Воспитание самостоятельности и ответственности – Консультация на тему: Воспитание самостоятельности и ответственности

Содержание

Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

На чтение 6 мин.

Самостоятельный и ответственный: такое бывает!

Перед тем как воспитать в своем ребенке ответственность и самостоятельность, важно четко понимать, что входит в эти понятия. Иногда сами взрослые не до конца осознают, где разница между терминами и для чего такие качества нужны. Под ответственностью понимают возможность малыша устанавливать следствия своих поступков, под самостоятельностью – инициативность и умение отвечать за свои действия.

Малыш быстро овладевает этими качествами. В этот период родителям важно отказаться от гиперопеки. Помешать может и банальное желание взрослых мыть малышу руки, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, если он это уже умеет.

 

Как правильно привить ребенку самостоятельность?

 

Даже взрослые люди не всегда могут похвастаться сформированной до конца самостоятельностью. Виноваты в этом 2 крайности, которые уходят корнями в детство. В одних семьях, часто обеспеченных,  ребенка освобождают от домашних дел. Все его свободное время уходит на подготовку уроков.

А в социально неблагополучных ячейках общества, наоборот, дети часто вырастают ответственными. Они сами принимают решения, обслуживают себя, учатся рассчитывать только на собственные силы. Педагоги советуют избегать радикальных методов, руководствоваться рассудком.

Перед тем как воспитать самостоятельность у ребенка, мамы и папы должны осознать: это качество заложено в человеке от рождения. Сначала малыш учится держать голову, требовать материнское присутствие криком, потом знакомится с миром через разбитые коленки и обрисованные обои. Но родители должны помочь крохе, чтобы самостоятельность укладывалась в рамки социального поведения, а не во вседозволенность.

Старшее поколение обязано взять на себя обязанности:

  • До 1 года больше времени проводить с малышом. На то эти золотые месяцы и называются декретными, работа подождет! Кроха при помощи мамы активно исследует окружающее пространство, узнает запах маминых духов и печеного яблока, пробует на вкус лимон и сахар, изучает на ощупь предметы. Чем интереснее действительность, которую ему разрешают постигнуть, тем больше у крохи развивается интеллект, появляется интерес и чувство самостоятельности. Сюда же относят желание самому держать ложку, пить из чашки.
  • К 3 – 4 годам разрешить малышу себя обслуживать. Заваривать чай и готовить блинчики любимым родителям еще рано: важно помнить о технике безопасности. Но вместе со старшими можно готовить несложные блюда, мыть за собой посуду, выбирать одежду для прогулки или похода в детский сад. Формирование самостоятельности при воспитании детей – базовое качество, которому малыши сами могут поучить родителей. Нужно чаще спрашивать у крохи совет, давать выбор из 2-3 понятий, не торопить, забыть о негативной оценке. Хвалить нужно, если малыш все сделал правильно. Если его «работа» оставляет желать другого результата, проще сказать: давай попробуем еще раз?
  • Подарить свой «уголок» можно к 4 – 5 годам. Ребенок должен знать, что у него есть своя зона, где игрушки лежат в ими придуманном порядке, шкафчик заставлен только его книгами, а на столе лежат любимые карандаши и краски. Убирать, сортировать и перекладывать разрешено только малышу.  Кстати, можно выделить и уголок с «ненужными» обоями, или приклеить на стену планку из моющихся материалов. Пусть ребенок пишет, рисует на них, а во время генеральной уборки приводит в порядок свой «кабинет».
  • Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста, в 5 – 7 лет, требует возложения на сына или дочь определенных обязанностей. Поливка домашних цветов, уход за рыбками или попугаем становятся индикаторами его готовности к «взрослости». Если птица вылетит, а цветок превратится в «засохший, безуханный», как у Пушкина, стоит указать на это ребенку. Причину такого следствия он должен найти в своем поведении.

Важно! Доверять в этом возрасте младших братьев или сестер, уход за четверолапыми питомцами пока не стоит. Достаточно, чтобы ребенок сам, без напоминания, выполнял санитарно-гигиенические процедуры, одевался, причесывался, завтракал и проводил свой день по графику.

Распорядок дня составлять лучше с родителями, постепенно сын или дочь научатся сами расписывать список дел. Обязательными пунктами станут пункты из серии «надо»: выполнение уроков, занятия в кружках или домашние уроки с бабушкой или репетитором.

Блок «хочу» тоже должен присутствовать. Это встречи с друзьями, прогулки в парке, просмотр мультфильмов и т.д. Помощь родителям и домашние обязанности тоже лучше прописать – на красивом плакате или в формате «Эксель».


Родителям тоже не помешает такое планирование недели, где в выходные дни вся семья найдет время для общего просмотра фильма в кинотеатре или для похода на пикник. Здесь старшее поколение точно найдет варианты, как воспитать в ребенке ту самую самостоятельность: во время разбивки палатки, ловли рыбы или приготовления супа.

 

Легко ли воспитать ответственность?

 

Быть в ответе за кого-то – значит, стараться исполнить долг перед ним, со всеми взваленными обязанностями. Это проще делать, когда малыш переступит порог хотя бы в 7 – 8 лет. Каждый родитель должен понять, что ответственность связана с самосознанием. Рационально оценивать, что сын или дочь должны, они могут только повзрослев.

Отлично стимулируют это качество простые упражнения, подготовленные взрослыми:

  •   Родителям придется самим выполнять все данные обещания. «Сказал – сделал» – первый принцип важной черты.
  • Читать добрые сказки, где герои не проходят стороной персонажей, нуждающихся в их помощи. Так воспитывается ответственность перед семьей, государством, перед своей совестью. Поучительными станут сказки «Все о Муми-троллях» Туве Янссон, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Муха, Полботинка и Моховая Борода» Эно Рауда.
  • Напоминать и контролировать.

Перед тем как воспитать ответственность у ребенка, родители четко решают для себя брать под контроль порученные обязанности наследника, а в случае забывчивости – просто напоминать. Хорошо, если важные дела выписаны на магнитную доску, поставлены напоминания в телефоне или список дел крепится на магнит к холодильнику. Перед сном проделанное можно анализировать.

Психологи считают, что наступление самостоятельности и начало ответственности берут свои истоки от финансов. Как только ребенок научился зарабатывать – он уже повзрослел. Подростки получают деньги за работу курьерами, наборщиками текстов, пионервожатыми в лагерях. Могут помогать родителям в их бизнесе, выращивать с мамой и папой овощи для сезонных продаж и так далее.

Но некоторые педагоги считают, что разумное применение карманных денег – тоже начало пути во взрослую жизнь. Здесь крохе понадобится и рациональное мышление, и умение считать, думать, сопоставлять, терпеть, чтобы не растратить накопленное.

Но если взрослые все же переживают, удалось ли воспитание ответственности у детей, можно поиграть в «больного». Пусть мама или папа притворятся больным с назначением постельного режима. Автоматически роль старшего возьмет на себя ребенок.

Если он безоговорочно выполняет просьбы временно «недееспособного», старается ухаживать за ним, сам себя развлекает и выполняет обязанности взрослого, то воспитание было правильным. Будущим если не полководцем, то порядочным взрослым человеком на Земле станет больше. А это и есть миссия родителей.

 

detiivzroslie.ru

Воспитание самостоятельности и ответственности у детей | Шаг за шагом — Психология эффективной жизни

Наверняка вы слышали в детстве от родителей и учителей слова о важности самостоятельности и ответственности и теперь хотите привить их своим детям. Но что это такое? Что именно вкладывать в эти понятия и чего ожидать от ребенка?

«Неудобная» самостоятельность

Самостоятельности не бывает без ответственности, ведь это способность принимать решения, реализовывать их и отвечать за последствия. Эти качества необходимы взрослому человеку как для личного счастья, так и для профессионального успеха, однако их наличие у ребенка может оказаться «неудобным» для взрослых.

Если вы хотите воспитать ребенка самостоятельным и ответственным, вам придется привыкнуть к тому, что ребенок не всегда будет вас слушаться, не всегда будет соглашаться с вашим мнением и порой будет совершать ошибки. Увы, люди лучше всего обучаются на своих ошибках, на личном опыте.

Когда начинать воспитывать самостоятельность у ребенка?

Начинать воспитание самостоятельности лучше всего с трех лет. Это кризисный период, в который у ребенка формируется восприятие себя как отдельной личности, появляется способность принимать первые решения.

Заметить начало этого кризиса легко, ведь он называется «я сам». Ребенок будет пытаться самостоятельно завязать шнурки, одеться, захочет помогать родителям в домашних делах. Конечно, делать он это будет долго и неумело, но очень важно давать ему эту возможность. Например, правильнее будет начинать одеваться заранее и позволять ребенку собираться самому, чем опаздывать и делать все за него.

Мотивируйте ребенка помогать вам убираться, просите помочь вытереть пыль или разложить по местам игрушки. Даже если вам придется что-то переделывать — поощряйте желание помочь и хвалите за каждый маленький успех.

Как развивать ответственность у школьника?

Дальнейшие несколько лет пролетят быстро, и вот уже ваш ребенок собирается в первый класс. Школа — это первая настоящая ответственность в его жизни, и важно к этому подготовиться. Расскажите, что в школе не всегда будет легко, но он уже взрослый и обязательно справится. Скажите, что вы всегда будете готовы ему помочь, но не делать за него, ведь он уже школьник, а значит, взрослый. Для детей очень важно почувствовать себя взрослым, это может стать лучшей похвалой и мотивацией.

Не стремитесь контролировать каждый шаг маленького школьника, ко второму полугодию первого класса он уже должен научиться сам собираться в школу. Как этого достичь? Делайте все вместе. Не должно быть ситуаций, когда ребенок смотрит мультики, а родители собирают ему портфель. Вместе откройте расписание, обсудите, какие завтра будут уроки, какие учебники и тетради надо сложить в сумку. В итоге довольно скоро будет достаточно просто спросить, собрал ли ребенок портфель на завтра, а необходимость проверки отпадет.

Не бойтесь, что он что-нибудь забудет. Да, такая ситуация обязательно случится, он получит замечание на уроке и столкнется с закономерным результатом собственной ошибки, а это и есть обучение ответственности.

При переходе в среднюю школу пора серьезно снижать контроль за выполнением домашних заданий. Конечно, вы должны быть в курсе успеваемости своего ребенка, но полученная двойка будет намного важнее для формирования личности, чем безупречно выполненное домашнее задание под контролем мамы.

Предлагайте свою помощь, но не навязывайте, позвольте ребенку самостоятельно решить, есть у него проблема с учебой или нет. Позвольте ему самому решить проблему, и только потом в случае неудачи обратиться к вам за помощью.

Также в этот период у ребенка должны появиться его личные домашние обязанности, а не только помощь родителям. Например, он уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за порядок в своей комнате и решать, где будут находиться его вещи. Даже если расположение вещей покажется вам странным и неудобным, не настаивайте на его изменении.

Как выстраивать доверительные отношения?

С началом полового созревания, то есть примерно с 12 лет, вы начнете неизбежно терять контроль над своим ребенком, это связано с особенностями психики подростка. Ваш ребенок будет становиться все более скрытным, это достигнет пика в 14–16 лет.

До этого момента вам важно подготовить его к самостоятельному решению мелких бытовых вопросов, обучить разумной осторожности при общении с малознакомыми людьми, безопасному поведению на улице. Ведь вы никогда не будете точно знать, где находится ваш 14-летний ребенок, когда скажет, что пошел гулять с друзьями. Вы должны быть уверены, что он уже способен позаботиться о своей безопасности, а в случае серьезных проблем обратиться за помощью именно к вам. Поэтому в более раннем возрасте важно не ругать за ошибки, а объяснять их последствия и учить с ними справляться.

Например, если ребенок в 10–12 лет прогулял школу, надо не ругать, а вместе изучить пропущенную тему, а также выяснить, какие причины привели к прогулу. Может оказаться, что причиной являются конфликты с учителями или одноклассниками, а это очень серьезно для школьника.

Также стоит расспрашивать его про друзей, обсуждать вместе поведение одноклассников и других знакомых, совместно анализировать, какие поступки могут привести к каким последствиям и почему. Не стесняйтесь рассказывать и о своих прошлых ошибках, рассказывайте, с какими проблемами вы сталкивались в его возрасте и как их решали.

Если следовать этим рекомендациям, то к старшим классам ваш ребенок будет самостоятельно решать основные бытовые вопросы и сможет быть независимым от мнения сверстников. Это поможет ему как в выборе профессии, так и в принятии других серьезных решений.

Да, воспитанный таким образом ребенок будет порой непослушным, будет с вами спорить, вам придется отвечать на неудобные вопросы и начать говорить с ним на равных раньше, чем вы ожидали. Но, поверьте, ваши усилия окупятся, когда вы поймете, что ваш ребенок вырос по-настоящему самостоятельным и ответственным человеком.

 

От редакции

Самостоятельный ребенок и ребенок-командир — две разные вещи. Если ваш ребенок пытается вами управлять, стоит ли немедленно пресекать подобное поведение? Или это признак будущего лидера? Объясняет детский психолог Александр Орлов: https://psy.systems/post/rebenok-komandir.

На родителей возложена ответственность заложить базу для будущего успеха ребенка… или же его отсутствия. Юрий Карпенков рассказывает, как это работает: https://psy.systems/post/kak-roditeli-vliyaut-na-uspex-svoix-detej.

Отличный повод поговорить с ребенком об успехе — читать с ним книги, которые говорят о победах и поражениях. Популярные писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак делятся подборкой книг на эти темы: https://psy.systems/post/uspex-i-podrostki-istoriya-v-knigax.

psy.systems

Статья (1, 2 класс): «Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников»

Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников

     Самостоятельность и ответственность — два понятия, неразрывно связанные между собой.

      Этимология слова «ответственность» проста и ясна. Держать ответ за исполненное, отвечать за порученное,  сполна рассчитываться за сделанное, расплачиваться за пропущенное  и нести наказание за неверно выполненное. Многие из нас хотят принимать самостоятельные решения. Но очень немногие понимают, что тот, кто принимает  самостоятельное решение или делает самостоятельный поступок, несёт за это полную ответственность. Именно в этой связке двух понятий и заключается особенность подхода к воспитанию младшего школьника. Понятие ответственности зачастую путают с послушанием, аккуратностью и успехами ребёнка на общественном поприще. Но ответственность — это нечто другое. Ответственность — это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

 Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать. Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся.  Возрастные особенности младших школьников состоят в том, что на данном этапе развития человек приобретает базовые знания о том, как себя необходимо вести во взрослом обществе.

     Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Именно в начальной школе основательным образом формируется понятие и навыки ответственности, которые в дальнейшем будут влиять на учебу ребенка, его успехи в освоении знаниями и в повседневной жизни.

     Ответственность — это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Развитая ответственность в моральном и деловом плане для человека то же, что его сила и здоровье в плане физическом.

     Когда ноша ответственности тяжела, естественным образом поднимается вопрос о раскладе ответственности, и решается этот вопрос по-разному. Если мы учим ребёнка нести ответственность за принятое решение, то это не значит,  что мы бросаем его на произвол судьбы или перестаём о нём заботиться. Это значит лишь то, что мы начинаем относиться к нему, как к равноправному члену семьи, как к человеку, который может принять самостоятельное решение, который может попросить помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжёл.

Но ответственность — не только груз, это еще пропуск во взрослый мир, билет на большие права и возможности. Пока ребёнок не умеет брать на себя личную ответственность, ему обычно отказывают в самостоятельности. Тот, кто берет на себя больше ответственности, получает право быть более самостоятельным, получает право на свое: на личные права и личную территорию. Как правило, ответственный человек имеет более высокое самоуважение и лучшие жизненные перспективы.

nsportal.ru

Родительское собрание «Как воспитать в детях ответственность и самостоятельность»

Практикум для родителей

«Как воспитать в детях самостоятельность и ответственность»

Цель:  формирование у родителей педагогической компетентности по вопросу развития в детях самостоятельности и ответственности.

Задачи:

  1. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком.

  2. Создание условий для роста психолого-педагогической компетентности родителей как социальных партнёров, оказывающих влияние на становление и развитие личности ребёнка.

  3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов по развитию ответственности.

В основе проведения практикума лежит кейс-технология. Данный метод

впервые был применён в Гарвардской школе бизнеса. Case Study – это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. 

 Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей. 
Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению.

Кейс – явление сложное; он должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты, а также иметь стабильный набор характеристик. Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты: проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный. Задача родителей на собрании, – осмыслить предложенную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, чётко сформулировать и квалифицировать проблему и выработать определённый алгоритм деятельности, который ведёт к решению проблемы.

Ход собрания

  1. Актуализация проблемы

Просмотр фрагмента кинофильма «Красная шапочка» (песня «Необитаемый остров»)

Вступительная беседа

— Я вижу грустные улыбки на ваших лицах. Вы, конечно, вспомнили этот замечательный детский фильм режиссёра Леонида Нечаева. Как вы думаете, о чём сегодня будет наш разговор? Поднимите, пожалуйста, руки те родители, у которых нет проблем с формированием самостоятельности и ответственности в ваших детях. Вы готовы сегодня поделиться своим опытом? Вы готовы также поделиться с нами своими сомнениями, затруднениями, размышлениями по этому вопросу? Насколько это важно для вас? Почему?

Все мы конечно хотим, чтобы из наших детей выросли достойные люди. А главным критерием развития личности современные педагоги называют умение взять на себя ответственность за свои поступки и самостоятельность. Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой.

  1. Организация дискуссии.

Предлагаю провести обсуждение этого вопроса в группах. Вам будут предложены воспоминания некоторых родителей о своём детстве, о том, как у них происходило в семье. Ваша задача: оценить, насколько грамотными, на ваш взгляд, были действия родителей, и какими должны быть принципы развития самостоятельности и ответственности в семье.

(Родители делятся на группы по 4-6 человек, знакомятся с ситуацией, обсуждают в группах, формулируют общее мнение. Через некоторое время, 5-7 минут, зачитывают свою ситуацию (кейс), высказывают своё мнение). Роль классного руководителя в данном случае спровоцировать активное обсуждение проблем, выявить главные принципы развития самостоятельности, наметить пути преодоления проблем. По ходу обсуждения на доске появляется схема-кластер, отражающая главные мысли.

Ситуация 1

Мне было 10 лет, когда родилась сестра. Ещё неделю назад меня водили в школу за руку. И вдруг мама, приехавшая из роддома с уютно пахнувшим кульком, будит меня спозаранку, суёт деньги и говорит «Сходи по-быстрому за молоком, и смотри, чтобы оно было свежее. И отцу что-нибудь поесть захвати». Помню этот момент, как гром среди ясного неба. В руках солидная купюра, мне нужно самой перейти дорогу, а в магазине выбрать, чем я должна накормить голодных домочадцев. Хорошо, хоть соседку в коридоре встретила, сходила со мной за компанию.

Вывод: принцип постепенности.

Советы: Лучше начинать с простых домашних обязанностей, постепенно увеличивая их количество и сложность. Например:

Ситуация 2.

Зимой после каждой прогулки мать говорила мне: «Вещи вешаем на батарею» . Я же, раздевшись, бросал пальто на пол и шёл играть в свою комнату. Как-то утром, надеваю пальто, а рукава насквозь мокрые и холодные, как будто туда воды налили. Маме я ничего не сказал, пошёл так. А в школе повесил пальто на батарею и высушил как следует. До сих пор не знаю, специально она пальто не высушила или сама забыла?

Вывод: Принцип логичности. Иногда мы бросаем ребёнка в пучину ответственности, не объясняя, зачем и кому это надо. Просто ставим перед фактом: теперь это твоя обязанность! Между тем, чтобы обязанность прижилась, необходим ряд мотивирующих факторов: почему это нужно и что будет, если не выполнить?

Советы: Составляйте вместе с детьми список необходимых дел как помочь семье. Привлекайте ребёнка к планированию семейных дел. Родители сами отказывают в воспитании самостоятельности, потому что так проще и безопаснее для них. Не надо бояться, что дети наделают глупостей. Например: не проявят инициативы в покупке продуктов и не купят чёрствый хлеб; не будут жарить яичницу и ничего у них не пригорит; не будут сразу начисто делать домашнюю работу в тетради, а сделают для проверки на черновике. Не расширив полномочия ребёнка, невозможно изменить образ его мыслей. Ребёнок будет надеяться на вашу опеку.

Ситуация 3

По настоящему наши родители боялись только трёх вещей: воров, машин и пожара. Поэтому, мы с мамой сто раз проверяли чайники, утюги, конфорки, окна, замки, записочки вешали напоминалки. И дорогу переходили только на зелёный свет. За всё остальное нас как-то не ругали. Однажды оказалось, что можно забыть сходить на тренировку, но нельзя забывать дома ключ. Долгий зимний вечер у подъезда в ожидании маминого возвращения с работы: холод, голод, одиночество… Страшновато вспоминать.

Вывод: Мы взрослые расставляем приоритеты: что для нас особенно важно, а что не очень. Бельё забыл постирать – не беда. Завтра постираю. Ключ забыл от квартиры – это серьёзно. Также и для ребёнка: приучая к самостоятельности, важно учить отличать важное от неважного. Всё, что связано с безопасностью близких – в первую очередь, дальше забота о том, чтобы не подвести людей, забота о сохранности имущества и т. д.

Советы: Поощряйте вопросы с его стороны, но не разжёвывайте задания – он сам должен сам научиться их понимать. Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребёнка чувства времени. Он должен рассчитать, сколько времени уйдёт на выполнения его обязанности.

Ситуация 4

До сих пор помню мамины бесконечные напоминания: «Ты повесил бельё? Повесь. Не повесил ещё? Ну вот опять придётся делать за тебя. И что из тебя вырастет? Ничего поручить нельзя!» Через полчаса: «Ты бабушке позвонил? Как ещё не позвонил? Ну тогда я позвоню сама, ты всё равно забудешь!» И так до бесконечности… К вечеру выясняется, что тебе дали сто поручений, и всё сделали за тебя, а ты безответственный неудачник, который сам ни за чем не проследил. И ничего не сделал…

Вывод: Принцип подстраховки. Пожалуй, одно из самых тонких родительских умений – стоять на стрёме и не встревать раньше времени. Совет: Помните, ответственный человек сам просит помощи. Никогда не делайте что-то за ребёнка, даже если вам кажется, что он что-то делает не так или не успевает. Обязательно сначала спросите, нужна ли ваша помощь. Подстраховка важна, подмена опасна. Не жалейте детей и не делайте за них их работу потому, что им много задали или они занимаются спортом. Помогите им так организовать своё время, чтобы домашняя работа была не в ущерб остальным занятиям.

Ситуация 5.

Вот ты делал уроки и не убрал учебник со стола. Отец подзывает тебя и ледяным тоном спрашивает: «Где учебник?» Ты плетёшься за книгой, а он идёт за тобой, глаз с тебя не спускает. У тебя уши горят, ком в горле, и самое главное – хочется закинуть учебник куда подальше…»

Вывод: Принцип контроля. Следить за тем, как ребёнок выполняет свои обязанности – нужно. Вопрос – как это делать?

Совет: главное, не унижать достоинства ребёнка и не заставлять себя чувствовать бесправным исполнителем. Цените вклад, а не качество сделанной работы. Если ребёнок потерял интерес к своей работе на её середине, похвалите его за выполненное, вместо того, чтобы он её полностью закончил.

Ситуация 6.

Была у нас в детстве любимая присказка: « Ай, я ли не умничка?» Так всегда дед говорил, когда натыкался на хорошо сделанное дело. «Ой, кто это так хорошо цветы полил? Ты Маша? Ай, ты ли не умничка?». Будто бы дед нарочно не проверял за нами, а просто случайно замечал, как мы хорошо делаем свою работу. А если он видел недоработки, полушутя интересовался: «Это кто же у нас такой хороший, кран не завернул в ванной?» Провинившийся тут же мчался в ванную кран закручивать, да ещё «спасибо» говорил. Обидеться на него было не возможно.

Вывод: Принцип похвалы. Часто, воспитывая в ребёнке ответственность, мы успехи воспринимаем, как должное, за ошибки – выговариваем. Похвала для ребёнка чрезвычайно важна.

Совет. Значит, в воспитании самостоятельности ребёнка надо начать с себя. Ребёнок, как правило, дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои отношения с опорой на его лучшие качества. Не угрожайте ему, а поделитесь своими чувствами: «Я была бы рада, если бы ты сегодня сделал уроки вовремя, тогда мы с тобой успеем поиграть в настольные игры».

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего родительского практикума. Какие основные принципы развития самостоятельности и ответственности мы выявили в ходе совместной работы?

Заполните, пожалуйста, небольшую анкету-опросник:

Оцените, пожалуйста, насколько актуальна (полезна) была сегодня наша встреча? Какие ещё возникли вопросы? Что ещё хотелось бы обсудить? Какие будут пожелания?

Главное при воспитании самостоятельности и ответственности, чтобы ребёнок понял, что брать на себя ответственность за что то, быть самостоятельным, независимым, отвечать за что-то важное – это очень приятно.

infourok.ru

Консультация на тему: ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

        

Выполнила: воспитатель

первой квалификационной категории

Киверина Т.Н.

Сатка 2017

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам».

У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе — если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку — он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра — это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на «организацию» ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

nsportal.ru

Статья на тему: Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности у детей или как воспитать успешного ребёнка.

активными, независимыми, самостоятельными, уверенными в себе. Именно поэтому я призываю взрослых не губить в детях самостоятельность, данную им от природы, а помочь её развить и реализовать.

 Знания, умения и убеждения нельзя передать от взрослого ребёнку только словами – ребенок должен ознакомиться, воспринять, самостоятельно переработать, осознать и принять эти знания и умения, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

При этом важно знать, что только своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребёнка в социум. Поэтому задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать в наиболее благоприятный для этого период развития. Этот период развития соответствует раннему и дошкольному возрасту.

 Как же дети проявляют свою самостоятельность?

  Предпосылкой к самостоятельной предметной деятельности служит процесс совместной деятельности, который начинается к концу первого года. В этот период малыш копирует действия взрослого, овладевает предметной деятельностью. Но постепенно должен меняться характер обучения, и ребенку необходимо предоставлять больше самостоятельности в выборе способа действия, занятия, игрушек и т.д. И чтобы избежать конфликта родители должны создавать условия для проявления ребёнком самостоятельности, потому что если родители будут требовать от ребёнка подчинения, то в дальнейшем ребёнок будет проявлять слабоволие, безынициативность и, конечно, несамостоятельность, либо вообще откажется от занятий.

Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где совершаются навыки самообслуживания: в одевании, принятии пищи, личной гигиене, в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого, воспроизводит несколько эпизодов из жизни, например, накрывает на стол, кормит птичек, рыбок, собирает игрушки. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми, когда ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам, например, идет на контакт, оказывает помощь, жалеет.

Проявление самостоятельности в 2-3 года это, прежде всего, способность себя занять, чем-то заниматься самому какое-то время без помощи взрослых, умение осознанно действовать в новых условиях, т.е. поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование, получить результат, а также умение  осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности.

Примерно в три с половиной года ребёнок уже может сам осуществить контроль и оценку своих действий, так называемую функцию самоконтроля, в связи с чем малыш, в какой-то степени, становится независим от взрослого.

К 4-5 годам ребёнок проявляет самостоятельность в попытке организовать свой опыт посредством ролевой игры, построения новой действительности, отвечающей запросам и влечениям, а также регуляции собственного поведения. Свобода и самостоятельность детей в игре сочетается с добровольным подчинением правилам игры, которые не навязываются взрослыми, а вытекают из содержания самой игры (ее задачи), что является специфичностью дошкольной игры.

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность – важное и сложное качество личности.

 Важно предоставить ребёнку самому делать то, что он умеет, а не делать всё за него. Если же взрослые не удовлетворяют желание ребёнка действовать самостоятельно, то часто возникают капризы, упрямство или привычка к бездеятельности, постоянному ожиданию помощи окружающих, что в дальнейшем может закрепиться как черта личности. Поэтому очень важно именно в ранний и дошкольный период развития не подавить, а, наоборот, помочь, т.е. дать ребёнку возможность проявить свою самостоятельность. Сначала взрослые показывают ребёнку конкретные действия, затем словесно подсказывают последовательность действий и постепенно ограничиваются лишь краткими напоминаниями.

Если помочь ребёнку в формировании его самостоятельности, то вскоре в его действиях обнаружится инициатива – как первый компонент самостоятельности (самостоятельно выбирать, предлагать) и целеустремлённость — как второй компонент (увлечённость каким-то делом и желание получить не любой результат, а нужный). И тогда ребенок становится настойчивым и организованным, и неудачи будут увеличивать усилия ребёнка, а не приводить к потере интереса, что, по моему мнению, очень важно для будущего развития мотивации, которая является источником активной позиции личности. При этом очень важно помочь ребёнку, когда он попросит, и тогда малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

 Необходимо создать условия для формирования самостоятельности ребёнка:

—  знакомить детей с определенными обязанностями (поручение, соответствующее возрасту)

—  приобщать к последовательности определенных действий (распорядок дня)

—  обогащать знаниями и умениями, необходимыми в самообслуживании (личная гигиена, использование игрушек)

—   использовать обратную положительную связь (обращать внимание на положительный результат)

—  дать ребёнку возможность найти решение самостоятельно (личные маленькие открытия, но в условиях безопасности)

—  поощрять стремление к самостоятельности, активности (предоставление возможности делать что-то самому при проявлении желания)

—  предоставлять возможность самостоятельного выбора (в одежде, в игрушках; из нескольких альтернативных вариантов, предложенных взрослым)

—  обеспечить положительное отношение ребёнка к самому себе, придавая ему уверенность в своих силах (похвала, поощрение желания добиться результата)

— вести себя корректно, уважая мнение и выбор ребёнка (поощрение инициативы ребёнка)

— передавать ответственность за поступки и действия самому ребёнку (при этом не уместна гиперопека и авторитарный стиль общения)

— благоприятная атмосфера в семье (доверие, доброжелательность, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь). При этом у ребёнка развивается позитивное отношение и к себе, и к окружающему миру, следовательно, ребёнок усваивает нормы поведения в естественных для себя условиях, и даже в конфликтной ситуации будет настроен конструктивно и легче с ней справится.

Всё это будет формировать у ребенка мотив к действию, к самовыражению, его желание быть самостоятельным и инициативным.

   Итак, трудно определить, в каком возрасте ребёнок становится самостоятельным, так как данное свойство перетекает из одной сферы активности в другую и фиксируется как особое качество личности, которое возвышает ребёнка в собственных глазах и вызывает уважение окружающих. К детям это приходит в возрасте 2-3-х лет, который является точкой отсчёта в формировании самостоятельности.

Ведь внутренняя позиция личности складывается у ребёнка очень рано, к ней относится определенное отношение к миру людей, вещей и к самому себе. Но данная позиция может изменяться на последующих этапах формирования личности, и в этом случае велика роль взрослого как посредника между ребёнком и окружающим миром, так как активная позиция личности, в развитии которой родители принимают активное участие, оказывает существенное влияние на её психическое развитие. И, конечно же, сформированная в раннем детстве самостоятельность занимает очень важное место на последующих этапах развития. Поэтому родители, желающие, чтобы их ребёнок был самостоятельным, независимым, активным, уверенным в себе, т.е. имел активную жизненную позицию, должны задуматься о формировании самостоятельности ребёнка уже в раннем детстве. При этом стараться не губить природных качеств ребёнка и желания самостоятельно познавать мир, выбирать ту стратегию воспитания, которая не будет губительна для самостоятельности ребёнка и, конечно, строить уважительные отношения с ребёнком. Только в этом случае родители подготовят успешное вхождение ребёнка в социум. Ведь самостоятельность не означает полную свободу действий и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Поэтому это не любое самостоятельное действие, а только осмысленное и социально приемлемое.

   И ещё хочется отметить о необходимости принятия ребёнка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, т.е. ребёнок должен всегда чувствовать безусловную любовь в семье. В таких условиях дети растут эмоционально защищёнными и уверенными в себе, инициативными и самостоятельными, ответственными за себя и свои поступки, а значит и успешными в любой деятельности!

                                                 Список литературы:

1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. СПб: Питер, 2008.                                                                                                       2.Волков Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии.   СПб: Питер, 2009.                                                                               3.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: АСТ, 2010.                            4.Дольто Ф. На стороне ребенка. – Екатеринбург, 2003.                                          5.Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб: Питер, 2009

nsportal.ru

Статья на тему: «Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников»

                 «Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников»

    В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

    Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Она продиктована потребностью родителей при подготовке детей к школе.

    Мною была поставлена цель и определены задачи для осуществления работы по формированию у детей самостоятельности и инициативности.

Цель: формирование у детей волевых качеств инициативности и самостоятельности посредством игровой и экспериментальной деятельности.

 Задачи:- Изучение  психолого-педагогической и методической литературы.

 — Создание необходимых условий для работы по формированию инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста

        —  взаимодействие с родителями по формированию инициативности и самостоятельности у детей  дошкольного возраста.

    Для инициативной личности характерно: произвольность поведения, самостоятельность, развитая эмоционально-волевая сфера, инициатива в различных видах деятельности, стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, высокий уровень умственных способностей, познавательная активность. Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

     Инициативное поведение дошкольника проявляется прежде всего в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Развивающая предметно-пространственная среда группы и её атмосфера должна быть ориентирована  на поддержку и поощрение проявлений инициативы и самостоятельности у детей в различных видах деятельности. Вся образовательная деятельность в группе осуществляется через игру, поэтому в образовательном пространстве группы в свободном доступе находятся  игры, игрушки, дидактических пособий и оборудования, вызывающих у детей интерес и требующих проявления инициативности и самостоятельности. Кроме того, мною была собрана «Картотека игр для формирования волевых качеств: инициативности и самостоятельности для детей дошкольного возраста». В данной картотеке подобраны разные игры, которые помогут сформировать у ребенка самостоятельность и инициативность не только в детском саду, но и дома.

     Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей, требующими от них инициативности. Для сюжетно-ролевых игр в наличии есть необходимые атрибуты, тематические коллекции игрушек («Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Гараж»).

   Формируя инициативность и самостоятельность,  параллельно развивая интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию на выбор детей представлены книги познавательного характера (рассматривая книги, дети задают интересующие их  вопросы). Для самостоятельной деятельности детей доступны следующие игры: «Что где растёт», «Найди пару»,«Подбери цвет», «Логические задачки», лото «Растения и животные»», лото «Транспорт», лото «Геометрические фигуры», наборы цифр и знаков для магнитной доски. Дети самостоятельно могут придумывать примеры и выкладывать их на доске, есть разнообразные схемы для выкладывания из счетных палочек (ребенок сам может выбрать понравившуюся схему) 

      Для реализации самостоятельной творческой деятельности и формирования эстетического отношения к окружающему миру дети могут заниматься любым видом деятельности: лепка из разных видов пластилина, оригами, рисование красками, гуашью, карандашами, восковыми мелками. Есть разнообразные кисточки, различные раскраски, также трафареты для самостоятельного выбора детей. Чем больше ребенок проявляет самостоятельность и инициативность, при выборе цветовой гаммы, экспериментируя с различными материалами, тем интереснее будет результат его художественно-эстетической деятельности. Для детей предложены бумага различной текстуры, ватные палочки, губки, ватные диски и т.д.  Дети могут самостоятельно экспериментировать со смешиванием красок, попробовать рисовать различными предметами и открывать для себя новые методы рисования. Детям на выбор предложены разные виды театральных игр: масочный, театр резиновых игрушек, кукольный театр. В театральном уголке дети самостоятельно играют, импровизируют, экспериментируют. Театрализованные игры воспитывают волю, развивают память, воображение, инициативность, речь.  Для самостоятельного выбора детям предложены разные виды музыкальных инструментов:  металлофон, бубны, шумелки, дудочки, ленты, деревянные ложки,  материалы для проведения опытов по извлечению звука (линейки разной длины, пластиковые миски, пакеты, камушки, различные крупы  и т.д.).

Немаловажную роль в формировании самостоятельности и инициативности играет физическое развитие. Для развития самостоятельной двигательной активности детям предложены разные атрибуты для физической деятельности. Для того чтобы дети проявляли инициативность, предложены различные подвижные игры и материалы, с которыми бы дети самостоятельно могли поэкспериментировать: «Сделай дорожку препятствий» (кусок ткани, пробки, палочки, крышки, ), «Сделай гирю сам» (две тубы, для наполнителя: камушки,),«Что сдвинется с места быстрее» (вата, камень, бумага, пластилин, шарик), «Что мнется в руках» (пластилин, бумага, кубик, ткань) .Кроме того в уголке экспериментирования   подобраны разные виды материалов: природный,  разного вида бумага и ткань, магниты, увеличительные стёкла и многое другое, с чем ребенок может играть и экспериментировать. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа, что придает ребенку уверенность. Они становятся более инициативным и самостоятельным .

С целью повышения уровня самостоятельности и инициативности у детей, мы обсуждали проблемы формирования самостоятельности и инициативности у детей и способы их решения на родительском собрании. В коридоре размещаем папки-передвижки  для  родителей «Что такое самостоятельность и инициативность  дошкольника»,«Детское экспериментирование в домашних условиях».

Родителям предложена «Картотека игр для формирования волевых качеств: инициативности и самостоятельности для детей  дошкольного возраста», родители активно участвуют в конкурсах поделок, где основой является инициативность детей(делают работы совместно с детьми). На сайте школы  для  родителей представлена Презентация  ООП дошкольного образования, где они могут ознакомиться со способами поддержки детской инициативы.

   Работая в течение года  над данной темой , в результате наблюдений, я пришла к следующему выводу: из семи детей среднего и старшего дошкольного возраста пятеро часто задают  познавательные вопросы, проявляют инициативу в игре , при проведении утренней гимнастики, любят экспериментировать, активно участвуют   в обсуждении результатов  продуктивной деятельности . А двое менее активны и инициативны. Дети младшего возраста проявляют  инициативу  в основном в выборе игрушки.             Я поощряю стремление ребёнка к самостоятельности, активности, уважаю  его выбор и мнение. Я поощряю инициативу.

 

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о