи с этим следует упомянуть исследования Роберта Сирса из Университета в Санта-Кларе и Джона Снери из Гарвардского университета, о результатах которых рассказывал доктор философии Уильям Поллак в своей книге «Настоящие мальчики».
Эти исследования показывают, что мальчики, которым отцы уделяют достаточно много времени, начиная с самого раннего возраста во всех отношениях превосходят своих сверстников. Они прекрасно учатся, успешно справляются со всеми проблемами эмоционального и социального характера, а позже делают отличную карьеру.
Если исключить случаи насилия, оскорблений или безразличия со стороны отца, то он всегда является для своего мальчика главным героем.
Для меня самой большой радостью в жизни было воспитывать своих сыновей, а позже — принимать участие в воспитании внуков. Я считаю, что это большая удача — спустя годы получить возможность снова вернуться к реальному воспитанию мальчиков и исполнять роль родителя. Работая вместе с женой Мэри как одна команда воспитателей, я имел возможность испытать разнообразную гамму чувств, сделать множество разных дел и постоянно ощущать тепло семьи как единого целого. Это обогатило мою жизнь и сделало меня более зрелым. Благодаря тесному взаимодействию со своими мальчиками, включая добрый юмор, совместное преодоление трудностей и общую радость по этому поводу, у меня сохранилось много всевозможных воспоминаний, которые и сейчас согревают мое сердце.
У отцов есть особый способ взаимодействия со своими сыновьями, относящийся к категории «мужское товарищество». Отец играет роль человека, через которого мальчик устанавливает взаимосвязь с внешним миром, со всеми его ужасами и опасностями. Я уверен, что был первым мужчиной, который подбросил своего сынишку в воздух, когда он был еще младенцем. А ведь ни одной матери не пришло бы в голову проделывать такие фокусы. Глаза малыша при этом расширились от страха, но его папа улыбался, и он понял, что все в порядке. «Это был новый опыт… Это отличалось от всего, что с ним было прежде. Но он уже знал, что все должно закончиться хорошо, потому что рядом был папа».
Итак, именно отец является для мальчика тем, кто создает чувство защищенности и надежности, когда интуиция говорит, что в жизни происходит что-то страшное, кто может указать, при каком уровне опасности бояться нечего и все идет хорошо.
Мой папа показывал мне тот мир, который не показывала мама. Он открывал для меня странные вещи Нечто такое, что пугало меня. Но даже если «что-то» было мне совсем незнакомо, я обретал опыт, близко познакомившись с этим. Я испытывал настоящий страх, но присутствие рядом папы означало, что риск невелик. Таким образом, страх сопровождался чувством спокойствия и уверенности в себе. Папа мог держать меня на руках в то время как вокруг нас вздымались громадные волны (на самом деле они были не выше колена!). Он удерживая в своей ладони мои пальчики, чтобы их не сосал теленок. Отец греб вместе со мной, пересекая враждебную водную стихию. Он раскачивал меня на качелях на такую высоту, что я визжал от страха; показывал мне пойманную на удочку рыбу, которую только что вытащил из воды, и тут же, на моих глазах, разделывал ее. Все это были , ужасные вещи, особенно когда я видел, как у мамы хмурятся брови и она хочет вмешаться. Но я знал, что если папа держит меня за руку, то все идет как надо — ты в безопасности и все это не более чем шутка.
Отец учил меня понимать, что самые интересные приключения и самые удивительные сокровища жизни находятся недалеко от той грани, за которой живет страх, и что способность преодолевать его открывает в этой жизни все двери. Конечно, были и другие уроки, касавшиеся риска и необходимости быть осторожным, уроки, которые жизнь преподносила мне на протяжении не одного года и даже не одного десятилетия. Но те уроки, которые преподал мне папа, были все же самыми важными.
Джон Коуэн
Отец — это не мама в мужском обличье. У него свой, отцовский стиль воспитания, он все делает по-другому. Одна мама как-то рассказала мне, что недавно она потратила несколько часов на подготовку и организацию дня рождения для своих трехлетних сыновей-близнецов. Им этот праздник доставил большую радость. Когда же мама пришла пожелать малышам спокойной ночи, она спросила, что им понравилось сегодня больше всего. И мальчики в один голос ответили: «Когда папа забрасывал нас в кроватку». Это не было непониманием или показателем того, что все происходящее на празднике не доставило им удовольствия. причина заключалась в другом — в магии важного для ребенка момента, когда папа, вернувшись домой, уделяет ему свое безраздельное внимание, а для мальчиков это самая большая радость.
Как видите, время, отведенное для игр с сыном, является именно общением, особенно необходимым каждому мальчику. Физические игры, часто буйные, в которых принимает участие папа, и стремление раздвинуть узкие границы своего детского мира являются здоровыми и необходимыми составляющими процесса развития мальчика. В то время как мамы стараются успокоить своих малышей, чтобы они не озорничали, папы, наоборот, часто тормошат их, затевая с ними игры своим, особым способом, преподавая им свою, «мужскую», науку.
Это как раз то, что психиатр Джим Херцог из Гарвардского университета назвал играми типа «камикадзе». Уильям Поллак указывает, что подобное времяпрепровождение с папами приносит мальчикам огромную пользу в процессе их развития, поскольку помогает — а это особенно важно для мальчиков: научиться контролировать и чувства. «Энергичные «отцовские» игры побуждают мальчика учиться «читать» эмоции своего отца».
Буйная, ориентированная на физическую активность деятельность совместно с папой, которая порой доводит маму до безумия, является жизненно необходимой для развития мальчиков. Такое взаимодействие научит их под контролем зарождающуюся агрессивность, не доводя дело до настоящей драки и сохраняя дружескую связь с другим человеком. Это совсем не то, что многие думают об этих играх.
Буйные физические игры не просто прихоть, свойственная мужчинам, а прекрасная школа, которая может научить мальчика многому, включая умение контролировать свои эмоции, понимание того, как далеко можно заходить в игре, и способность оценить, по силам ли ему тот или иной вид активности. Мальчик просто учится понимать своего папу и собственные чувства. Если малыш начинает кричать, когда взрослый «переборщил» в игре, или просто теряет к ней интерес, когда она оказывается ему не по силам, то отец сразу же должен сообразить, что сыну нужно помочь, чтобы он смог справиться с ситуацией.
Мальчик учится читать выражения лица папы, а также «язык его тела» и понимать, какое поведение в данном случае является для него правильным. Это помогает малышу освоить важный социальный навык — быстро разбираться в намерениях других людей. Он познает целый диапазон эмоций, которые иногда будут его поражать. Мальчик учится понимать, когда папа шутит, а когда дает ему понять, что он перешел невидимую границу, за которую выходить нельзя. Папа может организовать игру таким образом, чтобы мальчик не испытывал замешательства, или, наоборот, доводить ее до такого уровня, когда она ему будет уже не по силам.
Играя с сыном, отец должен разговаривать с ним, тем самым помогая ему взрослеть и укреплять контроль над своими эмоциями.
Я играю со своими внуками в следующую игру: хватаю одного из них и держу достаточно крепко, чтобы он, как бы ни старался, не мог вырваться. Но когда это начинает вызывать у ребенка недовольство, я говорю: «Скажи волшебное слово — и я тебя отпущу!»
У нас таким «волшебным» словом является фраза «Бабушка — прекрасная дама». Довольно редко ребятишки прибегают к «волшебному паролю» в начале игры. Они предпочитают бороться изо всех сил или кричат «Пароль!», но при этом нарочно переставляют слова, образуя различные дурашливые сочетания. Таким образом они оказывают мне противодействие — не только физически, но и лексически. И мальчики любят бороться до тех пор, пока не выбьются из сил. Но в любом случае каждый из них знает, что существует «пароль», благодаря которому ситуация находится у них под контролем.
Приведу еще один пример. У меня есть друг, у которого четверо сыновей. Каждый четверг вечером они устраивают «всемирный чемпионат по борьбе». Мебель отодвигают к стене, а посреди комнаты расстилают старый толстый резиновый матрац. И начинается потеха. Каждый из мальчиков по команде отца атакует его. «Все начинается со взрывов смеха, — рассказывает мой друг, — а заканчивается слезами. Но я твердо придерживаюсь своей линии и не поддаюсь на это!»
Да, этот отец понял, как нужно вести себя с сыновьями! Это важное для них событие, происходящее каждую неделю, дает им возможность испытать, что такое «мужская дружба», получить одновременно и удовольствие, и урок.
В дальнейшем эти мальчики, так же как и многие другие, могут испытать свою силу в спортивных играх и соревнованиях, при этом достаточно верно рассчитать, смогут они добиться успеха или нет. Очень важным моментом в деле родительского воспитания является также возможность получить представление об определенных правилах игры во время подобных силовых игр с другими мужчинами — при условии, что ситуация не выйдет за определенные рамки и все будут соблюдать установленные правила.
Обмен «посланиями» между отцом и сыном
Уильям Поллак подчеркивает важность для всей дальнейшей жизни мальчика самых первых уроков относительно контроля за своими эмоциями, которые отец может дать сыну. Он поясняет: «Это связано со способностью в дальнейшем преодолевать разочарования и трудные моменты в жизни, адаптироваться к новой среде и быстро решать проблемы, которые возникают в школе».
То внимание и время, которые вы уделите своему сыну, окупятся, избавив его от поиска ответов на вопросы о том, как найти свое место в мире людей. И открыто, и подсознательно мы должны всегда посылать сообщение, в котором заключена основная идея: «Ты добьешься всего, чего захочешь». Но прежде нам следует убедиться, что в этих словах нет сарказма, и не допускать столь распространенную среди мужчин привычку «ставить каждого на свое место».
Если, когда вы сами были ребенком, отец постоянно читал вам нравоучения, то вам по отношению к своему сыну нужно сознательно практиковать какие-то другие методы. Подумайте, какие «сообщения» было бы полезно получать от вас вашему ребенку, и смело применяйте их. Ваши слова должны придать ему силы: «Ты можешь добиться всего, чего захочешь. Ты это сделаешь!»
Хорошо то, что все ошибки в воспитании можно исправить, когда приступаешь к воспитанию собственных детей. Даже если вас самого воспитывали далеко не лучшим образом, вы можете стать прекрасным отцом. Главное — стараться не копировать поведение своего отца или пребывать в пассивности, не зная, что делать, а вести себя мудро.
Но, к сожалению, многие из нас, у кого в детстве были неразумные, жестокие, склонные проявлять гнев отцы, имеют тенденцию впадать в противоположную крайность по отношению к собственным детям и становятся совершенно бесхребетными папашами, позволяющими ребенку делать все, что ему заблагорассудится, лишь потому, что не хотят, чтобы их мальчик испытал те страдания, которые выпали на их долю. В действительности ребенку нужен самодостаточный, сильный отец, который любил бы его, но в то же время направлял, был бы дружески расположен, но не потакал любому капризу.
Мне приходилось встречать отцов, которые под видом шутки постоянно оскорбляли своих сыновей, издевались над ними под тем предлогом, что проверяют их на прочность, и тем самым совершали величайшую ошибку, теряя возможность передать своему ребенку «сообщение» о том, что он при любых обстоятельствах может развить в себе необходимые навыки и силу духа, которые позволят ему преодолеть любое препятствие. Публичные оскорбления для мальчика — это все равно что яд. Ведь первое, что ему нужно, — это уважение и признание за ним права на чувство собственного достоинства. Мы должны прекратить насмехаться над ребенком, в какой бы форме это ни выражалось.
Сила признания со стороны взрослого мужчины
В фильме для детей «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» есть сцена, где Питер готовится к заключительной битве с Белой Колдуньей. Охваченный тревогой, он оглядывает ряды своих сторонников, а его сестра, стоя рядом с ним, шепчет: «Аслан верит, что ты сделаешь это». Данное «сообщение» тут же находит отзвук в его мужской душе. Питер расправляет плечи и становится как бы выше ростом — ведь Аслан возлагает на него все свои надежды. Теперь и его младший брат Эдмунд также может воспрянуть духом, так как Аслан готов простить его эгоизм и легкомыслие, которые поставили в опасное положение всю их семью.
В этом эпизоде из киносказки верно схвачена вечная истина: подрастающие мужчины получают заряд силы, когда видят одобрение со стороны людей, которых они уважают. А мы, как отцы, держим в своих руках это право вдохновлять сыновей на серьезные достижения, предлагая поддержку и являясь для них образцом того, как должен вести себя настоящий мужчина.
Два случая, о которых рассказано выше, четко показывают, насколько важна направляющая рука мужчины для мальчиков в процессе возмужания. Вера в способности мальчика добиться успеха, а также мужская поддержка в преодолении проблемы, если все идет не так хорошо, как хотелось бы, — это не более чем две стороны одной медали.
Когда возникают проблемы с поведением или мальчик в чем-нибудь терпит неудачу, ему важно знать, что есть тот, кто покажет, как уйти со «штрафной» скамьи и снова вернуться в игру.
Отец, ты можешь показать своему сыну, как выбраться из той ямы, которую он сам для себя выкопал
Однажды после семинара, посвященного проблемам воспитания, мне позвонил один довольно известный спортсмен и сказал, что хочет со мной посоветоваться. Оказалось, он уже получил массу полезных советов, но все еще не знал, как справиться с возникшей семейной головоломкой. Когда его шестилетнего сына отправляли в свою комнату «одуматься», он, находясь там, изо всех сил бил ногой в стенку, пробивая в ней дырку. Этот папа инстинктивно чувствовал, что ему нужно как-то пресечь это безобразие, но мама была уверена, что причина такого поведения сына лежит гораздо глубже.
Разумеется, маленьким мальчикам нужно немедленно оказывать помощь, чтобы показать им, что они могут найти выход из любой ситуации. Я предложил этому папе применить принцип поддержки, но при этом также постараться перенаправить поведение сына. Например, стать рядом с сыном, внимательно осмотреть дыру в стене и сказать что-нибудь вроде: «Да, с этой дыркой надо что-то делать. Как ты собираешься решить данную проблему?»
Другими словами, необходимо передать мальчику «сообщение» о том, что вам известно, что у него есть характер и он способен сам решить свою проблему. Будучи отцом, вы понимаете, что ребенку необходимы ваше руководство и помощь, но мальчик должен также осознать, что его поведение не поощряется и папа с мамой не хотят из-за этого расстраиваться. Перед отцами часто возникает необходимость помочь сыну выбраться из какой-нибудь «дырки», куда тот забрался по неразумению.
Предоставьте сыну право самостоятельно справиться со своей проблемой, но предложите ему средства, которые помогут ее одолеть, однако постарайтесь, чтобы при этом не пострадало его чувство собственного достоинства.
Барбара Колорозо
В случае, о котором рассказано выше, сын мог бы предложить какие-нибудь творческие решения, например: «Дедушка может заделать дырку», «Я сам это сделаю, если мне на Рождество подарят набор столярных инструментов». Однако главное, чтобы отец и сын пришли к какому-то соглашению. К решению данного вопроса можно привлечь и кого-то со стороны, например того же дедушку. Но при этом ребенок должен заплатить за причиненный вред определенную сумму из своих карманных денег и внести полезный вклад — помочь устранить то, что натворил. Ваша цель состоит в том, чтобы обменяться рукопожатием с юным нарушителем семейного спокойствия после того, как он пройдет через весь процесс самостоятельного решения своей проблемы — «восстановления первоначального состояния» (так сказать, возмещение ущерба), четко поняв, что он натворил, и окончательно смирившись с наказанием, которое заслужил (теперь все забыто). Очень часто в семьях царят тяжелая атмосфера и взаимная вражда, потому что родители просто не знают, что делать с подобным поведением сына, как поступать, чтобы разрешить подобного рода кризисные ситуации, а затем дать возможность ребенку спокойно жить дальше.
Всепрощающая любовь
Дружески расположенный отец и прочные семейные узы — вот самые важные факторы, защищающие мальчиков от того, чтобы они не ступили на кривую дорожку. Безусловная и постоянная любовь со стороны отца имеет жизненно важное значение для каждого мальчика. А если любовь зависит от каких-то условий, то это уже не любовь, а торговля.
Билл Гласе, бывший игрок Национальной футбольной лиги, который 36 лет проработал в тюрьмах с несовершеннолетними преступниками, в своем интервью в 2005 году рассказал: «Недавно я побывал в одной из тюрем штата Техас, где содержится 300 мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет, которые умудрились совершить все преступления, какие только можно себе представить. Я спросил начальника тюрьмы, многих ли из этих ребят навещали за последний год их отцы. «Одного, — ответил начальник, — да и то через 15 минут они начали драться и папаша ушел вне себя от ярости».
Таких людей нельзя считать отцами, потому что настоящий отец всегда готов обнять своего сына, что бы там ни случилось».
Доктор Джон Грэхэм, автор предисловия к этой книге и бывший директор самой большой мужской средней школы в Новой Зеландии, сказал мне, что его опыт свидетельствует о том, что, если мальчик попадает в какую-то трудную ситуацию и отец (а также мать) старается ему помочь, она обязательно будет решена.
Отцы, мальчики и спорт
Каждый из нас хочет быть своим в какой-то группе людей. Что касается мальчиков, то возможность стать органичной частью команды для него очень важна, чтобы чувствовать себя как дома.
Поэтому в жизни мальчиков особую роль играет спорт. Это, можно сказать, как поле боя, на котором можно испытать свои силы, а также получить прекрасную возможность овладеть различными навыками, показать себя и ощутить дух мужского товарищества. Спорт — это выход Для тех порывов, которые мальчики хотят выразить естественным образом. При этом спорт обеспечивает для их самовыражения хорошо разработанную структуру и учит соблюдать строгую дисциплину.
Даже маленькие мальчики очень редко проявляют желание прекратить игру, если у них возникают какие-то разногласия или происходят стычки. Обычно они тут Же возвращаются к игре, потому что для мальчиков самое важное — сама игра. У девочек все обстоит иначе: если у них возникают какие-то разногласил, игра на этом обычно заканчивается и они расходятся расстроенные. Для девочек самое важное — взаимоотношения.
Многие мальчики вплоть до окончания подросткового периода и даже после возмужания продолжают увлекаться спортом независимо от того, становятся они первоклассными спортсменами или остаются любителями. Дело не в этом — в спорте их привлекает прежде всего возможность почувствовать себя в коллективе, рядом с другими людьми. И мальчики, и взрослые мужчины упиваются духом здорового соперничества, который столь ярко проявляется в спорте, а также духом мужского товарищества, возникающим, когда они обсуждают свои мотивы и цели.
Одной из серьезных проблем, с которыми сталкиваются мальчики, является необходимость принадлежать к какому-то мужскому сообществу, для которого были бы характерны искренность и братство. Хорошо написал об этом К. С. Льюис в своей книге «Четыре любви»: «В первобытных общинах содружество мужчин, охотников и воинов было не менее важным, чем рождение и воспитание детей… Еще задолго до того, как началась история, мы, мужчины, должны были собираться вместе, отдельно от женщин, чтобы сообща делать то, что мы должны были и умели делать. Это должно быть сделано — вот от чего зависело выживание. И мы должны были не только сделать это, но и говорить об этом.
Нам приходилось планировать охоту и сражение. А потом, после завершения, нам нужно было помянуть погибших… Мы осмеивали или наказывали трусов и паникеров, воздавали почести тем, кто шел впереди… Это были, так сказать, наши «профессиональные» разговоры.
Это факт, что возможность быть вместе доставляла нам удовольствие. Мы воины, мы охотники — мы все связаны тем, что можем делать это. У нас общие навыки, нас объединяют одни опасности, общая борьба, соленые мужские шутки».
Даже если ваш сынишка и не проявляет особых склонностей к какому-то виду спорта, все равно приучайте его к спортивным играм, объясняйте основные правила и показывайте простейшие приемы (например, как бросать мяч), чтобы он с легкостью мог присоединиться к игре местных мальчишек и не чувствовал, что по сравнению с ними чего-то не умеет. Мальчику необходимо знать, что он не хуже других, что он «свой» в сообществе других мальчиков, играющих во дворе. Если он чувствует, что отличается от них, или не может на равных принимать участие в игре, то в его сознании отпечатается множество негативных «сообщений», касающихся его личности, и позже это обязательно проявится.
Мальчики склонны получать удовольствие от «разделения на кланы». Наличие рядом группы сверстников снижает уровень психологического давления, которое возникает, когда приходится общаться с кем-то один на один, что определяет их типично «мужскую» структуру мозга, с меньшим количеством связей между нервными клетками, что обусловливает процесс общения. Мальчики испытывают большой подъем, если чувствуют поддержку разных людей, — и это тоже может дать им спорт.
Недавно, беседуя с судьей Высшего суда по делам несовершеннолетних в Новой Зеландии Эндрю Бекрофтом, я обратил внимание на два обстоятельства: высокий уровень нарушений закона в Новой Зеландии со стороны несовершеннолетних ребят, которые росли без отца, и тот очевидный факт, что малолетние правонарушители практически никогда не увлекались никакими видами спорта. Первый и второй факт легко можно связать воедино.
Папы, помните, что спорт — это прекрасная возможность подарить радость своим сыновьям. Даже для маленького мальчика не найти лучшего способа побудить выполнить порученные ему дела по дому, съесть обед ил» позволить родителям помыть ему голову, чем пообещать, что потом сыграете с ним в крикет на лужайке перед домом. Вы способны приобщить своих сыновей к здоровой спортивной деятельности, обсуждать с ними спортивные новости. Как признался мне один подросток, «обычно мы, с папой едва обмениваемся парой слов, зато всегда можешь пойти на задний двор, чтобы сыграть в крикет, — это безопасная зона для нас обоих».
Когда дома воцаряется напряженная атмосфера и разговоры еще больше ее накаляют, предложите своему сыну выйти во двор и вместе побросать мяч в баскетбольную корзину или пробежаться вокруг квартала. Это сразу же снизит уровень напряжения, потому что откроет «клапан», позволяющий «выпустить пары» через физическое действие — в чем очень часто и нуждается ребенок.
Ответственность и этика труда
Отцы имеют возможность помочь мальчикам испытать приятное волнение от того, что их пугает, узнать, что такое риск. Они также способны показать, что значит «ответственность» и «трудовая этика».
Один мой знакомый работает управляющим в самом большом супермаркете в нашем городе. У него замечу тельные сотрудники. Каждый из них выполняет такую работу, которая требует высокого уровня личной ответственности, — то же касается и мальчиков, приходящих в супермаркет подработать после школы. Это мудрая политика. Управляющий возлагает на этих ребят ответственность за их труд и ожидает, что они сделают все, чтобы оправдать доверие фирмы.
Мальчикам просто необходимо чувствовать, что им дали какое-то важное задание, что к ним относятся серьезно, поэтому вы должны предоставить каждому из них какую-то существенную, важную роль в семейной «команде», чтобы они видели, что с ними считаются, что их ценят и любят — не только за то, что они есть, но и за ту пользу, которую приносят семье. Вы не сделаете для своего мальчика ничего хорошего, если создадите ему легкую жизнь, не требуя, чтобы он хоть чем-то занимался по дому. Если он пойдет на уступки в малом (например, станет сам, без напоминания, складывать грязное белье в бельевую корзину, выполнять какие-нибудь ежедневные обязанности по дому, кормить и выгуливать собаку), то это только еще теснее привяжет его к семье и повысит осознание собственной значимости.
Как отцам, нам, вместе с мамами, необходимо делать все, чтобы создать в семье атмосферу, характеризующуюся наличием цели и перспективы, ясными указаниями на то, что в нашей семье считается главным и ценным, например верность, содружество и трудолюбие. И тогда наши мальчики почувствуют себя защищенными, у них разовьется чувство собственного достоинства и они будут знать, что значит играть «как одна команда».
Тесная связь между отцом и сыном
Стефен Биддалф, австралийский эксперт в области воспитания, считает, что начиная с четырехлетнего возраста мальчик усиленно ищет того, кто мог бы стать для него «образцом настоящего мужчины». В этом возрасте мальчики жаждут находиться в мужском обществе. Любые беседы с отцом, вопросы, которые малыш ему задает, — все это является для него частью «программы», что значит «быть мужчиной».
Каким же образом папа может заинтересовать маленького мальчика? Ответ прост: вовлекая его в свой мир. Берите ребенка с собой, когда идете в магазин. Попросите сына выполнить какое-нибудь несложное задание, когда что-то делаете, например, в саду или в своей мастерской, а затем обязательно похвалите, когда он его, выполнит. Дайте сыну какое-нибудь «ответственное» поручение: куда-то сбегать или подержать какой-то инструмент.
Пусть он поймет, что вы проявляете интерес к тому, что он делает дома, в школе или на спортивной площадке. Окажите ему в этом практическую помощь. Придумайте какую-нибудь историю, в которой ваш сын был бы главным действующим лицом, и рассказывайте ее так, чтобы он тоже принимал в этом участие.
Например, у меня есть один знакомый, который берет с собой на рыбалку своих сыновей школьного возраста и там показывает им, как стать мастером этого дела. В последний раз, после того как они порыбачили в выходные, он предложил мальчикам посмотреть видеосюжет о том, как правильно насаживать наживку на крючок, чтобы во время следующей рыбалки они могли попрактиковаться. При этом отец подзадоривал сыновей: «Учтите, когда приду домой после работы, обязательно проверю, что вы за это время усвоили!»
Побуждайте также сына поддерживать традиции, которых придерживаются мужчины в вашей семье, например печь блины для всей семьи утром в воскресенье.
Лучше всего быть рядом
Разделите с сыном радость от присущих мужчинам активных занятий. Мальчики любят узнавать новое об окружающем мире и о людях; их очень интересуют автомобили, компьютеры, рыбная ловля, резьба по дереву, турпоходы.
Укрепляйте связь с сыновьями, рассказывая истории или просто сидя рядом, а еще лучше — вместе занимаясь чем-нибудь таким, что доставляет мальчикам удовольствие. Вашему сыну полезно видеть вас в любом настроении, занятым разными делами: когда вы что-то мастерите, ведете автомобиль, готовите ужин или читаете ему книжку.
Мальчик учится состраданию у отца
Это верно, папы не всегда находят подход к своему ребенку так же легко, как мамы. Но недавно проведенное исследование показало, что отцы проявляют не меньшее сострадание к рыдающему младенцу, чем мамы, — они просто иначе выражают это чувство. Лично я считаю, что папы особенно любят мальчиков и испытывают к ним просто всепоглощающую любовь, которая может выражаться в том, что они делают для них собственными руками, или в том, что они стараются обеспечить их всем необходимым для нормального развития. Им также хочется защитить своих сыновей от жестокого обращения со стороны других людей.
Папаши, с которыми мне доводилось разговаривать, всем сердцем любили своих сыновей и старались быть для них хорошими отцами. Однако недостаток задушевных бесед со своим отцом, воспоминания о негативных или враждебных отношениях с ним могут создать такие образцы взаимодействия, которые идеальными не назовешь.
Это не проявление слабости — попросить о помощи, когда вы сами испытываете трудности: впадаете в гнев или поддаетесь наплыву негативных эмоций. Ваша любовь к сыновьям должна быть направлена на ответное чувство. Вы должны стараться не причинять своим детям ту боль, которую когда-то испытали сами. Но при этом вам необходимо оставаться сильными. Когда мальчики увидят, что вы готовы поделиться с ними своими проблемами, они не будут воспринимать это как признак бесхарактерности, наоборот, это произведет на них хорошее, сильное впечатление и даже вызовет восхищение. А кроме того, тем самым вы как бы дадите сыновьям разрешение открыто проявлять собственные чувства.
Наблюдая проявления силы и доброты, мальчик сможет научиться у отца настоящему мужскому поведению.
В книге «Жизнь без отца» Дэвид Попноу объясняет: «Именно присутствие отца в жизни мальчика помогает ему понять, что такое сочувствие и сострадание. Те мальчики, которые значительное время проводят со своими отцами (по крайней мере один или два раза в неделю), например во время купания или кормления, демонстрируют более высокие уровни сочувствия и сострадания».
Отцы и юмор
Джон Гэдсби, один из самых известных юмористов в Новой Зеландии, рассказывает, как однажды к нему подошел какой-то парень и сказал, что прекрасно его помнит. Дело в том, что в детстве этот молодой человек по четвергам смотрел телевизор (вечернее телешоу «Макфайл и Гэдсби») — это был единственный вечер за всю неделю, когда родители позволяли ему остаться и посмотреть телевизор, а также единственная возможность услышать, как смеется его отец. Тогда это произвело на него огромное впечатление, и он запомнил это на всю жизнь.
Да, мальчикам нужны смех, шутки, веселая возня, сюрпризы и вообще теплое отношение со стороны отца, потому что все это создает атмосферу защищенности, в которой они могут спокойно расти. Как видите, ваши сыновья могут не помнить всех подробностей семейной жизни, но они будут прекрасно помнить атмосферу, царившую в доме.
( 1 голос: 5 из 5 )www.vospit.ru
Роль отца в воспитании сына
Библиографическое описание:
Паршина И. В., Горожанкина Е. С., Никитишина Н. А. Роль отца в воспитании сына // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №2. С. 42-45. URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2250/ (дата обращения: 10.12.2019).
В статье раскрывается направления работы с отцами детей старшего дошкольного возраста на формирование у мальчиков устойчивого мужского мышления и поведения.
Мир семьи разнообразен и многолик. Он дает родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Однако, семейная жизнь — не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем.
Современные родители могут помочь своим детям в создании будущей счастливой, гармоничной семьи, разумно и деликатно поощряя в девочке женственные черты, а в мальчике — мужественность.
Нельзя начинать с вопроса: «Как нужно воспитывать мальчиков и девочек?». Сначала нужно ответить на вопрос: «Какую роль мужчины и женщины хотят играть в нашем обществе?». Когда мужчины и женщины найдут для себя ответ на вопрос, какую роль они хотят играть в обществе, тогда легче ответить на вопрос, как воспитывать девочек и мальчиков.
Никто еще не исследовал, не изучил, насколько велика роль отца в воспитании ребенка. Все педагогические сочинения, все научные труды ориентированы на мать, адресованы матери и никогда — отцу. Но, на наш взгляд, отец должен участвовать в воспитании ребенка с первых минут его появления на свет. Нельзя ограждать его ни от пеленок, ни от недосыпа, ни от каких других нагрузок.
«Отец, отказываясь от занятий с малышом, лишает и его, и себя многих прекрасных минут. Эмоциональные отношения между ребенком и отцом — результат частого взаимного общения, оно складывается в мелких делах, которые кажутся незначительными. А из этих повседневных, незаметных мелочей вырастает нечто очень важное отношение между отцом и сыном, отцом и дочкой; отношения более важные для судьбы и будущего детей, чем отношения с матерью».
О том, чем отличается материнское и отцовское воздействие на детей. Интересно и тонко написал писатель Симон Соловейчик. «Материнское отношение, — говорит он, — означает: я принимаю тебя (люблю) за то, что ты есть. Отцовское: я принимаю тебя за то, каков ты. При таком сочетании ребенок чувствует, что он любим, хорош и в то же время знает: от него ждут, что он станет лучше. У отцов, которые были «недосягаемыми» для своих маленьких детей (не принимали участие в уходе и воспитании), могут возникнуть трудности в налаживании эмоциональных связей с ними в будущем. Отец умеет критиковать, не затрагивая отношений с ребенком, у матери же каждое слово касается взаимоотношений, любви. Отцовская критика — просто критика, материнская — отказ от любви (так кажется ребенку). Замечено, что стиль взаимодействия отцов с детьми отличается от материнского. Матери большую часть времени общаются с детьми во время ухода, отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры, оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности. Матери играют с детьми в традиционные, спокойные игры, отцы — устраивают необычные, энергичные, непредсказуемые игры, связанные с возней и неразберихой. Вдруг превращаются в лошадку юного принца (или принцессы) или злого и ужасного Бармалея. В таких играх детям особенно нравится проявление физической силы и стихийности. Кроме того, они формируют быструю реакцию на возможную опасность, умение принимать верное решение в сложных ситуациях; снимает нервное напряжение, заряжает положительными эмоциями. Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной. В воспитании мальчиков есть своя специфика. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность ребенку (тактично направляя) принимать решения самому. Для этого в группе был создан «Клуб отцов». Признаемся честно, сначала было много критики и недоумения со стороны отцов. Изменить устаревшие стереотипы оказалось не так-то просто. Мужчины рассуждали следующим образом: «Я должен обеспечивать семью материально, а всякие там пуси-муси — это с женой». Встал вопрос как же привлечь к сотрудничеству пап наших воспитанников. Пошли на хитрость и провели анкетирование среди детей «Папа, мама, я…» в ходе которого выявилась незначительная роль отца в семье. Результаты исследования были предложены папам (рисунки детей). Так возникла идея создать «Клуб отцов», где папы в неформальной обстановке могли бы обсудить вопросы, связанные с воспитанием сыновей и дочерей. Сначала в клубе было 2 мужчин, но мы не отчаивались, а всячески привлекали к сотрудничеству оставшихся 24. Был разработан план мероприятий с привлечением именно мужчин «Секретные совещания настоящих мужчин». Цель: способствовать пониманию ребенком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.
Работу с родителями нужно строить с учетом сложившихся представлений у детей в семье. С родителями детей 1-ой группы цель работы заключается в том, чтобы способствовать дальнейшему обогащению родителей педагогическими знаниями, помогать им избегать ошибок в воспитании или вовремя исправлять их, способствовать изучению семейного опыта других родителей. С родителями детей 2-ой группы работать необходимо в направлении изменения потребительского отношения ребенка в семье, помощи в налаживании семейной атмосферы, нужно обратить внимание родителей на отрицательные стороны проявления жесткого диктата со стороны одного из родителей, пробудить интерес к педагогической литературе, вопросам воспитания. С родителями детей 3-ей группы необходимо проводить всю перечисленную выше работу, плюс — помочь родителям понять причины отрицательного отношения ребенка, устранить в семье конфликтные ситуации.
Мы предложили папам рассказать о своей профессии, показать ее значимость для общества. Затем были предложены проблемные ситуации:
Например, игровая ситуация: взрослый рассказывает, как папа грубо обидел бабушку. Бабушка (воспитательница) с расстройства пошла, стирать белье, и забыла выключить кран с водой. Затем дети разыгрывают, как все вместе спасали бабушку и вещи. При этом в качестве игрового материала используются игры с водой, песком и глиной.
Ситуация: воспитательница рассказывает, как папа накричал на маму. Мама расстроилась и ушла к соседке, забыв о том, что поставила пирог в духовку. Дети разыгрывают ситуацию, как они испекли новые пирог (из песка), и как папа просил у мамы прощения.
Ситуация: бабушка сильно разозлилась на маму, а у мамы в руках была ее любимая ваза. От злости мама бросила вазу на пол. Дети разыгрывают ситуацию, лепят из глины для мамы новую вазу.
Со второй группой проблема наказаний со стороны родителей не стоит, однако требует положительной работы по формированию уважения к родителям и страха перед родительским авторитетом.
Ситуация 1. Мы с папой стояли на остановке, ждали автобуса. Подъехал автобус, двери открылись, и мы увидели бабушку, которая начала спускаться. У нее в руках была тяжелая сумка. Мой папа тут же взял сумку у бабушки и помог ей спуститься по ступенькам. Бабушка поблагодарила папу, а я потом гордился своим папой.
Ситуация 2. Когда мы с папой гуляли, то видели, как щенок запутался в веревке и сильно скулил. Мы с папой подошли к нему, и папа распутал веревку. Щенок обрадовался, начал облизывать папе руки. Я обрадовалась, что мы помогли щенку.
Ситуация 3. Однажды мы с мамой и папой пошли гулять на пруд. На улице был ветер, и у меня с головы улетела панамка. Я расплакалась. Мама стала меня успокаивать, сказала, что купит новую. А папа нашел на земле палку и достал из воды панамку. Я очень обрадовалась, начала целовать папу, потому что он «спас» мою любимую панамку.
Перечисленные проблемные педагогические ситуации мы относим к социально-ориентирующим, т. е. таким, которые позволяют сформировать социальные установки на формирование положительных образов детей и родителей, дочерей и матерей, сыновей и отцов, жен и мужей. Данные ситуации лежат в основе использования личностно-ориентированных технологий социально-педагогического взаимодействия воспитателей, детей и родителей.
Папам второй подгруппы детей мы предложили организовать дома и в детском саду «Уголок мужского дела» для ремонта игрушек. Под руководством пап, используя отвертки, шурупы, молоток, винтики, болты мальчики с удовольствием ремонтировали сломанные игрушки.
Для повышения значимости роли отца в семье педагогами для всех условно выделенных подгрупп детей была предложена следующая художественная литература: сказки «Как мальчик свой город спас», «Два брата»; рассказы советских писателей: К. Д. Ушинский «Сила не право», Е. Пермяк «Для чего нужны руки», Н. Носов «Заплатка», Е. Пермяк «Торопливый ножик» и др.
Итоговым мероприятием всех встреч с папами мальчиков стало итоговое занятие в клубе отцов под названием «Мальчики маленькие рыцари». Цель: воспитание взаимоуважения, чувство социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых. Умение ценить женскую красоту и благородство. В ходе мероприятия папам и сыновьям было предложено закончить и нарисовать сказку о спасении принцессы. С каким удовольствием и желанием спасти принцессу и папы, и мальчики включились в обсуждение и рисование.
Вечера досуга, с привлечением мам и пап — прекрасная возможность показать значимость своего гендера мальчикам, а также возможность показать их родителям необходимость сотрудничества по формированию гендерной идентификации их детей, т. к. представители противоположного пола являются своеобразным катализатором при формировании начал мужественности у мальчиков. Это могут быть такие мероприятия, как «Рыцарский турнир», различные выставки «Мир глазами мальчиков», «Лего-проекты наших мальчиков» и др. мероприятия, акцентирующие гендер.
Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное), но и закрепление полученных знаний на практике. Например, проводится консультация: «Игра — средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем проводится практикум: «Играем с сыном»,
В результате, родители не на словах, а на практике, в совместной деятельности со своим ребенком осваивают способы игровой деятельности.
Можно предложить родителям создать совместно с ребенком (сыном) альбом «Игры, в которые я (мы) люблю (им) играть».
Вариантов форм и методов работы с родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит, каким вырастит ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.
Мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя — это что-то особое, своеобразное, возможно, очень похожее на них, однако иное существо. Родительская любовь_ одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым, Правильная, разумная любовь отца и матери помогает ребенку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.
Литература:
- Алёшина Ю. А.; Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии -1991- № 4-с.74–82
- Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М.: 1989-с.120
- Андреев И. Л.. Игры, которых не знает Европа.// Мир психологии 1998. № 4
- Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. — Прайм- ЕВРОЗНАК. Санкт-Петербург 2007 –с.320
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –Питер, 2000-с.400
- Калина О. Г. «Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевая идентичности». // Вопросы психологии № 1, 2007 — с.15–27
- Корнеева Е. Н. Почему они такие разные?: характер и темперамент вашего ребенка. Ярославль 2005 -с. 157
- Логинов А. А. Мужчины и женщины. Минск,1989 –с. 448
- Якобсон С. Г. Формирование Я — потенциального. // Вопросы психологии 1997 № 3-с.3-
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отец, родитель, ситуация, пап, мальчик, родитель детей, мама, мать, воспитание ребенка.
Похожие статьи
ребенок, отсутствие отца, мальчик, родитель, девочка, отец…
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отец, родитель, ситуация, пап, мальчик, родитель детей, мама, мать, воспитание ребенка.
воспитание детей, роль отца, отец, семья, ребенок, пап, детский сад, расширение представлений, роль матери, число работ.
ребенок, отец, родитель, ситуация, пап, мальчик, родитель…
Роль отца в воспитании сына | Статья в журнале… ребенок, отец, родитель, ситуация, пап, мальчик, родитель детей, мама, мать, воспитание ребенка. Работа в дошкольной образовательной организации по…
Роль отца в семье и в воспитании детей (из опыта совместного…)
воспитание детей, роль отца, отец, семья, ребенок, пап, детский сад, расширение представлений, роль матери, число работ.
Экзистенциальная модель семьи в романе В. Набокова…
ребенок, отец, родитель, ситуация, пап, мальчик, родитель детей, мама, мать, воспитание ребенка.
Роль родителей в гендерной социализации ребенка
ребенок, отсутствие отца, мальчик, родитель, девочка, отец, семья, вербальная апелляция, гендерная социализация, пол.
Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка в семье
Особенности воспитательной позиции современных родителей. родитель, ребенок, процесс воспитания, корреляционный анализ, семья, респондент, проблема, балл, высшее образование, воспитание детей.
Работа в дошкольной образовательной организации по…
Цель: повышение статуса отца и ответственности родителей (отцов) за воспитание и благополучие детей, распространение положительного опыта семейного воспитания и здорового образа жизни.
Отец не только кормилец и защитник, но и показатель духовного…
Гармонизация детско-родительских отношений. «Папы всякие важны, папы всякие нужны» презентация профессий пап для детей. воспитание детей, роль отца, отец, семья, ребенок, пап, детский сад, расширение…
Рождение ребенка — начало «родительской работы»
Ключевые слова: семья; родители; мать; отец; ребенок; права ребенка; установление отцовства.
Как правило, папа и мама есть у каждого ребенка — независимо от того, зарегистрирован брак родителей или нет.
moluch.ru