Воспитание самостоятельности и ответственности – Консультация на тему: Воспитание самостоятельности и ответственности

Как воспитать ответственность и самостоятельность у ребенка.

На чтение 6 мин.

Самостоятельный и ответственный: такое бывает!

Перед тем как воспитать в своем ребенке ответственность и самостоятельность, важно четко понимать, что входит в эти понятия. Иногда сами взрослые не до конца осознают, где разница между терминами и для чего такие качества нужны. Под ответственностью понимают возможность малыша устанавливать следствия своих поступков, под самостоятельностью – инициативность и умение отвечать за свои действия.

Малыш быстро овладевает этими качествами. В этот период родителям важно отказаться от гиперопеки. Помешать может и банальное желание взрослых мыть малышу руки, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, если он это уже умеет.

 

Как правильно привить ребенку самостоятельность?

 

Даже взрослые люди не всегда могут похвастаться сформированной до конца самостоятельностью. Виноваты в этом 2 крайности, которые уходят корнями в детство. В одних семьях, часто обеспеченных,  ребенка освобождают от домашних дел. Все его свободное время уходит на подготовку уроков.

А в социально неблагополучных ячейках общества, наоборот, дети часто вырастают ответственными. Они сами принимают решения, обслуживают себя, учатся рассчитывать только на собственные силы. Педагоги советуют избегать радикальных методов, руководствоваться рассудком.

Перед тем как воспитать самостоятельность у ребенка, мамы и папы должны осознать: это качество заложено в человеке от рождения. Сначала малыш учится держать голову, требовать материнское присутствие криком, потом знакомится с миром через разбитые коленки и обрисованные обои. Но родители должны помочь крохе, чтобы самостоятельность укладывалась в рамки социального поведения, а не во вседозволенность.

Старшее поколение обязано взять на себя обязанности:

  • До 1 года больше времени проводить с малышом. На то эти золотые месяцы и называются декретными, работа подождет! Кроха при помощи мамы активно исследует окружающее пространство, узнает запах маминых духов и печеного яблока, пробует на вкус лимон и сахар, изучает на ощупь предметы. Чем интереснее действительность, которую ему разрешают постигнуть, тем больше у крохи развивается интеллект, появляется интерес и чувство самостоятельности. Сюда же относят желание самому держать ложку, пить из чашки.
  • К 3 – 4 годам разрешить малышу себя обслуживать. Заваривать чай и готовить блинчики любимым родителям еще рано: важно помнить о технике безопасности. Но вместе со старшими можно готовить несложные блюда, мыть за собой посуду, выбирать одежду для прогулки или похода в детский сад. Формирование самостоятельности при воспитании детей – базовое качество, которому малыши сами могут поучить родителей. Нужно чаще спрашивать у крохи совет, давать выбор из 2-3 понятий, не торопить, забыть о негативной оценке. Хвалить нужно, если малыш все сделал правильно. Если его «работа» оставляет желать другого результата, проще сказать: давай попробуем еще раз?
  • Подарить свой «уголок» можно к 4 – 5 годам. Ребенок должен знать, что у него есть своя зона, где игрушки лежат в ими придуманном порядке, шкафчик заставлен только его книгами, а на столе лежат любимые карандаши и краски. Убирать, сортировать и перекладывать разрешено только малышу.  Кстати, можно выделить и уголок с «ненужными» обоями, или приклеить на стену планку из моющихся материалов. Пусть ребенок пишет, рисует на них, а во время генеральной уборки приводит в порядок свой «кабинет».
  • Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста, в 5 – 7 лет, требует возложения на сына или дочь определенных обязанностей. Поливка домашних цветов, уход за рыбками или попугаем становятся индикаторами его готовности к «взрослости». Если птица вылетит, а цветок превратится в «засохший, безуханный», как у Пушкина, стоит указать на это ребенку. Причину такого следствия он должен найти в своем поведении.

Важно! Доверять в этом возрасте младших братьев или сестер, уход за четверолапыми питомцами пока не стоит. Достаточно, чтобы ребенок сам, без напоминания, выполнял санитарно-гигиенические процедуры, одевался, причесывался, завтракал и проводил свой день по графику.

Распорядок дня составлять лучше с родителями, постепенно сын или дочь научатся сами расписывать список дел. Обязательными пунктами станут пункты из серии «надо»: выполнение уроков, занятия в кружках или домашние уроки с бабушкой или репетитором.

Блок «хочу» тоже должен присутствовать. Это встречи с друзьями, прогулки в парке, просмотр мультфильмов и т.д. Помощь родителям и домашние обязанности тоже лучше прописать – на красивом плакате или в формате «Эксель».

Родителям тоже не помешает такое планирование недели, где в выходные дни вся семья найдет время для общего просмотра фильма в кинотеатре или для похода на пикник. Здесь старшее поколение точно найдет варианты, как воспитать в ребенке ту самую самостоятельность: во время разбивки палатки, ловли рыбы или приготовления супа.

 

Легко ли воспитать ответственность?

 

Быть в ответе за кого-то – значит, стараться исполнить долг перед ним, со всеми взваленными обязанностями. Это проще делать, когда малыш переступит порог хотя бы в 7 – 8 лет. Каждый родитель должен понять, что ответственность связана с самосознанием. Рационально оценивать, что сын или дочь должны, они могут только повзрослев.

Отлично стимулируют это качество простые упражнения, подготовленные взрослыми:

  •   Родителям придется самим выполнять все данные обещания. «Сказал – сделал» – первый принцип важной черты.
  • Читать добрые сказки, где герои не проходят стороной персонажей, нуждающихся в их помощи. Так воспитывается ответственность перед семьей, государством, перед своей совестью. Поучительными станут сказки «Все о Муми-троллях» Туве Янссон, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Муха, Полботинка и Моховая Борода» Эно Рауда.
  • Напоминать и контролировать.

Перед тем как воспитать ответственность у ребенка, родители четко решают для себя брать под контроль порученные обязанности наследника, а в случае забывчивости – просто напоминать. Хорошо, если важные дела выписаны на магнитную доску, поставлены напоминания в телефоне или список дел крепится на магнит к холодильнику. Перед сном проделанное можно анализировать.

Психологи считают, что наступление самостоятельности и начало ответственности берут свои истоки от финансов. Как только ребенок научился зарабатывать – он уже повзрослел. Подростки получают деньги за работу курьерами, наборщиками текстов, пионервожатыми в лагерях. Могут помогать родителям в их бизнесе, выращивать с мамой и папой овощи для сезонных продаж и так далее.

Но некоторые педагоги считают, что разумное применение карманных денег – тоже начало пути во взрослую жизнь. Здесь крохе понадобится и рациональное мышление, и умение считать, думать, сопоставлять, терпеть, чтобы не растратить накопленное.

Но если взрослые все же переживают, удалось ли воспитание ответственности у детей, можно поиграть в «больного». Пусть мама или папа притворятся больным с назначением постельного режима. Автоматически роль старшего возьмет на себя ребенок.

Если он безоговорочно выполняет просьбы временно «недееспособного», старается ухаживать за ним, сам себя развлекает и выполняет обязанности взрослого, то воспитание было правильным. Будущим если не полководцем, то порядочным взрослым человеком на Земле станет больше. А это и есть миссия родителей.

 

detiivzroslie.ru

Воспитание ответственности и самостоятельности — вопросы и ответы

Вопрос: Как должны поступать родители в отношении детской безответственности, если при этом нет открытого неповиновения и пассивной агрессии?

Дети любят самые разнообразные игры, особенно если в них участвуют взрослые. Поэтому желательно превращать ситуацию обучения в деятельность, носящую характер развлечения. Игра повышает восприимчивость ребенка к тем действиям, к которым вы пытаетесь его приобщить. Позвольте рассказать вам, как мы приучали наших детей класть на колени салфетки перед началом еды. Мы напоминали им об этом почти каждый раз в течение двух или даже трех лет, но наши слова не давали никаких результатов. Тогда мы решили превратить все это в семейную игру.

Теперь, если один из Добсонов брал хотя бы кусочек еды до того, как он положил на колени салфетку, его немедленно заставляли пойти в спальню и, стоя там, громким голосом считать до двадцати пяти. Игра оказалась на редкость эффективным средством, хотя с ней связаны некоторые неудобства. Вы не можете себе представить, как глупо чувствуем себя я и Ширли, когда нам приходится стоять в одиночестве в другой комнате, считая до двадцати пяти. А в это время наши дети хихикают над нами. В особенности Райан, который никогда не забывает о салфетке и любит застигать нас врасплох, если мы по рассеянности о ней забываем. Он обычно в таких случаях сидит абсолютно спокойно и неподвижно, глядя прямо перед собой, буквально до того момента, когда кусок не окажется во рту нарушителя. Тогда он мгновенно поворачивается к нему и кричит: «Попался!»

Следует отметить, что для достижения многих целей, связанных с воспитанием у детей чувства ответственности в выполнении различных обязанностей, а также и для борьбы с преднамеренным неповиновением, игровой вариант может оказаться весьма полезным.

Вопрос: Мой десятилетний сын может стать самым безответственным человеком, какого я когда-либо видела. Он ненавидит любую работу, теряет или ломает ценные вещи, которые попадают к нему в руки. Я прочитала много книг о том, как приучать детей к ответственности и как формировать их личность. Я пытаюсь следовать этим советам. Проблема в том, что я слишком часто теряю терпение. Я начинаю кричать и обвинять его в глупости и лени. Потом я прихожу в ужас от того, что не могу контролировать свое поведение. Не наношу ли я ущерб его чувству собственного достоинства своими всплесками раздражения?

Дети обычно отходчивы, поэтому большинство из них легко переживают вспышки родительского гнева, в их душах не остается разрушительных последствий на длительное время. Ваше недовольство поведением ребенка является составляющей процесса обучения, но только в той мере, в какой его проявления способствуют формированию личности ребенка. Однако если вы проявляете излишнюю реактивность, особенно когда претензии к ребенку несправедливы, то вам неплохо было бы вспомнить мудрые слова:

«Мы не то, что думаем о себе сами… Мы даже не то, что другие думают о нас… Мы то, как мы думаем, что другие думают о нас».

В этом утверждении содержится важная истина. Многие люди оценивают себя по тем ощущениям, которые формируются в результате того, как смотрят на них окружающие. Исходя из отношения к нему других людей, человек, часто неосознанно, начинает выступать в роли, которую ему кто-то предназначил. Скорее всего, этим объясняется, например, такая особенность поведения, когда в различных социальных группах человек может принимать различные образы. Так, врач может держаться без тени улыбки, с видом серьезного профессионала перед пациентами, стараясь быть в их присутствии человеком, исполненным мудрости и сдержанности. Он считает, что пациенты хотят его воспринимать таким, поэтому не желает обманывать их ожидания. Однако вечером этот врач может присоединиться к компании своих бывших приятелей по колледжу, которые помнят его как молодого сумасброда. С точки зрения личностных характеристик и поведения он может повернуться на 180 градусов только за те несколько часов, которые прошли с полудня до вечера, и стать совершенно неузнаваемым для своих пациентов. Если кто-нибудь из них случайно увидел бы его в новой обстановке, то, наверное, не узнал бы.

Вероятно, большинство людей становятся в жизни такими, какими, как им кажется, видят их окружающие. Если принять это суждение за истину, то следует ждать, что ваш ребенок вольно или невольно будет стараться подстроиться под тот образ, который, как ему кажется, вы ему навязали. Если вы называете его глупым и ленивым, то своим поведением он будет доказывать справедливость такой оценки. К счастью, бывает и обратное. Поэтому, насколько это возможно, старайтесь контролировать свои импульсивные реакции в надежде создать в глазах ребенка такой образ его самого, к которому ему стоило бы стремиться. В противном случае он будет скатываться к тому образу, за который вы его ругаете.

«Знаю! Знаю!» — можете сказать вы в ответ. Конечно, это хорошо выглядит на бумаге, но в жизни трудноосуществимо. Я и сам попадал в тяжкие ситуации, следуя этому совету. Но ведь можно хотя бы пытаться дать то лучшее, в чем нуждаются наши неидеальные дети и что в состоянии им предложить мы — далекие от совершенства родители.

Вопрос: Должна ли я хвалить своего ребенка за все то, что он хорошо делает? Не превратится ли он в зазнайку и хвастуна, если весь день хвалить его за каждое выполненное им поручение?

Нет никакой необходимости обесценивать похвалы. Молодые люди быстро схватывают суть подобной словесной игры, и ваши слова утрачивают для них свое значение. Следует различать понятия лести и похвалы. Лесть — это незаработанное, надуманное поощрение. Наша бабушка когда приезжает в гости, обычно говорит: «О, взгляните на мою прекрасную маленькую девочку! Она становится все симпатичнее с каждым днем. Могу поспорить, когда она вырастет и превратится в девушку, все мальчики будут от нее без ума!». Иногда в таком духе: «Боже, что за потрясающий парень вышел из тебя!» О лести можно говорить тогда, когда комплименты, которыми награждается ребенок, не связаны с его заслугами и достижениями.

С другой стороны, похвала используется как поощрение и закрепление положительного поведения. Она должна носить конкретный характер, иметь определенный адрес, а не сообщать ребенку то, что он вообще хороший. «Ты хороший мальчик» — так говорить не советую. «Мне нравится, как хорошо ты сегодня убрал свою комнату» — так гораздо лучше. Родителям следует не упускать возможности похвалить ребенка за хороший поступок, избегая при этом пустых похвал в его адрес.

Вопрос: Как научить ребенка необходимости ответственного поведения в течение всей его жизни? Ведь он крайне нуждается в твердом понимании этого.

Основная задача воспитания в период, предшествующий переходу в подростковый и юношеский возраст, состоит в том, чтобы надолго внушить ребенку мысль о том, что все его действия, как положительные, так и негативные, приводят к неизбежным последствиям. Рассуждая об отрицательных явлениях в нашей жизни, я считаю, что одной из наиболее серьезных бед общества, где все позволено, является нарушение связи между двумя факторами: поступком и его последствиями. Слишком часто бывает так, что трехлетний ребенок выкрикивает оскорбления в адрес своей матери, а мама стоит, потупив глаза в замешательстве. Ученик первого класса может оскорбить учительницу, а школа делает скидку на его юный возраст и не предпринимает никаких действий. Парня десяти лет могут поймать в магазине, где он попытался украсть коробочку со сладостями, но его немедленно отпускают под обещание родителей, что он больше так делать не будет. В пятнадцать лет он крадет ключи от семейного автомобиля, но его отец лишь платит штраф, когда его задерживает полиция. В семнадцать лет молодой человек носится как сумасшедший в своем «Шевроле», а родители оплачивают ремонт каждый раз, когда он врезается в телеграфный столб.

Как вы понимаете, создается впечатление, что на протяжении всего детства любящие родители со всей решительностью старались «вбить клин» между поступком и его последствиями, разрушая связь между ними и не давая ребенку усвоить ценные истины, которые способствовали бы формированию чувства ответственности.

Итак, вполне возможна ситуация, когда юноша или девушка, вступая в самостоятельную жизнь взрослых людей, в действительности даже не представляют себе эффект бумеранга: все, что мы делаем в детские, подростковые и юношеские годы воздействует и на наше будущее. Молодой человек может не понимать, что его безответственное поведение рано или поздно оборачивается для него унижением и болью. Такой человек, поступив на свою первую работу, уже в первую неделю ухитряется три раза опоздать. Потом, когда его увольняют, обрушив на него поток жестких обвинений, он испытывает чувство горечи и раздражения. Впервые в его жизни случилось так, что мама и папа не могут поспешить ему на помощь, чтобы избавить от неприятных последствий. К сожалению, многие американские родители всячески стараются выручать своих взрослых детей, которым уже больше двадцати лет и которые живут вне родительского дома. К чему это приводит в результате?

Из-за неоправданной, чрезмерной заботы родителей их дети становятся эмоциональными калеками, у которых развивается устойчивая зависимость от родителей. И эти люди всю жизнь выглядят вечными недорослями.

Как человек получает представление о связи между своим поведением и его последствиями? Достигается это благодаря родителям, которые дают ребенку возможность испытать в разумных пределах боль и неприятности, если тот начинает вести себя безответственно. Если Джек опаздывает на школьный автобус из-за того, что он копуша, то следует предложить ему пройти пешком одну-две мили, чтобы он появился в школе к середине занятий, конечно при условии, что такое путешествие достаточно безопасно. Если Дженни из-за своей беззаботности потеряет деньги на завтрак, пусть она останется в это утро голодной.

Однако, следуя этому принципу, некоторые родители заходят слишком далеко, так как действуют негибко и жестко в отношении такого незрелого существа, каким является ребенок. Лучшим подходом к решению проблемы остается тот, при котором от мальчиков и девочек родители ждут выполнения обязанностей, соответствующих их возрасту, но время от времени дают вкусить горький плод, который приносит безответственность.

Вопрос: Самое ужасное время, которое я переживаю каждое утро, связано с необходимостью поднять с постели мою десятилетнюю дочь и заставить ее собраться, чтобы она успела к школьному автобусу. Она встает, когда я ее бужу, но потом, как только я выхожу из комнаты, начинает копаться и отвлекаться на какую-нибудь игру. Мне приходится ее подгонять и предупреждать каждые пять минут, иначе она опоздает. Я все больше и больше раздражаюсь, и обычно это кончается моим криком. Я понимаю, что это не лучший способ воздействия на непослушного ребенка, но временами дочь доводит меня до такого состояния, что у меня возникает желание ее выдрать. Посоветуйте, пожалуйста, как мне заставить ее быть более собранной?

Вы действуете согласно желаниям своей дочери, принимая на себя ответственность за то, чтобы она каждое утро успевала в школу. Можно утверждать, что десятилетний ребенок должен сам справляться с этой задачей, но вряд ли ваш гнев способствует этому. У нас возникла подобная ситуация с дочерью, когда ей тоже было десять лет. Может быть, решение проблемы, которое мы нашли, окажется полезным и для вас.

Утренние обязанности Данаи сводились в первую очередь к наведению порядка в своей комнате. Она не уходила в школу до тех пор, пока не приведет в полный порядок свою постель, не разложит все до единой вещи по местам. Мы ни к чему подобному ее не приучали. Она сама всегда проявляла исключительную заботу о своих вещах вплоть до мелочей. Кстати, Райан, ее брат, никогда подобным стремлением не отличался. Даная легко могла бы успевать утром заканчивать все свои дела, если бы проявляла в этом заинтересованность. Но она никогда особенно не торопилась. Поэтому у моей жены тоже стала развиваться привычка, похожая на вашу: предупреждать, угрожать, подталкивать, запихивать в рот еду, натягивать одежду. В конце концов жена доходила до крайнего раздражения, так как видела, что время приближается к критической точке.

Я и Ширли обсудили проблему и решили найти какой-то другой метод, благодаря которому можно было бы привести в норму утренние сборы. Вскоре я разработал систему, которую мы назвали «контрольные пункты». Данае предложили вставать каждое утро и быть на ногах к 6 часам 30 минутам. В ее собственные обязанности входило поставить будильник на нужное время и после звонка быстро подняться с постели. Встав вовремя, она немедленно отправлялась на кухню, где была вывешена диаграмма. (Если же она отставала хотя бы на минуту, то считалось, что она опоздала.) На диаграмме она отмечала слова «да» или «нет» в зависимости от того, как она прошла первый контрольный пункт. Что может быть проще! Или она вставала в 6 часов 30 минут, или нет. Все ясно. Второй контрольный пункт она должна была успеть пройти через 40 минут — к 7 часам 10 минутам. К этому времени от нее требовалось убраться в комнате, так чтобы она сама была этим удовлетворена, одеться, почистить зубы, причесаться и т.д., то есть сделать все, чтобы быть готовой к занятиям по фортепиано. На все приготовления отводилось 40 минут, но если бы она торопилась, то могла бы управляться за 10-15 минут.

В чем же был смысл установления контрольных пунктов? Конечно, не в том, чтобы нерасторопность девочки могла опять вызывать гнев и возмущение матери. Последствия были простыми и понятными. Если Даная не успевала к одному контрольному пункту, то ей приходилось вечером этого дня отправляться спать на тридцать минут раньше, чем обычно. Если же она не поспевала к обоим пунктам, то она должна была отправляться в спальню на час раньше положенного времени. Ей разрешалось читать в течение этого часа, но нельзя было смотреть телевизор и болтать по телефону. Благодаря такой процедуре все напряжение утренних сборов снималось с Ширли и перекладывалось на плечи нашей дочери. В дальнейшем бывали случаи, когда моя жена вставала немного позже и не успевала приготовить вовремя завтрак, но всегда обнаруживала, что Даная одета и уже сидит за пианино.

Подобная система приучения к выполнению определенных обязанностей может служить моделью для родителей, у которых возникают аналогичные проблемы с детьми. Эта система не носит насильственного характера. В реальной ситуации складывалось впечатление, что Данае интересно иметь цель, которую она должна достичь. Вопрос о ее возможностях справиться с необходимыми обязанностями в тех или иных временных интервалах мы решали отдельно. Совершенно ясно было выражено условие: вся ответственность ложится на ребенка. При этом взрослым не приходилось сердиться и топать ногами.

Принципы, на которых построена предложенная система, можно приспособить к разрешению других сложных конфликтов с детьми. Основанием для успеха являются ваши возможности, готовность творчески подходить к проблеме и желание использовать свое воображение при поиске конкретных подходов.

Вопрос: Две мои приемные дочери являются родными сестрами. Когда мы их взяли в прошлом месяце в свою семью, одной из них исполнилось шесть, а другой восемь лет. Они быстро приспособились к жизни в нашем доме и с готовностью отвечают на нашу любовь. Однако обнаружилось много недостатков в их воспитании. Они бывают неопрятными, неаккуратными, их не научили пользоваться вилкой, поэтому они хватают еду руками. Они не закрывают кран с водой, не вешают сушиться мокрые полотенца, всегда забывают чистить зубы, если я не стою рядом и не заставляю это сделать. Как приучить девочек самостоятельно выполнять необходимые обязанности?

Один из наиболее эффективных методов приучения детей к выполнению повседневных обязанностей является использование специальных вознаграждений за правильное поведение. Суть метода — сформировать у ребенка заинтересованность в достойном поведении. Этот метод выражен в «законе подкрепления», описанном одним из специалистов в психологии образования профессором Э.Л.Торндайком. В законе утверждается, что «поведение, которое приводит к желаемым последствиям, будет повторяться». Другими словами, если человеку нравится то, что происходит в результате его поведения, то он будет склонен повторять соответствующие действия.

Суть моего рассуждения состоит в том, что правильное использование вознаграждений (подкреплений) может заставить ваших детей захотеть чистить зубы, есть вилкой и вешать сушиться мокрые полотенца. К сожалению, совсем не просто раздавать подарки и призы без заранее продуманной системы. Имеются специфические принципы, которым требуется следовать, если вы хотите, чтобы полностью реализовался потенциал «закона подкрепления».

Среди наиболее важных конкретных правил следует выделить необходимость немедленного вознаграждения (подкрепления). Родители часто совершают ошибку, вознаграждая детей за что-то спустя длительное время. Такая система редко приносит успех. Нет, например, никакой пользы от обещания купить девятилетнему Джо автомобиль, когда ему исполнится шестнадцать лет, если он будет хорошо заниматься в школе последующие семь лет. Ученикам второго или третьего класса начальной школы часто обещают в обмен на хорошее поведение в течение года летом отправить в гости к бабушке. Такая отдаленная перспектива обычно не влияет на стремление ребенка к послушанию. Бессмысленно также обещать в июле подарить дочери к Рождеству новую куклу, если она будет поддерживать необходимый порядок в своей комнате.

В силу уровня своего умственного развития большинство детей не в состоянии удерживать в памяти такие отдаленные во времени цели. Любопытно, что животные должны получать вознаграждение приблизительно через две секунды после своего действия, за которое оно полагается. Мышь гораздо быстрее учится выбираться из лабиринта, если в его конце ее ждет кусочек сыра, чем в том случае, когда ей дают сыр через пять секунд после выхода. Дети способны выдерживать более длительное время, но эффективность вознаграждения все равно ослабевает.

Однако вернемся к заданному вопросу. Для вас очень важно понять, что приемные дочери были приучены к поведению, при котором они ни за что не отвечали, когда у них не было никаких обязанностей. Дети учатся всему: смеяться, играть, бегать, прыгать. В то же время они учатся хныкать, задираться, драться, дуться, устраивать сцены и вести себя как настоящие сорванцы. Подкрепление положительного поведения — это универсальное средство обучения. Ребенок снова будет вести себя так же, если такое поведение, как он думает, ведет к успеху. Один маленький ребенок может стать послушным и выполнять то, о чем его просят, поскольку ему нравится эффект, который оказывает его поведение на родителей, а другой ребенок в тех же условиях начнет дуться и выражать недовольство.

Когда родители обращают внимание ребенка на те черты, которые им в нем не нравятся, они должны одновременно заняться развитием у него привлекательных качеств личности, давая ему возможность вести себя хорошо, за что он может получить поощрение. При этом необходимо очень осторожно внушить ребенку, что плохое поведение идет ему только во вред.

Вопрос: Я испытываю чувство неудобства, когда пользуюсь вознаграждениями, чтобы повлиять на поведение моих детей. Мне это чем-то напоминает взятку. А как Вы относитесь к этой проблеме?

Многие родители испытывают подобные чувства. Я могу только сказать: «Не используйте эту систему, если вы настроены против нее». Однако остается сожалеть, что такой наиболее действенный инструмент обучения отвергается из-за того, что неправильно истолковывается понятие. Все наше общество основано на действии системы подкрепления. А мы вдруг не желаем применять ее там, где в ней имеется наибольшая необходимость, — при воспитании детей. Будучи взрослыми, мы каждый день ходим на работу, чтобы в пятницу получить заработанные за неделю деньги. Следовательно, нас ждет вознаграждение за то, что каждое утро мы вовремя просыпаемся. Отважным солдатам выдаются медали. Преуспевающим бизнесменам вручаются почетные знаки, а служащим, уходящим на пенсию, преподносятся часы. Благодаря системе вознаграждений подчеркивается, что соответствующие усилия в работе не исчезают бесследно.

Самым неприятным ощущением моего небольшого опыта службы в армии было отсутствие подкрепления моих успехов. Как бы усердно я ни выполнял свои обязанности, невозможно было получить более высокое звание, пока не прошел определенный период времени. Оплата моей работы в армии определялась конгрессом, а не моей компетентностью и результатами деятельности. Такая система разрушает стимулы и лишает человека заинтересованности. Тем не менее некоторым родителям кажется, что такая система — единственно возможная в подходе к детям. Они предполагают, что маленький Марвин станет выполнять свои обязанности только потому, что так поступать благородно. Они хотят, чтобы он делал все, что надо, хорошо учился и старательно потел за работой ради чистого удовольствия и всегда следовал установленному порядку и правилам. Но он совсем не собирается этого делать!

Попробуйте взглянуть на систему «взяток», которую я предлагаю использовать, с другой стороны. Каким способом вы собираетесь заставить своего ребенка вести себя с большей ответственностью? Чаще всего применяются такие заменители поощрений, как упрашивание, крики, угрозы, мольбы, сожаления и наказания. Матери, которая выступает против использования вознаграждений, возможно, приходится вечером отправляться спать с головной болью и с настойчивой мыслью о том, что больше она никогда не позволит себе иметь ребенка. Большинству матерей не нравится подчеркивать прагматическую сторону своих отношений с ребенком предлагаемым способом, однако впоследствии им все равно придется выдавать ему деньги, так как их чадо само еще не заработало ни гроша. Но оно может научиться беречь и тратить деньги разумно. Однако самое важное то, что у него не формируется чувство самодисциплины и индивидуальной ответственности. Такие качества личности ребенка можно воспитать с помощью очень осторожного поощрения его правильного поведения.

Вопрос: Считаете ли Вы, что вознаграждение детей за хорошие поступки является некой формой взятки? Если это так, то можно ли делать детям подарки, которые, как мне кажется, вы считаете неприемлемыми?

Вознаграждения превращаются во взятки, когда они служат «платой» за неповиновение или безответственное поведение. Не рекомендуется использовать вознаграждение тогда, когда ребенок сопротивляется власти родителей. Например, мама может просить: «Пойди сюда, Люси!», а девочка кричит в ответ: «Нет!» Будет большой ошибкой со стороны мамы, если она начнет предлагать ребенку сладости, лишь бы только Люси согласилась подчиниться ее требованию. Фактически, девочка может получить награду за собственное непослушание. Не советую использовать вознаграждение вместо родительской власти. Вознаграждение и наказание занимают свое определенное место в системе управления поведением ребенка. Если их поменять местами, то это принесет весьма нежелательные результаты.

Вопрос: Меня беспокоит ситуация, когда родители злоупотребляют материальным поощрением за хорошее поведение своих детей. Неужели вознаграждение должно проявляться только в виде денег или игрушек?

Конечно нет! Когда моей дочери исполнилось три года, я начал учить ее некоторым навыкам чтения, в том числе стал объяснять алфавит. При планировании занятий, которые мы решили проводить под вечер, после раннего ужина, я предполагал использовать шоколадки в качестве главного источника заинтересованности. В те времена меня еще не беспокоили последствия избыточного потребления сахара. Однажды, ближе к вечеру, когда мы сидели на полу, занятые освоением очередных букв алфавита, за окном вдруг раздался страшный скрежет. Вся семья немедленно бросилась из дома, чтобы взглянуть на случившееся. Мы увидели подростка, вылезавшего из разбитой машины. Наша улица была тихой, там стояли только семейные дома. Сам парень не слишком пострадал, но автомобиль превратился в груду развалин. Мы залили дымящуюся машину водой и, как полагается, позвонили в полицию.

Когда возбуждение, вызванное этим происшествием, несколько спало, мы сообразили, что наша дочь не последовала за нами на улицу. Вернувшись в комнату, я обнаружил девочку возле большой коробки с шоколадками, которую, уходя, я оставил открытой. Забравшись одной рукой по локоть в коробку, другой она заталкивала в рот ее содержимое, которое уменьшилось по крайней мере вдвое. Все, что не поместилось во рту, было размазано по шее, носу и лбу. Когда она увидела меня, то ухитрилась затолкать за щеку еще один кусок шоколада. На этом примере я понял, что при использовании такого рода вознаграждений для подкрепления успеха нужны ограничения.

Все, что человеку кажется желанным, может служить подкреплением для его правильного поведения. Самым очевидным поощрением для животных оказывается то, которое удовлетворяет их физические потребности. Однако люди ушли дальше, так как заинтересованы в разрешении своих психологических проблем, достигших в последнее время огромных масштабов. Люди всех возрастов стремятся к постоянному удовлетворению своих потребностей эмоционального характера, в том числе желания любить и быть любимыми, а также стремления к общественному признанию и самоуважению. Кроме того, каждый человек надеется обрести в жизни счастье, получать моральные стимулы, иметь разнообразные развлечения и удовольствия.

Поощрения в словесной форме должны пронизывать всю систему отношений между родителями и детьми. Слишком часто родительские распоряжения состоят из миллиона «нет, нельзя», которыми забивается голова ребенка. Советую уделять больше времени вознаграждению, выраженному искренним словом похвалы. Памятуя о том, что ребенок испытывает потребность в самоуважении и признании своей значимости, мудрые родители могут удовлетворить эти важные потребности посредством словесных поощрений, необходимых также для формирования у ребенка ценных для жизни понятий и воспитания правильного поведения. Думаю, что несколько примеров в этой связи могут оказаться полезными.

Мать, обращаясь к дочери, говорит: «Ты очень удачно подобрала цвета на этой картинке. Приятно увидеть настоящее художественное произведение. Пожалуй, я повешу ее на стене в холле».

Мать говорит мужу в присутствии сына: «Джек, ты не обратил внимания на то, что Дон сегодня вечером поставил велосипед в гараж? Обычно он оставлял его во дворе, пока кто-нибудь из нас не напомнит ему, чтобы он поставил его на место. Тебе не кажется, что в мальчике все больше проявляется чувство ответственности?»

Отец говорит сыну: «Я заметил, сынок, что ты вел себя тихо, пока я заполнял декларацию о доходах. Это очень хорошо с твоей стороны. Теперь, когда я покончил с этим делом, у меня будет больше времени. Почему бы нам не сходить завтра в зоопарк?»

Учитель, обращаясь к ученику старшего класса, говорит: «Ты сделал хорошее замечание, Хуан. Я не подумал об этой стороне вопроса. Мне нравится твой оригинальный взгляд на вещи».

Мать говорит маленькому сыну: «Кевин, за все утро ты ни разу не пытался сосать палец. Тобой можно гордиться. Посмотрим, хватит ли у тебя терпения на весь день».

Однако неразумно хвалить ребенка за такие поступки, от которых вы не в восторге. Если за любое действие ему будут полагаться объятия или одобрительное похлопывание по спине, то постепенно знаки одобрения со стороны родителей потеряют смысл и значение. Произойдет как бы их обесценивание. Даже у совсем маленьких детишек можно, если постараться, найти специфические формы поведения, поощрение которых может гарантировать хорошие результаты, если, конечно, это поощрение заслужено и будет высказываться в необходимых дозах.

Вопрос: Думаю, что я поступила правильно, поощрив своих детей в прошлую субботу, когда мы с мужем уходили в гости. Видя, что мы уходим, двое наших сыновей, четырех и пяти лет, начали реветь. Они кричали и буйствовали, пока я не вспомнила, насколько эффективным может оказаться вознаграждение. Я дала каждому из них по леденцу. Плач прекратился, и мы мирно покинули дом. Можно ли считать, что в этой ситуации я правильно воспользовалась законом подкрепления?

К сожалению, нельзя. Вместо того чтобы поощрять развитие сознательности и чувства ответственности у своих детей, вы неосознанно вознаграждали их за реакцию противоположного характера. Вы дали детям почувствовать, какие преимущества приносят крик, рев, буйство, если им надо что-то получить. Поэтому в следующий раз, когда вы вздумаете уйти вечером из дома, у них, наверное, возникнет желание повторить свой опыт. А леденцы подкрепили эффективность такого поведения.

Родителям необходимо избегать таких ситуаций, когда вознаграждается не то поведение, которое этого заслуживает. Надо иметь в виду, что удивительно легко и просто можно стимулировать развитие у ребенка неприемлемого поведения, если поощрение способствует выполнению его желаний. Предположим, например, что у мистера и миссис Уикни сегодня вечером к ужину должны собраться гости, поэтому они решили уложить спать трехлетнего Рикки в семь часов вечера. Они знают, что мальчик, как обычно в таких случаях, будет плакать. Что им делать? Конечно, Рикки начинает плакать. Вначале он хнычет потихоньку, что не дает ему желаемого результата, поэтому постепенно он переходит на крик высокой интенсивности. В конце концов миссис Уикни приходит от крика сына в полное отчаяние и позволяет ему встать с постели. Чему научился ребенок в результате? Чтобы разрешили делать то, что он хочет, ему, оказывается, надо громко плакать. А мистеру и миссис Уикни придется получше готовиться к «войне слез» в следующий вечер, ибо этот метод принес Рикки успех.

Приведу еще один пример. Юная Бетти — большая любительница поспорить. Когда ей говорят «нет», она не считает это окончательным ответом. Она очень привередлива. Мать Бетти, независимо от того, считает ли она нужным разрешить Бетти пойти на вечеринку или поиграть в мяч, вначале обязательно скажет «нет». Когда мама Бетти автоматически отвечает отрицательно, то у нее даже вопроса не возникает, а почему бы не ответить положительно на просьбу девочки. Зато она может в любой момент изменить свой ответ, сделать его из отрицательного положительным. Как подобная система действует на Бетти? Ребенок, возможно, придет к мысли, что в действительности понятие «нет» означает «может быть». Чем упорнее девочка будет спорить и жаловаться, тем вернее ей удастся добиться желаемого «да».

Ошибку, которую делает мать Бетти, совершают многие родители. Они дают возможность детям вступать в пререкания, дуться, мрачнеть, хлопать дверьми и торговаться ради того, чтобы настоять на своем. Прежде чем занять определенную позицию в каком-то вопросе, родители должны все как следует обдумать. Но потом уже твердо держаться занятой позиции. Если подросток усвоит, что слово «нет» в действительности означает «нет», а не какое-то условное понятие, то, скорее всего, он не захочет тратить усилия, чтобы действовать настойчиво.

Может быть, вам пригодится такой пример. Семилетний Эйб всячески хотел привлечь к себе внимание членов семьи, но ему никак не удавалось найти удобный способ. Однажды вечером, когда все сидели за столом и ужинали, мать ему сказала: «Ешь фасоль, Эйб». Он ответил протестом: «Нет! Я не собираюсь есть эту отвратительную фасоль!» Глаза всех членов семьи мгновенно обратились в его сторону. Произошло то, к чему он больше всего стремился. Мама Эйба могла бы закрепить успех его строптивого поведения и гарантировать повторение его поступка на следующий день, если бы сказала: «Если ты все-таки съешь фасоль — получишь кое-что вкусненькое».

Родителям необходимо проявлять осторожность, когда они поощряют те или иные формы поведения ребенка, соблюдать самодисциплину и терпение, которые могут гарантировать положительные последствия поощрений.

Вопрос: Моя четырехлетняя дочь Карин — хныкалка. Она редко говорит о чем-либо нормальным тоном. Как заставить ее избавиться от этой противной привычки?

Хорошо известен факт: стиль поведения ребенка, не получающий подкреплений, постепенно исчезает. Изучение этого процесса, который психологи называют «вытеснением», может быть очень полезным для родителей и учителей, добивающихся изменений в характере и в поведении детей.

Для избавления от нежелательных качеств характера ребенка необходимо найти правильную систему подкрепления, а затем последовательно ее придерживаться. Давайте попробуем применить этот принцип к проблеме с хныканьем, о которой вы написали. Почему ваша дочь хнычет вместо того, чтобы говорить нормальным тоном? Потому что вы, не отдавая в этом отчета, подкрепляете ее привычку хныкать! Пока Карин говорит обычным голосом, то, наверное, вы бываете слишком заняты, чтобы ее услышать. Уверен, что девочка болтает в течение всего дня, поэтому вы не воспринимаете большую часть ее болтовни. Но когда Карин начинает говорить резким, раздраженным, обиженным тоном, то вы немедленно оборачиваетесь, предполагая, что не все в порядке. Карин понимает, что хныканье приносит результаты, а ее разговор в нормальном тоне ничего не дает. Вот она и становится хныкалкой.

Чтобы привычка хныкать исчезла, советую изменить направление подкрепляющих воздействий. Начать следует, возможно, с таких слов : «Из-за твоего хныканья, Карин, я не могу расслышать, что ты говоришь. Наверное, у меня так смешно устроены уши, что они ничего не слышат, когда ты хнычешь». После подобного сообщения необходимо выдержать пару дней, в течение которых вы должны всем своим видом показывать, что не слышите, когда девочка говорит в плаксивом тоне. Одновременно следует стараться немедленно обращать внимание на дочь, когда она о чем-то спрашивает нормальным голосом. Если правильно пользоваться такой системой, то можно рассчитывать на желаемый результат. На этом принципе основаны многие аспекты обучения. Последствия его правильного применения носят вполне определенный и устойчивый характер. Конечно, бабушки и дедушки могут продолжать подкреплять тот стиль поведения ребенка, от которого вы хотели бы избавиться, но с этим также надо осторожно бороться.

Вопрос: Служба, помогающая людям бросить курить или избавиться от переедания, использует такую же систему вытеснения привычки, как та, которую Вы описываете?

Да! Вы подметили правильно. В борьбе с курением основная задача состоит в том, чтобы у человека исчезло приятное чувство от самого процесса, которое выступает в роли подкрепляющего фактора и обычно возникает при вдыхании сигаретного дыма. Перед лицом курильщика устанавливается трубка, из которой на него идет концентрированный табачный дым с очень тяжелым запахом. Когда человек делает затяжку, ему в лицо ударяет отвратительный запах из трубки. В результате в восприятии курильщика устанавливается связь между затягиванием сигаретой и вдыханием порции неприятного запаха. Как свидетельствует статистика, в большинстве случаев у курильщиков развивается устойчивая неприязнь к курению.

Для решения различных проблем с помощью принципа вытеснения большое значение имеют пределы воображения и способность к творческому подходу со стороны родителей и учителей. Лучший метод изменить нежелательное поведение ребенка заключается в ликвидации факторов, которые способствуют его закреплению. Для этого необходимо воспитывать у ребенка соответствующие качества, в том числе и с помощью вознаграждения.

www.psychologos.ru

Статья на тему: Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности у детей или как воспитать успешного ребёнка.

активными, независимыми, самостоятельными, уверенными в себе. Именно поэтому я призываю взрослых не губить в детях самостоятельность, данную им от природы, а помочь её развить и реализовать.

 Знания, умения и убеждения нельзя передать от взрослого ребёнку только словами – ребенок должен ознакомиться, воспринять, самостоятельно переработать, осознать и принять эти знания и умения, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

При этом важно знать, что только своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребёнка в социум. Поэтому задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать в наиболее благоприятный для этого период развития. Этот период развития соответствует раннему и дошкольному возрасту.

 Как же дети проявляют свою самостоятельность?

  Предпосылкой к самостоятельной предметной деятельности служит процесс совместной деятельности, который начинается к концу первого года. В этот период малыш копирует действия взрослого, овладевает предметной деятельностью. Но постепенно должен меняться характер обучения, и ребенку необходимо предоставлять больше самостоятельности в выборе способа действия, занятия, игрушек и т.д. И чтобы избежать конфликта родители должны создавать условия для проявления ребёнком самостоятельности, потому что если родители будут требовать от ребёнка подчинения, то в дальнейшем ребёнок будет проявлять слабоволие, безынициативность и, конечно, несамостоятельность, либо вообще откажется от занятий.

Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где совершаются навыки самообслуживания: в одевании, принятии пищи, личной гигиене, в игре, когда ребенок самостоятельно, без подсказки взрослого, воспроизводит несколько эпизодов из жизни, например, накрывает на стол, кормит птичек, рыбок, собирает игрушки. Самостоятельность проявляется и во взаимоотношениях между детьми, когда ребенок по своей инициативе выражает внимание к сверстникам, например, идет на контакт, оказывает помощь, жалеет.

Проявление самостоятельности в 2-3 года это, прежде всего, способность себя занять, чем-то заниматься самому какое-то время без помощи взрослых, умение осознанно действовать в новых условиях, т.е. поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование, получить результат, а также умение  осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности.

Примерно в три с половиной года ребёнок уже может сам осуществить контроль и оценку своих действий, так называемую функцию самоконтроля, в связи с чем малыш, в какой-то степени, становится независим от взрослого.

К 4-5 годам ребёнок проявляет самостоятельность в попытке организовать свой опыт посредством ролевой игры, построения новой действительности, отвечающей запросам и влечениям, а также регуляции собственного поведения. Свобода и самостоятельность детей в игре сочетается с добровольным подчинением правилам игры, которые не навязываются взрослыми, а вытекают из содержания самой игры (ее задачи), что является специфичностью дошкольной игры.

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность – важное и сложное качество личности.

 Важно предоставить ребёнку самому делать то, что он умеет, а не делать всё за него. Если же взрослые не удовлетворяют желание ребёнка действовать самостоятельно, то часто возникают капризы, упрямство или привычка к бездеятельности, постоянному ожиданию помощи окружающих, что в дальнейшем может закрепиться как черта личности. Поэтому очень важно именно в ранний и дошкольный период развития не подавить, а, наоборот, помочь, т.е. дать ребёнку возможность проявить свою самостоятельность. Сначала взрослые показывают ребёнку конкретные действия, затем словесно подсказывают последовательность действий и постепенно ограничиваются лишь краткими напоминаниями.

Если помочь ребёнку в формировании его самостоятельности, то вскоре в его действиях обнаружится инициатива – как первый компонент самостоятельности (самостоятельно выбирать, предлагать) и целеустремлённость — как второй компонент (увлечённость каким-то делом и желание получить не любой результат, а нужный). И тогда ребенок становится настойчивым и организованным, и неудачи будут увеличивать усилия ребёнка, а не приводить к потере интереса, что, по моему мнению, очень важно для будущего развития мотивации, которая является источником активной позиции личности. При этом очень важно помочь ребёнку, когда он попросит, и тогда малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

 Необходимо создать условия для формирования самостоятельности ребёнка:

—  знакомить детей с определенными обязанностями (поручение, соответствующее возрасту)

—  приобщать к последовательности определенных действий (распорядок дня)

—  обогащать знаниями и умениями, необходимыми в самообслуживании (личная гигиена, использование игрушек)

—   использовать обратную положительную связь (обращать внимание на положительный результат)

—  дать ребёнку возможность найти решение самостоятельно (личные маленькие открытия, но в условиях безопасности)

—  поощрять стремление к самостоятельности, активности (предоставление возможности делать что-то самому при проявлении желания)

—  предоставлять возможность самостоятельного выбора (в одежде, в игрушках; из нескольких альтернативных вариантов, предложенных взрослым)

—  обеспечить положительное отношение ребёнка к самому себе, придавая ему уверенность в своих силах (похвала, поощрение желания добиться результата)

— вести себя корректно, уважая мнение и выбор ребёнка (поощрение инициативы ребёнка)

— передавать ответственность за поступки и действия самому ребёнку (при этом не уместна гиперопека и авторитарный стиль общения)

— благоприятная атмосфера в семье (доверие, доброжелательность, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь). При этом у ребёнка развивается позитивное отношение и к себе, и к окружающему миру, следовательно, ребёнок усваивает нормы поведения в естественных для себя условиях, и даже в конфликтной ситуации будет настроен конструктивно и легче с ней справится.

Всё это будет формировать у ребенка мотив к действию, к самовыражению, его желание быть самостоятельным и инициативным.

   Итак, трудно определить, в каком возрасте ребёнок становится самостоятельным, так как данное свойство перетекает из одной сферы активности в другую и фиксируется как особое качество личности, которое возвышает ребёнка в собственных глазах и вызывает уважение окружающих. К детям это приходит в возрасте 2-3-х лет, который является точкой отсчёта в формировании самостоятельности.

Ведь внутренняя позиция личности складывается у ребёнка очень рано, к ней относится определенное отношение к миру людей, вещей и к самому себе. Но данная позиция может изменяться на последующих этапах формирования личности, и в этом случае велика роль взрослого как посредника между ребёнком и окружающим миром, так как активная позиция личности, в развитии которой родители принимают активное участие, оказывает существенное влияние на её психическое развитие. И, конечно же, сформированная в раннем детстве самостоятельность занимает очень важное место на последующих этапах развития. Поэтому родители, желающие, чтобы их ребёнок был самостоятельным, независимым, активным, уверенным в себе, т.е. имел активную жизненную позицию, должны задуматься о формировании самостоятельности ребёнка уже в раннем детстве. При этом стараться не губить природных качеств ребёнка и желания самостоятельно познавать мир, выбирать ту стратегию воспитания, которая не будет губительна для самостоятельности ребёнка и, конечно, строить уважительные отношения с ребёнком. Только в этом случае родители подготовят успешное вхождение ребёнка в социум. Ведь самостоятельность не означает полную свободу действий и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Поэтому это не любое самостоятельное действие, а только осмысленное и социально приемлемое.

   И ещё хочется отметить о необходимости принятия ребёнка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, т.е. ребёнок должен всегда чувствовать безусловную любовь в семье. В таких условиях дети растут эмоционально защищёнными и уверенными в себе, инициативными и самостоятельными, ответственными за себя и свои поступки, а значит и успешными в любой деятельности!

                                                 Список литературы:

1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. СПб: Питер, 2008.                                                                                                       2.Волков Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии.   СПб: Питер, 2009.                                                                               3.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: АСТ, 2010.                            4.Дольто Ф. На стороне ребенка. – Екатеринбург, 2003.                                          5.Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб: Питер, 2009

nsportal.ru

Воспитание самостоятельности

Правильное воспитание ребёнка возможно лишь тогда, когда ребёнок получает чёткое эмоциональное или словесное послание от своих родителей, что он самостоятельная и взрослая личность…

Эта статья — продолжение темы, начатой в статье «Страх совершить ошибку», который появляется у ребёнка, а потом уже и взрослого человека, который неправильно воспитывался в детстве.

Правильное воспитание — взращивание ответственности

«Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.»

Адольф Дистервег, немецкий педагог

Правильное воспитание ребёнка возможно лишь тогда, когда ребёнок получает чёткое эмоциональное или словесное послание от своих родителей, что он самостоятельная и взрослая личность, которая может принимать полноценное участие в жизни семьи и общества, хотя и с учётом его знаний, умений и возможностей. Это будет справедливо и честно, и ребёнок это поймёт, если вы ему будете объяснять почему какие-то вещи ему сейчас не стоит делать.

«Конечно, ты можешь попробовать, но я бы тебе не советовал это делать, поскольку мне кажется, что тебе может не хватить сил и, скорее всего, тебе сложно будет разобраться с этим…» — может сказать родитель. — « Но если ты уверен в своих силах — давай, попробуй, а если почувствуешь, что что-то начинает не получаться — зови меня, постараюсь помочь, если смогу.». Понятное дело, что так родитель может говорить, когда уверен, что такая самостоятельная активность ребёнка не навредит ему.

«Величайшая ошибка, которую обыкновенно делают в воспитании, — не приучают юношество к самостоятельному размышлению.»
Готхольд Лессинг, немецкий поэт,
драматург, просветитель

Что происходит дальше, ребёнок пробует и действительно — не выходит… Так укрепляется вера в авторитет родителей и вырабатывается искреннее доверие в слова и мудрость родителей: он видит что вы его не ограничиваете, а просто оберегаете от глупостей.

Самостоятельность — это когда сам исправляешь ошибки

И ещё один важный момент — если ребёнок позвал родителя на помощь, очень важно не «расхлёбывать» за него всё то, что он «заварил», поскольку это может привести к тому, что такой родитель превратится в палочку-выручалочку-выгребалочку :).

Конечно, родитель может «разребсти» 85% или, даже, все 95% заваренной каши ребёнком, но очень важно для воспитания самостоятельности ребёнка, чтобы ребёнок осознал, что всё, что он делает в жизни, имеет последствия, которые именно ему и придётся примать в свою жизнь.

«Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.»
Лев Толстой

Поэтому какие-то 5%-10% процентов ребёнок обязательно должен собственноручно самостоятельно «расхлебать». Но это должен быть мягкий подход и ребёнок должен понять, что он как желающий стать взрослым должен проявлять самостоятельность и ответственность, взрослые всегда исправляют то, что «заварили»…

Т.е. суть в том, что родитель всегда должен помогать ребёнку, если он действительно в этом нуждается. И не так, что он сразу даёт готовые ответы, а как бы садится с ним и вместе с ним решает что и как лучше сделать, чтобы решить жизненную ситуацию. Для этого достаточно просто задавать наводящие вопросы и предоставлять нужную информацию к размышлению. А потом, если нужно, вместе с ним идёт и помогает ему «расхлёбывать».

Так Ваш ребёнок будет знать, что если ему действительно будет нужна Ваша помощь, Вы всегда окажетесь рядом и будете ему действительно помогать, а не говорить «Я же тебе говорил…». А для детей ощущение поддержки родителей всегда очень важно. Так они чувствуют себя защищенными и им легче учиться принимать собственные решения.

Самостоятельность — это возможность ошибаться

Второй момент — ошибки — самый прекрасный способ получить бесценный урок. Это не значит, что нужно толкать ребёнка на совершение ошибок, просто нужно его вдохновлять решать жизненные задачи самостоятельно. Да, вы знаете как это нужно сделать и можете сделать это за минуту, но если ребёнок сделает это даже за 20 или 30 минут, то он обретёт нечто большее, чем просто зазубренную инструкцию. Он будет обретать умение смотреть в корень ситуации и искать приемлемые решения из всевозможных на данный момент. А это очень важно, поскольку материальный мир постоянно меняется и те решения, которые работают сейчас, завтра работать уже не будут.

«Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.»
Константин Ушинский

Поэтому давайте ребёнку больше самостоятельности, не открывайте «все карты», а подталкивайте его к нужному решению, чтобы он сам делал открытия и осознания. Для этого просто предоставляйте к размышлению необходимую для этого информацию. Именно таким способом пользовался Сократ — он просто задавал нужные вопросы, а ищущий ответа человека с помощью этих вопросов сам находил в себе верное решение какой-то ситуации.

Если сам додумаешься —  никогда не забудешь.

 Важно помнить, что взращивая в ребёнке самостоятельность, он должен не бояться совершать ошибку, детальнее об этом в статье «Страх совершить ошибку». А в статье «Воспитание ответственности» вы найдёте несколько советов о том, как воспитывать самостоятельность ребёнка

 

 Kris.h.Nive
LifeSecrets.in.ua

 

lifesecrets.in.ua

Формирование самостоятельности и ответственности.. Широковская средняя школа Буда-Кошелевского района

Формирование самостоятельности и ответственности.

Ответственный родитель – ответственный ребенок.

Каждый из родителей, воспитывая своего ребенка, старается поступать «как лучше»: ограждая ребенка от жизненный неприятностей, взрослые очень часто все берут на себя, и ответственность и обязанности. Несмотря на явно благие намерения, такие родители на самом деле вредят своим детям. Не позволяя детям научиться жизни на собственном опыте и не дав им возможности испытать на себе последствия своих действий, они растят людей, у которых напрочь о уверенность в себе, потому что все важные решения в их жизни принимались другими.

Вместо того, чтобы быть такими «хорошими» родителями, надо постараться быть ответственными родителями, которые относятся к детям как к равным, демонстрируют им свое уважение и при любой возможности позволяют им самостоятельно принимать решения – и испытывать на себе их последствия. Ответственные родители настойчивы, но не проявляют каждую мелочь. Они уважают прав детей и требуют с их стороны такого же уважения к своим собственным правам.

Изучите примеры поведения двух типов родителей в таблице. Согласны ли вы с тем, что их поведение приводит к результатам, указанным во второй и четвертой колонках?

«Хорошие» родители

Ответственные родители

Поведение

Результат

Поведение

Результат

Контролируют поведение ребенка с помощью метода «кнута и пряника».

Ожидают послушания во всем и не могут смириться со своим поражением.

Ребенок обороняется или сдается. Становится нечестным, врет.

Не научается самостоятельно контролировать свое поведение.

Позволяют ребенку принимать решения. Предоставляют положительное подкрепление и поддержку.

Ребенок растет с чувством уверенности в своих силах.

Научается самостоятельно принимать важные решения.

Требуя совершенства, часто выискивают недостатки. Хотят, чтобы ребенок вел себя так, «чтобы не было стыдно перед соседями».

Ребенок теряет уверенность в себе – он не оправдывает ожидания родителей.

Может постараться стать «образцом совершенства», стремится во всеем угодить.

Радуются маленьким победам ребенка, поощряют в любом начинании.

Ребенок начинает верить в себя. С большой готовностью стремится «попробовать свои силы» в новых делах.

Подозрительны. Не доверяют ребенку. Связывают его по рукам и ногам всевозможными правилами и ограничениями.

Ребенок чувствует себя виноватым. Теряет доверие к людям.

Доверяют ребенку. Всегда замечают старания ребенка и поощряют его.

Ребенок растет свободным и верит в себя. Научается доверять людям.

Считают, что если они обладают большим опытом чем ребенок, то все обязанности берут на себя.

Ограждают ребенка от всех трудностей и неприятностей, жалеют, стыдят, балуют.

Ребенок чувствует себя беспомощным. Ожидает от других, что они «обо всем позаботятся».

Демонстрируют уважение к ребенку и поощряют его стремление к самостоятельности.

Ребенок научается уважать себя. Становится более ответственным.

Не могут сказать ребенку «нет». Постоянно уступают всем его капризам. Позволяют собой манипулировать.

Ребенок становится избалованным и эгоистичным. Не умеет находить себе друзей. Становится жадным.

Ведут себя твердо. Уважают как права ребенка, так и свои собственные права. Поощряют ребенка к сотрудничеству.

Ребенок научается жить в коллективе. Легко находит себе друзей.

Советы родителям по формированию

у детей ответственного поведения.

Попробуйте научить детей готовить, гладить, убирать и заниматься другой домашней работой, копать грядки, следить за цветами, ходить в мастерскую и др. Главным подспорьем в обучении может и должен стать личный пример.

Лучший способ воспитать самостоятельность – предоставить возможность отвечать за себя. Задайтесь вопросом «что из того, что я делаю для детей, они могут делать сами?». Затем постарайтесь постепенно приучить их выполнять эти дела самостоятельно.

Если вы доверяете детям больше обязанностей, это не только снимает напряженность в ваших с ним отношениях, но и избавляет вас от необходимости самим выполнять всю работу по дому. Но главная причина, по которой это все же следует сделать, заключается в том, что это поможет детям стать ответственными, добрыми людьми, готовыми помогать окружающим.

Для того, чтобы воспитать в детях ответственность, недостаточно дать им больше обязанностей. Нужно также предоставить им больше свободы в самостоятельном принятии решений. Разрешите им самим выбирать, что одевать, покупать, как проводить свободное время. Кроме того необходимо проводить с детьми больше времени, обучая их, показывая им, как выполнять новые для них задания, поддерживая и поощряя их даже за скромные успехи и достижения. Чем раньше вы начнете эту работу, тем лучше. Наконец все это отнюдь не освобождает вас от обязанности контролировать поведение детей – самостоятельности не должна превращаться во вседозволенность.

Не следует ожидать, что дети в одночасье станут все делать сами. Надо затратить определенное время и усилия для того, чтобы научить, показать, подбодрить. Надо сделать новое задание приятным – даже веселым – и представить его чем-то таким, что обычно делают ответственные взрослые люди. Продолжайте поддерживать ребенка в его попытках научиться делать что-нибудь новое столько, сколько потребуется, при этом предоставляя эту поддержку как нечто само собой разумеющееся. Можно воспользоваться следующим паном действий:1 – скажите ребенку, что он должен сделать; 2 – покажите ему, как это сделать; 3 – дайте ему попробовать это сделать самому; 4 – наблюдайте и периодически проверяйте, как у него идут дела; 5 – хвалите ребенка за каждый небольшой успех.

Можно воспитывать ответственность в ребенке и на собственном примере. Вы сами должны правильно питаться, быть спокойным и доброжелательным, быть верным, заботиться об интересах окружающих…

Можно также попробовать определить ребенку еженедельное денежное содержание. Таким образом, он сможет научиться следить за состоянием своего личного бюджета.

Стать ответственным родителем вовсе не означает переложить все на ребенка и перестать о нем заботиться: теплота, забота, ласка – все эти вещи очень важны. Речь здесь идет не только об объятиях и поцелуях – просто надо быть рядом и не становится безразличным к тому, что происходит с ребенком. Недостаточно просто сказать детям: «С сегодняшнего дня сами разбирайтесь между собой – я вам больше не судья». Желательно, чтобы время от времени вы обсуждали вместе с детьми, как разрешать конфликтные ситуации в ненасильственной манере.

shirokoe.schools.by

Архивы Воспитание самостоятельности и ответственности

Жила-была Золушка. И была она Золушка в четвертом поколении. Поэтому лучше, чем предыдущие Золушки знала, что и как должно в её жизни случиться. Сценарий ведь уже предыдущими Золушками прожит, прописан, предопределен. Поэтому жила Золушка ожиданием бала. Будет бал, придёт Фея Крёстная, даст платье поносить до полуночи. Принц сначала потеряет голову, а в полночь потеряет любовь всей своей жизни, но найдёт туфельку, а по туфельке найдёт Золушку. Поэтому Золушка в предвосхищении бала тренировалась изящно терять гипотетическую туфельку…

Удивительным было не чудо превращения тыквы в карету, а то, что после бала принц Золушку разыскивать не стал. Принц подумал: «Наверное, я ей не настолько понравился, раз она не захотела остаться. Всё же просто. Хочешь остаться – остаёшься. Не хочешь – уходишь».  И стал принц общаться с менее симпатичными девушками, зато они никуда не убегали.

После третьего такого безрезультатного бала Золушка сначала вздыхала, что принцы уже не те. Потом думала, что всё дело в ней, что туфельку она как-то неправильно теряет.

Когда перед очередным балом Фея Крёстная начала своё напутствие привычными словами: «Веселись, но помни!», Золушка кивнула, но про себя подумала: «Нет уж, больше я в полночь с бала сбегать не буду».

Сразу же после знакомства предупредила принца про тыкву и платье. Туфельки обе сняла, потому что босиком танцевать удобнее, чем в хрустале. И утанцевала принца в сад. Потому что в саду музыка тоже слышна, а свободного места и воздуха больше. (В саду, кстати, можно за дресскод не париться) Про время – забыла. Как бальное платье превратилось в рваные джинсы – не заметила. Танцевала и думала: «Почему я танцую так мало? Разве обязательно ждать бал и Фею Крестную, чтобы танцевать? Разве обязательно терпеть притеснения мачехи? Разве обязательно нужно платье для знакомства с принцем? Разве обязательно? Мм… Какой симпатичный садовник…»

Нет ничего обязательного, кроме того, что мы сами выбираем считать обязательным.

Если старый сценарий в новых жизненных реалиях перестал работать, всегда можно от него отказаться.

Если результат вас опять не устраивает —  меняйте стратегию.

Самая добрая и любящая Крёстная Фея может заблуждаться относительно того, что вам нужно для счастья. Слушайте себя.

Танцуйте.

Счастливого вам Нового года!

С искренним пожеланием, Анна Быкова

 

annabykova.ru

«Воспитание самостоятельности и ответственности в раннем возрасте»

Консультация для родителей

«Воспитание самостоятельности и ответственности в раннем возрасте»

Чувство ответственности и самостоятельности – это характеристики зрелой жизни. Но закладываются они именно в детские годы.

Самостоятельность и ответственность не даются человеку от рождения. Они формируются по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеют свои особенности. Точка отсчета в формировании самостоятельности – это 2-3 года.

Основные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. Золотой серединой является авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансирован необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности: поручение посильных дел, напоминание и контроль, поощрение и санкции.

Важно в этой системе обязательно должна быть четкость, иначе она не принесет результатов. Эта система основана на методе позитивного подкрепления: в поведении ребенка закрепляется то, что ведет к хорошим последствиям, и изживается то, что ведет к неприятным. Чтобы увидеть результаты, нужно 7-10 дней.

Рекомендации:

1. Не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам, даже если нам некогда. «Ой, ты надел штанишки задом наперед. Иди-ка сюда, переоденемся, нам уже давно пора выходить». Подобные ситуации неизбежны: в самом деле, у вас на переодевание ребенка уйдет ровно 3 секунды, а для него это серьезная работа. Все родители иногда так поступают. Но если такой стиль заботы становится привычным, то в итоге вам придется опекать 25-летнего ребенка или сопровождать его на любовные свидания.

2.Чем больше общения, тем лучше. Общения никогда не бывает слишком много. Это относится к ребенку любого возраста. Перед тем как принять решение, с ребенком надо поговорить. Допустим, малыш заявляет: «Я не хочу завтра идти в садик». Нельзя проигнорировать это сообщение, надо исследовать, что происходит. Но в равной мере глупо было бы моментально согласиться с ребенком и срочно искать няню. Можно задавать открытые вопросы (но не такие, которые требуют односложных ответов): «А что в садике тебе не нравится? Что тебя там пугает?».

3. Право выбора. Было бы нелепо предложить пятилетнему малышу выбирать себе няню, продукты в супермаркете или расписание дня. Тем не менее даже маленькие дети должны учиться делать выбор. Маленькому ребенку следует предоставить так называемый «выбор в рамке».

Не стоит читать ему продолжительные лекции о пользе движения и свежего воздуха, достаточно спросить: «Куда мы пойдем сегодня: на детскую площадку у дома или в дальний парк?»; «Что будешь пить: воду или сок?»; «Ты уберешь игрушки сейчас или после прогулки?».

Такие вопросы ставят рамки: они не позволяют ребенку решать, скажем, будет ли он убирать игрушки или нет. Но они позволяют принимать решения, причем ребенок возьмется за уборку ответственнее, если сам выбрал для нее время. В целом детям до 5 лет лучше предлагать выбора одного из двух вариантов, а в дальнейшем их количество постепенно увеличивать.

4. Поступки с последствиями. Вы можете сказать: «Ну, хорошо, пускай ребенок выбирает сам. Но что если он выберет какую-нибудь ерунду?». Вопрос, конечно, правомерный. Если какие-то действия ребенка несут риск для его здоровья или семейного благополучия, родителям надо сказать твердое «нет». Впрочем, большинство детских поступков оказываются все-таки безобидны. Важнее другое: чтобы ребенок осознавал, что у каждого поступка есть последствия.

Девочка пытается походить в маминых тапочках: это интересно смотрится, но не слишком удобно. Малыш пробует есть суп с помощью соломинки для сока — оказывается, это утомительное занятие. Мудрый родитель не станет восклицать: «Перестань заниматься глупостями!». Ведь это просто ценный урок. А заодно ребенок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия. Так, вам не придется бранить ребенка, который забыл в песочнице любимую машинку и наутро ее там не обнаружил, он уже сделал свои выводы.

5. Он требует помощи. Малыш, попытавшись застегнуть пуговицы на рубашке, приходит в отчаяние и начинает злиться, кричать и кусать свою непослушную одежду. Таким образом, он признал себя беспомощным, чтобы включить маму в трудную ситуацию. Действительно: чтобы застегнуть одну пуговицу, нужны сотни тонких моторных навыков, просто мы, взрослые, об этом давно забыли. Роль беспомощного не полезна ни для самооценки ребенка, ни для ваших отношений. Поэтому не стоит верить, что у него действительно «ничего не получается». Лучше пускай он привыкнет просить: «Помоги мне, пожалуйста!». Затем надо дать ему шанс сделать все, что он может сделать сам (пусть наденет рубашку, сопоставит нужные пуговицы с нужными петельками, мама застегивает одну пуговицу – «А следующую — попробуешь сам?». Этот процесс может повторяться много раз, пока навык не будет освоен.

6. Поощрения и санкции. Один из наиболее эффективных методов приучения детей к выполнению повседневных обязанностей является использование специальных вознаграждений за правильное поведение. Среди наиболее важных конкретных правил следует выделить необходимость немедленного вознаграждения (подкрепления). Родители часто совершают ошибку, вознаграждая детей за что-то спустя длительное время. Такая система редко приносит успех.

Слишком часто родительские распоряжения состоят из миллиона «нет, нельзя», которыми забивается голова ребенка. Советую уделять больше времени искренним словам похвалы.

7. Чья это проблема? Итак, если ваш ребенок столкнулся со сложной проблемой, всегда стоит думать: чья это проблема — его или ваша? На самом же деле, пока он не стал самостоятельным, это всегда проблема общая. Пусть он сделает все, что может сделать сам, а родитель придет ему на помощь во всем прочем.

Застежки-молнии, вешалки на нужной высоте, практичная одежда — все это лишь незначительная часть большого процесса. Наша задача — создать у ребенка определенный образ мышления, и мы тем более преуспеем в этом, чем активнее сами будем показывать хороший пример.

spc-oktyabr.schools.by

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *