Задачи духовно нравственного воспитания – Задачи духовно-нравственного воспитания

Содержание

Задачи духовно-нравственного воспитания

Понятие и содержание духовно-нравственного воспитания

Определение 1

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия учащимися культурных, духовных и нравственных ценностей.

Сущность духовно-нравственного воспитания заключается в последовательном расширении и укреплении ценностной сферы личности ребенка, формирования у него способности находить, видеть, воспринимать и оценивать прекрасное на основании культурных и моральных норм и традиций.

Основные направления духовно-нравственного воспитания:

  1. Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека.
  2. Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств.
  3. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни.
  4. Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
  5. Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, родной земле.
  6. Воспитание ценностного отношения к эстетически прекрасному, формирование представлений об идеалах и ценностях.

Принципы духовно-нравственного воспитания:

  • принцип личного нравственного примера;
  • принцип социальнопедагогического партнерства между всеми участниками воспитательнообразовательного процесса;
  • принцип индивидуальности воспитания;
  • принцип интеграции программ воспитания;
  • принцип актуальности и востребованности воспитания.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Замечание 1

Основной целью духовно-нравственного воспитания является осуществление педагогической поддержки становления высоконравственной личности.

Для достижения поставленной цели духовно-нравственное воспитание решает ряд следующих задач:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма:

    • формирование элементарных представлений об устройстве государства;
    • воспитание уважительного отношения к национальному языку, культуре, традициям, истории, народных героях и т.п.;
    • формирование представлений о символах государства и их значении;
    • формирование элементарных представлений о правах граждан, различных институтах общества и их участии в жизни общества;
    • воспитание стремления принимать активное участие в жизни общества и государства;
    • формирование представлений о роли человека в обществе и государстве;
    • воспитание любви и уважения к Родине, стремление ее защищать;
    • воспитывать умение отвечать за свои поступки и действия.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

    • формирование первоначального представления о национальных ценностях, бережного отношения к природе;
    • формирование представлений о хороших и плохих поступках, развитие направленности на хорошие поступки и негативное отношение к отрицательным;
    • прививать уважительное отношение к старшим, родителям, сверстникам, младшим, формирование дружеского отношения внутри детского коллектива;
    • формирование элементарных религиозных представлений и религиозной картине мире, месте и значении религии в государстве;
    • прививать правила поведения в обществе, школе, детском саду, на природе и т.д.
  3. Воспитание трудолюбия:

    • формирование первичных представлений о значимости образования и труда в жизни каждого человека;
    • развитие представлений о роли науки, научных открытиях в жизни общества и государства;
    • формирование уважительного отношения к труду и творчеству, ознакомление с основными профессиями;
    • развитие дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, соблюдения правил поведения на рабочем месте;
    • формирование бережного отношения к результатам своего труда и труда других, бережного отношения к предметам, личным вещам, школьному имуществу и т.д.;
    • формирование отрицательного отношения к таким проявлениям как лень, небрежность, неаккуратность и т.д.
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ:

    • воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей;
    • развитие элементарных представлений о взаимосвязи нравственного и физического здоровья человека;
    • формирование понимания значимости физической культуры и спорта в жизни каждого человека, сохранении и укреплении его здоровья;
    • развитие знаний о гигиене, развитие привычки соблюдения личной гигиены;
    • формирование представлений о значении природы в жизни человека и ее положительного влияния на здоровье;
    • формирование негативного представления о возможном отрицательном влиянии на физическое и психического здоровье человека избытка компьютерных игр, телевидения и т.п.
    • развитие отрицательного отношения к несоблюдению правил гигиены и режима дня.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе:

    • развитие интереса к природе, ее явлениям, формам жизни и ее проявлениям, роли человека в природе, желания ее беречь и сохранять;
    • формирование элементарных знаний и опыта природоохранной деятельности, бережное отношение к растениям и животным, любви к ним.
  6. Воспитание эстетических компетенций:

    • формирование представлений и физической и душевной красоте человека, ее проявлениях;
    • формирование и развитие эстетического вкуса, идеалов, чувства прекрасного, умения находить красивое в повседневной жизни, потребности создавать произведения искусства собственными руками, стремление окружать себя прекрасным;
    • формирование интереса к произведениям искусствам (книгам, картинам, концертам, выставкам и т.д.), умения воспринимать прекрасное и переживать эстетические чувства;
    • развитие умения не просто созерцать прекрасное и внутренне его переживать, но и уметь давать ему оценку, выражать свои чувства;
    • формирование отрицательного отношения к безобразному, отрицательным поступкам, неряшливости и т.д.

Замечание 2

Таким образом, задачи духовно-нравственного воспитания достаточно обширные и распространяются на все стороны жизни человека.

spravochnick.ru

Напрвления и задачи духовно нравственного развития и воспитания

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Духовно-нравственное развитиеДуховно-нравственное развитиеДуховно-нравственное развитие — основа воспитания в России

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Духовность - определениеДуховность - определение
Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Понятие нравственностиПонятие нравственностиЧто такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

Что такое духовно-нравственное воспитаниеЧто такое духовно-нравственное воспитание
Что такое духовно-нравственное воспитание

Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

Страшные раскраскиСтрашные раскраскиРаскраски как иллюстрация к тексту

Цель  духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.
Основные положения духовно-нравственного воспитанияОсновные положения духовно-нравственного воспитанияОсновные положения духовно-нравственного воспитания — перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Воскресная школаВоскресная школаВоскресная школа — один из методов религиозного воспитания

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

Девочка держит рисунокДевочка держит рисунокРебенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.
Семья - основа воспитанияСемья - основа воспитанияСемья — основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Развитие художественных споспобностейРазвитие художественных споспобностейТворческое развитие — один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.
Патриотическое воспитаниеПатриотическое воспитаниеПатриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.
Народные игрыНародные игрыНародные игры — один из методов социального развития

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Задачи духовно-нравственного воспитанияЗадачи духовно-нравственного воспитанияЦель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

detki.guru

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах.

1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:

– формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;

– осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;

– формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;

– утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.

2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.

3. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.

4. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.

5. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.

6. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.

7. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.

В свою очередь и эти задачи нуждаются в конкретизации. Думается, что одним из существенных недостатков абстрактной формулировки целей и задач воспитания является недостаток конкретики, в результате чего задача воспитания не переводится на уровень, понятный не только учителю, но и ученику. А без этого не может быть полноценного воспитания, так как ученик, который не знает, хотя бы в самом общем виде, цель своего воспитания не может быть субъектом воспитания. Простой пример. Ученик приходит в спортивную школу. И для того чтобы мог успешно осуществляться процесс спортивной подготовки, и у тренера, и ученика должен быть идеал спортсмена, на который они должны ориентироваться в своей деятельности.

Но точно такой же идеал должен быть сформулирован и на уровне общего образования и воспитания, причем он должен разделяться не только учеником и учителем, но и родителями.

Если же попытаться сформулировать тот идеал, который необходимо достичь в процессе воспитания, то его можно представить следующим образом.

1. Личность в нескольких направлениях ее развития. Прежде всего, здоровый человек. Далее – труженик, человек, умеющий все делать сам. Далее – эстетически и интеллектуально развитый человек. Духовно и нравственно развитый человек.

Поскольку человек всегда живет в социальном пространстве, то необходимо осмыслить его роль и в контексте его будущего социального положения.
2. Семьянин. Семья – это величайшая святыня, малая церковь. Поэтому ребенок должен быть хорошим сыном и дочерью, внуком и внучкой, братом и сестрой и
т.д. Это необходимо, чтобы затем создать и свою прочную семью.

3. Коллективист. Ученик живет в коллективе. Прежде всего классном, потом школьном, потом он входит в мир взрослых людей. Он везде должен уметь работать в коллективе, находить общий язык и т.п.

4. Сын своего народа. Каждый народ – это великое создание Божие на земле, и потому каждый человек должен понимать это и работать для блага своего народа.

5. Гражданин России. Россия – многонациональное государство. Содружество всех наций образует единый российский народ. И только это единство и может обеспечить процветание страны в целом и каждого человека в отдельности.

6. Гражданин мира. Человек – всегда часть человечества. С каждым днем этот абстрактный тезис наполняется все большим смыслом и реальным содержанием, так как каждый человек так или иначе, но все теснее входит в общение с человечеством. Поэтому необходимо воспитывать гражданина мира, а не исполнителя тех или иных непонятно кем заданных и непонятных самому человеку ролей.

7. «Гражданин царствия Небесного» (Митрополит Филарет (Дроздов)). Есть нечто, что выводит человека даже за уровень бытия человечества, на уровень его вечного бытия. Гражданин Царствия Небесного означает высшие, выходящие за рамки земного бытия, смыслы жизни человека в этом мире. Указать ребенку эти смыслы, научить жить в соответствии с этими смыслами, подготовить человека для жизни вечной также призвано духовно-нравственное воспитание.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

www.portal-slovo.ru

Цели, задачи и категории нравственного воспитания

Любая сфера человеческой деятельности нуждается в терминах, которые отражали бы присущие ей наиболее существенные свойства, связи и отношения. Такие понятия принято называть категориями. В педагогике они необходимы для обозначения элементов и явлений воспитательного процесса. В этой статье будут рассмотрены категории, которые используются в теории и практике нравственного воспитания. Основное внимание будет уделено понятиям нравственность, нравственное мышление и поведение. Также будут представлены особенности этапов нравственного развития детей, предложены рекомендации, которыми следует руководствоваться родителям.

Нравственное воспитание в семьеНравственное воспитание в семьеНравственное воспитание начинается в семье

Что такое нравственность

Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.

Понятие нравственности подразумевает систему внутренних духовных качеств, норм и правил, которые определяют поведение человека, его отношение к себе и окружающим.

Человек, обладающий высокой нравственностью, демонстрирует самостоятельность и волю, самоконтроль и готовность нести ответственность, способность сопереживать и оказывать помощь окружающим. В своих наивысших проявлениях нравственность реализуется в актах бескорыстного служения, самоотверженности и даже  самопожертвования.

При низком уровне нравственности человек отдает приоритет удовлетворению сиюминутных личных интересов. Он склонен к моральной неопределенности, подвержен влиянию популистских и релятивистских этических систем. Предпочитает идти путем наименьшего сопротивления, выбирать решения, не требующие чрезмерных духовных и физических затрат. Он демонстрирует безразличие и равнодушие по отношению к окружающим.

Определение нравственного воспитанияОпределение нравственного воспитанияЧто такое нравственное воспитание — определение

Каковы цели и задачи нравственного воспитания детей

Если рассматривать понятие воспитания как целенаправленного и организованного процесса формирования личности, то в самом широком смысле его главной задачей является передача накопленного опыта от старших поколений младшим, становление в человеке определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

Цель нравственного воспитания состоит в сотворении и развитии качеств личности, которые гармонировали бы с существующими нормами общественной морали, принятыми правилами поведения и отношений, а также способствовали бы активному социальному самоутверждению.

Задачи духовно-нравственного воспитания детейЗадачи духовно-нравственного воспитания детейЗадачи духовно-нравственного воспитания

При воспитании детей на первый план выдвигаются цели закладки базиса нравственного человека, а также формирования готовности и способности к дальнейшему самовоспитанию и самосовершенствованию. Для этого необходимо:

  • привитие первичных шаблонов (моделей) нравственного поведения;
  • создание начальной системы нравственных ценностей;
  • становление навыков самоконтроля, критического осмысления себя и окружающего мира, нравственного мышления;
  • обучение готовности отстаивать свою точку зрения и отвечать за свои поступки;
  • формирование осознания себя частью семьи, школьного коллектива, своей страны, всего человечества.

Что нужно знать об этапах нравственного развития

Дети растут не только физически, но и духовно. И если на определенном этапе физического развития ребенок уже может обходиться без постоянной помощи, то его духовное становление нуждается в беспрерывном участии родителей. Человек проявляет себя в поступках. Понятие нравственного поведения рассматривается как совокупность поступков, которые имеют нравственное содержание, предполагают возможность нравственного выбора и могут быть подвергнуты моральной оценке.

Теория нравственного воспитания -целиТеория нравственного воспитания -целиТеория нравственного воспитания -цели и результаты

Понимание особенностей этапов нравственного развития необходимо для правильной оценки поведения ребенка с целью адекватного реагирования. Очевидно, что требования, которые предъявляются к поведению детей разного возраста, должны различаться. Каждый период нравственного роста требует использования соответствующих методов и средств воспитания. При этом на каждой стадии необходимо заложить твердую основу для последующего нравственного становления. Условно этапы нравственного роста можно разделить на дошкольный и школьный периоды.

Дошкольный период

Этап младенчества характеризуется формированием у ребенка ощущения себя центром мира, в котором все служит немедленному удовлетворению его потребностей. Окружающие служат источником необходимого и желаемого.

На следующей стадии, как правило, к полутора годам, у ребенка начинают формироваться первые внутренние ограничители. Он знакомится с миром, сталкивается с первыми запретами, обучается первым правилам. Возникают первые конфликты. Закладываются стандарты поведения, основанные на повиновении взрослым.

Нравственное воспитание дошкольников задачиНравственное воспитание дошкольников задачиНравственное воспитание дошкольников происходит в семье и в детских учреждениях

В возрасте от трех до семи лет происходит решающий поворот в нравственном росте, связанный с усвоением ребенком ценностей малой группы, в которой он пребывает.

Семейные нормы становятся определяющими, поскольку малыш находит важным то, что важно для родителей. Эти ценности закрепляются в процессе непрерывного напоминания. Ребенок обретает способность оценивать то, как его действия влияют на других. Он учится проявлять к ним внимание. Именно в этом возрасте закладывается основа его понимания «что такое хорошо, и что такое плохо», создается фундамент собственной системы нравственных ценностей. Помимо осознания необходимости повиновения взрослым начинается формирование понимания того, что родители несут за него ответственность.

Школьный период

Следующий этап связан с началом школьного обучения. Школьник знакомится с новыми системами правил, соотносит их с правилами семьи. Его посещают первые сомнения, чувство справедливости становится острее. Он получает первый опыт в защите права на собственное мнение, свою шкалу ценностей. В это время ребенок нуждается в поддержке. Родители должны укрепить его в своих убеждениях, не допустить погружения в состояние моральной неопределенности. В свою очередь, ребенок готов обращаться к родителям за помощью, они остаются главными авторитетами.

Уроки в школе и нравственное воспитаниеУроки в школе и нравственное воспитаниеУроки в школе обязательно содержат нравственный аспект

После десяти – двенадцати лет, подростки начинают осознавать себя частью не только семьи и школьного коллектива, но и нового поколения.

Усиливается авторитет сверстников. Их модели поведения вызывают все больший интерес. Происходит процесс перенимания новых систем ценностей и оценки их приемлемости. Наступает этап колебаний и поиска. У подростка возникает потребность в абстрактных суждениях о справедливости и нравственных ценностях. Теперь задача родителей перейти от авторитарного руководства к позиции сопереживающего советчика, вовлеченного в проблемы ребенка. Контроль поведения по-прежнему необходим, но его формы не должны создавать дефицита взаимного доверия и возникновения барьеров в общении.

Направления нравственного развития в школеНаправления нравственного развития в школеНаправления нравственного развития школьников

Совет: На всех этапах очень важной задачей родителей является создание в доме атмосферы взаимной заботы и доверия. Постарайтесь избегать выяснения отношений при ребенке. Старайтесь объединять усилия.

Как сформировать основы нравственного мышления

Понятие нравственного мышления подразумевает процесс усвоения и осмысления нравственных правил и фактов, их анализ и оценку с последующей выработкой нравственных решений.

Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других. Основой его становления является способность ребенка быть чувствительным по отношению к окружающим, умение сочувствовать. На первых этапах эти качества закладываются примером внимательного и чуткого отношения родителей к потребностям малыша. Он находит понимание, которое потом вырастает во взаимопонимание. Дружественная атмосфера формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему. Такой ребенок не сторонится людей, не проявляет безучастия.

Методологические основы нравственного воспитания детейМетодологические основы нравственного воспитания детейМетодологические основы нравственного воспитания

Умение помнить о других — необходимое условие формирования способности думать о последствиях своих шагов и готовности нести ответственность. С развитием ребенка, эти качества формируются и закрепляются путем постоянного и терпеливого объяснения допустимости или, наоборот, неприемлемости тех или иных действий.

Совет: Вместе обсуждайте героев мультфильмов и кино. Задавайте вопросы – пусть ребенок учиться выражать свое мнение и формировать нравственные оценочные суждения.

Активно комментируйте жизненные ситуации, свидетелем которых стал ваш ребенок. Объясняйте свои поступки и решения, особенно, когда речь идет о выборе между собственным благополучием и необходимостью поступить «правильно». Не избегайте дискуссий, если ребенок высказывает мнение, отличное от вашего. Рассуждайте, приводите примеры из книг, из фильмов, из жизни. Не стесняйтесь принимать точку зрения ребенка, если его аргументы справедливы.

Внеклассная работа - посещение библиотекиВнеклассная работа - посещение библиотекиВнеклассная работа — посещение библиотеки как метод воспитания

О чем нужно помнить родителям

Нравственное воспитание ни в коем случае не должно сводиться к насаждению ограничений и запретов. Можно, конечно, путем  наказаний и угроз заставить ребенка поступать так, как принято. Такой подход на какой-то период действительно даст результат. Его нельзя абсолютно исключать из процесса воспитания, особенно на ранних этапах и в случаях, когда невыполнение требований родителей может нести потенциальную угрозу здоровью и жизни ребенка. Но с точки зрения длительной перспективы и по мере взросления малыша эта тактика окажется малоэффективной и даже вредной. Ведь важно не просто заставить ребенка следовать некоему набору правил, а заложить в нем понимание необходимости этих правил. Сформировать в нем отношение к власти (в широком смысле этого слова) на основе принятия ее объективного авторитета, а не из-за страха перед наказанием. Ребенок в процессе нравственного роста должен обрести понимание, почему именно так, а не иначе следует поступать и относиться к окружающим. Родители, которые выбирают такой путь, должны призвать в помощники внимательность, терпение, тактичность, объективность и справедливость.

Цели нравственного воспитанияЦели нравственного воспитанияЦели воспитания нравственности

Как добиться результата

Прежде всего, необходима непрерывная демонстрация ребенку приемлемых шаблонов поведения. Слова не должны расходиться с делом. Если поведение родителей будет отличным от их нотаций, вряд ли последующие нравоучения будут эффективными. Ребенок более склонен к воспроизведению ежедневно наблюдаемых моделей поведения взрослых, а не тех, которые описываются в ходе длительных бесед.

Необходимо постоянно, насколько возможно, вести наблюдение за ребенком и, в случае необходимости, не только пресекать нежелательное поведение, но и терпеливо объяснять, почему те или иные действия являются плохими. При этом плохими должны называться именно поступки, а не ребенок.

В случае наказания, ребенок должен получать исчерпывающие объяснения, что именно в его поведении было неприемлемым. При конфликтах между детьми, родители должны демонстрировать объективное отношение ко всем участникам, проявляя внимание и справедливость. Важно уметь открыто признавать перед ребенком свою неправоту и свои ошибки. Не бояться просить прощения у ребенка за несправедливые оценки его поступков и наказания.

Непрерывность нравственного воспитанияНепрерывность нравственного воспитанияНепрерывность воспитания нравственности

Бывают ситуации, когда ребенок не готов к прямому разговору. В таких случаях не стоит напирать. Лучше постараться проявить известную деликатность и выдержку.

Совет: Всегда помните, что находитесь под пристальным вниманием вашего малыша.

Именно вы являетесь для него источниками формирования представлений о правилах поведения и отношения к другим людям. Поэтому будьте бдительны и терпеливы, старайтесь проявлять себя с лучшей стороны.

В процессе воспитания все его участники подвержены взаимному влиянию. Часто, благодаря детям, родители лучше узнают самих себя, с удивлением знакомятся с собственными слабостями и недостатками. В таких случаях не стоит прятать голову в песок. Лучше всего использовать эти открытия в качестве стимулов для самосовершенствования и личностного роста. Ведь процесс воспитания, в том числе и нравственного, сопровождает нас всю жизнь.

detki.guru

«Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 23 г. Химки.

«Духовно-нравственное воспитание школьников

во внеурочной деятельности».

Выступление подготовила: М. Н. Иванова –

учитель начальных классов.

Дата выступления:13.11.2015г.

«Духовно-нравственное воспитание школьников

во внеурочной деятельности».

Выступление подготовила: М. Н. Иванова – учитель начальных классов.

Дата выступления:13.11.2015г.

В числе важнейших направлений воспитания особое место занимают вопросы духовно — нравственного воспитания школьников. Говоря о духовно-нравственном воспитании обучающихся, необходимо отталкиваться от его составляющей, а именно от концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России из серии «Федеральные государственные образовательные стандарты».

Современный национальный идеал личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Перед образовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии со своими моральными нормами и интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно — нравственных свойств личности школьника.

Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов. Необходимо выделить три составляющих данного направления воспитания обучающихся в условиях ФГОС: Создание условий, содержание и результативность.

          Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью и сохраняется всю человеческую жизнь.

«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступать в той или иной жизненной ситуации. Нравственные нормы, мораль может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Воспитание  школьников, обеспечивает их духовно-нравственное развитие во всех видах образовательной деятельности: в урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, социальной (общественно-полезной).

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, считал, что ее системообразующий признак – это нравственное воспитание: «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» 

Цель и задачи духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Основная педагогическая цель — воспитание духовно-нравственной личности , социально-педагогическая поддержка развития и становления высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в требовании к личностным результатам общего начального образования:

•  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•   формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• формирование эстетических потребностей, общечеловеческих ценностей и чувств;

•  формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

•  формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

•  развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

•   воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; толерантности к людям других национальностей, уважение их традиций ; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости

•   формирование патриотизма и гражданской солидарности;

•   формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;

  Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс взаимодействия обучающихся для усвоения ими общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

 Духовно-нравственное развитие – это укрепление духовно-нравственных ценностей, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать сое отношение и поведение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.

Принципы духовно-нравственного воспитания.

  • Воспитание на традициях.

  • Принцип сотрудничества.

  • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

  • Системно-организованный подход.

  • Личностно-ориентированный подход.

  • Принцип сохранения исторической памяти.

Сегодня мы говорим о духовно — нравственном воспитании и развитии школьников во внеурочное время.

В начальной школе по данному направлению проводятся занятия во внеурочной деятельности: «Я живу в России», « В гостях у сказки» и др.

Патриотическое воспитание является важной частью духовно-нравственного воспитания учащихся.

В процессе занятий курса «Я живу в России» обучающиеся приобретают не только знания о нашей стране, но и формируют свою устойчивую духовно-нравственную позицию, как гражданина своей страны, патриотическое отношение к своей Родине, любовь к своему народу, своей земле, осознают свое место в развитии государства.

В изучении данного курса мы работаем над долгосрочным проектом: «Великая Россия», в который вошли мини-проекты: «Россия- моя Родина», «Моя малая Родина-Химки», «Моя Сходня», «Русские народные промыслы: Хохлома, гжель, дымково и др…». «Многонациональная моя Родина», «Русская матрешка — как символ России». На занятиях данного курса ребята не только узнают о нашей Родине, о красоте ее природы, о ее богатствах, но и знакомятся с традициями и особенностями жизни разных национальностей, учатся уважению к своим предкам, гордятся подвигами и заслугами своего народа.

А еще на занятиях во внеурочной деятельности дети становятся добрее друг к другу. На кружке «Волшебные пальчики» Ребята сделали ромашку. Всем известно, что ромашка — это символ семьи. Вот и у нас в классной семье — своя ромашка. На лепестке фотография ребенка. Дети берут этот цветок и говорят своим одноклассникам что- то хорошее. Дети становятся более терпимы друг к другу, более внимательны.

В своей практике духовно — нравственного воспитания учащихся я также применяю сказкотерапию, используя сюжеты сказок Коротковой Л.Д. (Короткова Л.Д. «Сказкотерапия в школе»). После каждой сказки у нас есть рубрика: «Нравственный урок», в которой мы подбираем пословицу к сюжету сказки, делая вывод и определяя урок для себя (Приложение 1).

Корней Иванович Чуковский писал так: «По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Дети любят слушать сказки, а сказки учат жить. Недаром говорится: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно — образовательной работы с детьми для формирования духовно-нравственного мировоззрения.  Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.  Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном  и  эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое  «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами  взглянуть на окружающий мир и близких людей.

Работая над русскими народными сказками в направлении духовно-нравственного воспитания и развития школьников педагогам можно использовать таблицу для удобства планирования занятий:

РНС

Тема Д/Н направления

Задачи воспитания

Пословицы по теме

Интеграция с другой внеурочной деятельностью

Следование христианским заповедям

«Снегурочка»

Любовь уважение к родителям, трудолюбие, кротость

Воспитывать почтительное отношение к отцу, матери, скромность, трудолюбие

Кто родителей почитает, тот век в счастье живет.

Рисование: «Моя семья», «Как я вижу добро».

Почитай мать свою и отца своего.

«Заюшкина избушка»

Добродетели: милосердие, сострадание, помощь, забота о ближнем.

Пороки: Зависть, обман, наглость

Формирование чувства милосердия, сострадании.

Кто добро творит, тому зло не вредит. На чужую работу глядя, сыт не будешь.

Иллюстрация сказочных героев, выражение чувственного состояния зверей.

Не желай того, что есть у ближнего твоего, не завидуй, не лги, не делай зла

Подробнее хочу остановиться на авторской сказке. А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Данная сказка представлена в программе изучения по литературному чтению, но, к сожалению, ограниченное время урока не позволяет более глубоко поработать над сюжетом произведения, выявить нравственные и безнравственные позиции главных героев, услышать настроение, примерить на себя роли. Поэтому мы вынесли изучение сказки за рамки урока во внеурочную деятельность «В гостях у сказки».

Предлагаю вам ознакомиться с работой, направленной на духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения на примере изучения произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» во внеурочной деятельности.

На первом этапе мы познакомились со значением старославянских слов, используемых в тексте. Эта работа не только обогатила словарный запас детей, но и расширила представление о русском общении, бытие в прошлом. (Приложение 2)

Работая над характерами героев произведения, дети выделили, что:

  • Рыбку можно охарактеризовать, как добрая, честная, бескорыстная, справедливая, порядочная, вежливая,терпеливая, сдержанная;

  • Старика- как добрый, безотказный, трудолюбивый, бесхарактерный, доверчивый, ведомый, бедный, несчастный, замученный;

  • Старуху — сварливая, жестокая, безжалостная, злая, жадная, грубая, надменная, неблагодарная, глупая, ненасытная, беспощадная.

Слова, которыми автор полно и метко передает характер старухи? (еще пуще старуха бранится…, старика старуха забранила…, на чем свет стоит мужа ругает…)

Мы задумались над словом в тексте «СТАРЧЕ»…

Объяснение смысла слова «старче»(Звательный падеж)
Почему рыбка, обращаясь к старику, всегда называла его «старче», а не старик, старый, старичок? Старче — это человек старенький, уставший от тяжелой жизни, изнеможенный тяжелым трудом и заботами.
Очень интересны и результативны интонационные упражнения, игры.

Задумаемся: как менялось море при каждой просьбе старика? Слова у поэта подобраны так, что мы чувствуем приближение беды. Попробуем голосом передать состояние моря.

  • Море слегка разыгралось.

  • Помутилось синее море.

  • Неспокойно синее море.

  • Почернело синее море.

  • На море черная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют.

Автор показал, как менялось настроение у рыбки при каждой просьбе старика, выразив состояние неживой природы.

Работая над развитием речи и изучением народной мудрости, мы с ребятами выбираем пословицы к героям произведения и их позиции в сказке.

Рыбка:
Долг платежом красен.
Будь своему слову хозяин.
Старик:

Доброму все добро.
Петя Васин на все согласен.

Старуха:
Лягушке волком не быть, сколько воды не пить.
Не зарься на чужое, свое береги.
Сделав худо, не жди добра.

Сколько волка не корми, а он все в лес смотрит.

Вывод по сюжету сказки(Нравственный урок):
За большим погонишься, малого не увидишь.
Как аукнется, так и откликнется.
Сам себя губит, кто других не любит.
Учись на добро отвечать добром.
Многого желать – добра не видать.

Каждая сказка А.С. Пушкина – это наука о жизни. Основной нравственный урок «Сказки о рыбаке и рыбке» — это: «не задавайся, не проси лишнего, а то останешься у разбитого корыта».
С христианской точки зрения зададим вопрос: Какую христианскую заповедь нарушила старуха? «Не желай ничего, что у ближнего твоего».

При подведении итога можно предложить детям ответить на вопросы к тексту, а также высказать свое отношение к сюжету сказки или выразить свою реакцию на те или иные слова героев произведения.

С детьми необходимо, как можно чаще разговаривать обо всем и путем бесед объяснять, как надо поступать в той или иной ситуации, учить любить тех, кто рядом с ними, учить относится друг к другу так, как если бы они хотели, чтобы относились к ним люди.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Личность ребенка в духовно-нравственном направлении формируется постепенно.

На 1 уровне необходимо, чтобы младший школьник умел учитывать состояние окружающих людей, иметь определенную нравственную позицию к поступкам людей и ситуации.

На 2 уровне ребенок выбирает способ своего поведения — реакцию на ту или иную ситуацию, учитывая моральные общечеловеческие нормы поведения.

На 3 уровне детьми осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!» Ребенок может дать совет и сам своим примером доказать духовно-нравственный выбор в конкретной деятельности.

В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм духовно-нравственных ценностей. В младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности и учим их азбуке морали (Приложение 4), для того, чтобы в настоящем и в будущем они смогли делать правильный выбор, основываясь на своих духовно-нравственных принципах, отвечая требованиям к Современному национальному идеалу личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Короткова Л.Д. « Сказкотерапия в школе».

Нравственный урок.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ К СКАЗКАМ:
Вранье не введет в добро.
Разум, совесть, да честь — лучшее, что у человека есть.
Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.
Честные глаза вбок не глядят.

Как аукнется, так и откликнется.
За чем пойдешь, то и найдешь.
Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Без Бога не до порога.
Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что говоришь.
В детстве не научишься — всю жизнь намучишься.

Корова в тепле — молоко на столе.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.
Не все с рук сходит.

Не зная броду, не лезь в воду.
Богатство даром не дается.
Знал бы, где упал — соломки бы подстелил.
Пока выбираешь — разум потеряешь.
Не все то золото, что блестит.
За чем пойдешь — то и найдешь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Словарь к произведению А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
ВЕТХАЯ – разрушающаяся от старости, дряхлая.
ЗЕМЛЯНКА – крытое углубление в земле, вырытое для жилья.
СТАРЧЕ – старый, усталый человек.
ОТКУП – исключительное право на пользование чем-нибудь, на получение каких-нибудь доходов или на продажу  товаров.
ВЕЛИКОЕ ЧУДО —  нечто небывалое,  необыкновенное, поразительное, необычное, сказочное, удивительное.
ВЫКУП – плата, деньги, которыми выкупают что-либо.
КЛИКАТЬ —  звать.
НАДОБНО – надо, нужно.
ПУЩЕ – больше, сильнее.
БРАНИТЬСЯ – ссориться, ругаться, выражать свое недовольство.
СВАРЛИВАЯ БАБА – ворчливая, склонная к ссорам.
СВЕТЕЛКА – небольшая  комната, обычно в верхней части жилья.
СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА —  дворянка из старинного рода.
ВЫСОКИЙ ТЕРЕМ – В древней Руси высокий, богатый дом  с покатой крышей, с надворными постройками.
ДУШЕГРЕЙКА – теплая кофта без рукавов, род жилета обычно на вате или меху.
КИЧКА – старинный русский праздничный головной убор замужних женщин.
ЧУПРУН – спускающаяся на лоб прядь волос.
ВЗМОЛИЛСЯ – горячо просил, умолял.
БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ —  совсем одурела.
ГОВОРЯТ ТЕБЕ ЧЕСТЬЮ – просить вежливо, не угрожая, не принуждая.
ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, независимо от него.
ГРОЗНАЯ СТРАЖА – суровая вооруженная охрана.
ДУШЕНЬКА – милый, приятный человек.
ДОВОЛЬНА – удовлетворенное состояние.
С ОЧЕЙ ПРОГНАТЬ – прочь,  дальше от какого-то места.
ОЧИ – глаза.
ВЕЛЕЛА – приказала, потребовала, твердо изъявила свою волю.
НЕ САДИСЯ НЕ В СВОИ САНИ – не берись за дело, с которым не сможешь справиться, говорится как предостережение или с упреком, когда очевидно, что человек не справится с тем делом,  за которое берется.
ПОДЕЛОМ – справедливо, так и следует.
НЕВЕЖА – малообразованный человек.
ВЛАДЫЧИЦА – человек, владеющий чем-либо.
СЛУЖИТЬ – делать что- нибудь, для кого-нибудь, выполнять чью-нибудь волю.
НА ПОСЫЛКАХ – на побегушках, выполнять мелкие поручения кого-либо.
ПЕРЕЧИТЬ – поступать  и говорить наперекор, наоборот.
НЕ ДЕРЗНУЛ – непочтительно, оскорбительно, грубо разговаривать.
ПРОКЛЯТАЯ БАБА – преданная проклятию, ругани, брани, осуждению женщина.

ПРИЛОЖЕНИЕ3.

Вопросы в работе с произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»:

  • Расскажите, как получилось, что рыбка стала служить старику?

  • Кого вам больше всего жалко в сказке?

  • Как бы вы помогли старику и рыбке?

  • Чему нас хотел научить А.С. Пушкин в своей сказке?

  • Каких людей высмеивает А.С. Пушкин в своей сказке?

  • Как вы думаете, почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз? Что автор хотел сказать этим молчанием рыбки?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Азбука морали.

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Заповеди Божьи

1-я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2-я заповедь. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им.
3-я заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4-я заповедь. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему.
5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле.
6-я заповедь. Не убивай.
7-я заповедь. Не прелюбодействуй.
8-я заповедь. Не кради.
9-я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10-я заповедь. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх., гл. 20; Второзак., гл. 5).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Темы бесед духовно-нравственного направления воспитания школьников:

— Что такое дружба?. Кого называют настоящим другом?,

— Как ты понимаешь слово «добро»?

— Быть добрым – значит каким?

— Что значит «помогать людям»? Помогаешь ли ты сам людям?

— Что значит «хороший человек»?

— Что значит «правильно вести себя»?

Используемая литература:

infourok.ru

Духовно-нравственное воспитание личности

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность — редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

фото 111Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это — маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство — наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности — задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, — базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания — привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание — максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

фото 112

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

  • религии;
  • семье;
  • творчеству;
  • обществу;
  • государству.

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

фото 113

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, — залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

mystroimmir.ru

нравственное воспитание, его задачи и методы

Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе.

Самая большая опасность, которая подстерегает в современном мире – деградация человека, как личности.

Родительское собраниеРодительское собраниеСовместное родительское собрание с детьми — эффективный воспитательный метод

Особенности нравственного воспитания

В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.

Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.

Что такое духовно-нравственное воспитаниеЧто такое духовно-нравственное воспитаниеЧто такое духовно-нравственное воспитание — составляющие

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.

Нравственные основы - цель духовно-нравственного воспитанияНравственные основы - цель духовно-нравственного воспитанияНравственные основы — цель духовно-нравственного воспитания

Семья – залог нравственного воспитания

Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.

Семейные ценностиСемейные ценностиСемейные ценности — основа духовно-нравственного воспитания

К новым, современным традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день рожденье или 8 марта.

Совет: необходимо как можно больше уделять времени для общения со своим ребенком. Читать ему книги, смотреть вместе мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями.

Кадлры из мультфильмовКадлры из мультфильмовКадры из добрых мультфильмов

При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение добрым советским мультфильмам, а не современным американским. “Влияние современных мультфильмов на развитие и воспитание детей” – станет отличной темой для следующего родительского собрания или консультации.

Задачи, формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье

Задачи, которые должны ставить перед собой родители, просты:

  • научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
  • формировать чувство уважения, любви к своей Родине;
  • ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.
Суть духовно-нравственного воспитания в семьеСуть духовно-нравственного воспитания в семьеСуть духовно-нравственного воспитания в семье

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:

  • родительские собрания  на духовно-нравственную тематику;
  • вечера-дискуссии;
  • открытые показательные выступления педагогов;
  • завлечение родителей для совместной деятельности: проведение выставок, конкурсов, театральных постановок;
  • индивидуальные консультативные встречи со специалистами: психолог, педагог и воспитатель;
  • совместные с детьми экскурсии;
  • активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
  • общий с родителя досуг.

При совместном с родителями духовно-патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели: формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести ответственность за свои поступки.

Работа с родителямиРабота с родителямиРабота с родителями — совместные занятия

Образовательное учреждение, как средство духовно-нравственного воспитания

Прежде чем начать воспитательную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сенситивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к школе.

Формы работыФормы работыФормы работы по духовно-нравственному воспитанию

На занятиях по социализации уместным будет познакомить детей с профессиями своих родственников. Формировать у них добросовестное отношение к любому делу.

Отличным праздником, где напрямую будут взаимодействовать дети, и родители станут: спортивно-развлекательный праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта.

Утренники для младших школьниковУтренники для младших школьниковУтренники для младших школьников — один из методов воспитания

Важно: родителям детей старшего дошкольного возраста (6 лет) следует помнить, что уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне младшего дошкольника, где основной вид деятельности — все еще игра. Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.

Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания

Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом. Правильным решением станет совместный просмотр фото книг, кинолент, посещение  этнических музеев, галерей, тематических празднований. К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями своего народа.

Патриотическое воспитаниеПатриотическое воспитаниеПатриотическое воспитание — одна из главных составляющих духовно-нравственного развития

Детям свойственно совершать необдуманные, эмоционально окрашенные поступки.

Но на их фоне, все равно, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировался навык проявления милосердия, отзывчивости.

Воспитание любви к родинеВоспитание любви к родинеВоспитание любви к родине — актуальность опыта

Воспитание духовно-нравственных представлений — дело не одного дня и даже не месяца.

Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.

detki.guru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о